Открытые (по характеру членства) закрытые
свободное членство представителей высокие формальные требования к
различных социальных слоев кандидатам и сложный механизм приема
(по характеру целей и отношению к существующему строю)
революционные реакционные
коренное насильственное изменение восстановление старых
общественного строя реформистские консервативныеобщественных структур
постепенное изменение сохранение основ прежней системы
существующих порядков или постепенное приспособление к
новым реалиям
(по месту в политическом спектре)
левые(коммунисты, социалисты) правые(консерваторы, либералы)
выражают интересы социальных низов, частная собственность и основы социализация производства и распределения центристы(социал-демократы) буржуазного порядка
примирение крайних позиций, интересы
средних слоев общества
Это деление появилось во Франции в 1789 году, когда в Учредительном собрании на скамьях слева сидели сторонники радикальных перемен, а на правых скамьях - сторонники умеренности и порядка.
|
|
|
|
|
● Партийная система -совокупность всех действующих в стане партий. Бывают системы:
◙ однопартийная (СССР) (+ замаскированная однопартийная = ГДР, КНР);
◙ двухпартийная (США);
◙ многопартийная (Российская Федерация) (+ с одной доминирующей = Япония).
Политическая идеология
● Политическая идеология- определяемая политическими интересами совокупность взглядов той или иной социальной группы на политическое устройство общества.
Функции политической идеологии:
1. система ориентаций человеческой деятельности;
2. предложение идеалов, мобилизация общества на решение своих задач;
3. внедрение в общественное сознание собственных критериев и оценок;
4. интеграция общества, объединение людей в группы, партии, течения;
выражение и защита интересов определенных социальных групп.
■ I Либерализм(лат. liberalis -свободный) - общественно-политическое течение, сформировавшееся в конце XVIII - начале XIX веков в работах Д.Локка, Т.Гоббса, А.Смита.
Основными его положениями являются:
· свобода личности;
· неограниченность гражданских и политических прав человека;
· ограничение государственного вмешательства в общественную и частную жизнь;
· свобода предпринимательства, неприкосновенность частной собственности;
· свободный рынок и свободная конкуренция;
· равенство всех людей перед законом, возможности для социальной мобильности;
· идеологический и политический плюрализм;
· реализация принципа разделения властей;
свобода взглядов и убеждений, в т.ч. свобода совести.
+ Неолиберализм ХХ века: государство обеспечивает реализацию вышеизложенных требований, в т.ч. защиту производителей и потребителей от произвола монополистов.
■ II Консерватизм(лат. conservare - сохранять) - общественно-политическая идеология, берущая начало в работах Э.Берка и Ж.деМестра.
Основные положения:
· отстаивание сложившихся форм общественной жизни и традиционных духовных ценностей (семья, религия, мораль);
· естественное неравенство в обществе, что влечет существование привилегий высших слоев;
· интересы государства выше интересов индивида.
+ Неоконсерватизм ХХ века: свобода индивида, ограниченное вмешательство государства в экономику, личная инициатива, ограничение социальной помощи.
■ III Социализм(лат. socialis - общественный) - общественно-политическое учение, имеющее глубочайшие корни (например, христианское учение), заложенное в социальных утопиях Т.Мора и Т.Кампанеллы (XVIв.), работах социалистов-утопистов Р.Оуэна, Ш.Фурье, А.Сен-Симона (XVIII - XIXвв.), а также в учении К.Маркса и Ф.Энгельса (XIXв.).
Основная идея в том, что на смену индивидуализму придет совместная деятельность людей, основанная на общности интересов, социальной справедливости и равенстве. Гарантией этого должна стать ликвидация частной собственности, социального неравенства и эксплуатации. В конечном итоге должно произойти отмирание государства, как орудия порабощения одного класса другим.
▪ Марксизм (коммунизм)- учение К.Маркса и Ф.Энгельса, получившее развитие в трудах В.И.Ленина (марксизм-ленинизм) и провозглашавшее неизбежность крушения капиталистической системы и вступления человечества в коммунистическую эпоху. Основу учения составляют идеи революционного насилия, создания государства диктатуры пролетариата, которое создаст общество на принципах равенства и социальной справедливости.
▪ Социал-демократия (социал-реформизм)- доктрина, сформулированная Э.Бернштейном в начале ХХ века. Представляет собой пересмотр многих положений марксизма, отказ от классовой борьбы, революции, диктатуры пролетариата. Постепенное реформирование общества в направлении расширения участия народа в формировании государственных органов, расширения гражданских прав и свобод, прогрессивное налогообложение (богатые должны делиться во имя общественного согласия), развитое социальное законодательство (гарантия права на труд, отдых, охрану здоровья и др.).
■IV Фашизм- идеология ХХ века, основанная на крайнем национализме и расизме.
Политическая культура
● Политическая культура- комплекс типичных образцов поведения и ценностных ориентаций в политике; передаваемый из поколения в поколение опыт политической деятельности, в котором соединены знания, убеждения и модели поведения человека и социальных групп; исторически сложившаяся устойчивая совокупность форм политической деятельности, определяемых знаниями, убеждениями, чувствами, оценками, ориентациями, традициями, обычаями, нормами.
Т.е. политическая культура выражается во взаимоотношениях человека, имеющего определенный багаж знаний, опыта, чувств и т.д. политической деятельности, и государства.
Элементы политической культуры:
• Формы политической деятельности - способы выражения своих взглядов (законные и незаконные).
• Стереотипы - образцы политического поведения (индивидуальные и коллективные, активные и пассивные).
• Политические знания - теории, концепции, идеи, представления по различным вопросам политики.
• Идеалы - оценочные мнения об осуществлении государственной власти (либеральные, консервативные и т.д.).
• Ценности - внутренние привязанности, политические ориентиры, представление о наиболее важных целях и задачах (патриотизм, бескомпромиссность и т.д.).
Типы политической культуры (сочетание элементов):
A. Патриархальная (традиционалистская) - политическая культура, характеризующаяся отсутствием интереса граждан к политике, ограниченность политической деятельности местными вопросами. Преобладает в отстающих в политическом развитии странах и регионах.
B. Подданническая - политическая культура, ориентированная на официальные институты, с низким уровнем самостоятельной активности граждан (по традиции или из страха).
C. Активистская (участия, партисипаторная) - политическая культура, основанная на заинтересованности граждан в политике и их активное в ней участие.