Высшие учреждения государственного управления российской империи в xix веке.
1. Император.
2. Государственный Совет /создан в 1810 г./ - высшее законосовещательное учреждение империи.
3. Комитет министров /создан в 1802 г./ - совещание императора с высшими государственными чиновниками по вопросам управления империей.
4. Совет министров /создан в 1857 г./ - в 1857-1882 совещательный орган по общегосударственным делам под председательством императора. С 1882 г. высший государственный орган, объединял и направлял деятельность различных ведомств.
4.1.Министерства /учреждены в 1802 г./ - центральные органы отраслевого управления.
4.1.2. Министерство полиции /учреждено в 1802 г./.
Структура министерства полиции включала в себя министра, общую и особенную канцелярии, департаменты.
Общая канцелярия ведала делопроизводством министерства.
Особенная канцелярия - орган политического сыска, цензуры, расследования важнейших уголовных дел и контрразведки.
В 1819 г. министерство полиции было упразднено.
С 1883 г. центральным полицейским учреждением России является Департамент полиции при министерстве внутренних дел.
Департамент полиции подразделялся на несколько канцелярий (делопроизводств):
1-е - Распорядительное делопроизводство. Занималось общеполицейскими делами и личным составом полиции.
2-е - Законодательное делопроизводство. Заведовало разработкой различных полицейских законопроектов, инструкций, циркуляров.
3-е - Секретное делопроизводство. Ведало политическим розыском, внутренней и заграничной агентурой департамента, вело наблюдение за революционной деятельностью, осуществляло охрану императора.
4-е - Создано в 1883 г. Орган наблюдения за ходом политических дознаний.
5-е - Создано в 1883 г. Ведало гласным, а впоследствии и негласным надзором.
6-е - Создано в 1894 г. Заведовало различными вопросами, находящимися в компетенции Департамента: контролем за изготовлением и хранением взрывчатых веществ, фабрично-заводским законодательством и т.д.
7-е - Создано в 1902 г. Осуществляло наблюдение за производством жандармскими управлениями дознаний по государственным преступлениям.
4.2. Высшие комитеты /существовали с кон. XVIII в./ - органы отраслевого управления. К сер. XIX в. в России существовало 5 В.К.: Комитет об устройстве состояния, Комитет железных дорог, Западный комитет, Комитет по делам Царства Польского, Комитет Сибирской железной дороги.
5. Правительствующий Сенат /реорганизован в 1801 г./ - высшее судебное, надзорное и апелляционное учреждение России.
5.1. Уголовный департамент.
5.2. Гражданский департамент.
5.3. Особое присутствие для суждения дел о государственных преступлениях и противозаконных сообществах.
6. Святейший Синод - орган государственной власти, ведавший делами Русской православной церкви.
6.1. Совет по церковно - приходским школам.
7. Собственная Его Величества канцелярия /создана в кон.XVIII в., особыми полномочиями наделена в 1826 г./ - личная канцелярия русского императора, центральный орган отраслевого управления.
7.1. Первое отделение - контроль за деятельностью министров, решение кадровых вопросов, подготовка законопроектов.
7.2. Второе отделение - кодификационная работа.
7.3. Третье отделение - орган борьбы с государственными преступлениями.
7.3.1. Первая экспедиция - орган следствия по политическим делам.
7.3.2. Вторая экспедиция - орган борьбы с религиозными и должностными преступлениями.
7.3.3. Третья экспедиция - орган наблюдения за иностранцами, поживающими в России.
7.3.4. Четвертая экспедиция - орган борьбы с крестьянскими волнениями.
7.3.5. Пятая экспедиция - орган цензуры.
7.4. Четвертое отделение - орган попечительства над благотворительными учреждениями и женскими учебными заведениями.
7.5. Пятое отделение - учреждение, координировавшее работу по подготовке крестьянской реформы.
7.6. Шестое отделение - орган по подготовке материалов, относящихся к управлению территорией Кавказа.
МАНИФЕСТ ОБ УЧРЕЖДЕНИИ МИНИСТЕРСТВ(1802 г., сентября 8)[Извлечение] I. Управление Государственных дел разделяется на 8 отделений, из коих каждое заключая в себе все части, по существу своему к нему принадлежащие, составляет особое Министерство и находится под непосредственным управлением Министра, коего Мы назначаем ныне, или впредь назначить заблагорассудим.Отделения сии суть следующие: 1. Военных Сухопутных, 2. Морских Сил, 3. Иностранных Дел, по которым дела производятся в первых Государственных Коллегиях. 4. Отделение Юстиции, 5. Внутренних Дел, 6. Финансов, 7. Коммерции и 8. Народного Просвещения. II. Три первые Государственные Коллегии, Военная, Адмиралтейств и Иностранных Дел, состоят каждая в ведомстве своего Министра, который также управляет и всеми местами и делами, от нее зависящими; к последней из них присоединяются и дела Церемонимейстерские. III. Как должность Министра Юстиции особенно определена быть имеет при издании сочиняемого уложения законов; то и повелеваем до того времени оставаться оной на основании Инструкции Генерал-Прокурора. IV. Должность Министра Внутренних Дел обязывает его пещись о повсеместном благосостоянии народа, спокойствии, тишине и благоустройстве всей Империи. В управлении своем имеет он все части Государственной промышленности, кроме части Горной; в ведении его находится также построение и содержание всех публичных зданий в Государстве. Сверх того возлагается на него долг стараться всеми мерами об отвращении недостатка в жизненных припасах и во всем, что принадлежит к необходимым надобностям в общежитии... V. Должность Министра Финансов имеет два главные предмета: управление казенными и Государственными частями, кои доставляют Правительству нужные на содержание его доходы; и генеральное всех доходов рассигнование по разным частям Государственных расходов... Сверх того возлагается на него обязанность при конце каждого года делать для наступающего подробный штат общих Государственных расходов... IX. Всякий Министр должен иметь непрерывное сношение со всеми местами под управлением его состоящими, и быть сведущ во всех делах, которые в них производятся. По сему каждое место обязано посылать к своему Министру еженедельные мемории о всех текущих делах, о делах же затруднительных, или скорого решения требующих особенные представления. Министр, сообразив всякое дело с пользою и выгодами всех частей ему вверенных, если найдет за нужное, делает свои замечания, а на представления дает решительные ответы, и как сии последние, так и первые сообщает предложениями. Если места сии не согласны будут с замечаниями Министра на их мемории, то представляют ему о том свои рассуждения. Но когда невзирая на вторичное их представление, Министр настоять будет, чтоб исполнено было по его замечаниям; тогда записывается мнение присутствующих в журнале, и чинится исполнение. X. Если в каком-нибудь деле власть Министра, которой пределы ясно означены будут в тех инструкциях, коими не оставим Мы снабдить каждого из них, не позволяет ему разрешить сомнения мест или чиновников, в ведомстве его состоящих, или отвратить какие-нибудь по вверенной ему части могущие встретиться неудобства, влекущие за собою потерю времени, излишние издержки, беспорядок в производстве, или какие последствия, кои преграждают путь к приведению чего-либо в лучшее состояние; в таких случаях Министр, придумав удобное средство к преодолению таковых затруднений, входит к Нам докладом, из которого бы ясно можно было видеть, в чем состоит предлагаемый им способ, причину, заставившую его предложить оный, и наконец пользу от того произойти долженствующую. По исследовании ж сего доклада, ежели Мы признаем предлагаемые им средства за полезные, и увидим, что они не требуют ни отмены существующих законов, ни введения или учреждения новых: то Мы, утвердив собственноручно сей доклад Министра Нашего, возвращаем к нему для учинения по оном исполнения и объявления Правительствующему Сенату для ведения; к чему он и приступает немедленно. Если ж представленный им в докладе способ окажется сопряженным с отменою существующих законов, или будет требовать новых узаконении, то Мы повелим Министру, представившему Нам сей доклад, написать указ, который за подписанием Нашим и контрассигнированием сего Министра Нашего, и будет объявлен учрежденным на то порядком Правительствующему Сенату. XII. Каждый из Министров в конце года должен подавать Нам через Правительствующий Сенат письменный отчет в управлении всех вверенных ему частей, исключая из них дела особенной тайне подлежащие. Отчет сей должен изображен быть так, чтобы можно было в нем видеть, какое употребление сделано из денег, отпущенных на годичное сих частей содержание, какие успехи каждая из них имела, в каком положении все оне находятся и чего в будущие времена от них ожидать можно. XIII. Правительствующий Сенат, исследовав сей отчет в присутствии самого Министра, требует от него, когда нужда в том настоять будет, объяснений, сравнивает его показания с рапортами, прямо от мест Правительствующему Сенату в течение того года доставленными, рассматривает все указы, по части его отделения в том году Нами изданные, равно и доклады Нами конфирмованные, и сим Министром Правительствующему Сенату объявленные; и наконец по учинении всех сих соображений, входит к Нам докладом и представляет означенный отчет Министра вместе со мнением своим о управлении и состоянии дел ему порученных. XV. Все Министры суть Члены Совета и присутствуют в Сенате. Совет не иначе приступает к рассмотрению дел, как в присутствии по меньшей мере 5 Министров, в числе которых должен находиться и Министр, по части коего дело будет трактовано. Дела обыкновенные трактуются в Комитете, составленном единственно из них; для других же особенную важность в себе содержащих, прочие Члены Совета будут собираться один раз в неделю. XVI. Товарищ, как помощник Министра употребляется им по всем делам вверенных ему частей, и везде заступает его место, где по каким-либо причинам он сам присутствовать не может; но отвечает только за те дела, кои им самим подписаны будут.ПСЗ, т. XXVII, № 20406.
МАНИФЕСТОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СОВЕТА. (1810г., генваря 1)[Извлечение] 1. Общие правила К утверждению и распространению единообразия и порядка в Государственном управлении, признали Мы нужным установлению Государственного Совета дать образование, свойственное пространству и величию Нашей Империи... I. В порядке Государственных Установлении, Совет составляет сословие, в коем все части управления в главных их отношениях к Законодательству соображаются и чрез него восходят к Верховной Императорской Власти. II. По сему все Законы, Уставы и Учреждения в первообразных их начертаниях предлагаются и рассматриваются в Государственном Совете, и потом действием Державной Власти поступают к предназначенному им совершению. III. Никакой Закон, Устав и Учреждение не исходит из Совета и не может иметь своего совершения без утверждения Державной Власти. IV. Совет составляется из особ, доверенностью Нашею в сословие сие призываемых. VI. Министры суть Члены Совета, по их званию. VII. В Совете председательствуем Мы Сами. VIII. В отсутствие Наше место Председателя занимает один из Членов, по Нашему назначению.ПСЗ, т. XXXI, № 24064.