Глава 10 Механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации 2 страница
Обязанностям платить законно установленные налоги корреспондируют права налогоплательщиков, содержащиеся в налоговом законодательстве. В Конституции закреплен основной принцип, в соответствии с которым законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщика, обратной силы не имеют (ст.58).
Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.Применительно к данной статье принципиальным является вопрос о субъекте, обязанном сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Каждый человек и гражданин соприкасается с природой и окружающей средой в процессе своей жизнедеятельности, будучи в разных качествах— как житель города или другого населенного пункта и как работник, в том числе как должностное лицо. Соответственно как житель в быту и на отдыхе каждый должен исполнять данную конституционную обязанность. Обязанность сохранять природу и окружающую среду возлагается Конституцией также на каждого, чья трудовая деятельность сопряжена с воздействием на окружающую среду и природопользованием. Именно от этой категории граждан зависит, как будет обеспечено благоприятное состояние окружающей среды в процессе принятия экологически значимых решений и выполнения обычных трудовых обязанностей.
Обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам можно рассматривать как правовую и как моральную. Каждый человек и гражданин, если его жизнедеятельность связана с вредным воздействием на окружающую среду и использованием природных богатств, обязан соблюдать соответствующие требования законодательства, нарушение которых влечет неблагоприятные правовые последствия. В то же время в цивилизованном обществе забота о природе, охрана окружающей среды есть проявление культуры этого общества и нравственный долг его членов. Забота о природе — моральный долг каждого по отношению не только к нынешнему, но и к будущим поколениям.
В Конституции выделяются два объекта, которые должен сохранять человек,— природа и окружающая среда. Природа здесь понимается как совокупность природных объектов, состояние которых зависит от поведения людей, но не претерпело изменения под воздействием человеческой деятельности. Это заповедные природные территории, другие хозяйственно не освоенные участки природы. Окружающая среда есть природная среда. По действующему российскому законодательству об охране окружающей природной среды охрана природы не выделяется в качестве самостоятельного объекта. Отношения, касающиеся охраны природы, регулируются в рамках отношений, связанных с охраной окружающей (природной) среды.
Юридическим критерием соблюдения обязанностей сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам является осуществление человеком деятельности, которая может оказывать вредное воздействие на окружающую природную среду и природопользование, в соответствии с требованиями природоохранительного и природоресурсового законодательства.
В соответствии с действующим земельным законодательством собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны:
1) эффективно использовать землю в соответствии е целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности;
2) осуществлять комплекс мероприятий по охране земель.
Собственники земли, землевладельцы, землепользователи и арендаторы, в частности, обязаны также осуществлять восстановление и повышение плодородия почв, других полезных свойств земли; защиту земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения отходами производства, химическими и радиоактивными веществами, от иных процессов разрушения; защиту от заражения сельскохозяйственных угодий и других земель карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорняками, кустарником и мелколесьем, других процессов ухудшения культуртехнического состояния земель; рекультивацию нарушенных земель, восстановление их плодородия и других полезных свойств земли и своевременное вовлечение в хозяйственный оборот; снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Обязанности лесопользователей определены Основами лесного законодательства Российской Федерации от 6 марта 1993 г. Лесопользователи, в частности, обязаны вести работы способами, не допускающими возникновения эрозии почв, исключающими или ограничивающими отрицательное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, а также на состояние водоемов и других природных объектов; соблюдать правила пожарной безопасности и осуществлять в местах проведения работ противопожарные мероприятия, а в случае возникновения пожаров обеспечивать их тушение; осуществлять лесовосстановительные мероприятия на вырубках или других площадях на условиях и в сроки, которые указаны в разрешительных документах, и др. (статья 35).
Защита Отечества – это его оборона в случае возможной агрессии против него или его союзников, с которыми страна связана договорами о взаимной военной помощи или обороне. Участвовать в защите Отечества – не только юридическая обязанность, но и глубочайшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина.
Во многих странах мира официально признано право граждан на отказ от военной службы с условием замены ее альтернативной гражданской службой (Франция, Италия, Германия, Австрия, Бельгия, Венгрия, Испания, Швеция, Польша, Латвия и др.). В большинстве западных стран, где допускается замена военной службы альтернативной гражданской, основанием такой замены являются «соображения совести» человека. Они в разных странах различны. Это могут быть религиозные, этнические, философские и тому подобные мотивы, мировоззрения, осуждающие всякие войны, и многое другое. Но наиболее часто узаконенным основанием для отказа от военной службы являются религиозные убеждения. В нашей стране до последнего времени от службы в армии отказывались большей частью по религиозным убеждениям.
В настоящее время за уклонение от очередного призыва на действительную военную службу можно привлекать к уголовной ответственности (статья 328 УК РФ). Причем уголовное законодательство содержит еще ряд статей, так или иначе связанных с воинской обязанностью. Например, преступным является уклонение военнообязанного от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами (статья 339 УК РФ), нарушение правил несения боевого дежурства (ст. 340 УК РФ) и т. д. Примерно в 23 странах мира, включая Россию, отказ от службы в армии наказывается лишением свободы.
Комиссия ООН по правам человека в резолюции от 6 марта 1989 г. призвала все государства принять законодательные положения о введении различных форм альтернативной службы с учетом имеющегося в этой области международного опыта. В поддержку этого высказывались Европейский парламент, Кабинет Министров Совета Европы, ряд международных и национальных правозащитных организаций и движений. Конституция Российской Федерации — закон прямого действия, и отказ гражданину в реализации его права заменить военную службу альтернативной гражданской может быть обжалован в суд.
Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с ненадлежащим использованием прав и свобод, с целью защитить интересы общества и государства, права других лиц. Связь свободы и обязанностей раскрывается в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: "Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие личности".
В связи с вопросом об обязанностях нередко возникает важная для прав человека проблема индивидуализма, его границ, с одной стороны, и коллективизма, солидарности — с другой, которые зачастую рассматривают как категории несовместимые, противостоящие друг другу.
Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и по отношению к обществу, и по отношению к согражданам. Поэтому обязанность — столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как нрава и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создает нравственное взаимодействие людей. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: "Все люди рождаются свободными и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать 'в отношении друг друга в духе братства".
Таким образом, правовой статус человека и гражданина, включающий права, свободы и обязанности, целенаправленно влияет на создание сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений индивида, общества и государства.
Основания ограничения прав и свобод человека и гражданина. Пользование правами сопряжено с ответственностью человека, с возможными ограничениями, определяемыми мерой и границами свободы, установленными правом, принципами гуманности, солидарности, нравственности. Этот постулат сформулирован в ст. 29 Всеобщей декларации прав человека: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе".
Правовые ограничения содержатся в ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право человека беспрепятственно придерживаться своих мнений, выражать эти мнения письменно, устно, в печати или иными способами по своему выбору. В п. 3 ст. 19 отмечается, что пользование этими правами налагает особую обязанность и особую ответственность. "Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены Законом и являются необходимыми:
а) для уважения прав и репутации других лиц;
б) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения".
Часть вторая ст. 11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод гласит: "Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности и общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, защиты здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц".
В ст. 55 Конституции Российской Федерации также установлены основания ограничений прав и свобод: "Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и, безопасности государства".
Конституция РФ конкретизирует эти положения, запрещая пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или иного превосходства.
В Конституции Российской Федерации перечислены основные права и свободы человека и гражданина, которые закреплены в международных документах. Однако этот перечень не является тождественным. В международных соглашениях зафиксированы лишь те основные права и свободы, которые являются приемлемыми для большинства государств мира и которые должны соблюдаться государствами-участниками. Поэтому, например, в Международных пактах о правах человека не закреплено право каждого на частную собственность или право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю, провозглашенное в Конституции Российской Федерации.
В то же время в нашей Конституции не зафиксировано право каждого на достаточный жизненный уровень, включающий достаточное питание, одежду и жилище и на непрерывное улучшение условий жизни, закрепленное в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
Это, однако, не означает, что Конституция России отрицает право каждого российского гражданина на достаточный уровень жизни. Такое право вытекает как из других статей Конституции (право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, право на защиту от безработицы, право на жилище и др.), так и из общепризнанных прав и свобод человека, закрепленных в Международных пактах о правах человека и иных международных соглашениях.
В тех случаях, когда международные документы фиксируют более высокий уровень прав и свобод человека, на территории России приоритет должен отдаваться общепризнанным нормам международного права. Не допускается какое-либо ограничение или умаление общепризнанных принципов и норм международного права, касающихся прав человека, под тем предлогом, что они не перечислены в Конституции Российской Федерации.
Вслед за международными соглашениями Конституция Российской Федерации провозгласила в части третьей статьи 55 возможность ограничений в определенной степени федеральным законом прав и свобод человека и гражданина. Такие ограничения необходимы в любом демократическом обществе. Права и свободы человека нельзя рассматривать как абсолютные — человек живет в обществе и действует в системе общественных взаимосвязей. Для нормального функционирования демократического общества нужен определенный порядок. Поэтому невозможно представить цивилизованные общества без соблюдения его членами обязанностей как перед государством, на территории которого они проживают, так и перед другими людьми. Если бы каждый имел ничем не ограниченные права и свободы, то любое общество было бы ввергнуто в хаос и анархию.
В законодательстве практически всех стран мира содержатся специальные положения, ограничивающие определенные права и свободы человека.
Конституция Российской Федерации предусматривает, что такие ограничения возможны в строго установленных случаях. Они вводятся прежде всего для защиты конституционного строя страны. Уголовное законодательство России, например, предусматривает суровые меры ответственности за действия, направленные на подрыв конституционного строя.
Права и свободы человека ограничиваются в интересах нравственности и здоровья населения. Поэтому запрещаются, например, распространение взглядов, направленных на разжигание расовой или национальной ненависти, порнографии и другие аморальные действия. Закон может устанавливать особые ограничения прав и свобод, такие, как, например, въезд или проживание в определенных районах страны, когда существует серьезная опасность для здоровья населения.
Наконец, права и свободы ограничиваются в интересах обороны страны и безопасности государства. Запрещается распространение сведений, могущих причинить ущерб интересам обороны и безопасности государства. Закон предусматривает и ограничения права выезда за рубеж по соображениям государственной безопасности для определенной категории людей, осведомленных о государственных секретах.
Ограничения некоторых прав и свобод граждан возможны также при введении в стране чрезвычайного положения.
Законодательство РФ устанавливает ответственность за нарушение этих запретов (например, ст. 136 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за нарушение национального и расового равноправия; ст. 280 — за публичные призывы к насильственному захвату власти, насильственному удержанию власти или к насильственному изменению конституционного строя; ст. 282 — за возбуждение национальной, расовой или религиозной вражды, унижение национального достоинства; ст. 354 — за публичные призывы к развязыванию агрессивной войны. Запрет на пропаганду религиозной вражды или религиозного превосходства основывается на ст. 14 Конституции РФ, согласно которой никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
Российское законодательство содержит и иные запреты, связанные с ограничением свободы слова, которые полностью соответствуют указанным выше международным стандартам. Так, ст. 242 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное распространение порнографических материалов и предметов, которые являются угрозой нравственности общества.
Необходимое ограничение свободы слова с целью защиты чести, достоинства и деловой репутации граждан введено ч. 1 ст. 152 ГК РФ, согласно которой гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации (ч. 2 ст. 152).
Статья 62 Закона о средствах массовой информации от 27 декабря 1991 г. предусматривает, что моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средствами массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средствами массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определенном судом.
Таким образом, существуют основания, предусмотренные законом, для ограничения прав и свобод с целью устранения угрозы важнейшим ценностям — государственной общественной безопасности, здоровью и нравственности населения, интересам других лиц.
Следует отметить, что кроме этих универсальных оснований права и свободы могут быть ограничены Законом в условиях чрезвычайного или военного положения. Так, ст. 56 Конституции РФ предусматривает, что в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения нрав и свобод с указанием пределов и срока их действия. При этом часть третья указанной статьи отмечает: "Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 {[Конституции Российской Федерации".
Чрезвычайное положение — временно вводимый особый правовой режим деятельности государственных органов, предприятий, учреждений и организаций (независимо от формы собственности), допускающий предусмотренные законом отдельные ограничения прав и свобод граждан для обеспечения их безопасности и охраны конституционного строя государства.
В Конституции имеется ряд положений относительно порядка введения чрезвычайного положения. Согласно статье 88, Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.
Прерогатива решения вопроса о введении чрезвычайного положения принадлежит Президенту Российской Федерации, а утверждение его Указа по этому вопросу входит в компетенцию Совета Федерации (пункт «в» части первой статьи 102). Обстоятельства, при наличии которых Президент вправе ввести чрезвычайное положение, должны быть предусмотрены федеральным конституционным законом.
Население местности, на которой введено (вводится) чрезвычайное положение, независимо от национальных и иных признаков — это лица, которые:
а) постоянно проживают (проживали) в данной местности до введения чрезвычайного положения;
б) прибыли для временного проживания, но по условиям чрезвычайного положения не смогли покинуть данную местность либо территорию;
в) прибыли как беженцы, вынужденные переселенцы или по иным причинам, приводящим к невозможности проживания в той местности, откуда они прибыли.
В настоящее время на территории России действует Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. «О безопасности» и Закон РСФСР от 17 мая 1991 г. «О чрезвычайном положении».
Если не устранены обстоятельства, послужившие основанием для введения чрезвычайного положения, оно может быть продлено. Вместе с тем оно может быть отменено ранее указанного срока.
В условиях введения чрезвычайного положения могут применяться установленные законом меры, а именно:
образование особого органа (временной администрации) для управления на соответствующей территории и координации деятельности органов исполнительной власти, органов военного управления, органов безопасности, гражданской обороны по преодолению чрезвычайной ситуации;
принятие дополнительных мер по обеспечению общественного порядка и безопасности населения, в том числе установление комендантского часа;
проведение всех необходимых мероприятий по защите населения в условиях чрезвычайной ситуации: оповещение его о возникновении чрезвычайной ситуации и постоянное информирование об обстановке;
наблюдение и контроль за состоянием окружающей среды (при стихийных бедствиях и т. п.), укрытие населения в защитных сооружениях, его эвакуация в безопасные районы, меры по медицинской, радиационной, химической защите населения, противопожарные мероприятия, проведение спасательных и других неотложных работ в очагах поражения и районах бедствий, снабжение населения продовольствием, питьевой водой, медикаментами и т. д.;
запрещение митингов, массовых шествий и демонстраций, деятельности общественных организаций, имеющих целью организацию массовых беспорядков, запрещение забастовок;
осуществление мер по изъятию у граждан, предприятий, организаций огнестрельного и холодного оружия, боеприпасов и т. п.;
создание комендатур для контроля за соблюдением режима чрезвычайного положения;
установление особого режима въезда и выезда, а также передвижения по данной территории, включая досмотр транспортных средств;
установление специального порядка проверки документов, а при необходимости, когда имеются данные о наличии у гражданина оружия,— осуществление личного досмотра;
временное изъятие у граждан и организаций транспортных средств и иных видов техники для борьбы с последствиями чрезвычайных ситуаций;
использование ресурсов предприятий, учреждений и организаций для предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
установление карантина и проведение других обязательных санитарно-противоэпидемических мероприятий;
применение предусмотренных законом мер административного принуждения, в том числе административных санкций (повышенный размер штрафов, административный арест), осуществление личного задержания граждан;
предоставление права органам временной администрации (комендатурам) задерживать на определенное время граждан, нарушающих требования режима, в том числе комендантский час (если он введен), а также выдворять лиц, нарушающих общественный порядок и не являющихся жителями данного района (территории), к месту их постоянного жительства;
установление особого режима вещания по радио и телевидению, работы других средств массовой информации.
Приказы администрации района, на территории которого введено чрезвычайное положение, обязательны к исполнению всеми физическими и юридическими лицами.
Конституция Российской Федерации установила гарантии прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения. Она четко определила также перечень тех прав исвобод, которые не подлежат ограничению даже вусловиях чрезвычайного положения, а именно: право на жизнь (статья 20), право на обеспечение достоинства личности (статья 21), право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (часть первая статьи 23), свобода совести, свобода вероисповедания (статья 28), право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть первая статьи 34), право на жилище (часть первая статьи 40). Кроме того, не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (статья 24). Особое значение имеет положение Конституции о том, что в условиях чрезвычайного положения каждому гарантируется весь комплекс прав человека и гражданина, предусмотренных в статьях 46—54.
Дееспособность — юридическая возможность своими действиями создавать или изменять права и обязанности. Этим она отличается от более широкого понятия — правоспособности, т. е. возможности иметь права и обязанности.
Ряд прав принадлежит гражданину с самого рождения. В некоторых случаях могут быть созданы права еще не родившегося ребенка. Так, статья 1116 ГК РФ устанавливает, что к наследникам могут призываться граждане, находящиеся в живых в день открытия наследства, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся живыми после открытия наследства. Однако обладая правами, гражданин до совершеннолетия не может их осуществлять. Эти права осуществляются усыновителями, опекунами. Например, ребенок может быть собственником полученного по наследству дома или пакета ценных бумаг. Это имущество требует внимания и заботы, оно может быть связано и с несением определенных обязанностей. Данные права и обязанности от имени и в интересах ребенка до его совершеннолетия выполняет его законный представитель.
В России возраст совершеннолетия, 18 лет, самый «молодой»; во многих странах этот возраст выше: в Японии — 20 лет, в Германии и Италии — 21 год и др. С наступлением этого возраста гражданин осуществляет все свои права в политической, экономической, культурной жизни. Политические права могут осуществляться только по наступлении совершеннолетия. В других сферах жизни гражданин еще до наступления совершеннолетия в установленных пределах может осуществлять свои права и нести обязанности, что определяется законодательством, регулирующим те или иные области отношений.
Гражданин может осуществлять свое право на труд с 16 лет. Допускается также прием на работу достигших 14 лет учащихся общеобразовательных школ, профтехучилищ, средних специальных учебных заведений для выполнения легкого труда в свободное от учебы время при условии, что этот труд не причинит вреда их здоровью, не будет нарушаться процесс их обучения и будет осуществляться с согласия родителей или опекуна. Работающие несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться своим заработком.
Несовершеннолетние с 16 лет могут быть членами и учредителями кооперативных и общественных организаций в соответствии с их уставами. Как члены такой организации они осуществляют все связанные с этим имущественные и неимущественные права и обязанности.
Гражданское законодательство устанавливает объем частичной дееспособности несовершеннолетних в зависимости от возраста.
Здесь различается частичная дееспособность лиц до 15 лет и от 15 до 18 лет. В последнее время неоднократно вносились предложения понизить данный возраст до 14 лет.
Несовершеннолетние до 15 лет могут совершать мелкие бытовые сделки (покупка продуктов, книг, пользование услугами предприятий в сфере обслуживания и т. п.). Они могут вносить в кредитные учреждения вклады и распоряжаться ими в соответствии с законодательством и уставами учреждений. В учреждениях сберегательного банка несовершеннолетний может распоряжаться своим вкладом только в том случае, если он внесен им самим. Если вклад внесен на его имя или получен им по наследству, то распоряжаться вкладом может только его законный представитель.
Значительно шире дееспособность лиц от 15 до 18 лет. Поскольку в этом возрасте они могут осуществлять трудовую деятельность или иметь другой доход (авторский гонорар, стипендия), то вправе распоряжаться своим заработком, гонораром или стипендией сами. Лишь при наличии достаточных оснований орган опеки и попечительства может по своей инициативе или по ходатайству других заинтересованных лиц ограничить или лишить несовершеннолетнего данного права.
Несовершеннолетние в этом возрасте могут самостоятельно осуществлять авторские и изобретательские права: заключать авторские договоры, получать патенты на изобретения, реализовывать другие права, охраняющие интеллектуальную собственность. Они самостоятельно распоряжаются также получаемым вознаграждением.
Распоряжаясь своим заработком или иным доходом, несовершеннолетние в этом возрасте могут совершать все допустимые законом юридические действия, создавать и прекращать права и обязанности. Но не только в этом случае. Они могут совершать независимо от своего заработка или иного дохода разнообразные виды сделок самостоятельно (куплю-продажу, дарение, заем), а в отношении другого имущества с согласия родителей, усыновителей или попечителей.
Частичная дееспособность несовершеннолетних связана и с ответственностью за свои действия. За возмещение вреда, причиненного малолетним до 15 лет, отвечают родители (усыновители), опекуны. Если же вред причинен несовершеннолетним, имеющим свой заработок или иной доход, то вред возмещается за его счет.
В отдельных установленных законом случаях совершеннолетний гражданин может быть признан недееспособным либо ограничен в дееспособности. Такое возможно только по решению суда в строгом соответствии с законом.