Лекция 7. Государство и право средневековой Франции.
Вопросы:
1. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии (IX–XIII вв.).
2. Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV-XVI вв.).
3. Общественный и государственный строй Франции в период абсолютной монархии (XVII-XVIII вв.).
4. Право Франции в Средние века.
1. Общественный и государственный строй Франции в период сеньориальной монархии (IX–XIII вв.).
Условно история феодального средневекового государства во Франции может быть разделена на следующие периоды:
· период сеньориальной монархии (феодальной раздробленности) – IX–XIII века;
· период сословно-представительной монархии – XIV–XVI века;
· период абсолютной монархии – XVII–XVIII века.
Название «Франция» появилось лишь в X веке по имени области вокруг Парижа – Иль-де-Франс, хотя как самостоятельное государство Франциясуществует еще со времени раздела Франкской империи по Верденскому договору (843 г.) и выделения Западно-Франкского королевства, которому достались земли к западу от Рейна. Характерно, что процесс раздела сопровождался длительными междоусобными войнами и стал начальным этапом политического дробления Галлии. Франция того времени представляла довольно странное сочетание из герцогств и графств, наиболее крупными и политически значимыми из которых были Нормандия, Бретань, Бургундия, Гасконь. Герцоги формально признавали себя вассалами короля, но фактически были независимыми. Поэтому последние Каролинги и первые короли новой династии Капетингов были лишь крупными феодалами, обладавшими особым титулом. Полновластными хозяевами они являлись только в своем домене (сеньории) – Парижской и Орлеанской областях. Однако короли не обладали тогда общегосударственными полномочиями («вассал моего вассала – не мой вассал»).
В период феодальной раздробленностикоролевство фактически делилось на многие независимые феодальные владения, причем в XI веке дробление продолжалось также внутри отдельных герцогств и графств. В полной мере сеньориальная власть принадлежала только главным сеньорам, которые сосредоточивали в своих руках административную, судебную, законодательную, военную власть. Важные управленческие функции были сосредоточены в рамках сеньориального двора. Таким образом, французское королевство было классическим примером ленной монархии[6].
Со времени низложения Карла Толстого в 887 году королевская власть во Франции стала выборной. Во время царствования Капетингов (с конца X в.) короли старались обеспечить признание и коронование своих наследников при жизни. Принятие короны происходило в торжественном собрании феодалов – курии.
К X веку завершилось складывание двух основных социальных слоев феодального общества– сеньоров и зависимого крестьянства. К тому времени бенефиций из пожизненного пожалования превратился в наследственную феодальную собственность – феод. Оформилась феодальная иерархия, возглавляемая королем, с характерной для нее системой вассалитета. Отношения вассалитета строились на иерархической структуре земельной собственности: номинально верховным собственником всей земли в государстве считался король – верховный сеньор, или сюзерен, а крупные феодалы, получая от него земли, становились его вассалами. Они, в свою очередь, также имели вассалов – более мелких феодалов, которым жаловали земельные владения. Эта лестница состояла из следующихступеней: наверху стоял король – сеньор; далее – пэры, то есть «равные королю» – герцоги и графы; ниже – вассалы и подвассалы (арьер-вассалы); на нижней ступени – простые рыцари, шевалье, не имевшие своих вассалов.
Важным элементом государственной системы был королевский двор, состоявший из министериалов (слуг короля) и его советников. В случае необходимости король собирал «генеральную курию» – баронов и епископов из своей области и всего королевства. До конца XII века главную роль при дворе играл сенешаль, который считался главой королевского двора, командовал армией, подписывал государственные документы и избирался из представителей наиболее знатных семей Франции. Некоторые исследователи сравнивают должность сенешаля с полномочиями визиря в восточных странах.
Зависимое крестьянство составляли сервы и вилланы. Однако согласно средневековой поговорке, «если повинности серва лежали на его личности, то повинности виллана – на его земле». Первоначально положение лично зависимых сервов было близко к положению позднеантичных рабов: часть сервов использовалась в качестве безземельных дворовых работников, а часть трудилась на выделенных им мелких земельных наделах. Сервы подчинялись судебно-административной власти своего сеньора, уплачивали ему поголовную (подушную) подать и оброк, исполняли барщину и были ограничены в следующих гражданских и хозяйственных правах: не имели права перехода из сеньории в сеньорию, отчуждения земельного держания, свободы наследования, а также выбора брачного партнера. Для вилланов, которые считались лично свободными держателями земли, принадлежавшей феодалу, характерны отсутствие наследственных личных повинностей (их повинности касались не личности, а земельного надела), более широкие возможности отчуждения земельного держания, а также возможность переселения в другую вотчину, на свободные земли или в город.
Начиная с X века развитие сельского хозяйства, отделение от него ремесла и рост населения способствовали возникновению новых и возрождению старых, основанных еще римлянами, городов как центров ремесла и торговли. Правовое положение горожан еще мало отличалось от положения остальных феодально-зависимых людей. Хотя, согласно другой средневековой французской поговорке «воздух города делал человека свободным»: достаточно было, например, беглому серву прожить один год и один день в черте городской коммуны, как он приобретал статус свободного горожанина.
В XII веке французскими королями предпринимаются первые попытки по усилению своей власти и созданию централизованного государства. Так, при Людовике VI было преодолено сопротивление вассалов внутри королевского домена, а в конце XII века короли стали активно использовать силу и влияние растущих городов в борьбе с крупными сеньорами. Тенденция централизации выразилась и в создании Королевского совета (курии). Туда входили не только преданные королю феодалы, но и «мелкие люди» из рыцарства и духовенства, многие из которых имели опыт практической работы в судебных и финансовых органах. При Людовике IX (XIII в.) Королевская курия реорганизуется в двухпалатную структуру, которая включала финансовую счетную палату и высшую судебную инстанцию (Парижский парламент). Постепенно крупные феодалы перестают принимать участие в работе Парижского парламента, присутствуя лишь на его торжественных заседаниях. Их место заняли министериалы и легисты (профессиональные юристы). Легисты стремились проводить в правосудие принципы реципированного римского права, пропагандируя при этом идею неограниченной королевской власти.
Местное управление характеризовалось тем, что власть французского короля признавалась только в его собственном домене, а в земельных владениях крупных феодалов были свои системы местного управления.
В судебной системе при сеньориальной монархии действовала сеньориальная юстиция – судебную власть между собой делили сеньоры, причем объем их судебных правомочий определялся ступенью иерархической лестницы, на которой они находились.
Армия состояла из рыцарского ополчения вассалов, исполнявших военную службу, несением которой они были обязаны своим сеньорам. Основу войска составляли рыцари. В целях обороны король мог созывать и народное ополчение.
В XIII веке, когда значительно расширилась социальная база королевской власти, процесс централизации был закреплен серией реформ, которые связаны с государственной деятельностью Людовика IX Святого (1226–1270 гг.). К этому времени сформировалось многочисленное сословие дворянства, чьим интересам соответствовали централизация и установление сильной королевской власти. В поддержке короля были заинтересованы и города, боровшиеся против феодальных сеньоров.
Одной из наиболее значимых реформ была военная. Ее цель заключалась в замене феодального ополчения наемным войском и городской милицией. На них король опирался в борьбе против сепаратистов. В королевском домене запрещались частные войны между вассалами короля (к разряду частных войн были причислены дуэли и турниры). В других доменах вводилось правило «сорок дней короля» - срок, в течение которого феодалы, не начиная военных действий, должны были апеллировать к королю с просьбой о разрешении конфликта.
Людовик IX также провел мероприятие по улучшению качества французской монеты. Эта мера имела особое значение в условиях, когда светские и духовные феодалы (таковых насчитывалось по разным данным от сорока до восьмидесяти) чеканили свою монету, часто не соблюдая установленное соотношение драгоценного металла к общему весу монеты. Людовик IX ввел в своем домене единую монетную систему. В других областях полновесная королевская монета получила распространение наряду с местными монетами и постепенно начала их вытеснять.
В ходе административной реформы возник институт королевских следователей. Они должны были контролировать на местах деятельность бальи и собирать королевских уполномоченных в ассамблеи, расследовать обвинения и приводить в исполнение приговоры.
С XIII века, благодаря реформе Людовика, высшей судебной инстанцией в домене короля становится уже упоминавшийся Парижский парламент. Он был организован в 1260 году из членов королевской курии и королевских советников. Первоначальные функции королевского парламента совмещались с функциями королевского двора, но постепенное возрастание роли парламента как центрального органа королевской юстиции усложнило его внутреннюю организацию. С XV века он уже подразделялся на четыре палаты:
1) великая, где разбирались только жалобы на решения низших судов;
2) следственная, где расследовались и решались особо крупные дела;
3) кассационная, где пересматривались решения низших королевских судов;
4) палата башенки, где рассматривались особые уголовно-политические дела.
Исключительные вопросы рассматривались в общем собрании парламента. Парижский парламент рассматривался как основной суд королевства. Постепенно парламент начинает регистрировать королевские ордонансы, а в случае выявления несоответствий предъявлять королю возражения – ремонстрациина ордонансы. Компетенция Парижского парламента была неопределенной и по сути дела всеобщей, однако впоследствии создание территориальных парламентов ограничило компетенцию главного судебного органа Франции. Парламенты начали осуществлять надзор за низовыми судами.
Сеньориальная же юрисдикция осуществлялась феодалами согласно полученным ими иммунитетам. Феодальные суды могли быть высшими, средними, низшими. Так, мелкие феодалы имели право судить только за незначительные правонарушения, а феодалы, осуществлявшие «высокую» юстицию, обладали всей полнотой власти, символом которой были виселицы, стоявшие на границах их владений. Феодальный суд функционировал согласно правилу «каждый должен судиться равным себе», которое, правда, распространялось только на свободное население (крепостные судились своими господами).
Юрисдикции церковных судов во Франции подлежали не только священнослужители, но и светское население, имевшее какое-либо отношение к церкви: певчие церковного хора, учителя, крестоносцы в эпоху крестовых походов. Первой инстанцией был суд епископа, второй – суд архиепископа, третьей – суд примаса всего королевства, четвертой – суд папы и его уполномоченных.
В городах юрисдикция осуществлялась либо органами местного самоуправления, либо королем в лице прево или бальи (в королевском домене), либо сеньорами в лице их уполномоченных.