Лекция 9. ренессанс как переходный тип культуры
План изучения темы:
1. Географические и временные границы Ренессанса. Понятие переходной эпохи.
2. Генезис культуры Возрождения: итальянский Ренессанс и его историко-культурная и социально-экономическая обусловленность.
3. Культурная парадигма Ренессанса: формирование светской культуры, принципы гуманизма и антропоцентризма.
4. Искусство как философия эпохи Возрождения.
В XIII — XIV вв. западноевропейское Средневековье вступает в завершающий этап своего развития — позднее Средневековье, в котором, наряду с разрушительными тенденциями, присущими эпохе в ее кризисной фазе, вызревают элементы культуры иного типа — Новоевропейской. Эти преемственно связанные, но в то же время различные по своим основаниям цивилизационные образования — Средневековье и Новое время разделены особым периодом — Ренессансом, который в полной мере не является ни завершением предыдущего этапа, ни началом последующего, а представляет собой переходный тип культуры. Суть переходности этой эпохи заключается в том, что процесс разрушения норм средневековой жизни уже начался, но не достиг своего завершения, а структуры новой буржуазной культуры еще находились в стадии формирования.
Эпоха Возрождения, или Ренессанс (французский термин) обязана своим названием ведущей тенденции этого исторического периода — реставрации античного культурного идеала, на основании которого предполагалось восстановить утраченную в Средневековье гармонию духовного и телесного, разумного и чувственного. В это время происходит интенсивное освоение классического наследия, извлекаются из земли памятники греческой и римской скульптуры и из забытья — произведения античных философов, историков, поэтов. Увлечение классикой приняло столь широкий размах, что возник своеобразный культ греко-римской древности. Богословская периодизация всемирной истории была отвергнута и вместо нее предложена иная: отныне история человечества подразделяется на древнюю (античную), среднюю (подвергшую античность забвению) и новую, воскресившую классику.
Как социокультурное явление Ренессанс достаточно сложен для изучения. Одна из до сих пор не решенных проблем — географическая локализация эпохи и вопрос о ее временных границах. В Западной Европе родиной Возрождения считается Италия, откуда это культурное явление распространилось и на другие регионы: так, общеупотребительным является понятие «Северный Ренессанс», относящееся к Нидерландам, Франции, Германии; в литературе можно встретить упоминания о китайском возрождении, иранском, армянском, грузинском, мусульманском и даже славянском (последнее многие историки культуры считают сомнительным). Однако в соответствие с наиболее распространенной точкой зрения, хотя и признающей наличие отдельных элементов и тенденций этой культуры в других странах, Ренессанс как целостный культурный феномен имел место лишь в Италии XV — XVI вв. XIV век, подготовивший явление Возрождения, принято называть проторенессансом.
Нет ясности и в определении самого термина «ренессанс»: применительно к искусству он был введен в XVI в. итальянцем Дж. Вазари в популярной и в наши дни книге «Жизнеописания наиболее знаменитых архитекторов, ваятелей и зодчих», а в качестве культурфилософского понятия он получил широкое распространение в XIX столетии благодаря исследованию швейцарского философа Я. Буркхардта «Культура Ренессанса в Италии».
Истоки возрожденческой культуры: Ренессанс основывается на возрожденных и переосмысленных традициях античности и связан тесными узами преемственности со средневековой христианской культурой. Это последнее обстоятельство деятели Возрождения отрицали, более того, именно они дали настолько негативную оценку средним векам, что в течение нескольких столетий большинство людей отказывалось признавать за этим периодом какие-либо культурные завоевания. Сознательный разрыв с традициями, нормами и идеалами недавнего прошлого был связан, в первую очередь, с попыткой подчеркнуть уникальность своей эпохи, поскольку стремление к неповторимости, оригинальности — наиболее характерная черта культуры Ренессанса. И в то же время ведущим лозунгом своего культурного бытия Возрождение объявило реанимацию духовных ценностей давно умершей эпохи. Эта ситуация получила в науке название «ренессансного парадокса».
Культура Возрождения отражает становление раннебуржуазной идеологии, возникновение которой во многом было обусловлено спецификой политического и экономического развития Италии. Ренессанс- это прежде всего городская культура, а в XII — XIII вв. города Западной Европы еще не могли претендовать на роль самостоятельных социальных, политических и культурных центров, они были немногочисленны и малонаселены. Напротив, Италия кануна Ренессанса представляла собой совокупность самостоятельных городов-государств с разнообразными формами правления — от монархии (Неаполитанское королевство) до республики (Генуя, Венеция). Острая политическая борьба в городах, возродившая в некоторых чертах опыт демократии античного полиса и древнеримской республики (парламентаризм, оспаривание власти богатыми горожанами и аристократами) делали общественную жизнь чрезвычайно насыщенной, а зарождающиеся элементы новых экономических отношений, интенсивное развитие ремесел, торговли и банковского дела, рост купеческого сословия, появление мануфактур и начинающийся процесс разделения труда обусловили потребность в преодолении рамок сословности и изменении средневековых ценностных ориентаций. Идеалы христианского аскетизма начали терять свою популярность, нужны были новые аксиологические установки. Хотя идея спасения души оставалась по-прежнему актуальной, явное предпочтение отдавалось земным радостям, а складывающаяся парадигма буржуазной морали в качестве доминант выдвинула стремление к богатству, бережливость, инициативность, честолюбие и умение оправданно рисковать.
Показательно изменениеотношения ко времени — если в средние века оно зависело от природных и аграрных циклов, а привилегия его измерения принадлежала церкви, то в эпоху Возрождения время приобретает особую значимость, его начинают ценить и беречь. Мануфактура, банковское и торговое дело нуждались в его точном измерении и в XIV веке на городских башнях Италии появляются часы. Буржуазный практицизм устанавливает свое, по выражению историка Ж. Ле Гоффа, «купеческое время».
Основополагающими принципами ренессансного мировоззрения являются гуманизм и антропоцентризм. Идеалы гуманизма детерминировали собой все важнейшие культурные тенденции Возрождения, поэтому, кроме понятия гуманизма как системы воззрений, признающей человеческую личность, ее свободу и счастье важнейшими ценностями, гуманизмом принято называть также культурное движение эпохи Ренессанса, а его деятелей — гуманистами. Первым европейским гуманистом, оказавшим определяющее влияние на ренессансную культуру, по праву считается Франческо Петрарка. Поэт «был первым, кто обладал столь утонченным умом, что понял и возродил изящество утраченного стиля древних», — говорили о нем современники. В среде единомышленников Петрарки сложилась концепция возрожденческого гуманизма, а его последователи — Леонардо Бруни и Колюччио Салютати ввели в употребление найденное ими в трудах Цицерона слово humanitas, означающее человеческое достоинство и ученость.
Объявляя человека высшей ценностью, утверждая право личности на свободное развитие, гуманисты исходили из идеи антропоцентризма, представляющей собой возрожденный в новых исторических условиях знаменитый тезис древнегреческого философа Протагора «человек есть мера всех вещей». Некоторые исследователи (в частности, российский культуролог Л.М. Баткин) считают, что только в эпоху Возрождения появляется личность в современном понимании этого термина. Античность не знала личности, поскольку индивид мыслил себя в неразрывной и органической связи с обществом и космосом, был «полисным животным», а его личную судьбу определял фатум. Средневековый человек также не располагал самостоятельной индивидуальностью и свободой — христианский теоцентризм в центр мироздания и над ним поставил абсолютную личность — Бога, а религиозный дуализм, противополагая небесный мир земному, учил о двойственной природе человека, отдавая безусловное предпочтение духу над телесностью. Ренессансная личность, в отличие от средневекового индивида, жизнь которого заранее была задана его сословной принадлежностью, свободно творила саму себя и свою судьбу. Гуманистическая трактовка проблемы личности содержится в трактате Пико делла Мирандолы «О достоинстве человека», по сути, являющимся манифестом культуры Ренессанса. В этом произведении Бог, обращаясь к Адаму, определяет ему место во Вселенной: « Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире. Я не сделал тебя ни небесным, но и не только земным, ни смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также возможность и подняться до существа богоподобного — исключительно благодаря твоей внутренней воле». В человеке начинают ценится в первую очередь индивидуальное и созидательное начала, поэтому художник, обладающий творческой силой, уподобляется Богу, его социальный статус чрезвычайно высок, публика наделяет его эпитетами «бессмертный», «божественный», «небесный» и т.п.
Возрожденческая личность утверждала себя стихийно и ориентировалась на потребности времени. Этот процесс привел к такому явлению как индивидуализм в его крайних формах. Абсолютизация личностного начала в нередких случаях приводила к отрицанию норм общественной морали и открытой проповеди аморализма. Так, один из гениев Возрождения, основатель политической философии Никколо Макиавелли в «Государе» (своеобразном руководстве для стоящих у власти), восхищается Цезарем Борджиа, выдающимся политиком и не менее выдающимся злодеем, не разбирающимся в выборе средств для достижения своей цели. Практические потребности и отсутствие разделения труда в художественной и интеллектуальной сферах деятельности привели к такому едва ли не уникальному явлению в истории человечества, как универсализм гениев Возрождения (Леонардо да Винчи, Лоренцо Медичи, Микеланджело Буонаротти до сих пор поражают наше воображение разносторонностью своих дарований).
Особенностью возрожденческой культуры является секуляризация(от лат. Saecularis — светский) — освобождение общественной жизни от церковного влияния. Начавшееся еще в Средневековье укрепление государственных структур постепенно ослабляет влияние католицизма на политические процессы в Европе, активизирует борьбу за власть между папами и королями. С развитием экономики, становлением и обретением буржуазных свобод, географическими и научными открытиями падает авторитет церкви, формируется новый образ жизни и миропонимание. Хотя усиление светского начала не означало полного отказа от христианских ценностей, тем не менее в религиозных отправлениях внешняя обрядность начала вытеснять глубокую набожность и истинное благочестие, а в среде гуманистов распространялось вольнодумство.
В разные культурно-исторические эпохи та или иная форма общественного сознания может иметь определяющее значение для всех других — если в античности это были философия как метатеория научного знания вообще и предшествующая ей мифология, то в средние века структуры ментальности и общий ход цивилизационного развития детерминировала религия. В эпоху Возрождения гуманистические идеалы ранее всего были осмыслены и практически воплощены в искусстве. Утверждение человека как творческой и свободной личности, постижение сущности этой личности в ее отношении к мирозданию нашли свое яркое отражение в эстетической теории и художественной практике Ренессанса. Приоритет формирования идеала гармоничного человеческого бытия принадлежал искусству, что дало повод Леонардо да Винчи назвать живопись «философией Возрождения». В то же время гуманисты придавали искусству статус науки — в основе теории перспективы лежали математика и оптика, художники изучали анатомию, занимались исчислениями пропорций и числовой симметрией, а в период Высокого Возрождения аналитический подход в художественном творчестве стал едва ли не преобладающим. Социальная функция искусства также изменяется — оно уже перестает быть «Евангелием для неграмотных» как в средние века, а служит средством познания и украшения жизни, его произведения оцениваются уже не по их соответствию религиозным канонам, а по критериям художественности.
Гуманистическое мировоззрение оказало огромное воздействие на развитие научной мысли, выразившееся в отказе от средневековой схоластики и авторитаризма. Философия отделяется от теологии, научное мышление освобождается от церковной догмы, приобретает светский характер. На основании гелиоцентрической системы Н. Коперника, учения Дж. Бруно о бесконечности Вселенной, механики Г. Галилея и астрономии И. Кеплера складывается новая научная картина мира, в построении которой ученые исходили из чувственного восприятия, отказавшись от умозрительных конструкций средневековой схоластики. В медицине появляются самостоятельные отрасли — анатомия и физиология, начинается переход к эмпирическому знанию. Знаменитый швейцарский врач Теофраст Парацельс критиковал галенизм и требовал от медиков работы в химических лабораториях утверждая, что «теория врача — это опыт». Однако наука периода Возрождения еще не располагала достаточной методологией и инструментарием, чтобы удовлетворить растущее стремление человека к познанию тайн бытия, что привело к распространению и всеобщему увлечению т.н. «паранаукой» — алхимией, магией, астрологией.
Антропоцентризм, доминирующий в миропонимании гуманистов, формировал представление о безграничных возможностях разума. В позднем Возрождении (XVI век) оно сменяется разочарованием в познавательных и преобразовательных способностях интеллекта — отсюда трагические и пессимистические мотивы в творчестве В. Шекспира, М. Сервантеса, Т. Тассо. В силу ряда политических обстоятельств период расцвета общественной жизни Италии сменяется жесточайшей реакцией: церковь издает «Индекс запрещенных книг», ученые и вольнодумцы подвергаются преследованиям, наступает кризис возрожденческого гуманизма и культуры.
В эпоху Возрождения была восстановлена преемственная связь с античной классикой, сформированы новых представления о мире и человеке, утверждались идеи гуманизма и антропоцентризма — в этом заключается непреходящее значение ренессансной культуры для последующего развития европейской цивилизации. В течение долгого времени в оценке этого культурно — исторического периода доминировала одна точка зрения — в Возрождении видели осуществление социальной гармонии и всячески идеализировали его социокультурный опыт. В современной науке пересматриваются традиционные представления о Ренессансе, противопоставляющие его как «утренний рассвет» «темному мраку» Средневековья, явственнее выступает связь Возрождения с христианской культурой, выявляются социальные конфликты и противоречия этой эпохи.