Трудовое и колхозное право в сер. 50 - сер 60х гг

Трудовое право. Здесь почти всё со знаком плюс. Улучшение, сокращение уменьшение. Во-первых, сокращается рабочих дней – 7 часовой рабочий день. Во-вторых, увеличение заработной платы. Во всяком случае, прописано, что 70 рублей – МРОТ. На стипендию в 40 рублей можно было нормально жить.

Трудовая дисциплина – отменяют судебную, то есть уголовную ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Мы наказывали за прогулы, за самовольный переход с работы на работу. Если одного из супругов переводят на другую работу, теперь можно уволиться по собственному желанию.

Улучшается регулирование вопросов о трудовых конфликтах. В 57 году закон, посвященный трудовым конфликтам. Три инстанции:

  1. КТС - комиссия по трудовым спорам, если решение не удовлетворяет
  2. Профсоюз, если не удовлетворяет
  3. Народный суд.

Пенсии. 56 год - закон о государственном пенсионном обеспечении. С одной стороны в этом законе имеются все виды пенсии, которые мы знаем: по инвалидности, по старости, по потере кормильца. С другой стороны пенсии исчислялись так, что реальный их размер поднимался в полтора и два раза, то есть они существенно повышены. Право на пенсию получили колхозники. Раньше они не получали. Ведь колхозы это кооператив.

Уменьшается размер подоходного налога. Краткий вывод – налоговые поступления с физических лиц все меньше и меньше. Доля налогов в нашем бюджете минимальна. Основные средства поступают по отчислениям прибыли и налогов с оборота, а налоги с граждан отходят на второй план. Налогообложение делается льготным не только для трудящихся, а ещё и для кооперированных кустарей. Их доходы облагаются по более легкой ставке, чем доходы не объединённых кустарей.

Колхозное право

Права колхозов расширены Постановлением СовМина 1956г. - они могут дополнять положения Примерного устава сельхозартели с учетом местных условий. Сами определяют размеры личного хоз-ва колхозников, кол-во скота, устанавливают минимум трудодней, решают вопрос принятия и исключения из артели.

Колхозы более свободны от планирования - при условии соблюдения плана они могут сеять любые культуры и содержать любой скот.

Вводится ежемесчный аванс (раньше большая часть зарплаты выдавалась к концу хозяйственного года).

Реорганизованы МТС - теперь колхозы уже экономически окрепли ,имеют опытные кадры и оснащение. Посредник в виде МТС больше не нужен, колхозам техника продается напрямую, а МТС преобразованы в ремонтно-технические станции.

Попытка освоить целинные, залежные земли - дало результат, но конечной цели (решить проблему продовольствия) не достигло.

65. Гос. механизм в сер.60 – 80х гг.

Намечается дальнейшая демократизация.

Верховный Совет СССР. Говорим с иронией, потому что форма демократизации декларативная и почти смешная. Во-первых, создается по десятку комиссий при обеих палатах Верховного Совета. Итого при каждой палате около 20 комиссий. Во-вторых, меняется законодательство о выборах. Ну, это Конституция 77 года. Что интересного здесь. Увеличивается срок полномочий депутатов с 4 до 5, в местных с 2 до 2,5. Принимается законодательство о статусе депутатов Верховного Совета. Депутаты Верховного Совета не получают спец заработную плату как депутаты, но сохраняют её по месту основной работы. Работа депутатов по-прежнему малопрофессиональна, поэтому основная законотворческая работа, конечно, проводится в более профессиональных органах, комиссиях референтах и в Президиуме ВС.

Совет Министров СССР. Тенденцию мы прояснили, у нас значительное количество министерств восстанавливается. Связано с отказом территориального принципа управления. Восстанавливаются не только экономические министерства, но и органы внутренних дел. Восстанавливается МВД и Минюст. Отношение между министерствами и законодательской властью. Законодательство впервые четко регулируют право запроса со стороны депутатов в органы отраслевого управления, то есть право депутатского запроса. И наоборот прописан порядок отчета министров перед Верховным Советом. Здесь министры обязаны отчитаться при запросе. Еще одна маленькая неприятная деталь. Мы говорим всё о Верховном Совете и органах отраслевого управления, но в 70е законодательно оформлено сращивание советского и партийного аппарата. Одна из первых статей конституции прописывает руководящую и направляющую роль коммунистической партии. Проблема такая: влияние партийного аппарата на советский. Пожалуй, самый простой пример этого влияния – соединение должностей. Партийные руководители совмещали свою партийную должность с должностью советской. Иногда были попытки освободить советские органы от партийного вмешательства. В 71 году вышло постановление, согласно которому местные советы должны избавляться от опеки местных партийных органов. Влияли и не могли не влиять. Несмотря на попытки прекращения, сращивание партии и советской системы неуклонно продолжается.

Местные советы. Хрущев разделил местные советские органы на два типа: советы промышленных районов и советы, сельскохозяйственные советы, а при Брежневе все унифицировали. Продолжаются попытки демократизации местных советов. Создаются новые формы участия общественности в местных органах власти. Например, так называемые депутатские группы. Предполагается, если депутаты местного совета работают на одном предприятии, в рамках этого предприятия они объединяются в депутатскую группу, которая имеет отдельный кабинет и принимает слушателей, куда можно прийти пожаловаться. Показуха во многом, безусловно. Но, друзья мои, любая демократия это липа, только насколько эта липа липовая, это уже другой вопрос. Да, кстати, а где, сейчас, подобное, хотя бы в виде липы. Один мой приятель, работая в банке юристом на метро Кропоткинская, гуляя по предприятию этому, нашёл полуподвальное помещение с надписью «Приёмная Владимира Владимировича Путина», дверь была наглухо закрыта, почти что досками, видно, что ее уже не использовали несколько лет. Таким образом, есть форма общения депутатов и избирателей, но только она используется неправильно. Но нет, граждане, об этом вспоминают. Например, можно создать типа народный фронт. Когда мы не хотим выставлять напоказ жуликов и воров, мы хотим сказать, что здесь ещё участвуют беспартийные и создаем объединенный народный фронт. И значит, туда засовывают всяких композиторов и попсу и прочее, прочее, прочее, типа народ выступает "за". Уверяю вас, у нас ещё будет всякие движения « В поддержку за там Путина». Всё это канет в лету буквально на следующий день после выборов. Выберут опять Сами-Знаете-Кого, и народный фронт исчезнет как утренний туман. Депутатские группы хотя бы действовали реально и на постоянной основе.

Правоохранительные органы. 79 год важный, проводится обновление законодательства «о суде», «о прокуратуре», «о нотариате». Что-то выделить принципиально новое вряд ли можно, кроме нескольких деталей. Народные судьи избираются не на 3, а на 5 лет. В новом законодательстве подчеркивается принцип независимости судей, уверяю вас у нас в 20е, 30е, 50е годы этот принцип не указывался, потому что судьи были назначаемые местными органами.

Вооруженные силы. Закон 67 «о всеобщей воинской обязанности», он сменил закон 39 года. Во-первых, срок службы уменьшается на 1 год. Моряки 3 года, сухопутные 2. Призыв осенний и весенний. Предоставляются льгота лицам, имеющим высшее образование. Также, значительное сокращение вооруженных сил. Можно констатировать создание новых родов войск, например, космические войска. Сократили количество, но несколько улучшили качество, например космические войска.

Наши рекомендации