Трудовое и колхозное право в сер. 50 - сер 60х гг
Трудовое право. Здесь почти всё со знаком плюс. Улучшение, сокращение уменьшение. Во-первых, сокращается рабочих дней – 7 часовой рабочий день. Во-вторых, увеличение заработной платы. Во всяком случае, прописано, что 70 рублей – МРОТ. На стипендию в 40 рублей можно было нормально жить.
Трудовая дисциплина – отменяют судебную, то есть уголовную ответственность за нарушение трудовой дисциплины. Мы наказывали за прогулы, за самовольный переход с работы на работу. Если одного из супругов переводят на другую работу, теперь можно уволиться по собственному желанию.
Улучшается регулирование вопросов о трудовых конфликтах. В 57 году закон, посвященный трудовым конфликтам. Три инстанции:
- КТС - комиссия по трудовым спорам, если решение не удовлетворяет
- Профсоюз, если не удовлетворяет
- Народный суд.
Пенсии. 56 год - закон о государственном пенсионном обеспечении. С одной стороны в этом законе имеются все виды пенсии, которые мы знаем: по инвалидности, по старости, по потере кормильца. С другой стороны пенсии исчислялись так, что реальный их размер поднимался в полтора и два раза, то есть они существенно повышены. Право на пенсию получили колхозники. Раньше они не получали. Ведь колхозы это кооператив.
Уменьшается размер подоходного налога. Краткий вывод – налоговые поступления с физических лиц все меньше и меньше. Доля налогов в нашем бюджете минимальна. Основные средства поступают по отчислениям прибыли и налогов с оборота, а налоги с граждан отходят на второй план. Налогообложение делается льготным не только для трудящихся, а ещё и для кооперированных кустарей. Их доходы облагаются по более легкой ставке, чем доходы не объединённых кустарей.
Колхозное право
Права колхозов расширены Постановлением СовМина 1956г. - они могут дополнять положения Примерного устава сельхозартели с учетом местных условий. Сами определяют размеры личного хоз-ва колхозников, кол-во скота, устанавливают минимум трудодней, решают вопрос принятия и исключения из артели.
Колхозы более свободны от планирования - при условии соблюдения плана они могут сеять любые культуры и содержать любой скот.
Вводится ежемесчный аванс (раньше большая часть зарплаты выдавалась к концу хозяйственного года).
Реорганизованы МТС - теперь колхозы уже экономически окрепли ,имеют опытные кадры и оснащение. Посредник в виде МТС больше не нужен, колхозам техника продается напрямую, а МТС преобразованы в ремонтно-технические станции.
Попытка освоить целинные, залежные земли - дало результат, но конечной цели (решить проблему продовольствия) не достигло.
65. Гос. механизм в сер.60 – 80х гг.
Намечается дальнейшая демократизация.
Верховный Совет СССР. Говорим с иронией, потому что форма демократизации декларативная и почти смешная. Во-первых, создается по десятку комиссий при обеих палатах Верховного Совета. Итого при каждой палате около 20 комиссий. Во-вторых, меняется законодательство о выборах. Ну, это Конституция 77 года. Что интересного здесь. Увеличивается срок полномочий депутатов с 4 до 5, в местных с 2 до 2,5. Принимается законодательство о статусе депутатов Верховного Совета. Депутаты Верховного Совета не получают спец заработную плату как депутаты, но сохраняют её по месту основной работы. Работа депутатов по-прежнему малопрофессиональна, поэтому основная законотворческая работа, конечно, проводится в более профессиональных органах, комиссиях референтах и в Президиуме ВС.
Совет Министров СССР. Тенденцию мы прояснили, у нас значительное количество министерств восстанавливается. Связано с отказом территориального принципа управления. Восстанавливаются не только экономические министерства, но и органы внутренних дел. Восстанавливается МВД и Минюст. Отношение между министерствами и законодательской властью. Законодательство впервые четко регулируют право запроса со стороны депутатов в органы отраслевого управления, то есть право депутатского запроса. И наоборот прописан порядок отчета министров перед Верховным Советом. Здесь министры обязаны отчитаться при запросе. Еще одна маленькая неприятная деталь. Мы говорим всё о Верховном Совете и органах отраслевого управления, но в 70е законодательно оформлено сращивание советского и партийного аппарата. Одна из первых статей конституции прописывает руководящую и направляющую роль коммунистической партии. Проблема такая: влияние партийного аппарата на советский. Пожалуй, самый простой пример этого влияния – соединение должностей. Партийные руководители совмещали свою партийную должность с должностью советской. Иногда были попытки освободить советские органы от партийного вмешательства. В 71 году вышло постановление, согласно которому местные советы должны избавляться от опеки местных партийных органов. Влияли и не могли не влиять. Несмотря на попытки прекращения, сращивание партии и советской системы неуклонно продолжается.
Местные советы. Хрущев разделил местные советские органы на два типа: советы промышленных районов и советы, сельскохозяйственные советы, а при Брежневе все унифицировали. Продолжаются попытки демократизации местных советов. Создаются новые формы участия общественности в местных органах власти. Например, так называемые депутатские группы. Предполагается, если депутаты местного совета работают на одном предприятии, в рамках этого предприятия они объединяются в депутатскую группу, которая имеет отдельный кабинет и принимает слушателей, куда можно прийти пожаловаться. Показуха во многом, безусловно. Но, друзья мои, любая демократия это липа, только насколько эта липа липовая, это уже другой вопрос. Да, кстати, а где, сейчас, подобное, хотя бы в виде липы. Один мой приятель, работая в банке юристом на метро Кропоткинская, гуляя по предприятию этому, нашёл полуподвальное помещение с надписью «Приёмная Владимира Владимировича Путина», дверь была наглухо закрыта, почти что досками, видно, что ее уже не использовали несколько лет. Таким образом, есть форма общения депутатов и избирателей, но только она используется неправильно. Но нет, граждане, об этом вспоминают. Например, можно создать типа народный фронт. Когда мы не хотим выставлять напоказ жуликов и воров, мы хотим сказать, что здесь ещё участвуют беспартийные и создаем объединенный народный фронт. И значит, туда засовывают всяких композиторов и попсу и прочее, прочее, прочее, типа народ выступает "за". Уверяю вас, у нас ещё будет всякие движения « В поддержку за там Путина». Всё это канет в лету буквально на следующий день после выборов. Выберут опять Сами-Знаете-Кого, и народный фронт исчезнет как утренний туман. Депутатские группы хотя бы действовали реально и на постоянной основе.
Правоохранительные органы. 79 год важный, проводится обновление законодательства «о суде», «о прокуратуре», «о нотариате». Что-то выделить принципиально новое вряд ли можно, кроме нескольких деталей. Народные судьи избираются не на 3, а на 5 лет. В новом законодательстве подчеркивается принцип независимости судей, уверяю вас у нас в 20е, 30е, 50е годы этот принцип не указывался, потому что судьи были назначаемые местными органами.
Вооруженные силы. Закон 67 «о всеобщей воинской обязанности», он сменил закон 39 года. Во-первых, срок службы уменьшается на 1 год. Моряки 3 года, сухопутные 2. Призыв осенний и весенний. Предоставляются льгота лицам, имеющим высшее образование. Также, значительное сокращение вооруженных сил. Можно констатировать создание новых родов войск, например, космические войска. Сократили количество, но несколько улучшили качество, например космические войска.