Понятие политической партии
Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в ОГВ и ОМС.
Партия должна отвечать следующим требованиям:
1)Наличие у нее региональных отделений более чем в половине субъектов РФ
2)В ней должно состоять не менее 50 000 членов.
3)Руководящие органы партии и её структурные подразделения должны находиться на территории РФ.
Региональное отделение партии – её структурное подразделение, осуществляющее свою деятельность на территории субъекта РФ.
Основными целями партии являются:
1.Формирование общественного мнения;
2.Политическое образование и воспитание граждан;
3.Выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности и ОГВ;
4.Выдвижение кандидатов (списка кандидатов) на выборах Президента РФ, депутатов Государственной Думы ФС РФ, в законодательные ОГВ субъектов РФ, выборных должностных лиц ОМС.
Запрещается создание и деятельность партий, цели или действия которых направлены на осуществление экстремистской деятельности. Партия не должна состоять из лиц одной профессии. Высшим руководящим органом партии является её съезд.
Создание партии
Партия создается свободно, без разрешений ОГВ и должностных лиц.
Партия, её региональные отделения подлежат государственной регистрации, осуществляемой органами Министерства юстиции и налоговыми органами.
Партии может быть отказано в государственной регистрации в случае, если:
1)положения устава партии противоречат Конституции РФ и ФЗ;
2)наименование и (или) символика партии не соответствуют ФЗ о политических партиях;
3)не представлены документы, необходимые в соответствии с ФЗ о политических партиях
4)нарушены установленные законом сроки представления документов, необходимых для государственной регистрации партии.
Статус партии
Партия вправе:
1) свободно распространять информацию о своей деятельности, пропагандировать свои взгляды, цели и задачи;
2) участвовать в выборах и референдумах;
4) создавать региональные, местные и первичные отделения
5) организовывать и проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия, пикетирования
6) учреждать информационные агентства, полиграфические предприятия, СМИ
7) пользоваться на равных условиях государственными и муниципальными СМИ
8) создавать объединения и союзы с другими партиями
9) защищать свои права и представлять законные интересы своих членов;
11) осуществлять предпринимательскую деятельность в соответствии с уставом
Приостановление деятельности партии, ликвидация партии: в случае нарушения партией КРФ, ФКЗ, ФЗ и иных НПА – деятельность приостанавливается по решению суда на основе 2х письменных жалоб регистрирующего органа. Политическая партия может быть ликвидирована по решению Верховного Суда Российской Федерации в случае: неустранения нарушений; неучастия в полит.партии в выборах; отсутствия необходимого числа членов политической партии
Анализ решения КС РФ по "делу о Балтийской республиканской партии"
Основание к рассмотрению дела: В своей жалобе "Балтийская республиканская партия" утверждает, что требования, которым должна отвечать политическая партия, содержащиеся ФЗ "О политических партиях", и предусмотренные для нее последствия - ущемляют право каждого на объединение и свободу деятельности общественных объединений.
Фабула дела: общественно-политическая организация "Балтийская республиканская партия", зарегистрированная в качестве общественно-политической организации, решением Калининградского обл. суда была ликвидирована в связи с невыполнением предписаний об устранении нарушения использования в своем наименовании слова "партия" общественным объединением, которое не подпадает под критерии, установленные для политических партий ФЗ "О политических партиях".
Итоговый вывод Суда: Признать не противоречащими КРФ положения ФЗ "О политических партиях" согласно которым - политическая партия должна иметь региональные отделения более чем в половине субъектов РФ и в политической партии должно состоять не менее 10.000 членов политической партии
Мотивы принятого Судом решения:
1.Определяя в Федеральном законе "О политических партиях" количественные критерии создания политической партии, федеральный законодатель исходил из необходимости наличия у нее значительной поддержки в обществе.
Анализ решения КС РФ по «делу РКРП» (Пост-е от 16.07.07г.).
Фабула дела: при проведении плановой проверки были выявлены нарушения политической партией "Российская коммунистическая рабочая партия " требований ФЗ "О политических партиях", касающихся общей численности политической партии, а также численности и государственной регистрации ее региональных отделений, в связи с чем ей было указано на необходимость преобразоваться в общественное объединение иной организационно-правовой формы либо ликвидироваться.
Поскольку к указанному сроку политическая партия "РКРП" данное предписание не выполнила, Федеральная регистрационная служба обратилась с заявлением о ее ликвидации в Верховный Суд, который, установив, что на 1 января 2007 года партия имела общую численность менее пятидесяти тысяч членов партии и региональные отделения требуемой численности менее чем в половине субъектов Российской Федерации, заявление Федеральной регистрационной службы удовлетворил.
Итоговый вывод Суда: Признать не противоречащими КРФ положения ФЗ "О политических партиях", которыми устанавливаются требования к численности политической партии.
В целом же, Конституционный Суд РФ вынося данное Постановление, основывал своё решение на правовой позиции, ранее сформулированной в Постановлении "делу о Балтийской республиканской партии".
42. Содержание и порядок реализации конституционной свободы передвижения, выбора места пребывания и жительства в пределах РФ по ФЗ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ". Анализ решений КС РФ по 'делу о московской регистрации' (Пост-е от 04.04.96г.) и по "делу о садоводческих объединениях" (Пост-е от 14.04.08 г.).
В соответствии с КРФ каждый гражданин РФ имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
Место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, больница, другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина, - в которых он проживает временно.
Место жительства - жилой дом, квартира, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют) а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды.
Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ производится бесплатно. Контроль за соблюдением гражданами РФ правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета возлагается на ФОИВ, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и ОВД.
Регистрация гражданина РФ по месту пребывания производится без снятия с регистрационного учета по месту жительства.
Регистрация и снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в больнице, другом подобном учреждении производятся по его прибытии и выбытии администрацией соответствующего учреждения.
Гражданин РФ, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:
1)паспорт
2)документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор)
Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов.
Снятие гражданина РФ с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета в следующих случаях:
1)изменение места жительства
2)призыв на военную службу
3)осуждение к лишению свободы
4)признание безвестно отсутствующим
5)смерть или объявление решением суда умершим
6)выселение из занимаемого жилого помещения или признание утратившим право пользования жилым помещением
7)обнаружение не соответствующих действительности сведений или документов, послуживших основанием для регистрации, или неправомерные действия должностных лиц при решении вопроса о регистрации.
Право граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации может быть ограничено:
1.в пограничной полосе;
2.в закрытых военных городках;
3.в закрытых административно-территориальных образованиях;
4.в зонах экологического бедствия;
5.на отдельных территориях и в населенных пунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимы проживания населения и хозяйственной деятельности;
6.на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение.
Анализ решения КС РФ по 'делу о московской регистрации' (Пост-е от 04.04.96г.)
Основание рассмотрения дела Судом: обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ ряд нормативных актов г. Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и г. Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывших на постоянное жительство в названные регионы.
Итоговый вывод Суда, содержащийся в резолютивной части решения:
1. Признать не соответствующими КРФ Порядок рассмотрения вопросов прописки (регистрации) граждан, проживающих за пределами г. Москвы и Московской области.
2. Признать соответствующей Конституции РФ статью Закона города Москвы "О сборе на компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально - бытовыми условиями граждан, прибывающих в г. Москву на жительство" в части, предусматривающей право Московской городской Думы устанавливать налоги и сборы в пределах, определенных Конституцией РФ и федеральными законами.
3. Признать не соответствующими КРФ - пункты Временного положения о пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае, утвержденного Постановлением Государственной Думы Ставропольского края.
Мотивы принятого Судом решения :
Установленные нормативными актами Правительства Москвы, Правительства Московской области и главы администрации Московской области положения об уплате сбора и представлении квитанций о его уплате как условии для регистрации гражданина противоречат Закону РФ от 25 июня 1993 года и Правилам регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ и фактически устанавливают совершенно иной - разрешительный - правовой режим регистрации граждан. Отказ в регистрации на основании оспариваемых актов, кроме того, носит характер санкции за неуплату установленного сбора.
1)Реализация конституционного права на выбор места жительства не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан РФ гарантируются Конституцией РФ без каких-либо условий фискального характера.
2.)Введя квоту на поселение в городах Кавказских Минеральных Вод, Государственная Дума Ставропольского края установила ограничения на выбор места жительства, что может быть сделано только федеральным законодателем, а также вмешалась в сферу регулирования прав и свобод человека и гражданина, относящуюся к исключительному ведению РФ. Кроме того, порядок реализации конституционного права на свободу передвижения и выбора места жительства был определен не законом, а Временным положением, утвержденным постановлением Думы. Таким образом, пункт 21 Временного положения о пребывании и определении на постоянное место жительства в Ставропольском крае не соответствует Конституции РФ.
Анализ решения КС РФ по "делу о садоводческих объединениях" (Пост-е от 14.04.08 г.).
Основание рассмотрения дела в Суде: соответствует ли КРФ законоположение, определяющее садовый земельный участок как земельный участок, приобретенный гражданином для выращивания сельскохозяйственных культур а также для отдыха (с правом возведения жилого строения, но без права регистрации проживания в нем )
Итоговое решение Суда: признано неконституционным отдельное положение ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", в части, устанавливающей запрет на регистрацию граждан по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке.
43. Содержание и порядок реализации конституционной свободы совести и вероисповеданий по ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях". Анализ решения КС РФ по "делу о Православной партии России" (Пост-e от 15.12. 04г.).
Соотношение понятий «свобода совести» и «свобода вероисповедания»: «Свобода вероисповедания» лишь одна из составляющих понятия «свободы совести». Соотносятся как родовое и видовое понятия, как общее и частное. Свобода вероисповедания есть лишь элемент свободы совести, поскольку к свободе вероисповедания относится свобода выбора религии и свободы отправления религиозных обрядов. Свобода совести и вероисповедания предполагает, что никакая власть – ни государство, ни духовенство той или иной религии – не вправе вмешиваться в религиозную жизнь человека.
Содержание конституционной свободы совести и вероисповеданий
Юридическое содержание свободы совести состоит из следующих компонентов:
1)Право на определение своего отношения к вопросам свободы совести. Это емкое правомочие включает в свой состав право иметь, выбирать и менять, исповедовать (не исповедовать) религиозные или иные убеждения, в том числе право на внецерковную религиозность, право на религиозное, научно-материалистическое или иное мировоззрение, индифферентное отношение к религии и свободомыслию.
2)Право действовать в соответствии со своими убеждениями, включающее возможность распространять, проповедовать какое-либо вероучение, систему взглядов, убеждений, пропагандировать их, а также свободно отправлять культы, совершать религиозные обряды индивидуально или совместно с другими. Однако обеспечиваются данные права постольку, поскольку не нарушают общественного порядка и безопасности, нравственного здоровья граждан, не оскорбляют чувств граждан в связи с их отношением к религии.
3)Право на тайну своих религиозных или иных убеждений. Данное положение отражено в пункте 5 статье 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях, который определяет, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии.
4)Право на нейтральное отношение со стороны государства к законным формам проявления свободы совести. В указанном Федеральном законе этот элемент свободы совести проявляется в запрете должностным лицам государственной власти, государственных органов, органов местного самоуправления использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии, запрете сопровождать деятельность органов власти публичными религиозными обрядами и церемониями.
Пост. КС РФ №18-П от 15 декабря 2004 г. по «делу о Православной партии России» о проверке конституционности пункта 3 ст.9 ФЗ «О политических партиях».
КС РФ указал, что государство вправе устанавливать правовой статус политических партий и вводить определённые ограничения, но эти ограничения должны быть необходимыми и соразмерными конституционно-значимым целям.
Государство не должно вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений, а последние не вправе вмешиваться в дела государства. Верующие участвуют в общественно-политической жизни не в качестве членов религиозных объединений, а в качестве граждан или членов политических партий
44.Содержание и порядок реализации конституционного права на информацию по Закону РФ «О СМИ» и ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации»