Вопрос 2. Стратегии и основные направления предупреждения преступности
Цели предупреждения преступности:
а) сокращение преступности и качественное изменение ее структуры;
б) содействие созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности;
в) устранение причин и условий преступности, посредством решения политических, правовых, идеологических и социально-экономических задач;
г) исправление лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию;
д) влияние на негативную микросреду личности, формирующую антиобщественные позиции и мотивацию преступного поведения индивидов;
е) снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств.
Указанные цели достигаются в результате осуществления органами государственной власти и местного самоуправления следующих функций:
– определения (конкретизация) приоритетных направлений, целей и задач профилактики правонарушений с учетом складывающейся криминологической ситуации, особенностей региона и т.п.;
– планирования в сфере профилактики правонарушений;
– разработки и принятия соответствующих законодательных и иных нормативных актов;
– разработки, принятия и реализации федеральных и региональных программ борьбы с преступностью и правонарушениями;
– осуществления профилактической работы;
– координации деятельности субъектов профилактики правонарушений;
– материального, финансового, кадрового обеспечения деятельности по профилактике правонарушений;
– контроля за деятельностью субъектов профилактики правонарушений и оказание ин необходимой помощи;
– организации обмена опытом профилактической работы, в том числе в рамках международного сотрудничества.
Стратегии предупреждения преступности:
а) общее предупреждение преступности – это деятельность, направленная на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий;
б) индивидуальное предупреждение преступности – это деятельность, направленная на выявление и оказание профилактического воздействия на лиц и их ближайшее окружение, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.
Формы индивидуального профилактического воздействия:
– индивидуальная беседа (ознакомительно-разъяснительная, воспитательная с привлечением общественности, предупредительная с выносом официального предостережения);
– привлечение к индивидуальной работе общественности, а также членов семьи объекта профилактики, способных оказать позитивное воздействие на профилактируемого;
– создание вокруг объекта индивидуальной профилактики обстановки нетерпимости антиобщественного поведения, исключающей совершение им противоправных деяний;
– осуществление постоянного превентивного контроля за действиями профилактируемого;
– оказание помощи профилактируемому лицу в трудовом и бытовом устройстве;
– постановка на различные виды профилактических учетов;
– приобщение к здоровому образу жизни – вовлечение профилактируемого в общественно полезную деятельность, в занятие спортом, творчеством; и др.
Категории лиц, в отношении которых необходимо осуществлять индивидуальное воздействие:
а) лица, имеющие первые признаки социальной неустойчивости поведения (нарушение норм нравственности и морали, правил общежития, совершение правонарушений), легко поддающихся отрицательному влиянию;
б) лица, поведение и образ жизни которых свидетельствует о неуважении к социальным нормам;
в) лица, ранее совершившие правонарушения и преступления.
Основные направления совершенствования государственной системы профилактики:
– издание федеральных законов, направленных на реализацию профилактических функций государства (например, Федеральный закон «О профилактике»);
– совершенствование регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений;
– разработка и реализация федеральных и региональных программ по минимизации и устранению причин и условий криминализации общества;
– поиск оптимальных форм привлечения всех государственных и общественных институтов, коммерческих организаций к профилактике правонарушений.