Вопрос 2. Стратегии и основные направления предупреждения преступности

Цели предупреждения преступности:

а) сокращение преступности и качественное изменение ее структуры;

б) содействие созданию и укреплению в обществе атмосферы спокойствия и стабильности;

в) устранение причин и условий преступности, посредством решения политических, правовых, идеологических и социально-экономических задач;

г) исправление лиц, вовлекаемых в сферу предупредительного воздействия, и их ресоциализацию;

д) влияние на негативную микросреду личности, формирующую антиобщественные позиции и мотивацию преступного поведения индивидов;

е) снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств.

Указанные цели достигаются в результате осуществления органами государственной власти и местного самоуправления следующих функций:

– определения (конкретизация) приоритетных направлений, целей и задач профилактики правонарушений с учетом складывающейся криминологической ситуации, особенностей региона и т.п.;

– планирования в сфере профилактики правонарушений;

– разработки и принятия соответствующих законодательных и иных нормативных актов;

– разработки, принятия и реализации федеральных и региональных программ борьбы с преступностью и правонарушениями;

– осуществления профилактической работы;

– координации деятельности субъектов профилактики правонарушений;

– материального, финансового, кадрового обеспечения деятельности по профилактике правонарушений;

– контроля за деятельностью субъектов профилактики правонарушений и оказание ин необходимой помощи;

– организации обмена опытом профилактической работы, в том числе в рамках международного сотрудничества.

Стратегии предупреждения преступности:

а) общее предупреждение преступности – это деятельность, направленная на выявление, нейтрализацию или устранение причин и условий преступности, отдельных ее видов, а также способствующих ей условий;

б) индивидуальное предупреждение преступности – это деятельность, направленная на выявление и оказание профилактического воздействия на лиц и их ближайшее окружение, поступки которых указывают на реальную возможность совершения ими преступлений в будущем, а также по оказанию положительного влияния на их ближайшее окружение.

Формы индивидуального профилактического воздействия:

– индивидуальная беседа (ознакомительно-разъяснительная, воспитательная с привлечением общественности, предупредительная с выносом официального предостережения);

– привлечение к индивидуальной работе общественности, а также членов семьи объекта профилактики, способных оказать позитивное воздействие на профилактируемого;

– создание вокруг объекта индивидуальной профилактики обстановки нетерпимости антиобщественного поведения, исключающей совершение им противоправных деяний;

– осуществление постоянного превентивного контроля за действиями профилактируемого;

– оказание помощи профилактируемому лицу в трудовом и бытовом устройстве;

– постановка на различные виды профилактических учетов;

– приобщение к здоровому образу жизни – вовлечение профилактируемого в общественно полезную деятельность, в занятие спортом, творчеством; и др.

Категории лиц, в отношении которых необходимо осуществлять индивидуальное воздействие:

а) лица, имеющие первые признаки социальной неустойчивости поведения (нарушение норм нравственности и морали, правил общежития, совершение правонарушений), легко поддающихся отрицательному влиянию;

б) лица, поведение и образ жизни которых свидетельствует о неуважении к социальным нормам;

в) лица, ранее совершившие правонарушения и преступления.

Основные направления совершенствования государственной системы профилактики:

– издание федеральных законов, направленных на реализацию профилактических функций государства (например, Федеральный закон «О профилактике»);

– совершенствование регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений;

– разработка и реализация федеральных и региональных программ по минимизации и устранению причин и условий криминализации общества;

– поиск оптимальных форм привлечения всех государственных и общественных институтов, коммерческих организаций к профилактике правонарушений.

Наши рекомендации