Его структура и основные разновидности 5 страница
Пользование правами связано с ответственностью личности, с ограничениями прав. Ограничения прав человека возможны в исключительных условиях и при существовании надежных гарантий против злоупотреблений власти во имя общего блага. В Конституции РФ говорится:
[Цитата] «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» [.](п. 3 ст. 55).
В чрезвычайных ситуациях[Цитата] «для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя... могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод» [.](п. 1 ст. 56). При этом обязательно указание пределов и сроков ограничения прав и свобод личности. Чаще всего такие ограничения затрагивают права политического характера, например приостановление деятельности политической партии, общественной организации, запрет на проведение митинга, демонстрации, уличного шествия. [Цитата] «Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46–54 Конституции Российской Федерации» [.]. В перечисленных статьях речь идет о праве на жизнь, честь, достоинство, неприкосновенность, тайну переписки, свободу совести и других личных правах.
Приведенные положения российской Конституции полностью соответствуют общепринятым международным стандартам, практике других государств, Всеобщей декларации прав человека, где указывается, что ограничения прав могут быть установлены законом [Цитата] «с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе» [.]. Эта же формулировка с некоторыми изменениями была перенесена в Европейскую конвенцию о защите прав человека и основных свобод (1950), а также в Международный пакт о гражданских и политических правах (1966). Это правила человеческого общежития, выработанные на протяжении веков.
[Заголовок 2] 8.4 Виды правового статуса личности [.]
Классификация правовых статусов личности проводится по различным основаниям. В зависимости от объема прав, свобод и обязанностей различают международный, Общий (конституционный), родовой (специальный) и индивидуальный правовые статусы личности.
[Определение] Международный правовой статус личности включает в себя права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и закрепленные в международно-правовых документах. [.]
Защита его предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Например, в ст. 15 Конституции РФ предусмотрена возможность применения правил, установленных нормами международного права и международными договорами. А в рамках СНГ действует Комиссия по правам человека, которая согласно Положению о ней от 24 сентября 1993 г. компетентна рассматривать как письменные запросы государств по вопросам нарушения прав человека, так и индивидуальные и коллективные обращения любых лиц, исчерпавших все доступные внутригосударственные средства правовой защиты.
[Определение] Общий (конституционный) правовой статус личности – это совокупность прав, свобод, обязанностей и их гарантий, закрепленных в основном законе страны. [.]
Он является общим, обобщенным и одинаковым для всех независимо от национальности, религиозных убеждений, социального положения; характеризуется стабильностью и определенностью; предусматривает равенство прав и обязанностей граждан, равенство их перед законом; является базовым для всех остальных; служит основой для приобретения конкретных субъективных прав, возложения обязанностей и несения ответственности. Его характерными признаками являются единство и стабильность, обусловленные особенностями самой человеческой жизни. Общий статус предполагает установление в обществе нормального правопорядка, предсказуемых и разумных изменений, обеспечивающих сохранение генофонда страны, темпы производства материальных и духовных ценностей, свободное развитие личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, конституционный статус должен обладать устойчивостью, его существование должно длиться до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и большинстве своем.
[Определение] Родовой (специальный) статус личности отражает специфику правового положения отдельных категорий людей, которые могут иметь какие-то дополнительные субъективные права и обязанности. [.]
Он обусловлен особенностями положения лица и потребностями его функциональной специальной активности (студент, пенсионер, военнослужащий, должностное лицо и др.); является общим для определенного круга лиц. Специальный статус дополняет (статус судьи или военнослужащего) или ограничивает (статус лица, содержащегося в местах лишения свободы) общий правовой статус, т.е. корректирует его. В отличие от общего статуса, который является постоянным, специальный статус нестабилен, он имеет изменчивый характер, то есть может меняться в результате перехода лица из одной группы в другую.
[Определение] Индивидуальный статус характеризует особенности положения конкретного человека и представляет собой персонифицированные права и обязанности в их конкретных, естественных и приобретенных способностях и особенностях [.] (пол, возраст, семейное положение, состояние здоровья, религиозные убеждения и т.п.). Он отличается подвижностью: изменяется в соответствии с теми изменениями, которые происходят в жизни человека.
Правовое положение конкретного физического лица может рассматриваться как сумма общего, специального и индивидуального статусов, соотношение которых варьируется в зависимости от конкретных ситуаций. Общий правовой статус для всех граждан един, специальных статусов (родовых, групповых) – много, индивидуальных – столько, сколько лиц находится на территории государства.
В зависимости от того, нормами какой отрасли права регулируется правовое положение личности, различают отраслевые правовые статусы: конституционно-правовой, гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой, семейно-правовой и т.д.
[Внимание] Основой правового статуса личности является ее конституционный статус, где права, свободы и обязанности в совокупности образуют единый, внутренне согласованный комплекс. [.]
Вместе с тем, в каждой отрасли права существуют свои особенные, присущие именно им права и обязанности. Совокупность закрепленных в отдельной отрасли права особенных прав, свобод и обязанностей образуют категорию «отраслевой правовой статус личности». Отраслевой статус личности состоит из правомочий и других компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью права.
В зависимости от характера связи личности с государством (наличия или отсутствия гражданства) можно выделить:
- Правовой статус гражданина;
- Правовой статус иностранца;
- Правовой статус апатрида (лица без гражданства).
На территории государства граждане обладают всей полнотой прав, свобод, и несут все обязанности, установленные Конституцией и иными нормативно-правовыми актами. Правовой статус гражданина является всеобъемлющим. Это означает, что гражданин обладает всей полнотой установленных в законодательстве прав и свобод, на него распространяются и все обязанности.
Правовой статус иных субъектов содержит ряд изъятий. Например, иностранцы не могут участвовать в выборах и референдумах, служить в армии, создавать политические партии и т.д.
В некоторых государствах иностранцам предоставляется правовой статус, максимально приближенный к правовому статусу гражданина. Это называется предоставлением «национального режима».
Различие понятий «человек», «личность», «гражданин» влечет и различие в их правовых статусах. Соответственно выделяют правовой статус человека, правовой статус личности и правовой статус гражданина.
[Заголовок 2] 8.5 Гарантии прав и свобод человека и гражданина и их основные виды в современном обществе [.]
[Определение] Гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выявления, приобретения и реализации своих прав и свобод. [.]
По своей сущности гарантии есть система условий, обеспечивающих реализацию и защиту прав человека. Объектом гарантий выступают общественные отношения, связанные с охраной и защитой прав человека, удовлетворением имущественных и неимущественных интересов граждан. Содержание гарантий весьма динамично и обусловлено их целевой, институциональной и функциональной направленностью, зависит от общественно-политических, духовных и иных процессов, происходящих в стране на определенных этапах ее исторического развития.
Их классификация может быть проведена по различным основаниям.
Традиционно они подразделяются на общие и специальные (юридические). К общим гарантиям относятся экономические, социальные, политические и иные условия реализации прав и свобод. Например, экономические гарантии – это единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, признание и защита равным образом частной, государственной, муниципальной и иной форм собственности, социальное партнерство между человеком и государством, работником и работодателем, производителем и потребителем.
[Определение] Политические гарантии – это система народовластия, возможности личности принимать участие в управлении делами государства и общества. [.]
В Российской Федерации признаются и гарантируются местное самоуправление, политическое многообразие, право народа России на сохранение и развитие родного языка, а также возможности пользоваться правами человека и основными свободами, защищать свои интересы.
[Определение] Духовные гарантии – система культурных ценностей, основанных на любви и уважении к Отечеству, вере в добро и справедливость; это общественная сознательность и образованность человека. [.]
К числу духовных гарантий относятся: идеологическое многообразие, запреты на монополизацию идеологии, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни, общедоступность и бесплатность основного общего и среднего профессионального образования, свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества.
[Определение] Юридические гарантии представляют собой систему юридических средств и способов охраны и защиты прав человека и гражданина. [.]
Прежде всего, речь идет об обязанности государства обеспечить личности право на судебную защиту, все иные способы, не запрещенные законом, а также право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе бесплатной, на доступ к правосудию и на компенсацию причиненного ущерба.
По территориальному масштабу действия юридические гарантии делятся на международно-правовые (планетарные), гарантии в рамках региональных международных сообществ, внутригосударственные и автономные гарантии.
Международно-правовые гарантии закрепляются во Всеобщей декларации прав человека, международных пактах и других документах. Их осуществлением занимаются ООН, ее органы, а также организации, действующие под ее эгидой (ЮНЕСКО, МОТ), через различного рода международные программы и проекты; Важное значение в этом плане имеет деятельность Совета Безопасности, комитетов Генеральной Ассамблеи, Международного Суда ООН. При ООН также создано Управление Верховного комиссара по правам человека, который координирует деятельность ООН в указанной сфере. ООН может принимать решение о вооруженных мерах защиты прав человека, но только на основании решения Совета Безопасности. Решения Совета Безопасности о применении санкций для пресечения преступлений в данной сфере являются обязательными для всех членов ООН. Наряду с Комитетом по правам человека функции контроля в данной сфере выполняют также Комитет по правам ребенка, Комитет против пыток.
Гарантии региональных международных сообществ (Европейский Союз, Совет Европы, Совет государств Балтийского моря, Организация африканского единства, Организация американских государств, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии, Содружество Независимых Государств, ЕврАзЭС) осуществляются также через различные учреждения на основе соответствующих нормативно-правовых актов. В настоящее время одной из эффективных региональных систем является Европейская система защиты прав человека. Среди организаций данной системы, выполняющих важные функции можно назвать Совет Европы, Европейскую комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека. Любое государство, вступающее в Совет Европы должно присоединиться к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и привести в соответствие с ней свое внутреннее законодательство. Наряду с Советом Европы большое внимание защите прав человека уделяется в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Страны — члены Содружества Независимых Государств приняли ряд документов, которые способствуют осуществлению на их территориях личных и имущественных прав граждан всех государств – членов СНГ. В частности, это Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г., Декларация о международных обязательствах – в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г., Соглашение о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 9 декабря 1994 г., Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека от 26 мая 1995 г.
Внутригосударственные гарантии закрепляются в конституциях и иных законодательных актах государств, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами. Конституция РФ в ст. 17 признает и гарантирует права и свободы человека и гражданина согласно общепринятым принципам и нормам международного права. В ст. 18 Конституции права и свободы объявляются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Контроль за соблюдением конституционных положений и защита прав граждан входят в компетенцию Президента РФ, Конституционного Суда РФ, Комиссии по правам человека, Уполномоченного по правам человека, а также органов суда и прокуратуры. Президент России вправе приостанавливать действия актов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае нарушения ими прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ). Конституционный Суд может не только признать те или иные решения неконституционными, но и дает конкретные указания о необходимости приведения деятельности органов и лиц в соответствие с Конституцией и законодательством. К числу важнейших гарантий также относится защита прав и свобод человека общими судами посредством правосудия. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Обязанность рассматривать обращения граждан возложена на каждый суд, входящий в судебную систему, с соблюдением соответствующих правил подсудности. В гражданском и арбитражном процессе права граждан защищаются с помощью института иска или жалобы. В уголовном процессе к числу гарантий можно, например, отнести права обвиняемого и подозреваемого, потерпевшего, презумпцию невиновности, суд присяжных заседателей и др. Среди административно-правовых форм защиты прав и свобод граждан можно отметить: административный порядок обжалования действий органов исполнительной власти, специфические формы государственного контроля (Президента, Правительства, министерств и ведомств). Важную роль в механизме обеспечения и защиты прав и свобод личности играют прокурорский (общий) надзор за соблюдением законов органами исполнительной власти и деятельность Уполномоченного по правам человека. Система конституционных гарантий находит свое закрепление в нормах ст.ст. 45-56 Конституции РФ.
Под автономными понимаются гарантии, получившие отражение в законодательстве составных частей федеративных государств (штатов, республик, областей, земель, провинций). Так, обеспечение прав и свобод берут на себя наряду с федеральными органами и субъекты Российской Федерации. Во всех конституциях и уставах субъектов РФ содержатся положения о признании и гарантированности прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.
[Вопрос] Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое «правовой статус личности»? как он соотносится с правовым положением личности?
2. Соотнесите понятия «правовой статус личности», «правовой статус человека»; «правовой статус гражданина»?
3. Какова структура правового статуса личности? Дайте характеристику его элементов?
4. Что такое права и свободы личности? Как они соотносятся?
5. Назовите «поколения» прав человека и дайте их характеристику?
6. Охарактеризуйте основные принципы правового статуса личности?
7. Назовите критерии классификации правовых статусов и дайте характеристику их видов?
8. Что такое гарантии прав и свобод личности? Какова их система?
9. В чем специфика международно-правовой защиты прав и свобод личности? [.]
Дополнительная литература:
Бадирян Г.М. Права личности: исторические и теоретические аспекты обоснования и признания // Государство и право, 2006, № 8.
Габоев A.Б. Защита прав и свобод человека - важнейший составной элемент при осуществлении государственной национальной политики // Государство и право, 2005, № 1
Гафуров З.Ш. Социально-правовое государство и право человека на достойное существование // Государство и право, 2008, № 5.
Лукашева Е. А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное обоснование. М. 2009.
Поленина С.В. Мультикультуризм и права человека в условиях глобализации // Государство и право, 2005, № 5.
Чепурнова Н.М., Белоусов Д.В. Судебная защита в механизме гарантирования прав и свобод. Конституционно-правовой аспект. М. Изд-во ЮНИТИ, 2009
[Заголовок 1] 9 Правовое и социальное государство [.]
[Заголовок 2] 9.1 Идея правового государства в истории политической и правовой мысли [.]
Уже в древности начинаются поиски принципов и форм для установления надлежащих взаимосвязей и согласованного взаимодействия права и власти. Государственно-правовые идеи и институты Древней Греции, Рима оказали заметное влияние на становление и развитие более поздних прогрессивных учений о правовом государстве. Ученые древности считали, что наиболее разумна и справедлива лишь та политическая форма общежития людей, при которой закон общеобязателен как для граждан, так и для самого государства. Государственная власть, признающая право, и, одновременно ограниченная им, по мнению античных мыслителей (Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель, Полибий, Цицерон), считается справедливой государственностью. Там, где отсутствует власть закона, нет места и какой-либо форме государственного строя. Платон писал:
[Цитата] «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государству боги». [.]
Аналогичные взгляды развивались Аристотелем:
[Цитата] «Там, где отсутствует власть закона, нет места (какой-либо) форме государственного строя. Закон должен властвовать над всеми...». [.]
В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. Первый видел цель государства в создании возможности свободного пользования имуществом и обеспечении безопасности для каждого. Ж. Боден определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государства состоит в обеспечении прав и свобод.
В период ранних буржуазных революций идеи и концепции правовой государственности, разработанные такими прогрессивными мыслителями, как Г. Гроций, Б. Спиноза, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон, опирались на опыт прошлого, на достижения предшествующей социальной, политической и правовой теории и практики, на исторически сложившиеся и апробированные общечеловеческие ценности и гуманистические традиции. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
Г. Гроций считал, что существует право естественное и право исходящее, то есть установленное государством. Источником естественного права является природа человека, человеческий разум. К предписаниям естественного права относятся: воздержание от чужого имущества, обязанность соблюдения обещаний, возмещение виновного ущерба, назначение людям заслуженного наказания. Право установленное государством должно соответствовать принципам естественного права, то есть права, отвечающего законам разума. Цель государства он видел в охране частной собственности такими законами, которые обеспечивали каждому человеку свободное пользование своим имуществом с согласия всех. Источником любой формы государства является общественный договор. При создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав ее, он обязан выполнять ее веления.
Б. Спиноза утверждал, что государство могущественно только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов.
Т. Гоббс отстаивал равенство всех перед законом и незыблемость договоров. Он понимал свободу человека, как право делать все то, что не запрещено законом.
Д. Локк считал, что государство создается для охраны естественных прав человека и устанавливает законы для регулирования отношений собственности, использует общественные силы для исполнения этих законов и для защиты от внешних нападений. В таком государстве господствует закон, обеспечивающий естественные неотчуждаемые права собственности, индивидуальной свободы и равенства. Свобода людей в правовом государстве состоит в незыблемом для всех правиле – свободе исполнять собственное желание во всех случаях, когда это не запрещено законом и не зависит от воли другого человека. Эта идея была высказана еще Д. Локком в его работе «Два трактата о правлении, опубликованной анонимно в Лондоне в 1690 году. Д. Локк считал, что кто бы ни располагал законодательной или высшей властью в государстве, он обязан управлять не с помощью импровизированных указов, а действительных, постоянных законов, объявленных и известных людям. Впоследствии мысль о верховенстве права и законов вошла во все конституции современных государств.
Ш.-Л. Монтескье установление правовой государственности объяснял необходимостью политической свободы в гражданском обществе. Он считал, что для предотвращения злоупотреблений властью необходимо строгое соблюдение законов всеми. Свобода есть право делать все, что дозволено законами. Политическая свобода связана у Монтескье с гражданской свободой и означает установление законности и безопасности. Это можно достичь только путем разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Причем эти власти должны быть сосредоточены в различных органах государства и взаимно ограничивать и уравновешивать друг друга.
Д. Дидро считает, что государственная власть возникает как продукт общественного договора. Люди частично передают государству свою естественную независимость с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником политической власти. Главная цель государства - это обеспечение неотъемлемых прав граждан и их счастья.
Автор «Декларации независимости США» Томас Джефферсон, воплощает идеи правового государства на американском континенте. Он отстаивает принцип народного суверенитета. В «Декларации» провозглашается, что существуют неотчуждаемые права человека, для обеспечения которых создается государство. Включение в «Декларацию» естественных прав человека, их превращение в субъективные права отдельных людей по отношению к государству как целому, было принципиально новым положением, так как прежде считалось, что правами людей наделяет государство.
Г. Ф. Гегель трактует государство, называя его тоже правом, но наиболее развитым и содержательно богатым, так как оно включает в себя признание всех остальных прав – прав личности, семьи и общества. Он считал, что государство стоит над личностью и обществом, доказывая тем самым, что государство возникло раньше общества. В этом существенный недостаток этой концепции. Однако в реальной действительности общество возникает раньше государства и именно государство является продуктом и результатом развития общества. Государство, по мнению Гегеля, это наиболее совершенная организация общественной жизни, в которой все строится на правовой основе, представляющей царство реализованной свободы. Именно в государстве и через государство реализуются высшие нравственные ценности человека. Гражданское общество через правовые учреждения обеспечивает интересы частных лиц и охраняет их общественность, поддерживает определенный общественный порядок. Принудительная, насильственная функция в государстве играет не столь важную роль. Главное – это четкая социальная и правовая направленность государственной деятельности, ее глубокое нравственное содержание, разумность и полезность для общества и личности.
В наиболее полном, последовательном и законченном виде идея правовой государственности получает развитие в трудах И. Канта, хотя сам термин «правовое государство» И. Кант еще не использует.
Право, полагал мыслитель, сопричастно высшему назначению человеческого рода, соизмеримо с масштабами вселенной. В трактате «К вечному миру» он пишет, что «право людей» есть «самое святое из того, что есть у бога на земле». По мысли И. Канта, право – явление, связывающее человечество с вечностью, с высшими законами космоса, принципами и замыслами высшего разума и составляющее основу государства. Он признавал одной из задач исторического развития человечества достижение «всеобщего правового гражданского общества». В таком обществе может быть достигнута максимально возможная свобода человека, гармония отношений и свободы всех членов общества, а также «высшая цель природы: развитие всех ее задатков, заложенных в человечестве». В правовом гражданском обществе, по мнению И. Канта, достигается сочетание максимума внутренней свободы и непреодолимого внешнего принуждения в пределах достигнутых ступеней законов гармонии общественных отношений.
Государством И. Кант называл, например, совокупность индивидов составляющих гражданское общество, народ, заинтересованных находиться в правовом состоянии. В другом месте «Метафизики нравов» он писал:
[Цитата] «Государство (civitas) – это объединение множества людей, подчиненных правовым законам» [.]. Государство – правовая организация, не что иное, как организационное и материальное выражение и средство обеспечения правил правомерного поведения, совокупность средств, институтов, обеспечивающих правовое регулирование. В природе государства ничего другого нет. Если появляется что-то еще, то это – случайное. Природа государства – правовая.
Право, считает Кант, первично и по отношению к политике, которая, в конечном счете, должна соответствовать праву, а не право политике. Приоритет права, считал мыслитель, определяется природой, диктуется общечеловеческим разумом.
[Цитата] «Итак, – писал он, – можно сказать: природа неодолимо хочет, чтобы право получило в конце концов верховную власть» . [.]
В правовом обществе и гражданин, и государство в одинаковой степени могут требовать друг от друга точного исполнения закона. Кроме этого, возможность правоорганизации Кант непосредственно связывал с разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть по мысли Канта должна принадлежать парламенту, исполнительная – правительству, судебная – суду присяжных, избранных народом.
Многие ведущие политики и правоведы Западной Европы сходились во мнении, что правовым можно считать государство, где законодатель также подзаконен, как и гражданин, то есть правовая государственность имеет место лишь в том случае, когда государственная власть сама подчиняется предписанному ею порядку. Еллинек определял государство как представителя общих интересов своего народа, как государствующий союз народа.
Таким образом, идеи Локка, Монтескье, Гоббса, Канта и многих других прогрессивных мыслителей оказали заметное влияние не только на последующие теории представления правовой государственности, но и на раннебуржуазное конституционное законодательство и государственно-правовую практику. Это влияние отчетливо проявилось, например, в Конституции США 1787 года, во французской «Декларации прав человека и гражданина 1789 года», в целом ряде других правовых актов. Примечательна в этой связи статья 16 французской Декларации, которая гласит:
[Цитата] «Общество, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет конституции». [.]