Принципы правового государства
Принципы правового государства – это исходные, основополагающие, ориентирующие начала, вытекающие из его природы. Это – составная часть теории правового государства, имеющая непосредственный выход на общественную практику, целенаправленную деятельность людей. Поэтому весьма важно теории выработать, а практике конституционно закрепить такие правовые и политические устои, которые не только объективно обусловлены, но и объективно необходимы для общества в сложившейся исторической ситуации.
В теории правового государства его принципы характеризуют в самой общей постановке и более конкретно. В частности, В. Н. Кудрявцев и Е. А. Лукашева сформулировали пять, как они выразились, основополагающих принципов правового государства: господство закона во всех сферах общественной жизни; связанность законом самого государства и его органов; незыблемость свободы личности, ее прав и интересов, их охрана и гарантированность; взаимная ответственность государства и личности; эффективность форм контроля и надзора за осуществлением законов и нормативно-юридических актов. В более конкретной постановке вычленяют значительно большее число принципов. В частности, В. В. Лазарев формулирует десять принципов: 1) идея народного суверенитета; 2) господство закона (права); 3) разделение властей; 4) принцип вертикального разделения властей (для правового государства с федеративным устройством) между федерацией и ее субъектами; 5) реальное обеспечение прав и свобод личности; 6) наличие развитого гражданского общества; 7) создание институтов политической демократии, препятствующих сосредоточению власти в руках одного лица или организации; 8) верховенство и прямое действие конституционного закона, установление в законе и проведение на деле суверенности государственной власти; 9) возвышение суда как одного из средств обеспечения правовой государственности; 10) соответствие законов праву и правовая организация государственной власти.
Группируют принципы правового государства по различным основаниям. В частности, А. Н. Соколов различает принципы формального и материального характера. К формальным он относит принципы разделения властей, верховенство закона, предсказуемости и определенности государственных распоряжений, всеохватывающей и эффективной судебной (правовой) защиты; к материальным – гарантии человеческого достоинства, свободы, равенства.
Принципы правового государства следует также подразделять на принципы его формирования и функционирования.
Процессу становления социального правого государства присущи следующие принципы:
· конституционное закрепление специфики правового государства, его устоев, его основных демократических правовых и политических институтов;
· демократизм формирования системы государственных органов, особенно органов представительной и верховной власти;
· точное законодательное разграничение компетенции государственных органов, законодательной, исполнительной, судебной, местной, контрольной, надзорной власти;
· юридизация государственного аппарата и всего общества;
· формирование независимого суда как органа ни от кого не зависящего, только закону подчиняющегося в юридическом разрешении всех предусмотренных правом дел;
· формирование такой системы адвокатской деятельности, которая обеспечила бы своевременную правовую защиту интересов личности во всех сферах жизни и деятельности, но особенно в связи с привлечением к юридической ответственности;
· придание прокуратуре такого правового статуса, который позволяет независимо и реально осуществлять надзор за точным соблюдением законов, защищающих права и законные интересы личности и государства;
· создание такой системы образования и воспитания, которая обеспечила бы подготовку и переподготовку необходимого количества юристов высокого профессионального уровня и нравственной надежности и содействовала бы юридическому всеобучу граждан.
В формирующемся социальном правовом государстве, как правильно об этом подчеркивает И. Ю. Козлихин, надо все больше продвигаться к «правлению права»[74].
К принципам функционирования социального правового государства относятся следующие:
· источником законодательства является народ, его насущные интересы, его правосознание, его воля;
· издаваемое законодательство должно быть правовым, соответствующим принципам права, выражающим баланс интересов всех социальных страт, личности и общества;
· верховенство правового конституционного закона и его прямое действие;
· своевременное установление правового законодательства;
· стабильное правовое упорядочение;
· безусловное подчинение правовому закону всех без исключения субъектов права;
· взаимная правовая (юридическая) ответственность личности и государства;
· человеку, гражданину и его инициативным организациям разрешено все, что не запрещено правовым законом;
· государственным структурам разрешено лишь то, что дозволяется законом, что точно определено их компетенцией;
· презумпция невиновности;
· нет преступления, не указанного в правовом законе;
· нет наказания, не предусмотренного правовым законом;
· неотвратимость юридической ответственности за совершенное правонарушение;
· соответствие предусмотренного правовым законом наказания тяжести совершенного правонарушения;
· недопустимость юридической ответственности за взгляды, если они не нарушают общественный порядок, установленный правовым законом;
· человек подвергается только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения требований общечеловеческой морали, общественного порядка и общего благосостояния демократического общества;
· обжалование в суде любых неправомерных действий;
· эффективный контроль и надзор за исполнением правовых законов.