Прием провоцирования
«Провоцирование» — может быть, не самое удачное слово вданном случае, но все остальные — «подначка», «розыгрыш», «попытка подтолкнуть, заставить, вынудить» — не передают сути приема Причем ничего >низительного или обидного для зрителя вподобном действии, как правило, нет — это чисто театральный прием В только что рассмотренном нами представлении Вальде-за уже были элементы провоцирования (попытка выдать «полицейскому» невинного человека)
Вот как пользуются этим приемом другие театры
Еще в начале 60-х годов в одном из первых американских уличных спектаклей — «Гамлет» в «Мобиле тиэтр» (адаптированный вариант пьесы Шекспира поставил на открытой площадке в Морнингсайд-сквер тогда еще молодой Джо-яеф Папп) —■ в середине действия на сцену приглашали одного из зрителей, обычно молодого мужчину, вручали ему бутафорский пистолет и предлагали, если он пожелает, немедленно «убить» любого из героев И если зритель решался на это, спектакль развивался совершенно ина'че либо тут же заканчивался В данной ситуации любой прохожий мог на один миг почувствовать себя Шекспиром
Но уже через несколько лет в разгар движения протеста этот прохожий оказывался в к>да более близкой и доступной ему роли американского солдата Актеры «Театра шестой улицы» в своем уличном представлении о вьетнамской войне использовали тот же прием — совали в руку первому попавшемуся зрителю пистолет и предлагали выстрелить в голову связанному и сидящему на корточках актеру, одетому и загримированному, как пленный вьетнамец Эта «игра» была куда более «всамделишной» — пистолет был настоящий и заряжен боевыми патронами, о чем зрителя любезно предупреждали заранее Актер, играющий командира карателей, стрелял из пистолета в возд>х, дабы почтеннейшая публика могла в этом убедиться, затем протягивал оружие желающему К стыду всей нации в добровольцах недостатка не было Однако пистолет был устроен так, что при повторном выстреле, наряду с грохотом, пламенем и дымом, из него вылетало две струи ярко-красной краски — одна из ствола, вторая из казенной части Окровавленный «вьетконговец» падал на асфальт, но и «убийца» оказывался" весь залитым «кровью» Актеры издевательски помогали ему кое как очиститься, приговаривая, что, мол, что же поделаешь, работа-то грязная, случается, и испачкаешься
Наконец, Ричард Шехнер в 1971 году в спектакле «Коммуна» театра «Пер-форменс групп» пошел еще дальше В то время как одна из актрис зачитывала документальные свидетельские показания очевидцев побоища в деревне Май-Лай (провинция Сонгми), остальные актеры вытаскивали в центр круга группу зрителей и разыгрывали сцену расстрела во вьетнамской деревне- заставляли зрителей сесть на корточки, сложить руки на затылке, а затем, окружив их кольцом, стреляли в них со всех сторон в упор из армейских пистолетов (правда холостыми патронами) Некоторые зрители, то ли «войдя в образ», Td ли действительно потеряв сознание от страха, «замертво» падали на пол Таким образом фителю уже предлагалось побыть немного не только в роли палача, но и в роли его жертвы
Спектакли театра «Перформенс групп» вообще целиком строились на приеме вовлечения публики в действие Ричард Шехнер, бывший главный редактор одного из самых интересных театрально критических журналов США «The drama re\iew», для того и организовал эту труппу, чтобы поэкспериментировать в области методов и приемов активизации зала «Вовлечение в сценическое действие — один из способов пробудить в зрителях потребность в подлинном чело-
Рис 44 Вовлечение зрителей в действие в спектакле «Коммуна» театра протеста «Перформенс-групп» США
веческом общении, возродить контакты между людьми в этом застывшем, окаменевшем мире, построенном на взаимной отчужденности Поощряя соучастие зрителей, театр воспитывает в них гражданскую активность и тем самым способствует изменению социальной системы в целом» — писал он '
В его спектаклях заманивание и провоцирование свободно переплетались друг с другом, а в результате зритель ни одной минуты не сидел спокойно, ощущая себя непосредственным участником событий Вначале театр играл спектакли на улице, потом Шехнер арендовал огромное помещение пустующего гаража По всем стенам были сколочены многоярусные конструкции из труб и досок, напоминающие наши строительные леса,— это места дчя зрителей В центре круглого зала разыгрывалось представление (рис 44) Сидеть на шатких площадках, свесив ноги, конечно, очень неудобно, и поэтому любое предложение слезть и принять участие в действии принималось зрителями восторженно По киайней мере можно размяться А театру только это и нужно
Спектакль «Коммуна» был создан в результате коллективной импровизации всех членов группы «Перформенс групп» во время их жизни с коммуной хиппи в Долине смерти в Калифорнии летом 1971 года «Коммуна» была поставлена на принципах максимального контакта с публикой, предугадывания актерами реакции зала, импровизации и вовлечения зрителей в совместное действие В процесе общения с залом форма спектакля постоянно менялась, она так и не была утверждена окончательно Шехнер вообще пытался уйти от традицион-ною разделения актер — зритель, пьеса — жизнь В спектакле зрители были перемешаны с актерами, а игра незаметно перемешивалась с реальностью
Действие начинается с того, что сам Ричард Шехнер, выполняющий в этот вечер функции швейцара и гида, встречает всех зрителей у дверей и предлагает им сдать фотоаппараты (фотографирование запрещено'), а также снять обувь и сложить ее в кучу у дверей (после спектакля каждый ищет свои ботинки в громадной горе обуви) Далеко не все зрители соглашаются на это, кое-кто сразу же поворачивает назад Такой примитивной провокацией театр достигает разом двух результатов во-первых, отсеивает «не своего», то есть мещанского, буржуазного зрителя, а во-вторых, те, кто принял «условия игры» и согласился снять туфли, психологически уже готовы, если понадобится, снять пиджак или галстук, петь или прыгать и т д
1 The drama review V 15, № За (Т — 51), New York, 1971.
Актриса челябинского студенческого театра «Манекен» Виктория Тарасова вспоминает
«Я видела, как седой грузный Роман Шидловский (президент Международной ассоциации театральных критиков — А С ) шлепал в носках по паркету, а на лице его не было и счеда неудовольствия Это нам было непривычно, но в этом проявилось что-то такое, от чего еще до начала спектакля устанавливалась определенная атмосфера» '
Эту атмосферу некоторые критики определили как «атмосферу обряда» (Вспомним, что в обычае многих восточных народов снимать обувь у входа в храм и даже на пороге цома )
Но на этог вовлечение только начинается Не успели босые зрители сделать и двух шагов в глубь гаража как рх \же встречает актриса, вручает каждому набор цветных мелков и предлагает на любом месте написать или нарисовать все, что з<шлагорассудится Очевидно в каждом человеке сидит настоятельная потребность залезть куда повыше и написать «Здесь был Ваня (Жан, Джон, А}ан )», потому что через пять минут пол стеньг сценическая конструкция в центре и даже потолок мрачною гаража расцветают всеми цветами спектра
Так, с одной стороны, создается «окружающая среда», с другой — зритель, порой даже незаметно для самого себя, становится участником спектакля
Зрители еще разрисовывают стены, а другая актриса уже ходит и собирает у них всевозможные ненужные бумажки Она лазает по лесам и спрашивает: «Кет ли у вас чего-нибудь, что бы вы хотели сжечь' Может быть, какой-нибудь документ' Или что то, напоминающее о прошлом, от чего вы хотели бы избавиться? » (Впоследствии все собранные бумажки будут торжественно преданы огню костра, что, согласно содержанию спектакля, горит в коммуне хиппи, и который актеры разожгут прямо в центре зала )
Трудно сказать, когда начинается собственно представление, так как актеры присутствуют в зале и действуют все время В какой то миг они просто начинают рассказывать о себе, о своей жизни, кто они и как пришли в театр
Наиболее интересными в спектакле являются те моменты, когда исчезает не просто барьер между залом и сценой, но и принципиально смещаются границы между искусством и жизнью, реальностью и игрой Например, в самом начале спектакля зрителям предлагают присоединиться к актерам в путешествии по Долине смерти Шесть актеров берутся за руки, становятся в круг и, распевая «Я пройду по Долине смерти с ангельской компанией», идут по кругу, затем протягивают руки зрителям, те входят в круг, еще, еще — и вот уже по всему залу под звуки ритмичной и грустной мелодии медленно движется громадный хоровод
Кого изображает сейчас зритель, кто он, какую роль играет' А актер, пригласивший его в хоровод,— кто он' — хиппи в Долине смерти, актер театра или просто Человек на Земле' От чьего лица он выступает и в каком качестве • хочет видеть зрителя — как партнера по спектаклю или как товарища по борьбе'
Эти вопросы возникают постоянно по ходу представления
Актеры не оставляют публику в покое ни на минуту Зритель чувствует себя в центре действия не только потому, что оно происходит в разных местах зала и надо поворачивать голову, чтобы за всем уследить, но еще и потому, что с начала и до конца ему приходится принимать участие в спектакле
Вовлечение в действие было не просто модным приемом в творчестве театров протеста, но явилось отражением соответствующей общественно-исторической ситуации Америка 70-х годов — это скомпрометированная войной во Вьетнаме страна, в которой сама жизнь вынуждала равнодушного — пробудиться, молчаливого — поднять голос протеста, зрителя — стать «действующим лицом». И если он не желал бороться, то ему было предоставлено два вы-
Вечерний Челябинск, 1971, 3 декабря
хода — либо стать палачом, либо быть жертвой. Отмолчаться нельзя!..
Молодежное движение протеста на Западе в 60—70-е годы бы-ло явлением неоднозначным, во многом противоречивым. От экстремистских, гошистских группировок, спекулирующих на псевдореволюционной фразеологии Мао и Маркузе и объявивших «Системе» городскую «партизанскую войну», от непротивленчества хиппи — этих «детей-цветов», выросших на асфальте больших городов, до организованной антимонополистической и антиимпериалистической борьбы «новых левых», в последние годы пришедших к союзу с пролетариатом, с коммунистами. Естественно, таким же неоднозначным, а зачастую противоречивым было и движение уличных театров. Ряд коллективов увлекся поисками в области авангардистской драматургии и абстрактного формотворчества, бессмысленной игрой светом и цветом, звуком и пластическими построениями, утонул в неясных метафорах и туманной символике, считая, что таким образом надо бороться с официальным, коммерческим, буржуазным театром — порождением и олицетворением «Системы». Но было множество театров «непосредственной политической атаки на капиталистическую систему», как назвал их бессменный директор Международных фестивалей театров протеста Б. Литвинец. Задачей этих коллективов была прямая агитация и пропаганда, политическое воспитание масс с целью достижения социальных перемен. Естественно, такие театры н занимались поиском приемов максимально тесного контакта с аудиторией, пытались ее всячески активизировать, вовлечь в совместное политическое действие. Но принципиальная ошибка многих из них заключалась в том, что, хотя на их представлениях присутствовала, как правило, радикальная, прогрессивно настроенная молодежь и играли они «свод для своих», при этом иногда приемы вовлечения были построены на изначально неверной посылке, что в зале — равнодушный обыватель, буржуа, враг. Поэтому некоторые формы вовлечения публики в действие строились на неуважении к зрителю, даже издевательстве над ним...
Отвергая многое из практики театров протеста, тем не менее мы можем кое-какие конкретные' режиссерские приемы взять на ■ вооружение. К сожалению, иногда еще на наших театрализован ных представлениях присутствуют равнодушные зрители, «посто ронние наблюдатели» жизненных событий, а иногда просто застенчивые, скованные, не привыкшие к активному действию, i публичному проявлению своих чувств люди. И вот они приходя' на массовое театрализованное представление или праздник. Ка> их заставить самих действовать, активно участвовать в представлении? Приемы те же самые — «заманивание» и «провоцирова ние», хотя, конечно, без свойственных театру протеста крайностем и перегибов.
Заманивание зрителей в совместную игру начинается еще на
уровне создания «окружающей среды», как правило, с изготовления специального пригласительного билета, с оформления и театрализации подходов к месту действия и т. д.
Вот несколько примеров.
Среди представлений, проходивших в Ленинграде летом 1967 года, было одно, посвященное первой русской революции. Оно было стилизовано под первомайскую маевку. Участники получали пригласительные билеты, изготовленные в виде листовок подпольщиков, отпечатанных на гектографе, с грифом «Прочти и передай товарищу». В билетах-листовках указывался пароль и маршрут следования. Электричкой, автобусом и т. п. участники добирались до указанной станции, где их встречали «связные», спрашивали пароль, указывали, по какой тропинке идти, какой следующий пароль назвать и т. д. В конце концов вооруженные патрули с красными повязками на рукавах приводили участников на поляну, где горел костер и собрались на маевку «рабочие 1905 года» (таких полян было несколько). Здесь шли театрализованные представления.
Одно из представлений, посвященных 25-летию со Дня Победы, начиналось с того, что ветераны войны получали по почте- солдатские письма — «треугольники», приглашающие их 9 мая в парк. У входа их встречал военный духовой оркестр. Девушки-регулировщицы указывали направление на центральную площадь. На ней были установлены макеты колонн рейхстага, над ними надпись: «Прошел от... до...», лежали куски угля, и висел призыв: «Ветераны! Оставьте срои автографы!» На перекрестках аллей стояли военные указатели, в кафе и ресторанах выдавались «гвардейские пайки» и т. д. и т. п.
Во всем этом, помимо создания соответствующей атмосферы, есть уже и элемент заманивания, постепенного втягивания зрителей в общую театрализованную игру. Ведь сЪздание «окружающей среды», помимо всего прочего, предусматривает ликвидацию барьера между сценой и залом, уменьшение расстояния, отделяющего исполнителя от аудитории, к чему мы приучены в традиционном театре. Это помогает зрителю отрешиться от привычной психологии «человека со стороны», ощутить свою личную причастность к изображаемому событию и почувствовать себя «внутри» действия. Еще больше способствует этому специально созданная атмосфера, в которую зритель погружается иногда еще задолго до начала представления (фото 14).
Вот пример. В один прекрасный день конца зимы 1967 года жители Академгородка, что под Новосибирском, нашли в своих почтовых ящиках красочные рекламные листовки. Они уведомляли, что «МАСЛЕНИЦА-67» имеет место быть марта 19 дня вокруг да около кинотеатра «Москва». В этом «массовом действе», как нарекли его постановщики, были предусмотрены «общий пляс, пение, костер, пальба, игрища молодецкие: гири, мешки, ходули, а также знаменитая снежная горка». Помимо этого, должно было состояться «увеселительное военно-драматическое представление «БЛОХА» с участием балета и казачьих войсковых частей». И надо сказать, что сторонних наблюдателей в этот день не было. Еще на подходах к площади всех зрителей встречала развеселая скоморошья ярмарка. Лоточники и разносчики торговали квасом и семечками, горячим сбитнем и тульскими пряниками, баранками и бубликами и, конечно, блинами. Гудошники и ложечники играли на «дудках-самогудках», бубнах, балалайках, трещотках. «Халдеи-лицедеи» загадывали зрителям загадки, рассказывали им всевозможные байки, прибаутки и небылицы, пели частушки и водили хороводы. Тут же Петрушка предлагал желающим посостязаться в остроумии, цыган вызывал силачей побороть «медведя», шарманщик с попугаем предсказывал судьбу, гадалка гадала на картах, по руке и на кофейной гуще и т. д. и т. п. Зритель, «разогретый» подобной встречей, уже значительно легче и свободнее шел на участие в игре — различные шутливые соревнования, штурм снежного городка и т. д.
Фото 14. Вовлечение зрителей в действие. Фестиваль песни «Красная гвоздика». Сочи, 1979 г. Девушки-цветочницы раздают зрителям красные гвоздики.
Но это приемы скорее «капустнического», балаганного характера, уместные в развлекательных представлениях или эпизодах. Любой хороший массовик-затейник умеет вовлечь зрителей в игру или в соревнования. А как же в серьезном представлении, в митинге, в ритуале? Давайте вспомним многие описанные ранее примеры. Раздача в зале газет, угощение зрителей хлебом, хоровое исполнение песни, когда дирижер поворачивается лицом к залу, а зал подхватывает припев, общее принятие клятвы — все это приемы активизации публики. Они «раскачивают», «разогревают» зал. И вот уже люди, прошедшие всю войну, со слезами на глазах играют в «полевую почту», расписываются на «рейхстаге», стоят за «пайкой» к полевой кухне, «отовариваются по продаттес-татам», участвуют в соревнованиях между «фронтами» на лучшее исполнение песни, уходят с картой на «задание» и т. д. Эта «военная игра» напомнила им их молодость, когда они были такие бравые и лихие парни и сама смерть отступила от них. А разве4не радостно вспомнить это и вновь почувствовать себя молодым? Здесь вовлечение построено на обращении к биографии поколения, к самым сокровенным струнам души каждого человека. Но вот мы ставим представление о войне для молодых, не отзывающихся каждой клеточкой кожи на знакомую музыкальную фразу,
не ведающих, что такое «отовариваться по продаттестату». Что в этом случае делать? Надо заставить каждого ощутить войну лично, не умозрительно, а конкретно, в применении к себе самому.
Приведем небольшой фрагмент из представления в концертном зале «Россия», в котором, на наш взгляд, мы добились нужного психологического воздействия.
На сцене идет эпизод «Мобилизация». Луч прожектора скользит по фотографиям солдат 41-го года. И ведущие обращаются в зал:
— Вглядитесь в их лица... Запомните их молодыми... Не многие из тех, кто
ушел на фронт в первый день войны, вернулись назад... (В зале вспыхивает
свет.)
— Есть ли среди присутствующих сегодня в зале бывших фронтовиков
кто-нибудь рождения 1922, 23-го, 24-го годов?.. Если есть, мы просим их
встать!.. (Пауза.)
— Ни одного...
— В первый день войны им было по 17, 18, 19 лет. Они были моложе лю
бого из нас, стоящих сегодня перед вами на сцене Из каждых ста ребят это
го возраста, ушедших на фронт в первые дни войны, 97 не вернулись назад.
97 из ста! . Вы понимаете, что это значит?..
В другом представлении, посвященном Великой Отечественной войне, ведущие обращались к залу:
—■ Мы просим встать всех, чьи родные и близкие погибли в годы Великой Отечественной войны..
В зале встают молодые люди. Прожектор медленно скользит по их лицам.
— Мы просим встать всех, чьи родные и близкие воевали на фронтах Ве
ликой Отечественной войны..
Снова встают люди, и их освещают прожекторы.
—• Мы просим встать всех, чьи родные и близкие были в эвакуации, лишились имущества, голодали в годы войны... И опять встают люди.
— Мы просим встать всех, кто по первому зову готов с оружием в руках
защищать нашу Родину!.
Полный свет. Весь зал стоит по стойке «смирно», как в солдатском строю. Суровые лица, сомкнуты губы. Мертвая тишина. И в этой тишине тихо-тихо запевает один из ведущих — без музыки, без всякого аккомпанемента, непевческим «бытовым» голосом: «Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались?..» Все остальные актеры на сцене подхватывают со строчки «Так вспомним же юность свою боевую .». И на припеве уже подготовленный зал без всякого сигнала со сцены подхватил песню. И сурово, сдержанно предупреждает импровизированный хор: «Мы мирные люди, но .наш бронепоезд стоит на запасном пути!..>
Иногда приходится пользоваться методом провоцирования зрителей, например когда на масленице скоморохи задирали робкого парня и предлагали ему побороть «медведя». В этом случае были элементы безобидного провоцирования.
Иногда режиссеры рискуют применять и более жесткие приемы вовлечения публики в действие методом провоцирования.
Однажды и я позволил себе подобный прием. Было это на одном из представлений, посвященных Великой Отечественной войне и рассчитанных на молодежную аудиторию. После слов «Каждый восьмой житель нашей страны по-1иб на войне» ведущие обращались к лалу с вопросом- «Вы понимаете, что это значит? » В зале загорался свет. И один из ведущих считал, ведя пальцем по креслам первого ряда: «Раз .. два... три . четыре . пять., шесть.. семь.. Встаньте, пожалуйста Вы убиты!.. Раз.. два... три... четыре... пять... шесть... семь . Вы тоже!.. И вы!.. И вы1 »
Это был жестокий прием. Больше я никогда подобными приемами не пользовался.
Режиссер обязан учитывать состав аудитории, атмосферу зала, психологию данного, конкретного зрителя, его возраст, пол, социальное положение. То, что можно себе позволить иногда в молодежной аудитории для обострения восприятия, для того чтобы каждый зритель почувствовал ситуацию лично, может звучать глупо, пошло, даже кощунственно, по отношению к ветеранам войны, например.
Вовлечение зрителя в действие требует особых качеств от актера (полная свобода сценического существования, способность к импровизации, постоянная готовность к неожиданности, наход-.чивость и т. д.) и от режиссера (знание психологии зрительской массы, законов ее восприятия, умение добиться необходимой реакции и т. д.). Думается, что на сегодняшний день — это один из самых важных специфических вопросов режиссуры массовых представлений. И пока еще он окончательно не решен...
Главах. «ПРАЗДНИК
ДОЛЖЕН БЫТЬ ОРГАНИЗОВАН»
(ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ МАССОВОГО ТЕАТРАЛИЗОВАННОГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ)
С сожалением приходится признать, что умение организовать массовое театрализованное представление (тем более праздник) во многом еще отстает от творческой фантазии режиссеров. Это вопросы специфической профессиональной подготовки, потому что, как мы уже писали, в традиционном театре режиссеру с ними просто не приходится сталкиваться. Одна из трех основных сторон деятельности режиссера по В. И. Немировичу-Данченко — «режиссер-организатор» — в массовом представлении становится едва ли не главной. Ведь ему приходится работать с тысячами людей и с различными видами техники, но без налаженного административно-постановочного аппарата, при малом количестве репетиций и при полной невозможности накладки, грозящей катастрофой. Обо всем этом мы уже вкратце писали в начале книги, теперь поговорим подробнее. В армии существует поговорка: «Сапер ошибается только один раз». В работе режиссера-постановщика массовых представлений есть что-то общее с подготовкой к сражению. Даже терминология: «штаб», «начальник колонны», «план местности», «задание», «перестроение по фронту» и т. д. — взята у военных. Не говоря уже об участии солдат и целых воинских подразделений в самом представлении. И режиссер массового представления не имеет права ошибаться, как сапер, потому что одна его ошибка тоже может привести к непоправимым последствиям. К сожалению, многие молодые режиссеры не желают этого понимать, они стоят «выше» таких «нетворческих» вопросов. Другие признают необходимость организационных мероприятий по подготовке и проведению представления, да не умеют этого. В обоих случаях таким людям при всем их таланте и богатейшей творческой фантазии категорически противопоказано работать в этом виде искусства.
К сожалению, даже у самых крупных и известных режиссеров тоже бывают серьезные организационные неурядицы. И. М. Туманов вспоминал, что во время VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве на Манежную площадь явилось около 500 000 человек. Ни звукоусиление, ни само зрелище, ни число линейных не было рассчитано на такое количество народа. Людям было плохо видно и слышно, задние ряды слегка «поднажали» на передние, те — на сцену и... катастрофу с трудом удалось предотвратить.
Расскажу и о некоторых своих накладках. В 1967 году я ставил митинг «Комсомол — Октябрю» в Кремлевском Дворце съездов. За час до его
начала были внесены изменения в сценарий — выступление одного из ответственных руководителей пришлось сдвинуть ближе к прологу (ему необходимо было сразу после этого уехать), а выход пионеров — к финалу. Это ломало весь ход представления и монтаж номеров. Всем участникам митинга-концерта (воинам и спортсменам, актерам и участникам самодеятельности, осветителям и радистам, а главное — пионервожатым) была объяснена перестановка и выданы новые реплики. В суматохе забыли только о дирижере духового оркестра, который находился высоко на балконе слева от сцены. Дирижер был человек военный, а значит, дисциплинированный. Не зная о перестановке эпизодов, он дождался «своей» реплики и взмахнул палочкой. Застоявшиеся пионеры, заслышав знакомую мелодию, на которую к этому времени уже привычно реагировали, оттолкнули растерявшихся вожатых и с радостным воплем ворвались в зал. Ответственный товарищ, направившийся было к микрофону для выступления, оказался в гуще детей с цветами... Нет, ничего страшного не произошло, зрители этой накладки даже не заметили. Пионеры, выполнив свое задание, убежали, а оратор, поприветствовав их, произнес свою речь и... остался смотреть представление до конца.
«На плечи режиссера... массовых представлений ложится большая ответственность за организационную сторону дела — значительно большая, нежели у его коллег — театральных режиссеров, -- пишет заведующий кафедрой1 режиссуры массовых представлений ГИТИСа, профессор И. Г. Шароев. — Режиссер обязан решать и вопросы подготовки массовых групп, их приход на сцену, эвакуацию массы со сцены. Даже вопрос прибытия на репетицию и спектакль многочисленных коллективов (транспорт, время прибытий и отъезда, размещение коллективов в здании, где происходит спектакль) должен быть во внимании режиссера, в противном случае его ожидают «сюрпризы», которые могут значительно снизить художественное ^качество спектакля-концерта. Работу режиссера при постановке массового театрализованного представления правомочно определить как творчески-организационную»1 (курсив мой. — А. С).
Здесь я хочу рассказать об организации одного из наиболее сложных видов массового театрализованного представления—карнавального шествия по улицам города. (О создании окружающей среды для этого карнавала, которое тоже потребовало большой оргработы, мы уже говорили )
Праздник-карнавал на курорте мне довелось ставить дважды. В 1977 году в Геленджике он был посвящен 60-летию -Октября, а в 1978 году в Сочи — Всесоюзному дню медработника и 60-летию советского здравоохранения. В Геленджике костюмированное шествие и театрализованные представления проходили поздно вечером, в Сочи — средь бела дня В первом карнавале участвовали коллективы художественной самодеятельности Геленджика, жители города и их дети, наконец, сами отдыхающие. Приглашен был только народный танцевальный коллектив из Новороссийска. В сочинском представлении были заняты: Краснодарский театр музыкальной комедии, труппа Сочинского цирка, коллективы шести сочинских варьете, все актеры и коллективы местной филармонии, ансамбль песни и пляски «Шахтеру из Донецка, духовой оркестр и ансамбль песни и пляски Северо-Кавказского военного округа из Ростова, профессиональные артисты разных театров, отдыхающие в это время в санатории ВТО «Актер», самодеятельные коллективы из Адлера, Хосты, Дагомыса, Лазаревского, Лоо и самого Сочи, пионеры Всероссийского пионерского ла-1еря «Орленок», детский ансамбль из Воркуты и т. д В 1 еленджике, как я уже рассказывал, все оформление, свет и озвучивание готовились из «подручных»
1 Шароев И. Г. Режиссер эстрады и массовых представлений. М, ГИТИС, 1975, с. 144.
средств. В Сочи над оформлением работали местное отделение Худфонда РСФСР, мастерские горисполкома и курортного совета. Фонограммы, записывались и монтировались на местной студии телевидения, она же дала тонва-гены для озвучивания трассы и площадей. Может быть, именно поэтому в первом случае праздником занимался буквально весь город под непосредственным руководством Геленджикского горкома КПСС, а во втором вся организация и подготовка были отданы на «откуп» парку культуры и отдыха «Ривьера».
Разные поводы для проведения праздника, разные условия подготовки, разная история двух городов и т. п. обусловили различия этих двух карнавалов. Но было в них и много общего, связанного с единой историей освоения Черноморского побережья Кавказа, похожими климатическими и географическими условиями, общими социальными и общественными функциями, общими (увы!), свойственными, очевидно, всем курортным городам проблемами и недостатками, наконец,— одним и тем же жанром представления.
Поэтому далее мы будем говорить о том общем и лучшем, что было в обоих карнавалах, не конкретизируя дату и место, но выделяя организационные проблемы.
Подготовка к празднику началась ранней весной. Режиссерско-постановоч-ная группа выехала на место для ознакомления с конкретными условиями и документальным материалом. Неделя ушла на изучение экспонатов местного музея, книг и изоматериалов, посвященных истории города, его настоящему и будущему. Затем режиссер и художник объездили весь город, наметили трассу шествия, место сосредоточения колонн, площадки для остановок и выступлений, маршруты для разъезда групп в финале, площадки для других театрализованных представлений этого дня, общие принципы оформления. После этого состоялось совещание в горкоме партии, где все было согласовано с руководством города, работниками ГАИ и других организаций, отвечающих за дисциплину и порядок, внесены соответствующие коррективы.
Через месяц режиссер и художник приехали снова, имея на руках режис-серско-сценарный план и предварительные эскизы. В горкоме партии состоялось очередное совещание, на этот раз с участием руководителей горисполкома, ку-работ и т. д. В эти дни режиссер и художник присутствовали на первомай-был намечен конкретный план подготовки праздника, создан оргкомитет по его проведению во главе с секретарем ГК КПСС, назначены директор праздника и ответственные за каждый участок работы, утверждены сроки выполнения работ и т. д. В эти же дни режиссер и художник присутствовали на первомайской демонстрации, отмечая для себя те элементы оформления, которые можно было бы впоследствии использовать во время праздника.
За месяц до праздника вся режиссерско-постановочная группа прибыла в город. Она привезла полный литературный сценарий представления, подробные эскизы и чертежи оформления, черновые репетиционные фонограммы. К этому же дню директор обеспечил необходимые материалы, помещения для работы, транспорт, заключил все договора. Сценарий и эскизы подробно обсудили на расширенном заседании оргкомитета, внесли в них необходимые исправления и дополнения. Затем в горком партии пригласили руководителей всех предприятий и организаций, здравниц и учреждений города, пригородных совхозов и колхозов. Был зачитан сценарий, показаны эскизы, заданы вопросы и получены ответы на них. Председатель оргкомитета отметил важность предстоящего праздника, который впоследствии намечено сделать традиционным. Всех присутствующих проинформировали, что участие в подготовке карнавала будет учитываться при подведении итогов соцсоревнования. Каждой организации поручили подготовить одну-две театрализованные группы. Естественно, при этом учитывалось соответствие профиля предприятия теме карнавальной группы. Все получили эскизы оформления своих групп, подробные описания, литературные тексты и магнитофонные пленки с записью музыки для репетиций, а также график репетиций. Помимо этого, всем предприятиям и организациям разослали письменные уведомления за подписью секретаря горкома партии.
После такой серьезной подготовки работа закипела. Об изготовлении оформления я уже писал. Параллельно с этим ассистенты режиссера, хормейстер, балетмейстер, режиссер пантомимы ежедневно с самого утра выезжали для ре-
петиций на местах согласно утвержденному графику. Заодно они делали точный хронометраж всех выступлений, определяли резервные номера (дополнительный танец, песня или сценка). Каждый вечер на заседании штаба подводились итоги работы за день, раздавались задания на завтра, решались организационные проблемы (например, доставка, размещение и питание приглашенных коллективов), разрешались творческие конфликты, давались бесконечные объяснения, уточнения, изменения... С руководителями групп были проведены две репетиции на плаье трассы. В эти же дни звукорежиссер готовил дополнительную запись фонограмм, монтировал рабочую пленку и т. д. В соседнем помещении костюмеры раздавали уполномоченным костюмы, при необходимости тут же проводили их примерку и подгонку.
Параллельно готовилась реклама. Печаталось несколько типов афиш (серьезная, юмористическая и плакат с эмблемой карнавала), через день давались рекламные юмористические анонсы в газете и по радио. На телевидении была сделана специальная передача: интервью с членами оргкомитета,- режиссером и директором; документальные съемки подготовки к карнавалу, несколько номеров из будущей программы. В домах отдыха и магазинах, в столовых и ресторанах, на пляжах и на заборах, а также во всех рейсовых автобусах были расклеены объявления и рекламные листовки. На улицах города появился следующий «приказ»:
ПРИКАЗ№ «РАЗ»
1. Всубботу 4 июня с. г. с 13. 00 и до поздней ночи на улицах и бульва
рах, набережных и пляжах состоится