Государство и право Древнего Вавилона.
Государство и право Древнего Египта.
В Египте раньше, чем в других странах сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство. Когда возникли в Египте первые государственные образования достоверно не известно, но уже к III тысячелетию до н. э. государство в Египте существовало.
Уже на рубеже IV-III тысячелетий до нашей эры в Египте существовало около 40 отдельных областей – «номов», т.е. самостоятельных, малосвязанных друг с другом общин, из которых каждая занимала территорию, достаточную для того, чтобы вести самостоятельное ирригационное хозяйство.
Каждый из номов имел свое божество, свой храм, своих рабов. Последние содержались при храмах в работных домах и историко-правовые источники часто называют их «рабами храма».
Благодаря торговле и морскому грабежу, в северных номах сравнительно быстро возникли торговые центры, такие как Бусирас, Буто, Метелис и др. Со временем северные номы объединились и образовали Нижний Египет. Позже объединились и южные номыв Верхний Египет.
История древнеегипетского государства делится на несколько периодов: Раннее, Древнее, Среднее и Позднее царства.
В период т.н. Раннего царства произошло насильственное объединение всего Египта (предположительно в 3200 г. до нашей эры) фараоном Нармером (Менесом). Столицей объединенного Египта стал город Тенис.
С 3200 г по 2800 г. до нашей эры страной правили цари первых двух династий (1-я и 2-я династии- 48 царей). Но только к началу правления 3-й династии объединение севера и юга приобрело реальный характер.
Период с 2700 г. по 2400г. до нашей эры (3-я и 4-я династии) принято называть Древним царством.
В этот период сложилась централизованная бюрократическая монархия, которая вела войны с соседними странами.
Создается всеегипетская ирригационная система, воздвигаются пирамиды и храмы. После 6-ой- династии начинается распад Египта.
С фиванской династии начинается период Среднего царства (2160-1750 гг. до нашей эры). Египет снова стал централизованным государством.
В середине 17 века до нашей эры Египет потрясло восстание крестьян и рабов, в результате которого царская власть и его управление было ликвидировано.
Около 1730 г. до нашей эры Египет завоевали гиксоны - воинственные племена с севера, владычество которых продолжалось около 150 лет.
После изгнания гиксонов сложилось Новое царство (18-20 династии), просуществовавшее с 1580 г. по 1100 г. до нашей эры, была восстановлена былая мощь Египта.
Но внутриусобица привела к тому, что в 523 г. Египетское государство было завоевано Персией. В 322 г. до нашей эры он был включен в состав Монархии А. Македонского, а в 30 г. до нашей эры присоединен к Риму в качестве одной из провинций. Иногда этот период 322 г. до нашей эры называют Греко-Римским. С 10 династии царствование становится наследственным.
Общественный строй.
Господствующий класс древнеегипетского общества составляет рабовладельческая знать и жречество.
Положение знатного человека определяется 3-мя условиями:
- древностью рода;
- величиной землевладения;
- занимаемой должностью.
В период Древнего царства светская (комовая) аристократия занимает независимое положение.
В период Среднего царства она упрочивает свои «отцовские» (т.е. наследственные, независимые от правителя) привилегии.
В период Нового царства положение светской аристократии меняется, она вынуждена, с одой стороны, примириться с деспотизмом фараона и его правительства, и выдвижением жречества- с другой.
Бюрократия в Древнем Египте была огромной силой, армия чиновников была колоссальна, а карьера чиновника была престижной.
Основная масса сельского населения сохраняет личную свободу, жила в деревнях (сельских общинах).
Возрастает значение рабского труда. Источниками рабов были военнопленные, кабальные договоры.
Государственный строй
Государственный строй в Древнем Египте имел форму деспотии. Правительственный аппарат в Древнем Египте во все периоды истории Египта возглавлял фараон, т. е. царь, монарх, «сын бога». Высшее связующее единство, реализованное в лице фараона, необходимо было для обеспечения проведения гигантских ирригационных работ во все египетском масштабе, осуществления завоевательной политики, эксплуатации общины, сбора податей, даней и повинностей.
Главой правительственного аппарата был визирь(джати). Являясь вторым лицом в государстве после фараона, он не претендовал на божественную власть, но в памятниках именуется правителем всей страны, как Севера, так и Юга.
Функции визиря были сложны и многочисленны:
1. Он глава финансового ведомства. В его ведении находится «золотая палата», которая была государственным казначейством и царской сокровищницей, государственными житницами. Он управлял имениями, принадлежащими дворцу.
2. Он являлся руководителем публичных работ.
3. Был хранителем государственной печати. В его кабинете хранились все правительственные и частные акты, регистрировались различные пожалования землей, имуществом и титулами.
4. Он градоправитель столицы. В резиденции фараона ему принадлежала высшая полицейская власть.
5. Визирь обладал широкими полномочиями в области правосудия. Он возглавлял высшую судебную инстанцию страны - шесть судебных палат («шесть великих домов»).
Кроме визиря источники называют:
- главного казначея («заведующего всем, что дает земля, небо, воздух»);
- начальника работ по сооружению и содержанию оросительных систем;
- сановника, управляющего «домом оружия» (представитель высшей чиновной знати или член царской фамилии).
Вооруженные силы
Широкая завоевательная политика опиралась на вооруженные силы.
Основное ядро армии со времен Древнего Царства составляли профессиональные части. Для военных экспедиций за пределами набирали ополченцев. Существовала полиция (в т.ч. тайная), пограничная стража, специальные охранные отряды каналов и сооружений, служба охраны фараона и других высших сановников. Комплектовалась армия из населения Египта, а также покоренных стран (Нубия, Ливия).
Право Древнего Египта
Древним источником права Египта был обычай. Позже приобретает большое значение законодательство фараонов. Источником права являлись также и распоряжения визиря.
В VIII веке до нашей эры появился т. н. «Кодекс Бакхариса (Бокенранфа)». Но кодекс выходит за пределы хронологической рамки Нового царства и не является типичным для древнеегипетского права.
Что касается правового положения различных категорий населения, то следует выделить деление на свободных (жречество, чиновники, военная знать, крестьяне и ремесленники) и несвободных (рабов).
Вещное право
Древний Египет не знает частной собственности на землю. Вся земля принадлежит фараону, верховному собственнику. Фактически большая часть земли находилась в общинном владении. Передача земли из одних рук в другие, имевшая место в отдельных случаях, была обставлена сложными формальностями.
Праву Египта были известны такие договоры, как договор купли-продажи, займа, аренды, поклажи и товарищества.
Семейное право
Семья характеризовалась пережитками Матриархата. Например, дети назывались по имени матери (явление матрилинейности). Женщина занимала достаточно высокое положение в семье. Брак заключался в форме договора, развод был свободным. Отцовская власть была относительно слаба. Дети наследовали поровну, дочери получали наследство наравне с сыновьями. Египетское право знало институт завещания.
Уголовное право
В области уголовного права кровная месть исчезла, как и денежные выкупы. Наказания, применяемые государством, отличались жестокостью. Применялась смертная казнь, членовредительские и телесные наказания. Сурово карались преступления против веры (колдовство, убийство животных, почитаемых священными).
Процессуальное право
Суд не был отделен от администрации. Главой судебной власти был фараон, высшая судебная власть принадлежала и визирю. Высшим судебным учреждением со времен Древнего царства были т.н. «шесть палат», главой которых называют визиря. В чрезвычайных случаях фараон назначал особые судебные коллегии. В период Нового царства судебная власть осуществляется особыми коллегиями - кентетами: центральной, состоящей из 30 человек, окружными, городскими. Существовали и комовые суды. Наряду с государственными судами, существовали храмовые суды. Несмотря на то, что судья считался «жрецом богини Истины» и символ ее носил у себя на груди, взяточничество в судах было обыкновенным явлением, как и во всем государственном аппарате.
Государство и право Древнего Вавилона.
Бурная политическая история государственных образований Двуречья в конце 3-го тысячелетия до нашей эры была отмечена возвышением Вавилона. Около 1895 года до нашей эры он становится центром независимого государства. Цари вавилонской династии «патеси» подчинили себе сначала т. н. Аккадскую область, населенную семитскими племенами, а затем и шумерские города.
Одним из наиболее выдающихся представителей Вавилонской династии был Хаммурапи (1792-1750 гг. до нашей эры), с именем которого связаны важные преобразования в области государственного строя Вавилонии.
Общественный строй Вавилонии в основных характеристиках напоминает древнеегипетский. Источники выделяют светскую и церковную знать, чиновничество, профессиональное воинство, сельских общинников, ремесленников, купцов, торговцев, разные категории рабов.
Обращает на себя внимание разделение свободных людей на две категории. Одни назывались «сынками мужа» «авилум» (или «сынами человека»), что подчеркивает их свободное полноправное состояние, другая категория называлась «мушкену» (вероятно производное от слова «шукену» - бить челом), означающее склонение перед лицом высшего сословия. Обе категории относились к рабовладельцам.
В Древнем Вавилоне не получило развитие крупное частное рабовладение. Основными производителями материальных благ были свободные крестьяне-общинники и ремесленники. Рабы находились как в государственной (во дворцах) и коллективной (храмах), так и в частной собственности.
Патриархальный характер рабовладения обуславливал признания за рабами ряда личных и имущественных прав. Например, в случае, если рабы вступали в брак со свободными женщинами, то дети от этого брака считались свободными. После смерти раба имущество делилось пополам, половина переходила жене и детям, половина - господину (ст. 175-176 З. Х.) . Большой вес в обществе имели жрецы. Храмы обладали огромными богатствами. В законах устанавливается привилегия храмов, упоминаемых наряду с привилегиями дворца. Жрецы с древнейших времен сохранили в своих руках юстицию и играли существенную роль в управлении. Высшие жреческие должности замещались лицами знатного происхождения, в том числе родственниками царя.
Среди рабовладельцев особо выделялись тамкары - торговые агенты, самые денежные люди Вавилона. Они ведут крупную внешнюю торговлю, а также розничную - внутри страны.
Государственный строй
Во главе древнейших шумерийских городов стояли патеси, наместник бога на земле. Когда его господство начинало простираться на значительную часть всей страны, ему присваивается титул лугаля. Позднее, подчиняя себе обширные территории правителя, начиная с Аккадской династии называют себя царями 4 стран и царями вселенной, даже богом. В законах Хаммурапи царь уже не именуется богом, а рассматривается как наместник божества.
Высшим должностным лицом в государстве является правитель царского дворца (в древности называется кубанда). С расширением власти царей за пределы Шумера его обязанности были связаны с повинностями населения. Он руководит строительством каналов, укреплений, дворцов, храмов, ведением войн, организацией земледельческих работ.
При царе появляется и другой правитель-наместник - исакку - правитель многих городов. В источниках упоминаются различные разряды жрецов, агентов, судей, хранителей житниц, писцы, надсмотрщики и т. д.
С расширением территории происходит централизация управления. Цари со времен 3-й Урской династии лишают местных патесиих светской власти, сохраняя за ними лишь их жреческое достоинство, превращают их в подчиненных областных правителей - шакканакку.
Помимо шакканакку известны правители более легких территориальных единиц- рабианумы, по видимому правители городов или территориальных общин.
Судебная система
Судебная система, как и в других древневосточных государствах, не была отделена от администрации. Царь и чиновники одновременно ведали и административными, и судебными делами.
Верховным судьей был царь, являвшийся высшей инстанцией для рассмотрения гражданских и уголовных дел. Он мог и сам рассмотреть любые дела, но чаще всего направлял в нижестоящие органы.
Судебные функции находились также в руках «наместника» и «рабианума» - председателей судебных коллегий.
В суде наместника судебная Коллегия состояла из чиновников, подчиненных «наместнику», а под председательствованием «рабианума» заседал суд из членов общинного совета или общинного совета в полном составе.
В больших городах судебные функции выполняли специальные «царские судьи», подчиненные непосредственно царю.
Жрецы участвовали в процессе, когда приводили стороны к клятве и засвидетельствовали ее. Следует полагать, что существовали храмовые суды для рассмотрения дела, сторонами в которых являлись жрецы.
Вооруженные силы
В период раздробленности Двуречья основным видом вооруженных сил являлось ополчение крестьян-общинников, которые по призыву правителя прибывали в войска со своим вооружением и снаряжением.
Впервые во всемирной истории аккадский царь Саргон (2316-2261 гг. до нашей эры) создал постоянную армию для выполнения внешних и внутренних задач. Воины, как явствует из законов Хаммурапи, находились на царском содержании, получая за службу земельные наделы с домом, садом, а также скот (ст. 30-36). Это имущество было изъято из гражданского оборота.
Отказ воина идти на войну влек смертную казнь и утрату повинностного имущества. А если воин посылал наймита, то он сам подлежал смерти, а имущество переходило наймиту.
В случае смерти воина или его пленения, имущество переходило его сыну под условием несения военной службы. В случае малолетства сына 1/3 участка отдавалась матери для воспитания сына.
В случае возвращения воина из плена, ему возвращалось имущество, отданное другому воину.
Если плененного воина выкупил купец (тамкар), то после возвращения на родину воин должен был выкупить себя, а если из-за отсутствия средств он не мог этого сделать, то за него платил храм или дворец. Вместе с тем, земельный участок и дом не могли идти в уплату «выкупа».
Все это было направлено на охрану воинов от разорения и привязывало их к царю.
В период военных походов созывалось и ополчение крестьян-общинников.