А. б. агапов 55 страница
ФСБ России является одним из органов исполнительной власти, обеспечивающих пограничный режим. В условиях пограничного режима предусматриваются ограничения некоторых конституционных прав граждан, например права свободы передвижения и личной неприкосновенности, права частной собственности. Любое передвижение лиц и транспортных средств в пограничной полосе допускается на основе документов, удостоверяющих личность, и по специальным пропускам, выдаваемым пограничным органом.
ФСБ России самостоятельно проводит оперативно-разыскную деятельность и определяет методы участия в ней пограничных органов. В системе ФСБ России находятся следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и иные учреждения, необходимые для обеспечения функций уголовно-процессуального принуждения.
Отдельные полномочия по охране государственной границы отнесены к ведению подчиненного Правительству РФ Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) — уполномоченного федерального органа исполнительной власти, к ведению которого отнесены функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, управлению государственным имуществом, оказанию государственных услуг в сфере обустройства государственной границы РФ, созданию, развитию и обеспечению деятельности пунктов пропуска через государственную границу и мест пересечения государственной границы РФ, а также функции государственного заказчика в этой сфере. Как и другие федеральные органы исполнительной власти, находящиеся в непосредственном подчинении Правительства РФ, Росграница наделена специальными полномочиями и относится к публичным органам специальной компетенции: в отличие от других федеральных агентств, подчиненных соответствующему федеральному министерству, к ведению Росграницы отнесены полномочия министерств РФ (в части нормативно-правового регулирования).
В юрисдикционной сфере органы и должностные лица ФСБ России наделены следующими полномочиями:
к ведению пограничных органов ФСБ России отнесено рассмотрение административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 23.10 КоАП РФ;
должностные лица ФСБ России рассматривают дела о правонарушениях, посягающих на информационную безопасность Российской Федерации (ч. 1 ст. 23.45, п. 2 и 3 ч. 2 ст. 23.46 КоАП РФ);
должностные лица ФСБ России вправе применять меры административного пресечения, ограничивающие имущественные права лица и право на личную неприкосновенность. В их числе доставление, административное задержание, личный досмотр, арест товаров, транспортных средств и иных вещей (п. 7 и 8 ч. 1 ст. 27.2, п. 4 ч. 1 ст. 27.3, ч. 2 ст. 27.7, ч. 2 ст. 27.14 КоАП РФ);
должностные лица пограничных органов ФСБ России вправе применять административное задержание лиц, подозреваемых в совершении правонарушения, на срок до 48 часов (ч. 2 ст. 27.5 КоАП РФ);
в некоторых случаях органы ФСБ России самостоятельно исполняют административное наказание в виде административного выдворения (ч. 2 ст. 3.10, ч. 3 ст. 32.10 КоАП РФ).
Применение органами ФСБ России разрешительных полномочий в основном обусловлено их правоохранительной деятельностью, а в некоторых случаях — хозяйственными функциями (например, осуществление разрешительных и надзорных функций в области промышленной и пожарной безопасности). Индивидуальные правовые акты ФСБ России устанавливают запреты и ограничения хозяйственной деятельности субъектов предпринимательства на государственной границе, приграничной территории, в исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе; санкционирование в указанных случаях обусловлено исключительно целями пограничного контроля и обеспечения иных публичных потребностей.
ФСБ России является лицензирующим органом, к ее ведению отнесены разрешительные полномочия в сфере информационной безопасности, — лицензирования деятельности по производству и обороту специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также иные лицензионные полномочия[1271]. ФСБ России оказывает консультационные услуги физическим лицам — рассматривает предложения, заявления и жалобы граждан[1272]. Нормативно-правовое регулирование, а также контрольная и надзорная деятельность осуществляются ФСБ России применительно к подчиненным органам и лицам. В остальных случаях она разрабатывает проекты правовых актов Президента или Правительства РФ.
Первые заместители директора ФСБ России (в том числе по должности — руководитель Пограничной службы ФСБ России), заместители директора ФСБ России и руководители служб ФСБ России представляют Федеральную службу безопасности в отношениях с публичными органами. В структуру органов ФСБ России входят управления (отделы) по регионам и субъектам РФ, управления (отделы) в Вооруженных Силах РФ, ведомственных воинских формированиях и их органах управления, а также пограничные органы.
В единую систему ФСБ России входят центральный аппарат, состоящий из служб, департаментов, управлений и других структурных подразделений; управления (отделы) ФСБ России, создаваемые в отдельных регионах и субъектах РФ, в Вооруженных Силах РФ и войсках ведомственного подчинения, а также в их органах управления.
37.3. Понятие объектов государственной охраны. Компетенция Федеральной службы охраны Российской Федерации
В компетенцию Федеральной службы охраны Российской Федерации (ФСО России) входит обеспечение безопасности лиц, подлежащих государственной охране. К объектам государственной охраны относятся: Президент РФ, Председатель Правительства РФ, председатели палат Федерального Собрания Российской Федерации, Генеральный прокурор, председатели высших органов судебной власти, а также главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время их пребывания на территории России. По решению Президента РФ государственная охрана может быть предоставлена и иным государственным служащим. Всем упомянутым должностным лицам, за исключением Президента, государственная охрана предоставляется в течение срока их полномочий. Президент РФ подлежит государственной охране пожизненно.
ФСО России выполняет правоохранительные функции, обеспечивает информационную безопасность Российской Федерации, осуществляет иные полномочия в сфере государственной безопасности.
В сфере правоохранительной деятельности ФСО России обеспечивает безопасность лиц, относимых к объектам государственной охраны; принимает необходимые меры для защиты указанных лиц, включая их транспортное обслуживание; обеспечивает бытовое обслуживание (в том числе безопасное питание) отдельных объектов государственной охраны, в том числе Президента РФ и Председателя Правительства РФ.
ФСО России осуществляет оперативно-разыскную деятельность, в том числе и с применением методов, ограничивающих имущественные права лица. Например, должностные лица ФСО вправе эвакуировать транспортные средства, расположенные на трассах проезда объектов государственной охраны, уничтожать материальные объекты, вызывающие подозрение в их принадлежности к взрывчатым веществам и диверсионно-террористическим средствам, изымать радиоэлектронные средства, препятствующие функционированию средств президентской или правительственной связи.
ФСО России относится к органам, обеспечивающим информационную безопасность. В этих целях она принимает адекватные меры для защиты технических средств специальной связи, обеспечивающих информационные потребности Президента РФ (средств президентской связи), Правительства РФ (средств правительственной связи), в том числе меры, исключающие несанкционированный доступ к информационным системам и комплексам специальной связи. ФСО России является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области правительственной связи и информации.
В сфере публичного санкционирования ФСО России осуществляет разрешительную деятельность (например, выдает разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации и вывоз с ее территории оружия и боеприпасов к нему сотрудникам спецслужб, сопровождающим глав государств, глав правительств, иных объектов государственной охраны; санкционирует кино-, фото- и видеосъемочные работы, проводимые на территориях охраняемых объектов)[1273]. На деятельность по обороту оружия, предназначенного для осуществления публичных потребностей ФСО России, не распространяются ограничения, установленные для субъектов частного права (например, ФСО России приобретает без лицензирования и использует служебное и гражданское оружие, вооружение, военную технику, боеприпасы и т.п.). Таким образом, разрешительная деятельность ФСО России осуществляется исключительно в целях обеспечения государственной безопасности[1274].
ФСО России принимает нормативные правовые акты, обязательные для исполнения; такие акты могут устанавливать ограничения имущественных прав лица. Например, должностные лица ФСО России вправе изымать технические средства связи, создающие радиопомехи средствам специальной связи, а также транспортные средства, расположенные на трассах проезда объектов государственной охраны. Таким образом, применительно к полномочиям в области нормативно-правового регулирования, в отличие от ФСБ России и других органов, действующих в сфере государственной безопасности, ФСО России осуществляет министерскую деятельность.
В сфере надзорно-контрольной деятельности ФСО России наделена полномочиями по надзору за соблюдением требований нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок использования сетей связи специального назначения, осуществлению радиотехнического, химического и иных видов контроля. Представления ФСО России, выносимые в случаях нарушений, выявленных в результате мероприятий по надзору и контролю, обязательны для исполнения нарушителем (неисполнение, ненадлежащее их исполнение квалифицируется как административное правонарушение по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ).
ФСО России наделена отдельными полномочиями по оказанию публичных услуг, в частности в сфере государственной контрактации, однако, в отличие от ФСБ России, ее полномочия по оказанию консультационных услуг гражданам законодательством не предусмотрены.
В единую систему ФСО России входят территориальные органы — управления специальной связи и информации в федеральных округах, центры специальной связи и информации, создаваемые в субъектах РФ, а также подразделения связи специального назначения.
В состав ФСО России входит подчиненная главе государства Служба безопасности Президента Российской Федерации. Таким образом, Президент РФ является единственным должностным лицом, личная безопасность которого обеспечивается всей системой органов государственной охраны.
37.4. Министерства и ведомства, осуществляющие внешнюю разведывательную деятельность
Обеспечение безопасности Российской Федерации на территории зарубежных государств осуществляется в процессе проведения внешней разведывательной деятельности. Полномочия в этой сфере возложены на органы силовых министерств и ведомств:
Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России) осуществляет разведывательную деятельность в политической, экономической, военно-стратегической и экологической сферах, участвует в обеспечении безопасности дипломатических и иных представительств Российской Федерации за рубежом, а также находящихся на территории зарубежных государств граждан России, имеющих допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;
орган внешней разведки Минобороны России — Главное разведывательное управление Генерального штаба Вооруженных Сил РФ (ГРУ) осуществляет разведывательную деятельность преимущественно в военной и военно-политической сферах;
полномочия в сфере внешней разведывательной деятельности входят также в компетенцию ФСБ России.
Назначает на должность и освобождает от должности руководителей органов внешней разведки, а также утверждает положения об указанных органах Президент РФ.
В осуществлении функций органов СВР России принимают участие лица, оказывающие конфиденциальное содействие. Правовое регулирование в этой сфере, в частности права таких лиц, обязанности, формы и методы их деятельности, определяются ведомственными актами органов СВР. Ограничения в персональном составе лиц, оказывающих конфиденциальное содействие, такие же, как и в сферах правового регулирования аналогичной категории граждан, действующих в системе ФСБ России.
37.5. Государственная фельдъегерская служба
Российской Федерации
Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (ГФС России) наряду с рассмотренными выше федеральными органами исполнительной власти наделена специальными полномочиями в области обеспечения государственной безопасности. Основной задачей ГФС России является обеспечение функционирования фельдъегерской связи. К ведению должностных лиц ГФС России отнесена оперативная доставка отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений. К получателям указанных отправлений относятся органы государственной власти. Иные публичные субъекты (в том числе муниципальные органы и предприятия оборонной промышленности) становятся абонентами фельдъегерской связи по решению Правительства РФ.
ГФС России подчинена Президенту РФ и Правительству РФ, причем Правительство, кроме традиционных в таких случаях функций материально-технического обеспечения, применительно к ГФС России наделено также властными распорядительными полномочиями и наряду с Президентом вправе самостоятельно определять абонентов фельдъегерской связи.
ГФС России доставляет корреспонденцию, используя специальные фельдъегерские маршруты (в том числе во взаимодействии с подразделениями фельдъегерско-почтовой связи Минобороны России). ГФС России вправе использовать и маршруты гражданского транспорта (морского, внутреннего водного, воздушного и др.). В этом случае она осуществляет свою деятельность по согласованию с Минтрансом России (координационные основы взаимодействия федеральных министерств и ведомств, подчиненных Правительству РФ, с федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении Президента РФ, устанавливаются постановлениями Правительства).
ГФС России вправе принимать нормативные правовые акты, в том числе и обязательные для исполнения не подчиненными ей лицами. К таким актам относятся приказы ГФС России об утверждении правил обработки и доставки корреспонденции; утверждении тарифов на услуги федеральной фельдъегерской связи. Таким образом, применительно к сфере нормативно-правового регулирования ГФС России наделена полномочиями федеральных министерств (такими обширными полномочиями не обладает даже ФСБ России).
ГФС России оказывает ограниченный объем публичных услуг в сфере государственной контрактации, а также вправе оказывать платные услуги по доставке корреспонденции субъектам частного права. Ее полномочия по контролю распространяются и на не подчиненных ей субъектов (например, при осуществлении контроля за исполнением указанных выше нормативных правовых актов).
В единую систему ГФС России входят центральный аппарат, территориальные органы, а также подчиненные ей организации.
37.6. Статус Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в сфере обеспечения общественной и экологической безопасности
Содержание публичных полномочий МЧС России
К органам исполнительной власти, обеспечивающим общественную и экологическую безопасность при возникновении, предупреждении и ликвидации чрезвычайных ситуаций, относится Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). К его ведению отнесено осуществление государственного управления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности. Указанные полномочия находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ, что обусловливает наличие территориальных и иных органов, подчиненных МЧС России[1275].
В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68‑ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» под чрезвычайной ситуацией понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Рассматриваемым Федеральным законом установлены также следующие дефиниции:
предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения;
ликвидация чрезвычайных ситуаций — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон чрезвычайных ситуаций, прекращение действия характерных для них опасных факторов;
зона чрезвычайной ситуации — это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
Таким образом, в соответствии со ст. 1 указанного Федерального закона чрезвычайные ситуации могут быть обусловлены как обстоятельствами, не зависящими от воли людей (наводнения, землетрясения, иные стихийные бедствия), так и обстоятельствами, связанными с жизнедеятельностью человека (эпидемии, эпизоотии, аварии, катастрофы).
Как и иные федеральные министерства и ведомства, осуществляющие государственную политику в сфере безопасности, МЧС России подчинено Президенту РФ. Такой порядок подчинения обусловлен как наличием в системе МЧС России войск гражданской обороны, так и осуществлением совместно с Минобороны России отдельных полномочий в области оборонного строительства[1276].
В сфере нормативно-правового регулирования МЧС России разрабатывает и утверждает положения о системе и порядке осуществления мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; системе и порядке информационного обмена в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; принимает иные нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования для лиц публичного права (в том числе для органов исполнительной власти) и субъектов предпринимательства. Данные полномочия обусловлены координационными функциями МЧС России, предусматривающими согласование работы министерств, ведомств, муниципальных органов при реализации задач, отнесенных к его ведению. В частности, МЧС России осуществляет методическое руководство деятельностью публичных органов при создании убежищ, иных объектов гражданской обороны и надлежащего имущественного потенциала обеспечения общегосударственных потребностей при чрезвычайных ситуациях (накопление продовольственных, медицинских и иных средств, их хранение и т.д.).
МЧС России оказывает публичные услуги в сфере государственной контрактации, например, реализует функции государственного заказчика и инвестора бюджетных средств при осуществлении строительной деятельности[1277]; обладает властными разрешительными полномочиями в сферах лицензирования и технического регулирования. К его ведению отнесено лицензирование деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, по тушению лесных пожаров; деятельности по монтажу, ремонту, техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных производственных объектов. Полномочия МЧС России как лицензирующего органа определены Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» (см. п. 12, 14, 15 ч. 1 ст. 12 этого Федерального закона), Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — Положение о МЧС России), утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868, а также постановлениями Правительства РФ.
МЧС России координирует работу по стандартизации и метрологии, а также деятельность по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий (центров) в своей системе. Приказами МЧС России утверждаются соответствующие стандарты и нормы.
Административно-юрисдикционные полномочия МЧС России
МЧС России наделено властными полномочиями в сферах надзора и контроля. К его ведению отнесено осуществление пожарного надзора, надзора в области гражданской обороны, надзора во внутренних водах и в территориальном море за пользованием маломерными судами, а также контроля за обеспечением готовности сил и средств гражданской обороны. МЧС России проводит проверки реализации органами исполнительной власти федеральных целевых программ, государственным заказчиком которых оно является.
В систему МЧС входят органы государственного пожарного надзора (ОГПН)[1278] — управления (отделы, отделения, инспекции, группы), подчиненные соответствующему структурному подразделению министерства[1279]. Должностные лица указанных надзорных органов осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных:
ст. 8.32 КоАП РФ (нарушение правил пожарной безопасности в лесах);
ст. 11.16 КоАП РФ (нарушение правил безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте);
ст. 20.4 КоАП РФ (нарушение требований пожарной безопасности).
Должностные лица ОГПН вправе применять меры административного пресечения в виде осмотра помещений и территорий, изъятия вещей и документов, ареста вещей[1280], а также осуществлять иные, предусмотренные КоАП РФ процессуальные действия, в частности проводить административное расследование[1281].
Должностные лица надзорных органов принимают индивидуальные правовые акты (например, о возбуждении дела об административном правонарушении в случае проведения административного расследования).
Органы государственного пожарного надзора осуществляют свои полномочия в отношении коммерческих и публичных органов (в том числе органов исполнительной власти). К специальным надзорным объектам, не подведомственным ОГПН, относятся объекты недвижимости систем Минобороны России и подчиненных ему ведомств, ФСО, ФСБ и СВР России. Контроль (надзор) за соблюдением требований пожарной безопасности на таких объектах осуществляется ведомственной пожарной охраной, действующей в системах указанных органов исполнительной власти[1282].
Система МЧС России
В систему МЧС России входит Государственная инспекция по маломерным судам. Она осуществляет надзор и контроль в отношении самоходных судов внутреннего плавания, прогулочных судов, иных средств внутреннего водного транспорта, а также баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей и других мест массового отдыха, на водоемах[1283]. Разрешительные полномочия Инспекции включают государственную регистрацию маломерных судов, выдачу судовых билетов, удостоверений и иных документов, подтверждающих право управления на зарегистрированное маломерное судно. Инспекция осуществляет учет, техническое освидетельствование и осмотр судов, устанавливает обязательные условия, нормы и технические требования, выполняет иные релятивные разрешительные функции.
В административно-юрисдикционной сфере Инспекция наделена следующими полномочиями:
к ведению ее должностных лиц отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.22, 8.23, ч. 2 ст. 11.7, ст. 11.8—11.12, ч. 2 ст. 11.13 КоАП РФ[1284];
должностные лица Инспекции вправе применять меры административного пресечения в виде доставления, административного задержания, личного досмотра, осмотра помещений и территорий и находящихся там вещей и документов, досмотра транспортного средства, изъятия вещей и документов, а также мер административного пресечения, ограничивающих право пользования транспортным средством (ч. 2 ст. 27.12, ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ)[1285].
В систему Государственной инспекции по маломерным судам входят соответствующие структурные подразделения центрального аппарата МЧС России, территориальные органы, а также специализированные подразделения и организации МЧС, осуществляющие контроль и надзор в области пользования маломерными судами. Инспекция не является юридическим лицом, ее территориальные органы входят в состав территориальных органов МЧС России, оно же финансирует деятельность Инспекции.
Государственная инспекция по маломерным судам осуществляет властные полномочия, отнесенные к ведению федеральных служб (в том числе полномочия в сферах публичного санкционирования и государственного контроля (надзора)). Таким образом, МЧС России осуществляет не только министерскую деятельность, но и —применительно к полномочиям в сферах лицензирования, контроля, надзора — также полномочия, отнесенные к ведению федеральных служб.
В единую систему МЧС России входят центральный аппарат (насчитывает 825 сотрудников, в том числе 200 лиц начальствующего состава Федеральной противопожарной службы МЧС России и 110 военнослужащих войск гражданской обороны), территориальные органы — региональные центры, создаваемые в субъектах РФ (предельная численность работников территориальных органов МЧС России составляет 26 900 сотрудников)[1286], а также Федеральная противопожарная служба Государственной противопожарной службы, войска гражданской обороны, Государственная инспекция по маломерным судам, аварийно-спасательные и поисково-спасательные формирования, военизированные горноспасательные части, образовательные, научно-исследовательские, муниципальные санаторно-курортные и иные учреждения и организации. В систему МЧС России входит также российский национальный корпус Чрезвычайного гуманитарного реагирования, созданный для решения проблем гуманитарного содействия за рубежом.
На МЧС России возложены функции публичного представительства за рубежом; представители МЧС России входят в состав представительств РФ при международных организациях[1287].
В структуру центрального аппарата МЧС России входит совещательный орган — коллегия МЧС, в состав которой входят министр (председатель коллегии) и его заместители — члены коллегии по должности, а также иные руководящие работники. Разрешение коллизий, возникающих в работе коллегии, осуществляется Президентом РФ.
Войска гражданской обороны МЧС России могут быть использованы в целях обеспечения особых административных режимов чрезвычайного и военного положения (в последнем случае они осуществляют свою деятельность совместно с Вооруженными Силами РФ).
Вопросы и задания для самоконтроля
1. Дайте общую характеристику сферы безопасности.
2. Назовите полномочия Совета Безопасности РФ.
3. Какова структура Совета Безопасности РФ?
4. Что вы знаете о правомочиях ФСБ России в сфере обеспечения информационной безопасности?
5. В чем заключается содержание контрразведывательной деятельности ФСБ России и разведывательной деятельности СВР России?
6. Охарактеризуйте административно-правовой статус пограничных органов ФСБ России.
7. Какова компетенция Росграницы?
8. Приведите задачи деятельности ФСО России.
9. Какой публичный орган власти осуществляет функционирование фельдъегерской связи?
10. Какие цели обеспечивают войска гражданской обороны МЧС России?
Глава 38. Система органов внутренних дел России
В результате изучения данной главы учащийся должен:
знать организационную структуру управления в сфере внутренних дел, иметь представление о статусе и предназначении полиции;
уметь анализировать действующее в этой сфере законодательство, в том числе статутные акты об МВД России и подчиненных ему публичных органах;
овладеть навыками исследования юрисдикционных полномочий полиции.
38.1. Организационная структура управления в сфере внутренних дел в Российской империи
Основными структурными подразделениями Министерства внутренних дел (МВД) Российской империи были Главное управление почт и телеграфов, Главное управление по делам печати, к ведению последнего относились цензура и надзор в сфере полиграфической промышленности и книжной торговли. В 1810—1819 гг. в России действовало и Министерство полиции, к компетенции которого были отнесены полномочия в сферах продовольственного снабжения (так называемая хозяйственная полиция), здравоохранения и собственно полицейская деятельность (предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений). В 1862 г. в ведение МВД были переданы регулирование в сфере цензуры, в 1868 г. — полномочия упраздненного Министерства почт и телеграфов (в 1802—1830 гг. эти полномочия также осуществлялись МВД). В 1880 г. к МВД было присоединено бывшее Третье отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии. Министр внутренних дел ex officio заведовал корпусом жандармов.