Политические конфликты и кризисы
Политический конфликт, политический кризис, баланс политических сил, технологии управления конфликтами, толерантность политическая, политическая интрига.
РАЗДЕЛ IV
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Тема 19
Эволюция политической системы общества
Этапы (стадии) эволюции политической системы Республики Беларусь. Структура и функции национальной политической системы. Первоочередные проблемы политических институтов. Адаптивность, легитимность, стабильность и эффективность политической системы.
Особенности белорусской политической системы, ее ценностный вектор — развитие правовой государственности и формирование зрелого гражданского общества.
В своем становлении и развитии политическая система Республики Беларусь прошла четыре этапа (стадии): провозглашение независимости, учреждение и легитимизация политических институтов (27 июля 1990 г. — 15 марта 1994 г.); конституционный кризис (1994 г. — ноябрь 1996 г.); политический выбор и апробация эффективной модели развития общества (1996 — 2005 гг.); политическая стабилизация (с 2006 г.).
Политическая система общества состоит из совокупности взаимосвязанных компонентов: государственных и общественных институтов, правил и процедур их формирования, функций и полномочий, ценностей, интересов, норм, мотивов деятельности и отношений субъектов политики. Ее структура включает подсистемы — институциональную, культурно-идеологическую, функциональную, нормативно-регулятивную, коммуникативную. Система использует традиционные и специфические механизмы. Она принимает управленческие решения и контролирует их выполнение, мобилизует и распределяет ресурсы, решает задачи политической социализации и коммуникации, интегрирует граждан, стремится полнее удовлетворять их интересы.
Республика Беларусь — суверенное, унитарное государство, образовавшееся после распада СССР. Принятые в стране Конституция, нормативные правовые акты закрепили государственное устройство и национальные интересы. Стратегическая цель проводимых в стране реформ — построение демократического правового социально справедливого государства.
Среди проблем, включенных сегодня в «повестку дня» политических институтов, первоочередными являются:
► качественное совершенствование политических, экономических, социальных отношений на основе преобразований, отвечающих интересам человека, общества и государства;
► реализация национальной модели (парадигмы) государственного устройства и развития, которая гарантирует суверенитет, безопасность и открытость страны, рост благосостояния, духовно-нравственного и творческого потенциала граждан;
► внедрение новых форм народовластия, демократизация отношений государства с личностью и обществом;
► формирование и укрепление статуса Беларуси как активного субъекта мировой политики.
Политическая система страны, несмотря на «молодость», имеет достижения, сопоставимые с показателями развитых государств, которые «высвечивают» ее сходства и различия, перспективы и нерешенные проблемы. Повышается адаптивность политических институтов к вызовам времени и запросам общества. Благодаря общественной солидарности и гражданскому согласию преодолен кризис 1990-х гг. и обеспечен рост валового внутреннего продукта. Постепенно внедряются принципы рыночной экономики. Внимание властных институтов сфокусировано на эффективности социальной политики, процессах в духовно-идеологической сфере. Разработаны и реализуются концепции инновационных изменений в производстве и использовании топливно-энергетических ресурсов. Создается стабильная законодательная база реформ, отвечающая потребностям государства и общества. Последовательно проводится политика взаимодействия с Россией, странами СНГ и Евразийским экономическим сообществом. Налаживаются сотрудничество с Европейским Союзом и государствами других регионов мира.
По индексу человеческого развития Беларусь находится на пограничном рубеже между странами со средним и высоким уровнем развития (Беларусь сегодня. — 2008. — ЗОапр.). Ее идеальный ориентир на перспективу — войти в группу государств-лидеров, не уклоняясь от избранного и проверенного временем политического курса (там же).
7 Политология
Поощряется участие граждан в решении вопросов государственной значимости, обустройстве своего региона, города, села. Апробируются новые формы общественной инициативы, «прямой» и представительной демократии.
В одном из своих публичных выступлений Глава государства отметил, что «у нас уже сформирована собственная эффективная политическая система, со своими устоями и традициями. В ее основе — подлинное народовластие» (Беларусь сегодня. — 2006. — 24мая).
Действительно, система сформирована, совершенствуется механизм ее взаимодействия с обществом, управления социально-экономическими, политическими и духовно-идеологическими процессами.
Для молодой политической системы характерны такие качества, как устойчивость, адаптивность, легитимность и социальная эффективность. Благодаря этим свойствам система проявила способность реализовать национальные интересы, практические задачи государственного строительства (см. рис. 4.1).
Политический выбор общества неразрывно связан с созданием условий для свободной самореализации и достойного развития человеческой личности. Этот выбор, демократический по характеру, конкретизируется и теоретически обосновывается в идеологии белорусского государства.
Ценностный вектор политической системы — развитие правовой государственности во благо народа. Он обусловлен возрастающей ролью государства в переходный период как «локомотива» демократических перемен и социально-экономического прогресса, необходимостью гармонизации его отношений с личностью и обществом. «Государство по-прежнему должно держать руку на пульсе жизни общества во всех областях: обеспечивать законность и порядок, стабильность и спокойствие, безопасность и защиту своих граждан. Оно несет полную ответственность за состояние экономики и социальной сферы. Но вместе с тем государство, власть должны все в большей степени открывать возможности для проявления творческой инициативы и самоуправления» (Государство для народа: Доклад Президента Республики Беларусь на третьем Всебелорусском народном собрании // Беларусь сегодня. — 2006. — 3марта).
Государство как основной институт политической системы, оказывающий определяющее влияние на трансформационные процессы в обществе, призвано решить комплекс насущных, взаимообусловленных задач:
Рис. 4.1. Особенности белорусской политической системы |
► обеспечение ожидаемой гражданами социальной эффективности власти — законодательной, исполнительной, судебной; увеличение инвестиций в человеческий капитал страны;
► формирование новой управленческой элиты, способной компетентно и адекватно отвечать на вызовы времени и запросы общества;
► повышение культуры и ответственности парламента, правительства, президентской администрации, центрального государственного аппарата; искоренение бюрократизма и коррупции;
► улучшение стиля управления и усиления роли в структуре власти местных исполнительных и распорядительных органов, Советов депутатов;
► либерализация законодательства, формирование целостной, прозрачной, гибкой, динамичной правовой системы государства;
► упорядочение и демократизация государственного контроля реализации политических и оперативно-управленческих решений;
► целенаправленное формирование привлекательного имиджа страны в мировом сообществе.
Демократическое правовое социальное государство как идеал политической системы Беларуси предполагает зрелое гражданское общество. Оно — социальный фундамент сильного, стабильного государства, ничем не заменимый институт общественного контроля власти. Пока что на авансцене публичной политики в стране общественные объединения (всего их 2235) не заявили о себе как авторитетная и влиятельная сила демократической трансформации.
Принципиальная позиция государства по отношению к структурам гражданского общества закреплена в Конституции и законах Республики Беларусь.
у Каждый гражданин имеет право на свободу объединений. Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.
► Государство содействует формированию гражданского общества, которое гарантирует каждому человеку свободный выбор участия в экономической, социальной и политической жизни, добровольное волеизъявление.
► Власть открыта для диалога с общественными институтами по вопросам социально-политической жизни, обязана учитывать плюралистические взгляды и суждения, добиваться взаимопонимания, взаимодействия и согласия различных политических сил.
► Государственные органы заинтересованы в конструктивном сотрудничестве со всеми общественными организациями, которые выражают групповые интересы, выступают посредниками между гражданами и властными институтами, поддерживают политический курс общества реальными делами.
► Законы государства запрещают действия институтов гражданского общества и их лидеров, которые наносят ущерб национальной безопасности и международному авторитету страны.
Тема 20
Приоритеты государственной политики
Политический выбор Республикой Беларусь концепции поступательного, устойчивого развития.
Сущность стратегии социальных изменений. Специфика белорусской модели развития. Роль государства в реализации национальной модели развития, его практически-политические задачи.
Экономическая политика. Социальная политика. Результаты государственной политики.
Республика Беларусь — суверенное государство, осуществляющее независимую внутреннюю и внешнюю политику. Страна переживает переходный этап в своем развитии, связанный с переустройством жизни на основе внедрения рыночных механизмов и демократизации, рационального использования интеллектуально-творческого потенциала общества, новейших научных знаний и информационных технологий.
Нынешняя стадия национальной трансформации — глубоких социальных изменений после распада СССР — совпадает с мировой эволюцией — становлением постиндустриальных обществ и процессами глобализации. Это обстоятельство обязывает политические институты Беларуси отвечать на вызовы XXI в. и вести поиск специфической модели развития, учитывающей интересы, историко-культурные традиции, географическое положение и нереализованные возможности страны. Известные теории социальных изменений убеждают в том, что не существует единого, «универсального» пути преобразования индустриального общества, гарантирующего прогресс: повышение его адаптивности, жизнеспособности и полезности человеку.
Беларусь сделала политический выбор в пользу концепции поступательного, устойчивого развития. Она определяет суть стратегии социальных изменений на длительную перспективу: постепенная демократизация общества; освоение механизмов рыночных отношений; создание эффективной и конкурентоспособной экономики; социальная направленность государственной политики; энергетическая безопасность, экономия и бережливость; постепенный переход к постиндустриальному обществу посредством использования инноваций и высоких технологий.
Особенности белорусской модели развития: постепенная демократизация общества; равноправие форм собственности; социально ориентированная рыночная экономика; активное государственное регулирование; стимулирование инноваций и инвестиций; правовая защищенность и ответственность субъектов хозяйствования; поощрение социального партнерства и новых форм народовластия; интеграция со странами СНГ; разносторонняя внешнеэкономическая политика.
В реализации национальной модели развития ключевую роль закономерно играют институты государства. Их внимание фокусируется на практически-политических задачах:
► укрепление суверенной государственности и национальной безопасности;
► совершенствование механизмов государственного управления на основе сотрудничества и партнерства институтов власти и гражданского общества;
► разработка, конкретизация и реализация политического курса; развитие новых форм непосредственной (прямой) и представительной демократии;
► идеологическое обеспечение практической политики;
► осуществление внешней политики, отвечающей национальным интересам.
Экономическая политика
В государстве формируется эффективная и конкурентоспособная экономика. Решение этой задачи обеспечивается путем совершенствования отраслевой структуры и ценообразования, развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры, антимонопольной и налоговой политики, снижения издержек, повышения технического и технологического уровня производства.
Приоритетное направление обновления экономики — активизация научно-технической и инновационной деятельности. Она направлена на разработку и внедрение прогрессивных технологий и новых видов наукоемкой, ориентированной на экспорт и импортозамещающей продукции. Реконструкция основных фондов осуществляется на Белорусском и Минском автомобильных, Белорусском металлургическом, Минском тракторном заводах, Мозырском и Новополоцком нефтеперерабатывающих заводах, других предприятиях промышленности.
Осуществляется модернизация сельскохозяйственного производства, его техническое и технологическое переоснащение. Цель модернизации — формирование устойчивого и конкурентоспособного производства продукции, обеспечение продовольственной безопасности страны, удовлетворение внутреннего рынка и увеличение поставок на экспорт. В настоящее время правительство осуществляет масштабную программу системных преобразований в аграрно-промышленном комплексе. Ее выполнение обеспечит совершенствование отношений в отрасли, повышение мотивации качественного труда, рентабельности, финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций.
Особая задача экономической политики государства — обеспечение энергетической безопасности. Для Беларуси как страны, ввозящей сырьевые и энергетические ресурсы и расходующей их на производство единицы продукции в 2—3 раза больше, чем экономически развитые страны, эта задача имеет стратегическое значение (Беларусь сегодня. — 2007. — 25 апр.). Она решается за счет внедрения наукоемких технологий, структурных преобразований в энергетической отрасли, экономии и бережливости, снижения затрат ресурсов, использования местных видов топлива и нетрадиционных, возобновляемых источников энергии.
Социальная политика
Приоритеты социальной политики государства:
► повышение реальной заработной платы;
► развитие социальной сферы села, малых и средних городов;
► ускоренное жилищное строительство, реконструкция жилых домов;
► удолетворение потребностей граждан в квалифицированной медицинской помощи; оснащение медицинских учреждений современным оборудованием, внедрение в отрасль прогрессивных методик и технологий;
► формирование среды, благоприятной для творчества; духовно-нравственное оздоровление нации, усиление иммунитета граждан против низкопробных «продуктов» массовой культуры.
На рынке труда государство реализует меры по обеспечению занятости населения, поддержанию стабильности в сфере социально-трудовых отношений. Устраняется дисбаланс между профессионально-квалификационным составом кадров и обновляющейся структурой рабочих мест.
Государство ориентировано на искоренение иждивенчества, упорядочение льгот, индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Усиливается внимание программам по охране материнства и детства, защите семьи, преодолению последствий чернобыльской катастрофы, демографического кризиса. Предусмотрено изменение принципов пенсионной системы. Значительные средства выделяются из бюджета на развитие образования, науки, культуры и искусства, преодоление демографического кризиса.
Результаты государственной политики
Обобщенный их показатель — политическая и экономическая стабильность. Это состояние является главным условием качественных изменений во всех сферах жизни общества. Индикатор стабильности — гражданское согласие, солидарность и партнерство основных политических сил.
Основные выводы о государственной политике
Политический курс государства выверен практикой и доказал свою эффективность. Это созидательный, реформаторский курс, исключающий «шоковую терапию» и тотальную приватизацию. Он нацелен на построение сильной и процветающей страны, повышение уровня и качества жизни граждан.
Социально-экономическая политика государства обеспечивает укрепление суверенитета Беларуси и национальной безопасности, вывела общество из кризисного состояния 1990-х гг. Успешное выполнение заданий первой и второй пятилетки, а также программы социально-экономического развития страны на 2006 — 2010 гг. — свидетельство эффективности и перспективности эволюционных процессов в обществе.
Тема 21
Совершенствование государственного управления
Структура и функции государственного управления в Республике Беларусь.
Политические решения в механизме государственного управления. Участие граждан в принятии политических решений как условие эффективного государственного управления.
Направления совершенствования государственного управления. Кадровое обеспечение политических институтов.
Государственное управление в Республике Беларусь призвано обеспечивать целостность и жизнеспособность политической системы, ее устойчивость и адаптивность к требованиям (импульсам) внутренней и внешней среды. Это тип социального управления, опирающийся на легитимные властные полномочия, механизмы и ресурсы национального государства.
Структура государственного управления включает совокупность элементов (см. рис. 4.2).
Субъекты управления — политические институты, обладающие властными полномочиями, наделенные функциями и ответственностью.
Объекты управления — социальные группы, сферы общественной жизни, направления государственной политики.
Государственная политика — ценностно-идеологическое ядро управления. Она олицетворяет стратегический курс общества, определяет средства и методы его реализации, иерархию и «пространство» действий институтов власти, применение ими легитимной компетенции и норм взаимоотношений.
Средства, методы и процедуры управления — применяемые властью административно-регулятивные средства и методы (технологии), обеспечивающие упорядоченность общественных отношений, целостность и устойчивость политической системы, претворение в жизнь стратегического курса общества.
Рис. 4.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь |
Государственный контроль и арбитраж предназначен для контроля управленческого процесса, разрешения конфликтов, законности и эффективности действий политических институтов государства и их отношений («обратной связи») с гражданами. Эти функции выполняют судебные органы, органы государственного контроля и прокуратура.
В механизме управления центральное место занимает принятие политических решений — сознательный выбор субъектами политики стратегии и тактики политических действий. Эти решения принимаются на центральном (республиканском) уровне. Основные их типы: результаты выборов представительных органов власти, референдумов, законы и постановления парламента, декреты и указы Главы государства, программы социально-экономического развития. Преимущественно используемые методы принятия оптимальных (выбранных из альтернативных вариантов) государственных решений — консенсус (согласие) и голосование.
Процесс принятия и реализации политических решений включает процедуры:
► сбор и системный анализ информации о социальной необходимости решений и наличных ресурсах для достижения общественных целей;
► формулирование проблемы и включение ее в повестку дня властных институтов;
► разработка и рассмотрение (обсуждение) альтернативных вариантов решения проблемы;
► окончательный выбор и легитимизация решения;
► выполнение решений и контроль их социальной эффективности.
Характерная черта государственного управления в Республике Беларусь — вовлечение граждан в процесс выработки и принятия политических решений.
К новым формам участия граждан в формировании политики государства относятся республиканские и местные собрания. В их подготовке принимают участие граждане, коллективы, институты государства и общественные объединения. Проекты документов собраний публикуются в печати и имеют широкий общественный резонанс, предоставляют возможность внести предложения и высказать замечания по вопросам государственной политики.
В 1996 г. на первом Всебелорусском народном собрании мнение граждан определило выбор политического курса молодого суверенного государства. Избранные гражданами представители рассмотрели и утвердили проект программы преодоления кризисных процессов в социально-экономическом развитии страны.
Состоявшееся 18 мая 2001 г. в Минске второе Всебелорус- ское народное собрание также продемонстрировало ответственность граждан за судьбу Отечества. Обсуждение проекта программы социально-экономического развития на 2001— 2005 гг. в трудовых коллективах проходило в атмосфере гражданского согласия.
Документ был воспринят как стратегический курс системных реформ и повышения качества жизни. Выдвижение и избрание делегатов республиканского собрания коллективами всех форм собственности, учебными заведениями, воинскими частями и гражданами по месту жительства, районными (городскими) собраниями оказало стимулирующее психологическое влияние на политическую культуру граждан. В день проведения собрания работала прямая телефонная линия, по которой поступали индивидуальные вопросы. Они касались развития экономики, ценообразования, денежно-кредитной и налоговой политики, качества жизни, медицинского обслуживания, сферы образования.
Решения второго общенационального собрания, как и первого, были успешно воплощены в жизнь. Это подтвердило правильность политического курса государства, выбранной обществом модели развития. Ежегодный прирост внутреннего валового продукта за вторую пятилетку составил 7,5% против 3,5% среднемирового.
Политическая стратегия, направленная на укрепление суверенной государственности, эффективную экономику и социально ответственную политику, получила поддержку участников третьего Всебелорусского народного собрания (проходило в Минске 2—3 февраля 2006 г.). Собрание критически оценило результативность государственной политики и определило ее приоритеты на 2006—2010 гг. В нем участвовало 2500 представителей коллективов, почетные гости из России и Украины, главы аккредитованных в Беларуси дипломатических миссий.
Активно используется в стране и такая форма «прямого» участия граждан в принятии политических решений, как референдумы (об этом подробнее в теме 15).
Совершенствование государственного управления в суверенной Беларуси концентрируется на следующих направлениях:
► оптимизация, повышение устойчивости структуры политических институтов государства посредством укрепления их правовых основ и повышения социальной эффективности;
► улучшение взаимодействия законодательной, исполнительной и судебной ветвей государственной власти;
► повышение уровня профессионализма и ответственности кадров госаппарата; разработка и реализация кадровой политики, нацеленной на перспективу становления и развития национальной государственности;
► создание механизма управления обществом на основе сочетания методов государственного и рыночного регулирования, использования современных организационных, информационных, социальных и политических технологий:
► претворение в жизнь стратегического курса государства, нацеленного на демократические политические изменения, формирование развитой рыночной инфраструктуры
и социально эффективной экономики, интеграцию стра ны в мировую экономическую систему.
В республике решена важная политическая задача — создана единая система работы с кадрами государственного управления. 1-е предназначение — удовлетворение потребностей в профессионалах; формирование резерва руководящих кадров; создание условий для непрерывной переподготовки, повышения профессионализма и ответственности управленцев, их политической культуры; рациональное использование и «омоложение» кадрового потенциала управления. Система учитывает, что в условиях политических изменений в стране возрастают требования к уровню теоретической и практической компетентности управленческих кадров. Новаторский подход к решению социальных проблем, способность гибко адаптироваться к запросам граждан и принимать грамотные решения, критический анализ результатов собственных действий и персональная ответственность за ошибки — таковы основополагающие требования, предъявляемые в нынешних условиях к кадрам государственного управления всех уровней в ходе их аттестации и назначения на должности.
Ведущим научным, учебно-методическим и информационно-аналитическим центром по переподготовке и повышению квалификации руководящих кадров органов государственного управления является Академия управления при Президенте Республики Беларусь.
Важный элемент системы работы с кадрами — периодически проводимые главой государства совещания и встречи с руководителями республиканских, областных, городских и районных органов управления, предприятий, организаций, объединений и других хозяйствующих субъектов.
Сложившаяся в государстве система кадрового обеспечения политических институтов, управляющих обществом, претерпевает качественные изменения. Позитивные перемены свидетельствуют, что система опирается на достижения науки, опыт и потребности практики. Еще одна ее особенность — применение современных методик обучения и оценки профессиональных и личностных качеств управленцев. Внедрен мониторинг деятельности руководителей республиканских и местных органов управления. Он позволяет более объективно оценивать выполнение социального заказа через призму общественного мнения, персонального вклада и результаты функционирования конкретных учреждений и организаций.
Тема 22
Идеология государства и социальное управление
Роль идеологии государства в управлении обществом. Идеологические условия социальных изменений в Республике Беларусь. Политика государства в идеологической сфере. Структура идеологии государства, направления ее теоретической разработки и практической реализации. Позитивные тенденции идеологического процесса в стране.
Идеология государства как предмет научного познания. Состояние, направления и проблематика исследований.
Реформационные процессы в Республике Беларусь настоятельно диктуют необходимость государственной идеологии. Отсутствие четких идеологических ориентиров, которые бы стали авторитетной духовно-ценностной основой государственной политики и управления, качественных перемен в обществе, негативно сказывается на содержании, темпах и социальной эффективности преобразований. Советская система ценностей утратила свою привлекательность для большинства граждан, а новая еще не сформирована и не усвоена общественным сознанием.
Идеологические условия социальных изменений в Республике Беларусь: политическая и экономическая демократия; идеологическое обоснование государственной политики; усвоение общественным сознанием идеологии государства как нормативно-ценностного стержня политической системы; уважение гражданами истории и традиции белорусского народа; гражданское согласие; практическая реализация принципа социальной справедливости; нравственный авторитет политических институтов; идейно-воспитательная работа.
Между государственной политикой и идеологией существуют причинно-следственные взаимосвязи. Не может быть социально эффективной политики без ее прочного идеологического основания. В свою очередь, идеология детерминирована политическими интересами и отношениями, социальной практикой.
Политика белорусского государства в идеологической сфере включает: формирование идеологических институтов; идеологические обоснование политического курса, стратегии и тактики действий социальных субъектов; установление норм отношений в идеологической, воспитательной сфере; принятие решений по идеологическим вопросам, управление идеологическими процессами в обществе; контроль реализации идеологии государства, ее влияния на духовно-нравственную жизнь общества и социально-экономическое развитие.
Структура идеологии государства состоит из совокупности взаимосвязанных элементов: субъектов и объектов, идей и ценностей, политических интересов, идеологических отношений, идеологической деятельности.
Направления теоретической разработки идеологии государства:
► осмысление исторических этапов становления государственности и эволюции белорусской политической мысли;
► теоретическое обоснование идей и ценностей идеологии;
► разработка политики социальной трансформации, национальной модели развития;
► изучение влияния идеологии на массовое сознание, тенденций и проблем духовно-идеологической сферы общества.
Направления практической реализации идеологии государства:
► внесение идеологии в общественное сознание;
► повышение адаптивности политической системы на основе идей, ценностей и норм, закрепленных в идеологии;
► использование идеологических факторов стимулирования политического участия;
► формирование системы идеологической, воспитательной деятельности.
Позитивные тенденции идеологического процесса в Республике Беларусь:
► теоретическая разработка идеологии государства научными учреждениями;
► упорядочение идейно-воспитательной работы в учебных заведениях;
► формирование системы идеологической работы в трудовых коллективах;
► активизация политического информирования граждан государственными СМИ;
► участие руководителей государственных органов в идеологической работе;
► создание и функционирование сети идеологических структур («идеологической вертикали»);
► развертывание планомерной, финансируемой государством подготовки и повышения квалификации идеологических кадров.
Остановимся более подробно на достижениях и проблемах теоретической разработки идеологии государства.
В стране издано значительное количество работ о необходимости и содержании политической идеологии, ее роли в механизме управления обществом. В вузах введен обязательный для изучения курс «Основы идеологии белорусского государства».
Духовно-идеологические факторы модернизации общества, строительства национальной государственности и социального управления приобрели теоретическую и практическую актуальность. Они являются предметом оживленных дискуссий и неоднозначно трактуются учеными и профессиональными политиками. Плюрализм мнений — закономерность нынешнего этапа эволюции суверенной страны, когда корректируются приоритеты общественного развития, средства и методы социально-экономических преобразований, апробируются технологии эффективного государственного управления.
Большинство исследователей выражает убеждение, что идеология политической модернизации, демократического переустройства бытия — жизненная потребность. Это одна из опор общественного здания наряду с экономикой и государственной властью. Идеология призвана вооружить социальных субъектов ценностными ориентациями по отношению к политической системе и проводимым реформам, консолидировать граждан, стимулировать политические изменения, продуктивное взаимодействие государственных и гражданских институтов.
Оппоненты поборников государственной (общенациональной) идеологии (их меньшинство) высказывают диаметрально противоположные суждения, подвергающие идеологию остракизму, истолковывающие ее как универсальный инструмент манипуляции массовым сознанием и поведением. По их мнению, никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан, ибо это противоречит демократии.
Спектр познавательных интересов ученых, изучающих культурно-идеологические проблемы белорусского общества, заметно расширился за последнее пятилетие. Эта тематика стала приоритетной, а творческие поиски приобрели планомерный характер, координируются и финансируются властными структурами страны.
В опубликованных работах политологов и философов идеология интерпретируется как органичный элемент механизма сознательного переустройства общества и управления им, как духовно-нормативная основа социально-политической практики. Раскрываются ее мировоззренческие аспекты, динамика, статус в переходный период, взаимодействие с государственной политикой, экономикой, социальной, духовной, международной сферами. Приводятся аргументы в пользу предлагаемых теоретических конструкций, критерии для оценки идеологического процесса.
Идеология государства интерпретируется авторами как совокупность идей и ценностей, интегрирующих общество, формирующих у граждан патриотические чувства и социально полезную мотивацию поведения.
Ученые акцентируют внимание на исторической преемственности в развитии национальной государственности после распада СССР, ценностно-мировоззренческих и конституционно-правовых основах идеологии суверенного государства, специфике национальной модели развития, динамике идеологического, воспитательного процесса в стране.
В политологическом сообществе утвердилось мнение, что основу формирующейся идеологии государства должны составить прогрессивное историко-культурное наследие белорусского народа, социально-экономические достижения последнего десятилетия, стратегические ориентиры государственного управления. По мнению исследователей, идеология государства — не только система знаний о развитии общества, своеобразная матрица ценностей (идеалов, норм, принципов, мотивов социального действия), но и теоретико-практическая программа государственного строительства на перспективу. Она предназначена для регулирования общественных отношений, призвана служить теоретическим обоснованием государственной политики, средством реализации национальных интересов, стимутировать патриотические чувства и действия, предупреждать национальный эгоизм.
Можно сделать вывод, что политическая наука Беларуси имеет определенный задел в разработке идеологии государства. В поле зрения ученых — концептуальные подходы к политической идеологии, исторические и современные аспекты белорусской государственности, стратегические приоритеты государственной политики и управления, ценностные векторы идеологии нашего государства. Аргументированными представляются выводы о необходимости активного государственного регулирования экономическими, социальными процессами и духовно-идеологическими отношениями.
Полученные научные результаты открывают возможности для предметного познания содержания идеологии государства, идеологических, воспитательно-мотивационных механизмов государственного управления на эмпирическом базисе переходного общества. Планомерное исследование практики, политических изменений в стране внесет большую ясность в теоретические представления о структуре, имманентной сущности идеологии, методах и формах регулятивного воздействия на духовную сферу, массовое сознание и поведение.
Следует подчеркнуть, что поиск в области идеологии осуществляется преимущественно на абстрактно-теоретическом уровне и поэтому малопродуктивно, хотя ученые занимаются этим перспективным направлением политических исследований более десяти лет. Замечание Президента Республики Беларусь, высказанное в 2000 г. в Послании Национальному собранию, по-прежнему, актуально. «Проблема выработки идеологии белорусской государственности поднимается и ставится не впервые. Были на этот счет соответствующие поручения, в том числе и со стороны Главы государства. Проведен ряд научно-практических конференций. Появились отдельные публикации. Однако вопрос далек от своего полного разрешения. До сих пор нет системных, целостных разработок по этой проблеме, которые можно было бы взять на вооружение».
Политологическому сообществу и политическим институтам было бы полезно совместно проанализировать (на республиканском уровне с участием Главы государства) состояние научной разработки идеологии государства и предложить альтернативные варианты назревших политико-управленческих решений.
По нашему мнению, дальнейший теоретический поиск предполагает:
► комплексную и объективную аналитическую оценку политических изменений за последние 20 лет, реальной ситуации во всех сферах жизни общества, социальной эффективности и негативных сторон государственного управления;
► системное обоснование национальной идеологической модели развития общества, ее ценностно-мировоззренческих, конституционно-правовых, социально-экономических основ;
► анализ практики политико-идеологического обеспечения процесса реализации национальной модели социально-экономического развития институтами государства и гражданского общества;
► формулирование обоснованных выводов о структуре и содержании воплощаемой в жизнь идеологии государства на основе обобщения накопленного опыта и качественного состояния идейно-воспитательной работы в коллективах и регионах, практики «идеологической вертикали»;
► разработку технологий совершенствования идеологической деятельности как искусства политического, духовно-нравственного влияния на массовое общественное сознание и поведение;
► подготовку качественного (доступного, интересного по содержанию, эмпирическому базису, методике изложения) учебного пособия для студентов вузов, изучающих курс «Основы идеологии белорусского государства» и обсуждение его в каждом вузе преподавателями и студентами;
► оценку и конкретизацию задач деятельности структур, разрабатывающих идеологию и финансируемых государством.
Какой должна быть идеология суверенного белорусского государства ?
На сегодняшний день пока нет однозначного ответа на этот вопрос. По нашему мнению, концептуальная схема государственной идеологии могла бы быть представлена в виде условной формулы: правовая государственность = приоритет прав человека и верховенство закона + суверенитет государства + политический плюрализм + социально ориентированная рыночная экономика + национальный традиционализм + зрелое гражданское общество + высокое качество жизни граждан.
Приведенная формула (при всей ее абстрактности и условности), отражает принципы преемственности в развитии и преимущества влиятельных идеологий современности, предполагает сохранение, обогащение национальных духовных традиций. Идеалом белорусского общества уже сегодня является правовое государство как воплощение высших достижений общечеловеческой культуры, как самый надежный инструмент созидания гуманных социальных отношений, устойчивого развития и укрепления государственности.
Идеология правовой государственности в нынешних условиях политической стабильности белорусского общества — наиболее авторитетная ценность. К тому же, она глубоко укоренилась в цивилизованном мире и закреплена в Конституции Республики Беларусь. На нее и следует ориентироваться, отказавшись от соблазна абстрактных концепций, мотивированных «национальной идеей» и иными невразумительными аргументами.
Идеология правовой государственности должна опираться на науку, впитать в себя общечеловеческие ценности, национальные традиции и советский опыт, содержать объективный анализ успехов и недостатков социальной трансформации, практики государственного управления. Процесс разработки такой идеологии послужит консолидации общества, формированию положительного имиджа власти, достижению взаимопонимания субъектов политики независимо от их политических интересов, взглядов, целей и ценностей.
Тема 23
Внешняя политика Беларуси
Стратегические цели и принципы внешней политики Республики Беларусь.
Внешнеполитические приоритеты страны. Выполнение международных обязательств в области разоружения и контроля над вооружениями. Развитие отношений с общеевропейскими политическими структурами и европейскими государствами. Обеспечение территориальной безопасности Беларуси, защита от потенциальных и реальных угроз.
Интеграция и развитие всестороннего сотрудничества с Россией как ключевое направление внешней политики Республики Беларусь.
Проблемы и перспективы сотрудничества Беларуси с США, государствами Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.
Стратегические цели внешней политики Республики Беларусь
► Обеспечение благоприятных международных условий для укрепления молодой национальной государственности, суверенитета и территориальной целостности страны.
► Развитие взаимовыгодного сотрудничества с государствами и народами, способствующего осуществлению преобразований в социально-экономической, политической и духовной сферах общества.
► Непосредственное участие в решении общечеловеческих проблем, формировании нового, более гуманного мирового порядка.
Реализуя указанные стратегические цели, Беларусь заявила мировому сообществу, что ее территория свободна от ядерного оружия, а государство будет последовательно проводить политику нейтралитета.
Принципы внешней политики страны:
► равенство государств;
► неприменение силы или угрозы силой в международных отношениях;
► нерушимость границ;
► мирное урегулирование международных конфликтов и противоречий;
► уважение суверенитета других государств.
Отличительная особенность внешней политики государства — многовекторность (разносторонность).
Внешнеполитические приоритеты Беларуси
1. Выполнение обязательств по международным соглашениям и договорам в области разоружения и контроля над вооружениями.
Беларусь первой и без предварительных условий отказалась от ядерного наследия СССР. Стала участницей всех основополагающих соглашений в области нераспространения ядерного оружия.
2. Развитие контактов с общеевропейскими структурами и европейскими странами.
Беларусь выступает за равноправные и взаимовыгодные отношения с Западом, свободные от диктата и вмешательства во внутренние дела суверенного государства. Несмотря на трудности политического диалога с ЕС, Европейский Союз является вторым по величине торговым партнером Беларуси после России. Страна является членом ОБСЕ и инициирует ее реформирование, добивается восстановления статуса «специально приглашенного» для белорусского парламента в Парламентской ассамблее Совета Европы. Развивается двустороннее сотрудничество с европейскими странами:
3. Взаимовыгодное экономическое сотрудничество.
Белорусская экономика ориентируется на внешние рынки.
Доходы от экспорта — основной источник валютных поступлений. Экспортируется около 90 % тракторов и автомобилей, около 80 % калийных удобрений, химических волокон и нитей, 70 % металлорежущих станков, холодильников и морозильников. Ведутся переговоры по вступлению Беларуси в ВТО.
4. Привлечение иностранных инвестиций.
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (2001 г.) закрепил стабильную правовую базу деятельности иностранных инвесторов. В стране зарегистрировано около 4 тысяч предприятий с иностранными инвестициями из 83 стран. Основные страны-инвесторы по доле иностранного участия в объявленном уставном фонде — США, Германия, Нидерланды, Польша, Великобритания, Кипр, Россия.
5. Интеграция с постсоветскими республиками.
Беларусь — заинтересованный и активный участник региональной интеграции в рамках СНГ, Евразийского экономического сообщества (Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан). Ведутся переговоры с Россией по разрешению спорных вопросов в строительстве Союзного государства.
ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Раздел 5
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Выберите ответ на контрольный вопрос
4. 1. Государственная политика означает:
□ а) контроль институтов гражданского общества;
□ б) определение целей социально-экономического развития;
□ в) выработку и реализацию политического курса общества.
4.2. Субъектами государственной политики являются:
□ а) индивидуальные, групповые и институциональные субъекты политики;
□ б) институты государства;
□ в) харизматические лидеры.
4.3. Объекты государственного управления:
□ а) бюрократия;
□ б) субъекты политики, проблемы и ресурсы общества, социальные процессы;
□ в) силовые структуры государства.
4.4. Взаимоотношения между субъектами и объектами управления регулируются:
□ а) субординацией между носителями власти;
□ б) правами, полномочиями и функциями, закрепленными в законах;
□ в) нравственными нормами.
4.5. Государственное управление призвано обеспечивать:
□ а) принудительное политическое участие;
□ б) материальное стимулирование лояльных к власти граждан;
□ в) регулирование общественной жизни.
4.6. Какая концепция в наибольшей мере отвечает идеалу народовластия:
□ а) элитизма;
□ б) марксистская;
□ в) плюралистическая (представительная).
4.7. В разработке стратегического курса государства участвуют:
□ а) депутаты парламента;
□ б) ветви власти и рядовые граждане;
□ в) ученые.
4.8. Стержнем механизма государственного управления принято считать:
□ а) директивы центральных органов власти;
□ б) руководящие указания главы государства;
□ в) законы, стратегические и оперативно-тактические решения власти.
4.9. Политико-управленческое решение — это:
□ а) описание процедуры действий в политической сфере;
□ б) приказ вышестоящего чиновника;
□ в) выбор оптимального варианта политических действий.
4.10. Принятие оптимального решения в государственной политике предполагает условия:
□ а) содействие «лоббистов»;
□ б) приятельские отношения членов правительства;
□ в) достижение консенсуса и голосование.
4.11. Какая функциональная фаза не имеет отношения к процессу принятия управленческих решений?
□ а) определение общественных приоритетов;
□ б) рассмотрение альтернативных проектов решений и выбор оптимального варианта;
□ в) научная классификация альтернативных проектов решений.
4.12. Реализация государственных решений подразумевает:
□ а) использование методов убеждения и принуждения;
□ б) принятие инструкций, разъясняющих смысл решений;
□ в) действия субъектов на основе законов и технологий управления.
4.13. Необходимость политической идеологии государства в механизме управления обществом обусловлена:
□ а) единством идеологических и политических ценностей государства;
□ б) интересами политической элиты;
□ в) традиционными представлениями о влиянии идеологии на общество.
Проблемные задачи для осмысления и решения