Политические конфликты и кризисы

Политический конфликт, политический кризис, баланс поли­тических сил, технологии управления конфликтами, толерант­ность политическая, политическая интрига.

РАЗДЕЛ IV

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Тема 19

Эволюция политической системы общества

Этапы (стадии) эволюции политической системы Рес­публики Беларусь. Структура и функции национальной политической системы. Первоочередные проблемы по­литических институтов. Адаптивность, легитимность, стабильность и эффективность политической системы.

Особенности белорусской политической системы, ее ценностный вектор — развитие правовой государствен­ности и формирование зрелого гражданского общества.

В своем становлении и развитии политическая система Республики Беларусь прошла четыре этапа (стадии): провозглашение независимости, учреждение и легитимизация политических институтов (27 июля 1990 г. — 15 марта 1994 г.); конституционный кризис (1994 г. — ноябрь 1996 г.); политичес­кий выбор и апробация эффективной модели развития общества (1996 — 2005 гг.); политическая стабилизация (с 2006 г.).

Политическая система общества состоит из совокупности взаимосвязанных компонентов: государственных и общест­венных институтов, правил и процедур их формирования, фун­кций и полномочий, ценностей, интересов, норм, мотивов дея­тельности и отношений субъектов политики. Ее структура включает подсистемы — институциональную, культурно-идео­логическую, функциональную, нормативно-регулятивную, коммуникативную. Система использует традиционные и спе­цифические механизмы. Она принимает управленческие ре­шения и контролирует их выполнение, мобилизует и распреде­ляет ресурсы, решает задачи политической социализации и коммуникации, интегрирует граждан, стремится полнее удов­летворять их интересы.

Республика Беларусь — суверенное, унитарное государство, образовавшееся после распада СССР. Принятые в стране Кон­ституция, нормативные правовые акты закрепили государ­ственное устройство и национальные интересы. Стратегичес­кая цель проводимых в стране реформ — построение демокра­тического правового социально справедливого государства.

Среди проблем, включенных сегодня в «повестку дня» полити­ческих институтов, первоочередными являются:

► качественное совершенствование политических, эконо­мических, социальных отношений на основе преобразо­ваний, отвечающих интересам человека, общества и госу­дарства;

► реализация национальной модели (парадигмы) государ­ственного устройства и развития, которая гарантирует су­веренитет, безопасность и открытость страны, рост бла­госостояния, духовно-нравственного и творческого по­тенциала граждан;

► внедрение новых форм народовластия, демократизация от­ношений государства с личностью и обществом;

► формирование и укрепление статуса Беларуси как актив­ного субъекта мировой политики.

Политическая система страны, несмотря на «молодость», имеет достижения, сопоставимые с показателями развитых госу­дарств, которые «высвечивают» ее сходства и различия, пер­спективы и нерешенные проблемы. Повышается адаптивность политических институтов к вызовам времени и запросам общес­тва. Благодаря общественной солидарности и гражданскому со­гласию преодолен кризис 1990-х гг. и обеспечен рост валового внутреннего продукта. Постепенно внедряются принципы ры­ночной экономики. Внимание властных институтов сфокусиро­вано на эффективности социальной политики, процессах в ду­ховно-идеологической сфере. Разработаны и реализуются кон­цепции инновационных изменений в производстве и использо­вании топливно-энергетических ресурсов. Создается стабиль­ная законодательная база реформ, отвечающая потребностям государства и общества. Последовательно проводится политика взаимодействия с Россией, странами СНГ и Евразийским эко­номическим сообществом. Налаживаются сотрудничество с Ев­ропейским Союзом и государствами других регионов мира.

По индексу человеческого развития Беларусь находится на пограничном рубеже между странами со средним и высоким уровнем развития (Беларусь сегодня. — 2008. — ЗОапр.). Ее иде­альный ориентир на перспективу — войти в группу госу­дарств-лидеров, не уклоняясь от избранного и проверенного временем политического курса (там же).

7 Политология

Поощряется участие граждан в решении вопросов государ­ственной значимости, обустройстве своего региона, города, се­ла. Апробируются новые формы общественной инициативы, «прямой» и представительной демократии.

В одном из своих публичных выступлений Глава государст­ва отметил, что «у нас уже сформирована собственная эффек­тивная политическая система, со своими устоями и традиция­ми. В ее основе — подлинное народовластие» (Беларусь сегод­ня. — 2006. — 24мая).

Действительно, система сформирована, совершенствуется механизм ее взаимодействия с обществом, управления соци­ально-экономическими, политическими и духовно-идеологи­ческими процессами.

Для молодой политической системы характерны такие ка­чества, как устойчивость, адаптивность, легитимность и соци­альная эффективность. Благодаря этим свойствам система проя­вила способность реализовать национальные интересы, практи­ческие задачи государственного строительства (см. рис. 4.1).

Политический выбор общества неразрывно связан с созда­нием условий для свободной самореализации и достойного развития человеческой личности. Этот выбор, демократичес­кий по характеру, конкретизируется и теоретически обосновы­вается в идеологии белорусского государства.

Ценностный вектор политической системы — развитие пра­вовой государственности во благо народа. Он обусловлен воз­растающей ролью государства в переходный период как «локо­мотива» демократических перемен и социально-экономичес­кого прогресса, необходимостью гармонизации его отношений с личностью и обществом. «Государство по-прежнему должно держать руку на пульсе жизни общества во всех областях: обес­печивать законность и порядок, стабильность и спокойствие, безопасность и защиту своих граждан. Оно несет полную ответ­ственность за состояние экономики и социальной сферы. Но вместе с тем государство, власть должны все в большей степени открывать возможности для проявления творческой инициати­вы и самоуправления» (Государство для народа: Доклад Прези­дента Республики Беларусь на третьем Всебелорусском народном собрании // Беларусь сегодня. — 2006. — 3марта).

Государство как основной институт политической системы, оказывающий определяющее влияние на трансформационные процессы в обществе, призвано решить комплекс насущных, вза­имообусловленных задач:

Политические конфликты и кризисы - student2.ru Рис. 4.1. Особенности белорусской политической системы

► обеспечение ожидаемой гражданами социальной эффек­тивности власти — законодательной, исполнительной, судебной; увеличение инвестиций в человеческий капи­тал страны;

► формирование новой управленческой элиты, способной компетентно и адекватно отвечать на вызовы времени и запросы общества;

► повышение культуры и ответственности парламента, правительства, президентской администрации, центра­льного государственного аппарата; искоренение бюрок­ратизма и коррупции;

► улучшение стиля управления и усиления роли в структуре власти местных исполнительных и распорядительных органов, Советов депутатов;

► либерализация законодательства, формирование целост­ной, прозрачной, гибкой, динамичной правовой системы государства;

► упорядочение и демократизация государственного кон­троля реализации политических и оперативно-управлен­ческих решений;

► целенаправленное формирование привлекательного имиджа страны в мировом сообществе.

Демократическое правовое социальное государство как идеал политической системы Беларуси предполагает зрелое гражданское общество. Оно — социальный фундамент сильно­го, стабильного государства, ничем не заменимый институт об­щественного контроля власти. Пока что на авансцене публич­ной политики в стране общественные объединения (всего их 2235) не заявили о себе как авторитетная и влиятельная сила де­мократической трансформации.

Принципиальная позиция государства по отношению к струк­турам гражданского общества закреплена в Конституции и за­конах Республики Беларусь.

у Каждый гражданин имеет право на свободу объединений. Судьи, прокурорские работники, сотрудники органов внутренних дел, Комитета государственного контроля, органов безопасности, военнослужащие не могут быть членами политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели.

► Государство содействует формированию гражданского общества, которое гарантирует каждому человеку сво­бодный выбор участия в экономической, социальной и политической жизни, добровольное волеизъявление.

► Власть открыта для диалога с общественными института­ми по вопросам социально-политической жизни, обяза­на учитывать плюралистические взгляды и суждения, до­биваться взаимопонимания, взаимодействия и согласия различных политических сил.

► Государственные органы заинтересованы в конструктив­ном сотрудничестве со всеми общественными организа­циями, которые выражают групповые интересы, высту­пают посредниками между гражданами и властными ин­ститутами, поддерживают политический курс общества реальными делами.

► Законы государства запрещают действия институтов гражданского общества и их лидеров, которые наносят ущерб национальной безопасности и международному авторитету страны.

Тема 20

Приоритеты государственной политики

Политический выбор Республикой Беларусь концепции поступательного, устойчивого развития.

Сущность стратегии социальных изменений. Специфика белорусской модели развития. Роль государства в реа­лизации национальной модели развития, его практичес­ки-политические задачи.

Экономическая политика. Социальная политика. Ре­зультаты государственной политики.

Республика Беларусь — суверенное государство, осуществляющее независимую внутреннюю и внешнюю поли­тику. Страна переживает переходный этап в своем развитии, связанный с переустройством жизни на основе внедрения ры­ночных механизмов и демократизации, рационального ис­пользования интеллектуально-творческого потенциала общес­тва, новейших научных знаний и информационных техноло­гий.

Нынешняя стадия национальной трансформации — глубо­ких социальных изменений после распада СССР — совпадает с мировой эволюцией — становлением постиндустриальных об­ществ и процессами глобализации. Это обстоятельство обязы­вает политические институты Беларуси отвечать на вызовы XXI в. и вести поиск специфической модели развития, учиты­вающей интересы, историко-культурные традиции, географи­ческое положение и нереализованные возможности страны. Известные теории социальных изменений убеждают в том, что не существует единого, «универсального» пути преобразования индустриального общества, гарантирующего прогресс: повы­шение его адаптивности, жизнеспособности и полезности че­ловеку.

Беларусь сделала политический выбор в пользу концепции поступательного, устойчивого развития. Она определяет суть стратегии социальных изменений на длительную перспективу: постепенная демократизация общества; освоение механизмов рыночных отношений; создание эффективной и конкуренто­способной экономики; социальная направленность государ­ственной политики; энергетическая безопасность, экономия и бережливость; постепенный переход к постиндустриальному обществу посредством использования инноваций и высоких технологий.

Особенности белорусской модели развития: постепенная де­мократизация общества; равноправие форм собственности; со­циально ориентированная рыночная экономика; активное го­сударственное регулирование; стимулирование инноваций и инвестиций; правовая защищенность и ответственность субъ­ектов хозяйствования; поощрение социального партнерства и новых форм народовластия; интеграция со странами СНГ; раз­носторонняя внешнеэкономическая политика.

В реализации национальной модели развития ключевую роль закономерно играют институты государства. Их внимание фо­кусируется на практически-политических задачах:

► укрепление суверенной государственности и националь­ной безопасности;

► совершенствование механизмов государственного управ­ления на основе сотрудничества и партнерства институ­тов власти и гражданского общества;

► разработка, конкретизация и реализация политического курса; развитие новых форм непосредственной (прямой) и представительной демократии;

► идеологическое обеспечение практической политики;

► осуществление внешней политики, отвечающей нацио­нальным интересам.

Экономическая политика

В государстве формируется эффективная и конкурентоспо­собная экономика. Решение этой задачи обеспечивается путем совершенствования отраслевой структуры и ценообразования, развития предпринимательства и рыночной инфраструктуры, антимонопольной и налоговой политики, снижения издержек, повышения технического и технологического уровня производ­ства.

Приоритетное направление обновления экономики — акти­визация научно-технической и инновационной деятельности. Она направлена на разработку и внедрение прогрессивных техноло­гий и новых видов наукоемкой, ориентированной на экспорт и импортозамещающей продукции. Реконструкция основных фондов осуществляется на Белорусском и Минском автомо­бильных, Белорусском металлургическом, Минском трактор­ном заводах, Мозырском и Новополоцком нефтеперерабатыва­ющих заводах, других предприятиях промышленности.

Осуществляется модернизация сельскохозяйственного произ­водства, его техническое и технологическое переоснащение. Цель модернизации — формирование устойчивого и конкурен­тоспособного производства продукции, обеспечение продо­вольственной безопасности страны, удовлетворение внутрен­него рынка и увеличение поставок на экспорт. В настоящее время правительство осуществляет масштабную программу системных преобразований в аграрно-промышленном ком­плексе. Ее выполнение обеспечит совершенствование отноше­ний в отрасли, повышение мотивации качественного труда, рентабельности, финансовой устойчивости сельскохозяйст­венных организаций.

Особая задача экономической политики государства — обеспечение энергетической безопасности. Для Беларуси как страны, ввозящей сырьевые и энергетические ресурсы и расхо­дующей их на производство единицы продукции в 2—3 раза больше, чем экономически развитые страны, эта задача имеет стратегическое значение (Беларусь сегодня. — 2007. — 25 апр.). Она решается за счет внедрения наукоемких технологий, структурных преобразований в энергетической отрасли, эко­номии и бережливости, снижения затрат ресурсов, использова­ния местных видов топлива и нетрадиционных, возобновляе­мых источников энергии.

Социальная политика

Приоритеты социальной политики государства:

► повышение реальной заработной платы;

► развитие социальной сферы села, малых и средних горо­дов;

► ускоренное жилищное строительство, реконструкция жилых домов;

► удолетворение потребностей граждан в квалифицированной медицинской помощи; оснащение медицинских учреждений современным оборудованием, внедрение в отрасль прогрессивных методик и технологий;

► формирование среды, благоприятной для творчества; ду­ховно-нравственное оздоровление нации, усиление им­мунитета граждан против низкопробных «продуктов» массовой культуры.

На рынке труда государство реализует меры по обеспечению занятости населения, поддержанию стабильности в сфере со­циально-трудовых отношений. Устраняется дисбаланс между профессионально-квалификационным составом кадров и об­новляющейся структурой рабочих мест.

Государство ориентировано на искоренение иждивенчес­тва, упорядочение льгот, индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Усиливается внимание программам по охране материнства и детства, защите семьи, преодолению послед­ствий чернобыльской катастрофы, демографического кризиса. Предусмотрено изменение принципов пенсионной системы. Значительные средства выделяются из бюджета на развитие об­разования, науки, культуры и искусства, преодоление демогра­фического кризиса.

Результаты государственной политики

Обобщенный их показатель — политическая и экономичес­кая стабильность. Это состояние является главным условием качественных изменений во всех сферах жизни общества. Ин­дикатор стабильности — гражданское согласие, солидарность и партнерство основных политических сил.

Основные выводы о государственной политике

Политический курс государства выверен практикой и дока­зал свою эффективность. Это созидательный, реформаторский курс, исключающий «шоковую терапию» и тотальную привати­зацию. Он нацелен на построение сильной и процветающей страны, повышение уровня и качества жизни граждан.

Социально-экономическая политика государства обеспе­чивает укрепление суверенитета Беларуси и национальной бе­зопасности, вывела общество из кризисного состояния 1990-х гг. Успешное выполнение заданий первой и второй пятилетки, а также программы социально-экономического развития стра­ны на 2006 — 2010 гг. — свидетельство эффективности и пер­спективности эволюционных процессов в обществе.

Тема 21

Совершенствование государственного управления

Структура и функции государственного управления в Республике Беларусь.

Политические решения в механизме государственного управления. Участие граждан в принятии политических решений как условие эффективного государственного управления.

Направления совершенствования государственного управ­ления. Кадровое обеспечение политических институтов.

Государственное управление в Республике Бела­русь призвано обеспечивать целостность и жизнеспособность политической системы, ее устойчивость и адаптивность к тре­бованиям (импульсам) внутренней и внешней среды. Это тип социального управления, опирающийся на легитимные влас­тные полномочия, механизмы и ресурсы национального госу­дарства.

Структура государственного управления включает совокуп­ность элементов (см. рис. 4.2).

Субъекты управления — политические институты, обладаю­щие властными полномочиями, наделенные функциями и от­ветственностью.

Объекты управления — социальные группы, сферы общес­твенной жизни, направления государственной политики.

Государственная политика — ценностно-идеологическое ядро управления. Она олицетворяет стратегический курс об­щества, определяет средства и методы его реализации, иерар­хию и «пространство» действий институтов власти, примене­ние ими легитимной компетенции и норм взаимоотношений.

Средства, методы и процедуры управления — применяемые властью административно-регулятивные средства и методы (технологии), обеспечивающие упорядоченность общественных отношений, целостность и устойчивость политической систе­мы, претворение в жизнь стратегического курса общества.

Политические конфликты и кризисы - student2.ru Рис. 4.2. Структура государственного управления в Республике Беларусь

Государственный контроль и арбитраж предназначен для контроля управленческого процесса, разрешения конфликтов, законности и эффективности действий политических институтов государства и их отношений («обратной связи») с граждана­ми. Эти функции выполняют судебные органы, органы госу­дарственного контроля и прокуратура.

В механизме управления центральное место занимает при­нятие политических решений — сознательный выбор субъекта­ми политики стратегии и тактики политических действий. Эти решения принимаются на центральном (республиканском) уровне. Основные их типы: результаты выборов представитель­ных органов власти, референдумов, законы и постановления парламента, декреты и указы Главы государства, программы социально-экономического развития. Преимущественно ис­пользуемые методы принятия оптимальных (выбранных из альтернативных вариантов) государственных решений — кон­сенсус (согласие) и голосование.

Процесс принятия и реализации политических решений вклю­чает процедуры:

► сбор и системный анализ информации о социальной не­обходимости решений и наличных ресурсах для достиже­ния общественных целей;

► формулирование проблемы и включение ее в повестку дня властных институтов;

► разработка и рассмотрение (обсуждение) альтернатив­ных вариантов решения проблемы;

► окончательный выбор и легитимизация решения;

► выполнение решений и контроль их социальной эффек­тивности.

Характерная черта государственного управления в Респуб­лике Беларусь — вовлечение граждан в процесс выработки и принятия политических решений.

К новым формам участия граждан в формировании политики государства относятся республиканские и местные собрания. В их подготовке принимают участие граждане, коллективы, инсти­туты государства и общественные объединения. Проекты доку­ментов собраний публикуются в печати и имеют широкий об­щественный резонанс, предоставляют возможность внести предложения и высказать замечания по вопросам государ­ственной политики.

В 1996 г. на первом Всебелорусском народном собрании мнение граждан определило выбор политического курса моло­дого суверенного государства. Избранные гражданами пред­ставители рассмотрели и утвердили проект программы преодо­ления кризисных процессов в социально-экономическом раз­витии страны.

Состоявшееся 18 мая 2001 г. в Минске второе Всебелорус- ское народное собрание также продемонстрировало ответ­ственность граждан за судьбу Отечества. Обсуждение проекта программы социально-экономического развития на 2001— 2005 гг. в трудовых коллективах проходило в атмосфере граж­данского согласия.

Документ был воспринят как стратегический курс систем­ных реформ и повышения качества жизни. Выдвижение и из­брание делегатов республиканского собрания коллективами всех форм собственности, учебными заведениями, воинскими частями и гражданами по месту жительства, районными (го­родскими) собраниями оказало стимулирующее психологичес­кое влияние на политическую культуру граждан. В день прове­дения собрания работала прямая телефонная линия, по кото­рой поступали индивидуальные вопросы. Они касались разви­тия экономики, ценообразования, денежно-кредитной и нало­говой политики, качества жизни, медицинского обслужива­ния, сферы образования.

Решения второго общенационального собрания, как и пер­вого, были успешно воплощены в жизнь. Это подтвердило пра­вильность политического курса государства, выбранной об­ществом модели развития. Ежегодный прирост внутреннего валового продукта за вторую пятилетку составил 7,5% против 3,5% среднемирового.

Политическая стратегия, направленная на укрепление суве­ренной государственности, эффективную экономику и соци­ально ответственную политику, получила поддержку участни­ков третьего Всебелорусского народного собрания (проходило в Минске 2—3 февраля 2006 г.). Собрание критически оценило результативность государственной политики и определило ее приоритеты на 2006—2010 гг. В нем участвовало 2500 предста­вителей коллективов, почетные гости из России и Украины, главы аккредитованных в Беларуси дипломатических миссий.

Активно используется в стране и такая форма «прямого» участия граждан в принятии политических решений, как рефе­рендумы (об этом подробнее в теме 15).

Совершенствование государственного управления в суверенной Беларуси концентрируется на следующих направлениях:

► оптимизация, повышение устойчивости структуры поли­тических институтов государства посредством укрепле­ния их правовых основ и повышения социальной эффек­тивности;

► улучшение взаимодействия законодательной, исполни­тельной и судебной ветвей государственной власти;

► повышение уровня профессионализма и ответственнос­ти кадров госаппарата; разработка и реализация кадровой политики, нацеленной на перспективу становления и развития национальной государственности;

► создание механизма управления обществом на основе со­четания методов государственного и рыночного регули­рования, использования современных организацион­ных, информационных, социальных и политических тех­нологий:

► претворение в жизнь стратегического курса государства, нацеленного на демократические политические измене­ния, формирование развитой рыночной инфраструктуры

и социально эффективной экономики, интеграцию стра ны в мировую экономическую систему.

В республике решена важная политическая задача — создана единая система работы с кадрами государственного управления. 1-е предназначение — удовлетворение потребностей в профес­сионалах; формирование резерва руководящих кадров; созда­ние условий для непрерывной переподготовки, повышения профессионализма и ответственности управленцев, их полити­ческой культуры; рациональное использование и «омоложе­ние» кадрового потенциала управления. Система учитывает, что в условиях политических изменений в стране возрастают требования к уровню теоретической и практической компетент­ности управленческих кадров. Новаторский подход к решению социальных проблем, способность гибко адаптироваться к за­просам граждан и принимать грамотные решения, критичес­кий анализ результатов собственных действий и персональная ответственность за ошибки — таковы основополагающие требо­вания, предъявляемые в нынешних условиях к кадрам государ­ственного управления всех уровней в ходе их аттестации и наз­начения на должности.

Ведущим научным, учебно-методическим и информацион­но-аналитическим центром по переподготовке и повышению квалификации руководящих кадров органов государственного управления является Академия управления при Президенте Республики Беларусь.

Важный элемент системы работы с кадрами — периодичес­ки проводимые главой государства совещания и встречи с ру­ководителями республиканских, областных, городских и рай­онных органов управления, предприятий, организаций, объе­динений и других хозяйствующих субъектов.

Сложившаяся в государстве система кадрового обеспечения политических институтов, управляющих обществом, претер­певает качественные изменения. Позитивные перемены свиде­тельствуют, что система опирается на достижения науки, опыт и потребности практики. Еще одна ее особенность — примене­ние современных методик обучения и оценки профессиональ­ных и личностных качеств управленцев. Внедрен мониторинг деятельности руководителей республиканских и местных орга­нов управления. Он позволяет более объективно оценивать вы­полнение социального заказа через призму общественного мнения, персонального вклада и результаты функционирова­ния конкретных учреждений и организаций.

Тема 22

Идеология государства и социальное управление

Роль идеологии государства в управлении обществом. Идеологические условия социальных изменений в Рес­публике Беларусь. Политика государства в идеологи­ческой сфере. Структура идеологии государства, нап­равления ее теоретической разработки и практической реализации. Позитивные тенденции идеологического процесса в стране.

Идеология государства как предмет научного познания. Состояние, направления и проблематика исследований.

Реформационные процессы в Республике Бела­русь настоятельно диктуют необходимость государственной идеологии. Отсутствие четких идеологических ориентиров, ко­торые бы стали авторитетной духовно-ценностной основой го­сударственной политики и управления, качественных перемен в обществе, негативно сказывается на содержании, темпах и со­циальной эффективности преобразований. Советская система ценностей утратила свою привлекательность для большинства граждан, а новая еще не сформирована и не усвоена общес­твенным сознанием.

Идеологические условия социальных изменений в Республике Беларусь: политическая и экономическая демократия; идеоло­гическое обоснование государственной политики; усвоение общественным сознанием идеологии государства как норма­тивно-ценностного стержня политической системы; уважение гражданами истории и традиции белорусского народа; граж­данское согласие; практическая реализация принципа соци­альной справедливости; нравственный авторитет политичес­ких институтов; идейно-воспитательная работа.

Между государственной политикой и идеологией существу­ют причинно-следственные взаимосвязи. Не может быть соци­ально эффективной политики без ее прочного идеологического основания. В свою очередь, идеология детерминирована поли­тическими интересами и отношениями, социальной практи­кой.

Политика белорусского государства в идеологической сфере включает: формирование идеологических институтов; идеоло­гические обоснование политического курса, стратегии и такти­ки действий социальных субъектов; установление норм отно­шений в идеологической, воспитательной сфере; принятие ре­шений по идеологическим вопросам, управление идеологичес­кими процессами в обществе; контроль реализации идеологии государства, ее влияния на духовно-нравственную жизнь об­щества и социально-экономическое развитие.

Структура идеологии государства состоит из совокупности взаимосвязанных элементов: субъектов и объектов, идей и цен­ностей, политических интересов, идеологических отношений, идеологической деятельности.

Направления теоретической разработки идеологии государ­ства:

► осмысление исторических этапов становления государ­ственности и эволюции белорусской политической мысли;

► теоретическое обоснование идей и ценностей идеологии;

► разработка политики социальной трансформации, наци­ональной модели развития;

► изучение влияния идеологии на массовое сознание, тен­денций и проблем духовно-идеологической сферы об­щества.

Направления практической реализации идеологии государ­ства:

► внесение идеологии в общественное сознание;

► повышение адаптивности политической системы на ос­нове идей, ценностей и норм, закрепленных в идеологии;

► использование идеологических факторов стимулирова­ния политического участия;

► формирование системы идеологической, воспитатель­ной деятельности.

Позитивные тенденции идеологического процесса в Республике Беларусь:

► теоретическая разработка идеологии государства науч­ными учреждениями;

► упорядочение идейно-воспитательной работы в учебных заведениях;

► формирование системы идеологической работы в трудо­вых коллективах;

► активизация политического информирования граждан государственными СМИ;

► участие руководителей государственных органов в идео­логической работе;

► создание и функционирование сети идеологических структур («идеологической вертикали»);

► развертывание планомерной, финансируемой государ­ством подготовки и повышения квалификации идеоло­гических кадров.

Остановимся более подробно на достижениях и проблемах теоретической разработки идеологии государства.

В стране издано значительное количество работ о необходи­мости и содержании политической идеологии, ее роли в меха­низме управления обществом. В вузах введен обязательный для изучения курс «Основы идеологии белорусского государства».

Духовно-идеологические факторы модернизации общес­тва, строительства национальной государственности и соци­ального управления приобрели теоретическую и практическую актуальность. Они являются предметом оживленных дискус­сий и неоднозначно трактуются учеными и профессиональны­ми политиками. Плюрализм мнений — закономерность ны­нешнего этапа эволюции суверенной страны, когда корректи­руются приоритеты общественного развития, средства и мето­ды социально-экономических преобразований, апробируются технологии эффективного государственного управления.

Большинство исследователей выражает убеждение, что идео­логия политической модернизации, демократического пере­устройства бытия — жизненная потребность. Это одна из опор общественного здания наряду с экономикой и государственной властью. Идеология призвана вооружить социальных субъек­тов ценностными ориентациями по отношению к политичес­кой системе и проводимым реформам, консолидировать граж­дан, стимулировать политические изменения, продуктивное взаимодействие государственных и гражданских институтов.

Оппоненты поборников государственной (общенациональ­ной) идеологии (их меньшинство) высказывают диаметрально противоположные суждения, подвергающие идеологию остра­кизму, истолковывающие ее как универсальный инструмент манипуляции массовым сознанием и поведением. По их мне­нию, никакая идеология не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан, ибо это противоречит демократии.

Спектр познавательных интересов ученых, изучающих культурно-идеологические проблемы белорусского общества, заметно расширился за последнее пятилетие. Эта тематика стала приоритетной, а творческие поиски приобрели планомерный характер, координируются и финансируются властными структурами страны.

В опубликованных работах политологов и философов идео­логия интерпретируется как органичный элемент механизма соз­нательного переустройства общества и управления им, как ду­ховно-нормативная основа социально-политической практики. Раскрываются ее мировоззренческие аспекты, динамика, ста­тус в переходный период, взаимодействие с государственной политикой, экономикой, социальной, духовной, международ­ной сферами. Приводятся аргументы в пользу предлагаемых теоретических конструкций, критерии для оценки идеологи­ческого процесса.

Идеология государства интерпретируется авторами как со­вокупность идей и ценностей, интегрирующих общество, фор­мирующих у граждан патриотические чувства и социально по­лезную мотивацию поведения.

Ученые акцентируют внимание на исторической преем­ственности в развитии национальной государственности после распада СССР, ценностно-мировоззренческих и конституци­онно-правовых основах идеологии суверенного государства, специфике национальной модели развития, динамике идеоло­гического, воспитательного процесса в стране.

В политологическом сообществе утвердилось мнение, что основу формирующейся идеологии государства должны соста­вить прогрессивное историко-культурное наследие белорус­ского народа, социально-экономические достижения послед­него десятилетия, стратегические ориентиры государственного управления. По мнению исследователей, идеология государ­ства — не только система знаний о развитии общества, своеоб­разная матрица ценностей (идеалов, норм, принципов, моти­вов социального действия), но и теоретико-практическая про­грамма государственного строительства на перспективу. Она предназначена для регулирования общественных отношений, при­звана служить теоретическим обоснованием государственной политики, средством реализации национальных интересов, стимутировать патриотические чувства и действия, предупреж­дать национальный эгоизм.

Можно сделать вывод, что политическая наука Беларуси имеет определенный задел в разработке идеологии государства. В поле зрения ученых — концептуальные подходы к полити­ческой идеологии, исторические и современные аспекты бело­русской государственности, стратегические приоритеты госу­дарственной политики и управления, ценностные векторы идеологии нашего государства. Аргументированными пред­ставляются выводы о необходимости активного государствен­ного регулирования экономическими, социальными процесса­ми и духовно-идеологическими отношениями.

Полученные научные результаты открывают возможности для предметного познания содержания идеологии государства, идеологических, воспитательно-мотивационных механизмов го­сударственного управления на эмпирическом базисе переходного общества. Планомерное исследование практики, политичес­ких изменений в стране внесет большую ясность в теоретичес­кие представления о структуре, имманентной сущности идео­логии, методах и формах регулятивного воздействия на духов­ную сферу, массовое сознание и поведение.

Следует подчеркнуть, что поиск в области идеологии осуще­ствляется преимущественно на абстрактно-теоретическом уровне и поэтому малопродуктивно, хотя ученые занимаются этим перспективным направлением политических исследова­ний более десяти лет. Замечание Президента Республики Бела­русь, высказанное в 2000 г. в Послании Национальному собра­нию, по-прежнему, актуально. «Проблема выработки идеоло­гии белорусской государственности поднимается и ставится не впервые. Были на этот счет соответствующие поручения, в том числе и со стороны Главы государства. Проведен ряд науч­но-практических конференций. Появились отдельные публи­кации. Однако вопрос далек от своего полного разрешения. До сих пор нет системных, целостных разработок по этой пробле­ме, которые можно было бы взять на вооружение».

Политологическому сообществу и политическим институ­там было бы полезно совместно проанализировать (на респуб­ликанском уровне с участием Главы государства) состояние на­учной разработки идеологии государства и предложить альтер­нативные варианты назревших политико-управленческих ре­шений.

По нашему мнению, дальнейший теоретический поиск предпо­лагает:

► комплексную и объективную аналитическую оценку по­литических изменений за последние 20 лет, реальной си­туации во всех сферах жизни общества, социальной эф­фективности и негативных сторон государственного уп­равления;

► системное обоснование национальной идеологической модели развития общества, ее ценностно-мировоззренческих, конституционно-правовых, социально-эконо­мических основ;

► анализ практики политико-идеологического обеспече­ния процесса реализации национальной модели соци­ально-экономического развития институтами государ­ства и гражданского общества;

► формулирование обоснованных выводов о структуре и содержании воплощаемой в жизнь идеологии государ­ства на основе обобщения накопленного опыта и качес­твенного состояния идейно-воспитательной работы в коллективах и регионах, практики «идеологической вер­тикали»;

► разработку технологий совершенствования идеологичес­кой деятельности как искусства политического, духов­но-нравственного влияния на массовое общественное сознание и поведение;

► подготовку качественного (доступного, интересного по содержанию, эмпирическому базису, методике изложе­ния) учебного пособия для студентов вузов, изучающих курс «Основы идеологии белорусского государства» и об­суждение его в каждом вузе преподавателями и студента­ми;

► оценку и конкретизацию задач деятельности структур, разрабатывающих идеологию и финансируемых государ­ством.

Какой должна быть идеология суверенного белорусского госу­дарства ?

На сегодняшний день пока нет однозначного ответа на этот вопрос. По нашему мнению, концептуальная схема государ­ственной идеологии могла бы быть представлена в виде услов­ной формулы: правовая государственность = приоритет прав человека и верховенство закона + суверенитет государства + политический плюрализм + социально ориентированная ры­ночная экономика + национальный традиционализм + зрелое гражданское общество + высокое качество жизни граждан.

Приведенная формула (при всей ее абстрактности и услов­ности), отражает принципы преемственности в развитии и пре­имущества влиятельных идеологий современности, предпола­гает сохранение, обогащение национальных духовных тради­ций. Идеалом белорусского общества уже сегодня является правовое государство как воплощение высших достижений об­щечеловеческой культуры, как самый надежный инструмент созидания гуманных социальных отношений, устойчивого раз­вития и укрепления государственности.

Идеология правовой государственности в нынешних условиях политической стабильности белорусского общества — наиболее авторитетная ценность. К тому же, она глубоко укоренилась в цивилизованном мире и закреплена в Конституции Республи­ки Беларусь. На нее и следует ориентироваться, отказавшись от соблазна абстрактных концепций, мотивированных «нацио­нальной идеей» и иными невразумительными аргументами.

Идеология правовой государственности должна опираться на науку, впитать в себя общечеловеческие ценности, нацио­нальные традиции и советский опыт, содержать объективный анализ успехов и недостатков социальной трансформации, практики государственного управления. Процесс разработки такой идеологии послужит консолидации общества, формиро­ванию положительного имиджа власти, достижению взаимо­понимания субъектов политики независимо от их политичес­ких интересов, взглядов, целей и ценностей.

Тема 23

Внешняя политика Беларуси

Стратегические цели и принципы внешней политики Ре­спублики Беларусь.

Внешнеполитические приоритеты страны. Выполнение международных обязательств в области разоружения и контроля над вооружениями. Развитие отношений с об­щеевропейскими политическими структурами и евро­пейскими государствами. Обеспечение территориаль­ной безопасности Беларуси, защита от потенциальных и реальных угроз.

Интеграция и развитие всестороннего сотрудничества с Россией как ключевое направление внешней политики Республики Беларусь.

Проблемы и перспективы сотрудничества Беларуси с США, государствами Европы, Азии, Африки и Латинской Америки.

Стратегические цели внешней политики Республики Беларусь

► Обеспечение благоприятных международных условий для укрепления молодой национальной государственности, суверенитета и территориальной целостности страны.

► Развитие взаимовыгодного сотрудничества с государ­ствами и народами, способствующего осуществлению преобразований в социально-экономической, полити­ческой и духовной сферах общества.

► Непосредственное участие в решении общечеловеческих проблем, формировании нового, более гуманного миро­вого порядка.

Реализуя указанные стратегические цели, Беларусь заявила мировому сообществу, что ее территория свободна от ядерного оружия, а государство будет последовательно проводить поли­тику нейтралитета.

Принципы внешней политики страны:

► равенство государств;

► неприменение силы или угрозы силой в международных отношениях;

► нерушимость границ;

► мирное урегулирование международных конфликтов и противоречий;

► уважение суверенитета других государств.

Отличительная особенность внешней политики государ­ства — многовекторность (разносторонность).

Внешнеполитические приоритеты Беларуси

1. Выполнение обязательств по международным соглашениям и договорам в области разоружения и контроля над вооружениями.

Беларусь первой и без предварительных условий отказалась от ядерного наследия СССР. Стала участницей всех основополагаю­щих соглашений в области нераспространения ядерного оружия.

2. Развитие контактов с общеевропейскими структурами и европейскими странами.

Беларусь выступает за равноправные и взаимовыгодные от­ношения с Западом, свободные от диктата и вмешательства во внутренние дела суверенного государства. Несмотря на труд­ности политического диалога с ЕС, Европейский Союз являет­ся вторым по величине торговым партнером Беларуси после России. Страна является членом ОБСЕ и инициирует ее рефор­мирование, добивается восстановления статуса «специально приглашенного» для белорусского парламента в Парламент­ской ассамблее Совета Европы. Развивается двустороннее со­трудничество с европейскими странами:

3. Взаимовыгодное экономическое сотрудничество.

Белорусская экономика ориентируется на внешние рынки.

Доходы от экспорта — основной источник валютных поступле­ний. Экспортируется около 90 % тракторов и автомобилей, около 80 % калийных удобрений, химических волокон и нитей, 70 % металлорежущих станков, холодильников и морозильни­ков. Ведутся переговоры по вступлению Беларуси в ВТО.

4. Привлечение иностранных инвестиций.

Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (2001 г.) зак­репил стабильную правовую базу деятельности иностранных инвесторов. В стране зарегистрировано около 4 тысяч предпри­ятий с иностранными инвестициями из 83 стран. Основные страны-инвесторы по доле иностранного участия в объявлен­ном уставном фонде — США, Германия, Нидерланды, Поль­ша, Великобритания, Кипр, Россия.

5. Интеграция с постсоветскими республиками.

Беларусь — заинтересованный и активный участник регио­нальной интеграции в рамках СНГ, Евразийского экономичес­кого сообщества (Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан). Ведутся переговоры с Россией по разрешению спорных вопросов в строительстве Союзного государства.

ПОЛИТОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Раздел 5

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И УПРАВЛЕНИЕ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Выберите ответ на контрольный вопрос

4. 1. Государственная политика означает:

□ а) контроль институтов гражданского общества;

□ б) определение целей социально-экономического развития;

□ в) выработку и реализацию политического курса общества.

4.2. Субъектами государственной политики являются:

□ а) индивидуальные, групповые и институциональные субъ­екты политики;

□ б) институты государства;

□ в) харизматические лидеры.

4.3. Объекты государственного управления:

□ а) бюрократия;

□ б) субъекты политики, проблемы и ресурсы общества, соци­альные процессы;

□ в) силовые структуры государства.

4.4. Взаимоотношения между субъектами и объектами управле­ния регулируются:

□ а) субординацией между носителями власти;

□ б) правами, полномочиями и функциями, закрепленными в законах;

□ в) нравственными нормами.

4.5. Государственное управление призвано обеспечивать:

□ а) принудительное политическое участие;

□ б) материальное стимулирование лояльных к власти граждан;

□ в) регулирование общественной жизни.

4.6. Какая концепция в наибольшей мере отвечает идеалу наро­довластия:

□ а) элитизма;

□ б) марксистская;

□ в) плюралистическая (представительная).

4.7. В разработке стратегического курса государства участвуют:

□ а) депутаты парламента;

□ б) ветви власти и рядовые граждане;

□ в) ученые.

4.8. Стержнем механизма государственного управления принято считать:

□ а) директивы центральных органов власти;

□ б) руководящие указания главы государства;

□ в) законы, стратегические и оперативно-тактические реше­ния власти.

4.9. Политико-управленческое решение — это:

□ а) описание процедуры действий в политической сфере;

□ б) приказ вышестоящего чиновника;

□ в) выбор оптимального варианта политических действий.

4.10. Принятие оптимального решения в государственной полити­ке предполагает условия:

□ а) содействие «лоббистов»;

□ б) приятельские отношения членов правительства;

□ в) достижение консенсуса и голосование.

4.11. Какая функциональная фаза не имеет отношения к процессу принятия управленческих решений?

□ а) определение общественных приоритетов;

□ б) рассмотрение альтернативных проектов решений и вы­бор оптимального варианта;

□ в) научная классификация альтернативных проектов решений.

4.12. Реализация государственных решений подразумевает:

□ а) использование методов убеждения и принуждения;

□ б) принятие инструкций, разъясняющих смысл решений;

□ в) действия субъектов на основе законов и технологий уп­равления.

4.13. Необходимость политической идеологии государства в ме­ханизме управления обществом обусловлена:

□ а) единством идеологических и политических ценностей го­сударства;

□ б) интересами политической элиты;

□ в) традиционными представлениями о влиянии идеологии на общество.

Проблемные задачи для осмысления и решения

Наши рекомендации