Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемые (последующими) дисциплинами

Пояснительная записка.

В настоящем вводном курсе делается попытка соеди­нить начальные элементы знаний по широкому кругу вопросов. Кроме того, предлагаемый курс может служить в качестве исход­ного для усвоения разнообразных знаний при подготовке профес­сионалов государственного и муниципального управления, а также последующей их специализации по разным отраслям государствен­ного управления (в сфере экономики, социальных отношений, ад­министрирования, политики и т. д.). Таким образом, «Государствен­ное и муниципальное управление: ведение в специальность» — это одновременно и элементарный, и базовый курс.

В начале третьего тысячелетия идет переосмысление парадигмы государственного управления, что вызвано глобальными социальными реформами, осуществляемыми в разных странах. Процессы транс­формации привели к переходу цивилизации на постиндустриальные рельсы. Общество становится все более информационно открытым, при этом происходит принципиальное обновление понимания роли государственного управлении, его социальной обусловленности, мас­штабности и эффективности. Информационные преобразования в развитии российского государства — смена общественно-полити­ческого строя и социально-экономических отношений, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы мирового научно-методи­ческого прогресса — приобретают особое значение для науки и практики управления. Они обуславливают необходимость карди­нального изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного управления. Поэтому требуются решительный пе­ресмотр стереотипов мышления, сложившихся в прошлые десятиле­тия, значительные перемены в мотивах и стимулах субъектов и объектов управленческой деятельности.

Следует учитывать, что изменяется роль государства не только внутри страны. Происходящие в мире интеграция и глобализация по­рождают новые проблемы. Конечно, они неодинаково решаются в разных государствах, однако активизация деятельности государ­ства представляет собой общее явление. Это относится к его социаль­ной роли, к поиску ответов на вызовы времени (многие чрезвычайно дорогостоящие научно-технические, экономические проекты не могут быть реализованы только усилиями частного капитала), к вопросам международной политики («многополюсный» мир без гегемонизма скла­дывается в результате совместных усилий государств).

Государственное управление — это не только деятельность, яв­ления и процессы, но и наука, синтезированная отрасль знаний, а также учебный курс. Как отрасль знаний оно изучает институты, органы, явления, способы, процессы государственного управления, анализирует их достоинства и недостатки (в том числе и в сравни­тельном плане с зарубежными государствами), вскрывает тенден­ции и перспективы развития, разрабатывает предложения по совер­шенствованию государственного управления. Для этого использу­ются данные многих гуманитарных, а иногда не только гуманитар­ных наук — социологии, политологии, экономической теории, кон­ституционного, административного, финансового права и многих дру­гих наук (в том числе, например, уголовного права и криминологии с целью поисков мер для пресечения коррупции чиновников). В государственном управлении (в деятельности и науке) использу­ются данные информатики, экономической географии, демографии и др., выводы ряда прикладных наук (например, менеджмента).

Государственное управление как учебный курс содержит осно­вы знаний о деятельности по государственному управлению, о тео­риях, относящихся к нему, сведения об истории государственного управления, тенденциях его развития.

1.1.Цели и задачи курса

Целью предлагаемого курса является фор­мирование у студентов представления о государственном и муни­ципальном управлении как объекте научных исследований и обла­сти практической деятельности, о специфике подготовки госслужа­щих в разных странах, об особенностях образовательных программ ТюмГУ по специальности «Государственное и муниципальное уп­равление».

Задачи:

• Дать представления об основных понятиях и теориях госу­дарственного управления.

• С точки зрения междисциплинарного подхода выявить основ­ные черты организации и деятельности системы государственного и муниципального управления в России.

• Познакомить со спецификой подготовки государственных слу­жащих, особенностями образовательной программы Тюменского го­суниверситета.

1.2. Место дичциплины в структуре ООП.

«Введение в специальность» в структуре ООП относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу в его вариативной части Предлагаемый курс занимает особое место в подготовке студентов напраления 08110062 «Государственное и муниципальное управление». Он служит в качестве исходного для усвоения разнообразных знаний при подготовке профес­сионалов государственного и муниципального управления, а также последующей их специализации по разным отраслям государствен­ного управления.

Данная дисциплина является предшествующей для изучения следующих дисциплин:

ü Теория управления;

ü Основы государственного и муниципального управления;

ü Государственная и муниципальная служба;

ü Этика государственной и муниципальной службы;

ü История политических и правовых учений;

ü История государственного управления;

ü Политические институты и процессы в современной России;

ü Административное право;

ü Конституционное право;

ü Муниципальное право;

ü Трудовое право.

1.3. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

- Стремления работать на благо общества;

- Понимания содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности;

- Способности к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива;

- Способности и готовностью к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умением использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня;

- Владения навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации;

- Знание основных этапов эволюции управленческой мысли;

- Умение определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения;

- Умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции;

- Способности анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой;

- Умение моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

знать: осно­вы знаний о деятельности по государственному управлению, о тео­риях, относящихся к нему, сведения об истории государственного управления, тенденциях его развития;

уметь: с точки зрения междисциплинарного подхода выявить основ­ные черты организации и деятельности системы государственного и муниципального управления в России;

владеть: навыками работы в коллективе; быть готовым к усвоению образовательной программы по направлению «Государственное и муниципальное управление».

Трудоемкость дисциплины

Семестр 2. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.

Таблица 1.

Вид учебной работы Всего часов Семестры
3 семестр  
Аудиторные занятия (всего)    
В том числе:      
Лекции  
Семинары (С) -    
Самостоятельная работа (всего)  
Вид итоговой аттестации   зачет  
Общая трудоемкость    
Зачетных единиц    

Таблица 2.

      Виды учебных работ Итого часов по теме Из них в интерактивной форме Кол-во баллов
    Неделя семестра Лекции Семинары Самост. работа
Модуль 1
1. Предмет и задачи курса  
2. Терминология и теоретические основы государственного управления  
3. Система государственного управления 3-4  
4. Местное самоуправление в системе публичной власти  
Итого по модулю:      
Из них в интерактивной форме:          
Модуль 2
5. Бюрократия: теории и современное состояние  
6. Государственная служба. Правовые основы.  
7. Основные тенденции развития современной российской государственности. Гражданское общество в России.  
8. Особенности подготовки госсужащих в РФ. Образовательная программа по специальности «Государственное и муниципальное управление» Тюменского государственного университета.  
Итого по модулю:    
Из них в интерактивной форме:          
ВСЕГО:    
Из них в интерактивной форме:          
                     

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля.

Таблица 3.

№ Темы Устный опрос Письменные работы Технические формы контроля Информационные системы и технологии Итого количество баллов
  коллоквиумы собеседование Ответ на семинаре Лабораторная работа Контрольная работа Тест реферат эссе Программы компьютерного тестирования Комплексные ситуационные задания Электронные практикумы Другие формы  
Модуль 1
1.Предмет и задачи курса   0-2                   0-2 0-4
2.Терминология и теоретические основы государственного управления   0-2                   0-12 0-14
3.Система государственного управления   0-2           0-5       0-3 0-10
4.Местное самоуправление в системе публичной власти   0-2                   0-8 0-10
5.Бюрократия: теории и современное состояние   0-2     0-10             0-2 0-14
ВСЕГО   0-10     0-10     0-5       0-27 0-52
Модуль 2
5.Бюрократия: теории и современное состояние   0-2                   0-10 0-12
6.Государственная служба. Правовые основы.   0-2         0-10         0-2 0-14
7.Основные тенденции развития современной российской государственности. Гражданское общество в России.   0-1                   0-11 0-12
8.Особенности подготовки госсужащих в РФ. Образовательная программа по специальности «Государственное и муниципальное управление» Тюменского государственного университета.   0-2                   0-8 0-10
ВСЕГО   0-7                   0-31 0-48
ИТОГО   0-17     0-10   0-10 0-5         0-100
                                       

Планирование самостоятельной работы студентов.

Таблица 4.

№ п/п Темы Виды СРС Неделя семестра Объем часов Количество баллов
Обязательные Дополнительные      
Модуль 1
1. Государственное управление как наука и учебная дисциплина. Предмет и задачи курса. Составление библиографического списка, глоссария   0-2
2. Современная парламентская монархия Великобритания. Работа с литературой, источниками, подготовка к дискуссионным спорам; работа с интернет-сайтами; составление презентаций. Самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий. 0-12
3. Президентская республика США. Выполнение индивидуальных заданий: подготовка эссе . Работа с литературой и источниками, интернет-сайтами.   3-4
4. Современная республика Франция. Подготовка к контрольной работе. Работа с литературой, источниками, подготовка к дискуссионным спорам.  
Модуль 2
5. Современная система административно-государственного управления в Германии. Самостоятельное изучение заданного материала. Составление презентаций. Самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий.
6. Парламентская республика Италия. Работа с литературой и источниками, интернет-сайтами, подготовка презентаций. Составление сравнительной таблицы.
7. Сравнительная государственная политика экономического развития. Самостоятельное изучение. Подготовка к лекции-собеседованию.  
8. Государственная политика в социальной сфере. Знакомство с нормативной документацией. Работа с интернет – сайтами. Подготовка к дискуссионным вопросам.  
Всего

Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемые (последующими) дисциплинами.

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин Темы дисциплин необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1.   + +            
2.       + +     +  
3.             +    
4.           + +    
5.     +            
6.                  
7.     +     +      
8.       +          
9.       +          
10.         +        
11.             +    

Содержание дисциплины

Раздел вводный.

Предмет и задачи курса

Государственное управление как отрасль знаний и учебная дисциплина. Государство в современном обществе. Предметы вед-ения, цели и задачи современного государства. Междисциплинар-ный характер анализа социально-экономических процессов, связан-ных с управлением на государственном и муниципальном уровнях.

Методология исследований государственного управления. Ад-министративно-правовой, политологический, культурологический и экономический подходы к анализу государственного управления.

Раздел I.

Наши рекомендации