Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемые (последующими) дисциплинами
Пояснительная записка.
В настоящем вводном курсе делается попытка соединить начальные элементы знаний по широкому кругу вопросов. Кроме того, предлагаемый курс может служить в качестве исходного для усвоения разнообразных знаний при подготовке профессионалов государственного и муниципального управления, а также последующей их специализации по разным отраслям государственного управления (в сфере экономики, социальных отношений, администрирования, политики и т. д.). Таким образом, «Государственное и муниципальное управление: ведение в специальность» — это одновременно и элементарный, и базовый курс.
В начале третьего тысячелетия идет переосмысление парадигмы государственного управления, что вызвано глобальными социальными реформами, осуществляемыми в разных странах. Процессы трансформации привели к переходу цивилизации на постиндустриальные рельсы. Общество становится все более информационно открытым, при этом происходит принципиальное обновление понимания роли государственного управлении, его социальной обусловленности, масштабности и эффективности. Информационные преобразования в развитии российского государства — смена общественно-политического строя и социально-экономических отношений, внедрение рыночных отношений, темпы и масштабы мирового научно-методического прогресса — приобретают особое значение для науки и практики управления. Они обуславливают необходимость кардинального изменения принципов, функций, форм, методов и средств государственного управления. Поэтому требуются решительный пересмотр стереотипов мышления, сложившихся в прошлые десятилетия, значительные перемены в мотивах и стимулах субъектов и объектов управленческой деятельности.
Следует учитывать, что изменяется роль государства не только внутри страны. Происходящие в мире интеграция и глобализация порождают новые проблемы. Конечно, они неодинаково решаются в разных государствах, однако активизация деятельности государства представляет собой общее явление. Это относится к его социальной роли, к поиску ответов на вызовы времени (многие чрезвычайно дорогостоящие научно-технические, экономические проекты не могут быть реализованы только усилиями частного капитала), к вопросам международной политики («многополюсный» мир без гегемонизма складывается в результате совместных усилий государств).
Государственное управление — это не только деятельность, явления и процессы, но и наука, синтезированная отрасль знаний, а также учебный курс. Как отрасль знаний оно изучает институты, органы, явления, способы, процессы государственного управления, анализирует их достоинства и недостатки (в том числе и в сравнительном плане с зарубежными государствами), вскрывает тенденции и перспективы развития, разрабатывает предложения по совершенствованию государственного управления. Для этого используются данные многих гуманитарных, а иногда не только гуманитарных наук — социологии, политологии, экономической теории, конституционного, административного, финансового права и многих других наук (в том числе, например, уголовного права и криминологии с целью поисков мер для пресечения коррупции чиновников). В государственном управлении (в деятельности и науке) используются данные информатики, экономической географии, демографии и др., выводы ряда прикладных наук (например, менеджмента).
Государственное управление как учебный курс содержит основы знаний о деятельности по государственному управлению, о теориях, относящихся к нему, сведения об истории государственного управления, тенденциях его развития.
1.1.Цели и задачи курса
Целью предлагаемого курса является формирование у студентов представления о государственном и муниципальном управлении как объекте научных исследований и области практической деятельности, о специфике подготовки госслужащих в разных странах, об особенностях образовательных программ ТюмГУ по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Задачи:
• Дать представления об основных понятиях и теориях государственного управления.
• С точки зрения междисциплинарного подхода выявить основные черты организации и деятельности системы государственного и муниципального управления в России.
• Познакомить со спецификой подготовки государственных служащих, особенностями образовательной программы Тюменского госуниверситета.
1.2. Место дичциплины в структуре ООП.
«Введение в специальность» в структуре ООП относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу в его вариативной части Предлагаемый курс занимает особое место в подготовке студентов напраления 08110062 «Государственное и муниципальное управление». Он служит в качестве исходного для усвоения разнообразных знаний при подготовке профессионалов государственного и муниципального управления, а также последующей их специализации по разным отраслям государственного управления.
Данная дисциплина является предшествующей для изучения следующих дисциплин:
ü Теория управления;
ü Основы государственного и муниципального управления;
ü Государственная и муниципальная служба;
ü Этика государственной и муниципальной службы;
ü История политических и правовых учений;
ü История государственного управления;
ü Политические институты и процессы в современной России;
ü Административное право;
ü Конституционное право;
ü Муниципальное право;
ü Трудовое право.
1.3. Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
- Стремления работать на благо общества;
- Понимания содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремлением к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности;
- Способности к работе в коллективе, исполняя свои обязанности творчески и во взаимодействии с другими членами коллектива;
- Способности и готовностью к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умением использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня;
- Владения навыками самостоятельной, творческой работы; умением организовать свой труд; способностью порождать новые идеи, находить подходы к их реализации;
- Знание основных этапов эволюции управленческой мысли;
- Умение определять приоритеты профессиональной деятельности, эффективно исполнять управленческие решения;
- Умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции;
- Способности анализировать состояние систем и процессов при сопоставлении с передовой практикой;
- Умение моделировать административные процессы и процедуры в органах государственной власти Российской Федерации, органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать: основы знаний о деятельности по государственному управлению, о теориях, относящихся к нему, сведения об истории государственного управления, тенденциях его развития;
уметь: с точки зрения междисциплинарного подхода выявить основные черты организации и деятельности системы государственного и муниципального управления в России;
владеть: навыками работы в коллективе; быть готовым к усвоению образовательной программы по направлению «Государственное и муниципальное управление».
Трудоемкость дисциплины
Семестр 2. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы, 108 часов.
Таблица 1.
Вид учебной работы | Всего часов | Семестры | |
3 семестр | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||
В том числе: | |||
Лекции | |||
Семинары (С) | - | ||
Самостоятельная работа (всего) | |||
Вид итоговой аттестации | зачет | ||
Общая трудоемкость | |||
Зачетных единиц |
Таблица 2.
Виды учебных работ | Итого часов по теме | Из них в интерактивной форме | Кол-во баллов | |||||||
Неделя семестра | Лекции | Семинары | Самост. работа | |||||||
№ | Модуль 1 | |||||||||
1. | Предмет и задачи курса | |||||||||
2. | Терминология и теоретические основы государственного управления | |||||||||
3. | Система государственного управления | 3-4 | ||||||||
4. | Местное самоуправление в системе публичной власти | |||||||||
Итого по модулю: | ||||||||||
Из них в интерактивной форме: | ||||||||||
Модуль 2 | ||||||||||
5. | Бюрократия: теории и современное состояние | |||||||||
6. | Государственная служба. Правовые основы. | |||||||||
7. | Основные тенденции развития современной российской государственности. Гражданское общество в России. | |||||||||
8. | Особенности подготовки госсужащих в РФ. Образовательная программа по специальности «Государственное и муниципальное управление» Тюменского государственного университета. | |||||||||
Итого по модулю: | ||||||||||
Из них в интерактивной форме: | ||||||||||
ВСЕГО: | ||||||||||
Из них в интерактивной форме: | ||||||||||
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля.
Таблица 3.
№ Темы | Устный опрос | Письменные работы | Технические формы контроля | Информационные системы и технологии | Итого количество баллов | ||||||||||||||
коллоквиумы | собеседование | Ответ на семинаре | Лабораторная работа | Контрольная работа | Тест | реферат | эссе | Программы компьютерного тестирования | Комплексные ситуационные задания | Электронные практикумы | Другие формы | ||||||||
Модуль 1 | |||||||||||||||||||
1.Предмет и задачи курса | 0-2 | 0-2 | 0-4 | ||||||||||||||||
2.Терминология и теоретические основы государственного управления | 0-2 | 0-12 | 0-14 | ||||||||||||||||
3.Система государственного управления | 0-2 | 0-5 | 0-3 | 0-10 | |||||||||||||||
4.Местное самоуправление в системе публичной власти | 0-2 | 0-8 | 0-10 | ||||||||||||||||
5.Бюрократия: теории и современное состояние | 0-2 | 0-10 | 0-2 | 0-14 | |||||||||||||||
ВСЕГО | 0-10 | 0-10 | 0-5 | 0-27 | 0-52 | ||||||||||||||
Модуль 2 | |||||||||||||||||||
5.Бюрократия: теории и современное состояние | 0-2 | 0-10 | 0-12 | ||||||||||||||||
6.Государственная служба. Правовые основы. | 0-2 | 0-10 | 0-2 | 0-14 | |||||||||||||||
7.Основные тенденции развития современной российской государственности. Гражданское общество в России. | 0-1 | 0-11 | 0-12 | ||||||||||||||||
8.Особенности подготовки госсужащих в РФ. Образовательная программа по специальности «Государственное и муниципальное управление» Тюменского государственного университета. | 0-2 | 0-8 | 0-10 | ||||||||||||||||
ВСЕГО | 0-7 | 0-31 | 0-48 | ||||||||||||||||
ИТОГО | 0-17 | 0-10 | 0-10 | 0-5 | 0-100 | ||||||||||||||
Планирование самостоятельной работы студентов.
Таблица 4.
№ п/п | Темы | Виды СРС | Неделя семестра | Объем часов | Количество баллов | |
Обязательные | Дополнительные | |||||
Модуль 1 | ||||||
1. | Государственное управление как наука и учебная дисциплина. Предмет и задачи курса. | Составление библиографического списка, глоссария | 0-2 | |||
2. | Современная парламентская монархия Великобритания. | Работа с литературой, источниками, подготовка к дискуссионным спорам; работа с интернет-сайтами; составление презентаций. | Самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий. | 0-12 | ||
3. | Президентская республика США. | Выполнение индивидуальных заданий: подготовка эссе . Работа с литературой и источниками, интернет-сайтами. | 3-4 | |||
4. | Современная республика Франция. | Подготовка к контрольной работе. Работа с литературой, источниками, подготовка к дискуссионным спорам. | ||||
Модуль 2 | ||||||
5. | Современная система административно-государственного управления в Германии. | Самостоятельное изучение заданного материала. Составление презентаций. | Самоконтроль и взаимоконтроль выполненных заданий. | |||
6. | Парламентская республика Италия. | Работа с литературой и источниками, интернет-сайтами, подготовка презентаций. | Составление сравнительной таблицы. | |||
7. | Сравнительная государственная политика экономического развития. | Самостоятельное изучение. Подготовка к лекции-собеседованию. | ||||
8. | Государственная политика в социальной сфере. | Знакомство с нормативной документацией. Работа с интернет – сайтами. Подготовка к дискуссионным вопросам. | ||||
Всего |
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемые (последующими) дисциплинами.
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | Темы дисциплин необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||||||
1. | + | + | |||||||
2. | + | + | + | ||||||
3. | + | ||||||||
4. | + | + | |||||||
5. | + | ||||||||
6. | |||||||||
7. | + | + | |||||||
8. | + | ||||||||
9. | + | ||||||||
10. | + | ||||||||
11. | + |
Содержание дисциплины
Раздел вводный.
Предмет и задачи курса
Государственное управление как отрасль знаний и учебная дисциплина. Государство в современном обществе. Предметы вед-ения, цели и задачи современного государства. Междисциплинар-ный характер анализа социально-экономических процессов, связан-ных с управлением на государственном и муниципальном уровнях.
Методология исследований государственного управления. Ад-министративно-правовой, политологический, культурологический и экономический подходы к анализу государственного управления.
Раздел I.