Понятие и виды источников права. К законодательным источникам права относятся нормативные юридические акты: законы и подзаконные акты
К законодательным источникам права относятся нормативные юридические акты: законы и подзаконные акты. Нормативный юридический акт – это акт правотворчества, исходящий от компетентного государственного органа и содержащий нормы права. Он устанавливает нормы права водит их в действие, изменяет или отменяет правила общего характера.
Основными видами нормативного юридического акта является законы и подзаконные акты.
Закон – это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативно-правовой акт, выражающий государственную волю по ключевым вопросам общественной жизни.
По полноте регулирования общественных отношений выделяют:
- кодифицированные законы, представляющие собой совокупность законодательного материала, регулирующего весь комплекс отношений определенной отрасли права или института определенной отрасли; - некодифицированные законы.
По юридической силе законы делятся на: конституционные, органические, обычные (текущее законодательство).
Можно выделить следующие особенности закона как источники права:- имеет особый порядок принятия;
- обладает высшей юридической силой - принимается лишь по ключевым вопросам общественной жизни;
- является первичным.
Виды законов:
1) Конституция – основной закон. Регулирует основы общественного и государственного устройства, права и свободы граждан; структуру, полномочия порядок формирования высших государственных органов, их взаимодействие. Принимается как правило, в результате референдума.
2) Конституционные законы. Принимаются в развитии Конституции по тем же вопросам (но более детально) парламентом
3) Обыкновенные законы – (например, кодексы)
Подзаконные акты – это нормативные юридические акты, являющиеся официальными документами, содержащими юридические нормы.
Акты президентской власти (Указы). Они носят исполнительный характер по отношению к законам. Останавливать или корректировать законы эти акты могут только в условиях чрезвычайного или военного положения и только на основе конституции.
- Постановления или решения правительства. В них часто содержаться первичные нормы, но они также должны быть исполнительскими.- Акты ведомств (решения, приказы, правила, инструкции).- Местные подзаконные акты территориальных органов власти, органов местного самоуправления.-Локальные акты организаций (приказ директора завода, ректора университета и т.д.).
В последнее время возрастает роль такого источника права как нормативный договор – это нормативный, но не законодательный источник. Нормативный договор – это нормативный, но не законодательный источник. Имеет распространение в международном, конституционном и трудовом праве. К этой разновидности источников права относятся все договоры международного публичного права.
К незаконодательным источникам права относятся: санкционированные обычаи, судебные и административные прецеденты, судебная практика и правовая доктрина.
1. Санкционированные обычаи – это правила поведения, сложившиеся вследствие фактического применения в течение длительного времени и признаваемые государством в качестве общеобязательного правила. Их действие осуществляется путем отсылки в нормативном акте, либо путем фактического признания посредством судебных решений.
В настоящее время значение источников права имеют правовые обыкновения – деловые, судебные; правовые традиции.
2. Судебный или административный прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное юридическое значение, т.е. на него можно ссылаться при решении других подобных дел.
3. Судебная практика – это обобщение судебных решений за год или в другие сроки. В России известны обобщения судебных решений в форме Постановлений Верховного суда. Судебная практика признается источникам права практически во всех правовых системах.
1.Правовая доктрина – мнения, публичные высказывания известных ученых – юристов.
2.Общие принципы права - отправные, исходные начала правовой системы (принцип справедливости, доброй воли, соц.направленности права).
1)Правовой обычай - это придание официальной юридической силы действующему в обществе простому, неправовому обычаю, который ранее сложился в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепился как устойчивая норма. Отличие правого обычая и судебного прецедента в том, что используется уже известный обычай. Форма выражения - судебное решение. Каждый раз этот обычай нуждается в своем подтверждении (суд ссылается не на решении предыдущего суда, а на соответствующий обычай). Этот источник права имеет дополняющее значение. В России правовой обычай используется ограниченно. Например, в морском праве, где для каждого морского порта испокон веков установлены свои обычаи.
Правовые обычаи имеют наибольшее распространение в гражданском, семейном, а также в международном праве, в частности, во внешнеторговом обороте. Обычаи как бы восполняют отсутствие в законодательстве той или иной нормы. Существуют правовые системы, где роль правового обычая и вообще обычаев достаточно велика. К ним относится обычное право африканских государств, где обычаями регулируются брачно-семейные, земельные отношения и отношения в области наследования. Эти традиционные отношения и в наши дни регулируются нормами обычного права, а судебные органы решают такого рода споры на основе местных обычаев, придавая им юридический, государством защищенный характер.2)Судебный прецедент - решение судебного органа по определённому делу, которое в дальнейшем является обязательным для судов при разрешении аналогичных дел. Судебный прецедент - один из основных источников права в странах, принадлежащих к англосаксонской правовой семье.Признание прецедента источником права позволяет судебным и административным органам выполнять правотворческие функции, так как они фактически обладают правом создавать новые нормы права. Тем самым устраняются противоречия между развивающейся практикой и действующим законодательством, что позволяет решать дела при отсутствии норм права.Российская юридическая практика не признает прецедент в качестве официального источника права, поскольку исходит из того, что судебные и административные органы призваны применять нормы права, а не создавать их.3) Нормативно-правовой акт— это официальный, письменный документ, изданный органом государства, в пределах установленной компетенции, направленный на введение в действие правовых норм, на изменение существующих, либо их отмену. Нормативный правовой акт в большинстве государств служит основным источником и формой права.
Для нормативных правовых актов характерны следующие признаки:1) Они исходят только от государственных органов, специально на то уполномоченных; 2) существует особый порядок их принятия; 3) используется писаная форма и оформление в специальном виде; 4) иерархическая подчиненность, основанная на различной юридической силе отдельных актов; 5) содержание нормативных правовых актов составляют нормы права.Нормативные правовые акты, в зависимости от их юридической силы, органа, который их принял, и способа принятия делятся на две большие группы: на законы и подзаконные акты.Законы принимаются представительными (законодательными) органами, подзаконные акты - всеми остальными уполномоченными органами и должностными лицами, чаще всего исполнительными органами власти.Закон - это нормативный правовой акт, который обладает высшей юридической силой и принимается представительными (законодательными) органами государственной власти в особом порядке.Законы подразделяются на конституционные (в Российской Конституции они называются федеральными конституционными законами, обладают более высокой юр. силой, принимаются в особом порядке), и обыкновенные( различаются по отраслям).
Подзаконные акты- все нормативные правовые акты, принятые иными, кроме законодательных, уполномоченными на то органами государственной власти( указы Президента, акты правительства, местных органов государственной власти, министерств, государственных комитетов).4) Правовая доктрина - это система взглядов, представлений о праве, о его принципах, изложенная признанными авторитетами в области юриспруденции. Правовая доктрина - это теоретические положения, научные теории юридического характера, в которых формулируются важнейшие принципы, юридические категории, понятия, воззрения юристов-ученых. В некоторых странах правовая доктрина выступает источником права. Так, в английских судах при разрешении конкретных дел принято ссылаться на труды известных юристов в обоснование принятого судебного решения. Аналогичная практика существует и в некоторых мусульманских государствах. (Так, основным источником мусульманского права является исламская религиозная правовая доктрина).
В России в юридической практике широко используются научные комментарии к различным кодексам, но они применяются как справочный, консультационный материал, ссылаться же на комментарий при разрешении судебных споров и при обосновании принятых решений нельзя.5)Нормативный договор- соглашение между сторонами направленное на установление официальных юридических правил. Например, международный договор, коллективный договор между хозяином (предпринимателем) и наемными работниками в лице их профсоюза. Договоры нормативного содержания - это соглашения между субъектами, которые добровольно закрепляют взаимные права и обязанности и обязуются их соблюдать. Подобные соглашения служат основой для принятия других нормативных правовых актов. Нормативный договор может быть международным, либо же это может быть договор в рамках одного государства, например, между федерацией и её субъектами6) Деловое обыкновение - это правило, которое складывается в процессе делового обмена, оно связано с торгово-деловыми отношениями. В отличие от правового обычая, деловое обыкновение не имеет глубоких корней в опыте человеческого бытия. Как правило, это признаваемая в данный момент наиболее оптимальная модель поведения в торговом обороте. Например, с появлением общедоступных телефонных сетей появилось деловое обыкновение, в соответствие с которым признавалось правомерным заключение гражданско-правовых сделок по телефону. Примером признания в России делового обыкновения в качестве источника права может служить часть 2 статьи 478 ГК РФ. Согласно данной норме, "в случае, если договором купли-продажи не определена комплектность товара, продавец обязан передать покупателю товар, комплектность которого определяется обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями".7) Принцип права - основополагающая идея права (справедливость, народовластие, презумпция невиновности, причиненный вред должен быть возмещен и т.д.). Принципы права используются при решении конкретных дел в случае, если невозможно найти подходящих правовых норм для данного случая. Сами принципы права в целом или его отраслей сформулированы в конституциях государств, отраслевом законодательстве, международно-правовых договорах. Поэтому применение принципов права к конкретному делу не основывается только на правосознании правоприменителя, но и на действующих конституционных и обыкновенных законах, где эти принципы нормативно сформулированы.
Санкционированные обычаи – это правила поведения, сложившиеся вследствие фактического применения в течение длительного времени и признаваемые государством в качестве общеобязательного правила. Их действие осуществляется путем отсылки в нормативном акте, либо путем фактического признания посредством судебных решений.
Не по Нерсесянцу) Правовым обычаем называется санкционированное государством правило поведения, которое ранее сложилось в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепилось как устойчивая норма. Государство санкционирует только такие обычаи, которые отвечают его интересам. Санкционированные обычаи приобретают характер общеобязательных правил поведения.
Отношение юридической науки к правовому обычаю неоднозначно. Одни отводят ведущую роль обычаю среди других источников права, считая, что законодательные и судебные органы в своей правотворческой и правоприменительной деятельности руководствуются взглядами и обычаями, сложившимися в данном обществе. Преувеличение роли обычая как источника права характерно для социологической и особенно для исторической школы права, которые видят в праве продукт народного сознания.
Юридический позитивизм, наоборот, считает обычай устаревшим источником права, не имеющим существенного практического значения в современной жизни. Главным и преобладающим источником права представители юридического позитивизма считают закон, который своим регулированием должен охватывать все основные сферы жизни общества. И это правильно с той точки зрения, что в большинстве современных стран основным регулятором общественных отношений является право, нормы которого создаются государством. Даже в Англии, -где традиции во многих случаях имеют общеобязательное значение, обычаи в настоящее время действуют лишь в ограниченной сфере общественных отношений. Они распространяются только на торговое право и некоторые институты уголовного права (например, участие присяжных в определенных юридических делах).
Зинковский: Обычай – исторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку в силу многократного повторения. Неправовые обычаи – это либо обычаи, существующие в обществе, где нет государства (в государственно неорганизованном обществе), либо те обычаи, которые существуют в государственно организованном обществе, но действуют в неправовой сфере.
Под правовым обычаем принято понимать правило поведения, сложившееся в результате многократного повторения определенного поведенческого акта, вошедшее в привычку, санкционируемое и защищаемое государством.
Правовой обычай:
-Санкционирован государством,-Существует в государственно организованном обществе,-Действует в правовой сфере – то есть в той сфере, в урегулировании которой государство заинтересовано, и общественные отношения которой объективно поддаются правовому опосредованию.правовой обычай должен регулировать отношения между субъектами на основе их формального равенства.
Выделяется несколько способов санкционирования обычаев государством:
Государство отбирает и фиксирует в письменном виде ряд обычаев (Саллическая правда). Характерным является то, что норма перестает быть нормой правового обычая, а становится нормой правового акта, который основан на правовом обычае.
Государство может сделать отсылку в нормативном акте к тому или иному обычаю.
Важнейшим способом санкционирования обычая служит создание судебного или административного решения, основанного на обычае. Суд признает регулирующий характер обычая. В данном случае обычай становится правовым вне зависимости от того, является ли судебный или административный прецедент источником права в данном государстве.
К правовым обычаям тесно примыкают деловые обыкновения, обычаи торгового оборота и обычаи морской торговли.
В отношении указанных разновидностей правового обычая особое значение приобретает такая форма государственного санкционирования, как умолчание.
Правовой обычай.
1)Правовой обычай - это придание официальной юридической силы действующему в обществе простому, неправовому обычаю, который ранее сложился в результате длительного повторения людьми определенных действий, благодаря чему закрепился как устойчивая норма. Отличие правого обычая и судебного прецедента в том, что используется уже известный обычай. Форма выражения - судебное решение. Каждый раз этот обычай нуждается в своем подтверждении (суд ссылается не на решении предыдущего суда, а на соответствующий обычай). Этот источник права имеет дополняющее значение. В России правовой обычай используется ограниченно. Например, в морском праве, где для каждого морского порта испокон веков установлены свои обычаи.
Правовые обычаи имеют наибольшее распространение в гражданском, семейном, а также в международном праве, в частности, во внешнеторговом обороте. Обычаи как бы восполняют отсутствие в законодательстве той или иной нормы. Существуют правовые системы, где роль правового обычая и вообще обычаев достаточно велика. К ним относится обычное право африканских государств, где обычаями регулируются брачно-семейные, земельные отношения и отношения в области наследования. Эти традиционные отношения и в наши дни регулируются нормами обычного права, а судебные органы решают такого рода споры на основе местных обычаев, придавая им юридический, государством защищенный характер