Демографическая политика в СССР и России
Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранять или изменять тенденции динамики численности, структуры, расселения и качества населения. Она рассматривается как органическая часть социальной политики, специфическая по своим целям и отчасти по методам их достижения, но согласованная с другими сферами, такими, как регулирование условий занятости и труда, а также уровня жизни и социального обеспечения населения, образования, здравоохранения и т.д.
Социальная и демографическая политика в СССР развивались с началом советской власти. Всем известны и понятны:
ü строительство детских садов и ясель, женских консультаций, родильных домов, специальных больниц и т.п.;
ü организация охраны здоровья детей и женщин, создание педиатрической службы;
ü предоставление льгот и пособий многодетным семьям, выплаты пособий по случаю рождения ребенка и т.п.
Следует отметить, что для СССР был характерен очень либеральный подход к абортам, законодательно были разрешены аборты не только по медицинским, но и по социальным показаниям.
Основные меры демографической политики в СССР в послевоенные годы и в последние десятилетия существования:
ü организация летнего отдыха детей за счет средств государства. Так, например, в 1976 г. 21 млн детей и подростков отдохнули в пионерских лагерях, на турбазах, в детских санаториях и т.п.;
ü создание школьных учебных групп с продленным днем (в 1976-1977 — 8,7 млн человек), школ-интернатов (стоимость содержания одного учащегося составляла около 700 руб. в год);
ü установление пониженных цен на товары детского ассортимента, что обходилось государству более чем в 2 млрд руб. в год;
ü дотации государства на содержание детей в яслях (500 руб. в год) и детских садах (450 руб. в год) на одного ребенка оплачивались государством на 80 %;
ü дети из многодетных семей содержались на 100 % за счет государства в яслях и детсадах (дотация государства составляла 5 млрд руб. в год);
ü выплата ежемесячных пособий детям до пяти лет, на четвертого ребенка в размере 4 руб., на пятого — 6 руб., на шестого — 7 руб., вплоть до 15 руб. на 11-го ребенка (при цене 16 коп. 1 кг хлеба, 24 коп. 1 л молока и тл.);
ü выплата единовременных пособий при рождении третьего и последующего детей: на третьего - 20 руб., на четвертого - 65 руб., на пятого - 85 руб., на шестого - 100 руб., вплоть до 250 руб. на 11 - го ребенка;
ü с 1974 г. были введены ежемесячные пособия в размере 12,5 р. на каждого ребенка в семьях, где доход на одного члена семьи не превышал 50 руб., что способствовало улучшению материального положения многодетных и малообеспеченных семей с детьми; отпуск женщинам по беременности и родам с 1958-1959 гг. -восемь недель до и семь недель после родов, оплата в размере полного заработка независимо от трудового стажа, с 1983 г. после родов оплата отпуска до достижения ребенком одного года, без оплаты, но с сохранением места работы до достижения ребенком возраста трех лет;
ü устанавливался сокращенный рабочий день кормящим матерям; оплата бюллетеней по уходу за больным ребенком до семи дней в месяц, одиноким матерям - до 10 дней в месяц; льготы но подоходному налогу: если в семье четверо и более детей, то размер льгот составлял 30 % от суммы налога; не состоящие в браке мужчины и бездетные супруги платили налог за бездетность в размере 6 % от заработной платы; пенсионные льготы женщинам, родившим и воспитавшим до восьмилетнего возраста пятерых и более детей: возраст выхода на пенсию устанавливался в 50 лет.
Реализация данных мер в сочетании с крайне благоприятной для роста рождаемости возрастной структурой, сложившейся в первой половине 80-х гг. (в этот период через возраст наибольшей интенсивности деторождения — 20-24 года — проходило многочисленное поколение родившихся в конце 50-х — начале 60-х гг.), явно способствовала росту общего числа рождений, продолжавшемуся вплоть до 1987 г., некоторому увеличению числа и доли рождения вторых и третьих детей. Результат — рост числа родившихся (в целом в СССР) до 5,4 млн в 1983-1985 гг. и до 5,6 млн в 1986-1987 гг.
Рост рождаемости позволил как ученым, так и политикам трактовать благоприятную динамику демографических показателей как свидетельство успешности демографической политики, порождал иллюзию "управляемости" демографических процессов. Популярной была концепция необходимости поощрения среднедетной семьи, обеспечивающей расширенное воспроизводство населения. При этом необходимость роста численности населения считалось само собой разумеющейся, отвечающей долгосрочным интересам развитого социализма.
В 90-ые годы в условиях трансформационной рецессии, у государства просто не было денег, чтобы противостоять неблагоприятным демографическим тенденциям (снижение рождаемости и продолжительности жизни, рост смертности др., как итог депопуляция населения РФ), проводить соответствующую (стимулирующую) демографическую политику.
Важное значение с демографической точки зрения, в этот период пр № 81-Ф3 «О пособиях выдаваемых государством гражданам, имеющим детей», принятого в 1995 году, предусматривались следующие пособия:
ü единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до 12 недель) – 490 руб. (с 1 января 2013 г.);
ü единовременное пособие при рождении ребенка – 13205 руб. за каждого родившегося ребенка (с 1 января 2013 г.);
ü ежемесячное пособие по уходу за ребенком (для всех семей) – для неработающих 2453 руб. (с 1 января 2013 г.) за 1 ребенка, за 2 и последующих – 4907 руб. (с 1 января 2013 г.); для работающих – в размере 40% от средней зарплаты;
ü ежемесячное пособие на ребенка (для семей с доходами ниже прожиточного минимума, размер устанавливается регионами, в среднем 450 руб.);
ü единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью – 13205 руб. (с 1 января 2013 г.);
ü единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву – 22591 руб. (с 1 января 2013 г.);
ü ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву (с 1 января 2013 г.) – 8882 руб. (с 1 января 2013 г.).
С 1995 года изменились условия и порядок их выплаты, проведена их индексация (повышение).
В 2000-ые годы, когда демографические проблемы продолжили усугубляться, но у государства появились деньги, чтобы приступить к их решению. Появилась, собственно говоря, демографическая политика, зафиксированная в «Концепции демографической политики РФ на период до 2025 года» и план мероприятий по ее реализации, разделенный на 3 этапа, в рамках которой были предприняты следующие новые меры:
Налоговые вычеты:
Отмена стандартного налогового вычета в 400 рублей для всех работников, пока их доход нарастающим итогом в течение года не превысил 40000 тыс. рублей;
Введение дифференцированных детских налоговых вычетов. Получить данный вычет имеют право:
ü родители, в том числе приемные;
ü супруги родителей;
ü опекуны или попечители (их супруги права на вычет не имеют).
Параметры вычета:
1) 1 ребенок – 1400 рублей (пока начисленная зарплата нарастающим итогом не составила 280 тыс. рублей);
2) 2 ребенок – 1400 рублей (пока начисленная зарплата нарастающим итогом не составила 280 тыс. рублей);
3) 3 ребенок и последующие – 3000 рублей (пока начисленная зарплата нарастающим итогом не составила 280 тыс. рублей);
4) детям инвалидам I-II группы – 3000 рублей (пока начисленная зарплата нарастающим итогом не составила 280 тыс. рублей)
Для одиноких родителей вычет установлен в двойном размере.
Вычет действует до достижения ребёнком возраста 18 и 24 лет (если он учится в ВУЗе на очной форме обучения).
Строительство детских перинатальных центров (это клиника широкого профиля, в которой проводятся консультации, лечение и реабилитация беременных и родивших женщин, а также новорожденных детей) – в рамках программы модернизации здравоохранения предусмотрено строительство 42 перинатальных центров (24 построено, остальные запланированы на 2013-2014 гг.).
Введение пособий на третьего ребенка (и последующих) в размере регионального прожиточного минимума ребенка до достижения им возраста 3 лет в субъектах с наиболее неблагополучной демографической ситуацией (42 субъекта РФ – где смертность выше среднероссийской, а рождаемость ниже).
Введение родовых сертификатов:
Молодые мамы получают родовой сертификат, когда оформляют декретный отпуск при сроке беременности от 30 недель (28 недель при многоплодной беременности). Адресатами программы «Родовые сертификаты» являются женские консультации, родильные дома, детские поликлиники. Сертификат действует во всех государственных и муниципальных роддомах. Родовой сертификат состоит из трех талонов:
ü Талон № 1, номинал 3000 р. Используется для оплаты услуг, оказанных женщинам учреждениями здравоохранения в период беременности на амбулаторно-поликлиническом этапе (женские консультации);
ü Талон № 2, номинал 6000 р. Используется для оплаты услуг, оказанных женщинам в родильных домах (отделениях), перинатальных центрах;
ü Талон №3, номинал 1000 р. Используется для оплаты услуг детской поликлиники по диспансерному наблюдению ребенка в первый год жизни.
Финансирование программы производится из Фонда социального страхования РФ.
Предназначение программы родовых сертификатов (действует с 2006 г.) - повышение материальной заинтересованности медицинских учреждений в предоставлении качественной медицинской помощи будущим матерям. Медработникам становится выгодно, чтобы на учёт становилось больше беременных женщин. Имеется также расчёт на снижение числа абортов, так как у работников консультации появляется стимул, чтобы отговорить женщину от прерывания беременности с тем, чтобы получить ещё одну «клиентку». Кроме того, родовые сертификаты предоставят беременной женщине возможность выбора женской консультации, в которой она предполагает встать на учёт и наблюдаться по беременности, а в дальнейшем и родильного дома.
Введение материнского капитала:
Выплачивается при рождении второго и последующего ребенка, только один раз с 1 января 2007 г. (действие выплат предусмотрено до 2016 г. – планируется продлить). Размер с 1 января 2013 года – 408960, 5 тыс. рублей. В подтверждение права на получение средств материнского капитала выдаётся сертификат государственного образца. Администратором является Пенсионный фонд РФ и его территориальные подразделения (т.е. в них сдаются заявления, документы и сертификаты).
В соответствии с действующим законодательством, право на получение материнского капитала имеют:
ü женщина, имеющая гражданство РФ, родившая (усыновившая) второго или последующих детей начиная с 1 января 2007 года;
ü мужчина, имеющий гражданство РФ, являющийся единственным усыновителем второго или последующих детей, если решение суда об усыновлении вступило в законную силу начиная с 1 января 2007 года;
ü отец (усыновитель) ребёнка независимо от наличия гражданства РФ в случае прекращения права на дополнительные меры государственной поддержки женщины, родившей (усыновившей) детей, вследствие, например, смерти, лишения родительских прав в отношении ребёнка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на получение материнского капитала, совершения в отношении ребёнка (детей) умышленного преступления;
ü несовершеннолетний ребёнок (дети в равных долях) или учащийся по очной форме обучения ребёнок до достижения им 23-летнего возраста, при прекращении права на дополнительные меры государственной поддержки отца (усыновителя) или женщины, являющейся единственным родителем (усыновителем).
Материнский капитал может быть потрачен только на следующие цели:
Улучшение жилищных условий:
ü Погашение ипотечного кредита;
ü Реконструкция и ремонт жилого дома с увеличением жилой площади;
ü Компенсация за строительство дома;
ü Ремонт и строительство дома своими силами;
ü Долевое строительство;
ü Участие в жилищно-строительных кооперативах.
Получение образования:
ü Проживание студента в общежитии образовательного учреждения;
ü Оплата услуг образовательного учреждения;
ü Оплата содержания ребенка в детском саду.
Пенсионные накопления матери:
ü посредством инвестирования через негосударственный пенсионный фонд, Внешэкономбанк, управляющую компанию).