Классы и слои в социальном пространстве общества
В современной отечественной философии важнейшим элементом социальной структуры принято считать классы(общественные). В социальной структуре они выделяются на основании экономическогокритерия и рассматриваются как отражениеразделения общественного труда. Классы всегда были предметом большого интереса для философии. Уже Платон делал анализ населения по классовому признаку, выделяя производителей, стражей и правителей. В эпоху Возрождения появились первые учения о необходимости построения бесклассового общества (Т.Мор, Т.Кампанелла). Социалист-утопист XIX в. К. А.Сен-Симон мечтал видеть в коммунистическом обществе художников, ученых и собственников как наиболее достойные, по его мнению, классы.
Что касается самого понятия «класс», то вполне уместно воспользоваться тем его определением, которое дано В.И.Лениным в его статье «Великий почин». Там он писал, что «классами называются большиегруппы людей,
различающиеся по их местув исторически определенной системе общественного производства, по их отношению(большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их ролив общественной организации труда, а следовательно, по способам полученияи размерамтой доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна можетсебе присваиватьтруд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства».
В этом определении подчеркивается экономическаяприрода класса как большой социальной группы, имеющей свою «нишу» в материальном производстве, в системе разделения общественного труда. Здесь надо заметить и подчеркнуть следующее. Отношение к средствам производства означает форму (способ) собственности, т.е. владения, распоряжения и использования орудий и предметов труда. Это отношение предполагает владение либо невладение данными средствами. Под ролью в общественной организации труда понимаются особенности вклада разных социальных групп в развитие материального производства и общества в целом, характер выполняемого ими труда (сложный или простой, управленческий или исполнительский). Способы получения доходов классами также могут быть разными — законные или незаконные, справедливые или же несправедливые. Соответственно, различается и степень материального благополучия этих классов.
В определении В.И.Ленина выделены основныепризнаки класса. Среди таковых на первом месте по своей значимости стоит отношение к средствам производства. Именно это отношение и есть важнейшая объективная основа формирования классов как социальных общностей. Оно является основной экономической характеристикой класса как некоего сгустка «социальной материи», но выражению К.Маркса.
На почве экономических характеристик класса как его основных признаков (а они связаны с системой разделения общественного труда) складываются и неосновные(производные) признаки. Речь идет о психологическом укладе класса и его членов, образе жизни, характере создаваемых им политических институтов (например, партий, союзов), степени консолидированности (объединения) класса, его традициях, политическом и социальном идеале. Все это говорит о том, что классы как экономические «единицы» общества имеют очень большой спектр характеристик и являют собой весьма сложное явление общественного организма.
Проблема происхождения классоврешалась в истории философии по-разному. Так, Аристотель высказывал идею естественного происхождения отношений господства и подчинения, поскольку все люди по природе своей неравны. В средние века считалось, что социальный строй общества установлен Богом, и потому он незыблем. Французские просветители (Ж.Ж.Руссо и др.) объясняли наличие классов тем, что якобы одни люди захватили землю у других и стали богатыми. Е.Дюринг полагал, что классы появились путем насильственного акта перераспределения собственности в обществе.
В марксистской философии считается, что существование классов связано с определенными историческими фазами развития материального производства. Было время (первобытное общество), когда классовое деление отсутствовало. Но классы никто и никогда не создавал. Они образовались естественным путем в ходе эволюции общества.
Исторической наукой установлено, что классы возникли в период разложения родового строя в результате развития прежде всего экономических и технологических предпосылок, глубоких изменений в способе производства. Классы — это закономерный результат развития производительных сил, разделения (распределения) общественного труда и появления прибавочного (излишнего) продукта. Итогом всех этих процессов стала социальная неоднородность(неравенство, неодинаковость) населения, что и означало рождение классов. То была настоящая революция, коренной переворот в общественной жизни, что означало переход от простой к сложной социальной структуре, становление принципиально нового социального пространства в обществе.
Возникновению классов предшествовал ряд крупных разделений общественного труда. Первое— это выделение земледелия и скотоводства как специальных видов хозяйственной деятельности людей. Вторымбыло отделение ремесла от земледелия. И наконец, произошло отделение труда умственного от физического. Кратко говоря, в основе деления общества на классы лежал закон разделения общественного труда. В последующем эти процессы активно способствовали социальной дифференциации и оказали на историю огромное воздействие. (Особенно сказалось третье разделение труда, когда возникли качественно новые сферы деятельности — управление, искусство, религия.)
В работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства» Ф.Энгельс писал, что в действительности образование классов шло двояким путем. Во первых, это происходило в ходе выделения внутри общины эксплуататорской верхушки, знати. И во-вторых, посредством обращения в рабство военнопленных, а также оказавшихся в долгах своих соплеменников. Возникновение классов означало появление противоположныхинтересов между социальными общностями. На этой основе складывались социальные противоречия, В обществе появилась классовая борьба,которая до настоящего времени являлась весьма значительным фактором общественный жизни, включая и Россию. В чем же прояви лось воздействие классовой борьбы на историю общества?
Классовая борьба оказала непосредственное влияние практически на все стороны жизни общества - на поли тику, право и мораль. Она отразилась также и на умственной истории человечества - на развитии общественного сознания, искусства. Целые течения и пласты общественной мысли (например, утопический социализм) появились как отражение этого противоборства в обществе. Под воздействием логики и духа классовой борьбы, как ее «эхо» возник и сам марксизм, оказавший огромное воздействие на развитие нашей отечественной истории. Темой классовой борьбы питалось на протяжении веков искусство. Поэзия Н.А.Некрасова и ВВ. Маяковского, проза А.М.Горького и М.А.Шолохова, отечественный кинематограф выразили наиболее острые проявления этой борьбы в истории нашего Отечества.
Не будет ошибкой сказать, что классовая борьба стала одним из источников развития общества, тем импульсом, который постоянно вносил беспокойство и повышенную динамику в общественную жизнь. Таковыми были, например, крестьянские бунты и войны, революции в разных странах. Противоборство классов заставляло правящие слои решать назревшие вопросы и даже проводить реформы (таким способом было отменено крепостное право в России в 1861 г.). Классовые столкновения нередко приводили даже и к коренному изменению всего социально-экономического уклада и политического строя общества. Такими событиями стали, в частности, Великая французская революция 1789—1793 гг. и Октябрьский переворот 1917 г. в России, при всей, разумеется, противоречивости и даже трагичности этих событий.
Все сказанное выше совсем не означает, что если классовой борьбы в обществе нет, то ее непременно следует вызвать к жизни. Противоречия между классами естественны и неустранимы. Однако общество должно находить эффективные средства и механизмы для своевременного разрешения этих противоречий. В противном случае они непременно приведут к острым и грубым конфликтам, к разрушению самих основ общественного организма.
Характеризуя классы, среди них выделяют так называемые основные классы.Их существование обусловлено господствующим в данном обществе способом производства, а сами они являются его носителями. Например» в Древней Греции таковыми были рабы и рабовладельцы, а в России на протяжении многих веков — помещики и крепостные крестьяне. Неосновные— это те классы, существование которых связано с сохранением остатков прежнего или появлением нового способа производства. Таковыми были, например, остатки буржуазии как класса, исчезнувшего после революции 1917 г. в России.
Для характеристики социально-классовой структуры применяются также и другие понятия. В частности, в классах выделяют их вертикальные срезы, именуемые слоями.Можно, например, в рабочем классе выделить его наиболее квалифицированную часть («рабочая аристократия»), а среди крестьян — слой работников, имеющих специальное образование и т.д. и т.п.
Специфическую роль в обществе играет интеллигенция.Под ней принято понимать большую социальную группу, члены которой профессионально заняты сложными видами умственного труда. Ее основной функцией является производство знаний, создание, развитие и распространение духовной культурыв различных ее формах.
Интеллигенция стала возникать вместе с отделением умственного труда от физического. В средние века ее функции выполняло прежде всего духовенство. Эпоха современной научно-технической революции вызвала бурный рост численности интеллигенции, особенно работников инженерно-технического профиля. Совершенно очевидно, что в XXI в. роль и вес интеллигенции будут неумолимо возрастать. Особенно это коснется гуманитарной и творческой интеллигенции в связи с обострением глобальных проблем человечества и выходом на первый план проблемы человека в различных ее аспектах. Д.Н.Овсянико-Куликовский писал, что интеллигенция есть та мыслящая среда,где вырабатываются умственные блага. Подлинный интеллигент всегда видел свою миссию в том, чтобы, говоря словами А.С.Пушкина, «мыслить и страдать», сеять в обществе «разумное, доброе и вечное» (Н.А.Некрасов). Русская интеллигенция, взращенная драматической историей своего Отечества, имела своеобразный духовный портрет. В ее духовном облике выделялись такие черты, которые заслуживают внимания к себе.
Русской интеллигенции было присуще стремление к целостному мировоззрению, к слиянию воедино Истины, Добра и Красоты. Это мировоззрение всегда было нравственно окрашенным и подчинялось некоей высшей идее. Передовую интеллигенцию России отличало правдоискательство,стремление к совершенному обществу, основанному на научном знании, справедливости и нравственности.
Свободомыслие и атеизм отечественной интеллигенции были проявлением русского «вольтерьянства», или вольнодумства. В этом проявлялась ориентация значительной части интеллигенции на западноевропейскую культуру с ее духом рационального мышления.
Русский интеллигент всегда был альтруистом и способен к самопожертвованию. Им двигало чувство вины перед своим народом, фанатичная готовность идти на любые жертвы ради народа как своего Бога. Отсюда вытекал героизм и подвижничество как важная черта передовой русской интеллигенции.
Интеллигенции в России было свойственно также обостренное национальное чувство и вера в особую (мессианскую) роль своей страны в истории. Значительная часть интеллигенции свято верила в возможность особого, самобытного пути развития своей страны. Это наиболее отчетливо проявилось в славянофильстве как одном из важнейших идейных течений русского общества середины XIX столетия.
Максимализм требований интеллигенции был проявлением ее революционного героизма. Она жила нетерпимостью к «проклятому» прошлому и поиском спасительного чуда, ею двигала прямолинейность мышления и действий. Этот «героический авантюризм» всегда толкал русскую интеллигенцию на бунт против жестоких и несправедливых общественных порядков, на радикальную революцию
Русский интеллигент всегда отличался романтической мечтательностью и постоянным исканием «града Божьего» как некоего идеального общественного устройства, стремлением к справедливому распределению общественного богатства. Отсюда вытекает и столь свойственная Для значительной части русской интеллигенции вера в святость социалистического идеала, в идеи социальной справедливости и равенства, солидарности людей труда.
В духовном облике русской интеллигенции отразилась вся драматическая история России, все ее проблемы и противоречия. Но несмотря ни на что, во все эпохи интеллигенция оставалась совестью нации,носителем подлинной интеллигентности.Под интеллигентностью в данном случае вовсе не следует понимать формальную при надлежность человека к данной социальной группе. Интеллигентность — это высокая нравственность и человеческая порядочность, осознание своего социального долга и подвижничество, служение общечеловеческим ценностям и гуманизм. Интеллигентность подразумевает неуспокоенное сознаниеи вечный поиск истины, гражданское мужество и демократизм. Кратко говоря, интеллигентность представляет собой органический сплав истинного знания (образованность), доброго дела (доброта) и высшей совести (ответственности) перед миром.
В классовую структуру общества входят и иные группы людей. Для их характеристики философия применяет соответствующие понятия.
Под сословиямичаще всего понимают группы людей, имеющие четко определенный социальный и юридический статус, положение в обществе. Высшие сословия обладали особыми заслугами перед государством и властью. Раковыми были, например, патриции в Древнем Риме, дворяне в России. В истории существовали и низшие сословия, как например, мещане, ремесленники и крестьяне в России. При определенных условиях они могли обрести и более высокий социальный статус. Сословность в обществе признавалась официально и перелилась по наследству, от поколения к поколению. Касты — это специфическое проявление сословной апизации общества. Под ними понимают замкнутые группы, ограниченные в общении друг с другом. Таковыми были жрецы в Древнем Египте, «неприкасаемые» (низшие слои) в Индии. Существование каст означает наличие жесткого деления в социальной структуре и ограниченные возможности для социальной мобильности,т.е. смены человеком своего социального положения.
Бюрократияявляется слоем чиновников («служилый класс»), который в силу ряда причин оторвался от народа и приобрел особый объем власти и незаслуженные привилегии. Государство для бюрократии есть объект частной собственности, источник незаконного обогащения. Бюрократия стоит наднародом и господствует над ним.
К маргинальным слоямотносят индивидов и группы, имеющие переходный,промежуточный статус. Это как
бы пограничные слои в социальной структуре, по ряду причин выбитые из привычной для них жизненной колеи. Они одновременно живут как бы в двух мирах — в прошлом и настоящем, не относясь полностью ни к одному из них. Маргиналы — это люди, оторванные от своих социальных корней, например, в связи с индустриализацией общества, ростом городов, пересечением культур, межнациональными конфликтами. В нашей стране современное городское население в значительной степени является маргинальным, поскольку оно в большой мере представлено выходцами из сельской местности. Маргинальные слои обычно пополняются в периоды крупных реформ — структурной перестройки экономики, роста безработицы, сокращения численности армии.
Люмпенские слоиявляют собой крайнюю степень маргинализации населения. Это — социальное «дно» общества: бомжи, жулики и попрошайки, наркоманы, проститутки и т.п. Люмпены есть социальные аутсайдеры, изнанка общества.
Социально-классовая структура общества не является неизменной. Она всегда динамична и меняет свои состояния. Наиболее интенсивные изменения в ней происходят в периоды реформирования основ общественной жизни. Что касается современного российского общества, то изменения в его социально-классовой структуре происходят прежде всего под воздействием научно-технической революции и экономических реформ либерального характера. В результате в нашей стране за последние 10 1ет появились новые сектора в экономике, а сама экономика стала многоукладной (смешанной). После многих Десятилетий восстановлена в правах частная собственность. Эти и иные обстоятельства резко меняют социально-классовую структуру, которая обретает новые очертания и чем-то напоминает кипящую магму.
Под активным воздействием названных выше факторов имеет место изменение социального портретаобщества, углубление социальной неоднородности и дифференциации. В ходе изменения отношений собственности сформировались такие социальные группы, как частные предприниматели, кооператоры, фермеры и другие. Возникли многочисленные банки и биржи, акционерные общества, совместные предприятия. Эти процессы поддерживаются не только политическими и идеологическими средствами, но правовыми рычагами — путем принятия соответствующих законов, указов и распоряжений. Социальная структура современного российского общества носит отчетливо выраженный плюралистическийхарактер, представляя собой многообразие социальных групп и слоев с различающимися интересами. В нее входят предприниматели и фермеры, ответственные работники органов управления, хозяйственные руководители, кооперированное крестьянство, различные слои промышленных рабочих, военнослужащие и т.д.
В специальной литературе часто можно встретить понятие среднего класса.Речь в данном случае идет о наличии слоя наиболее квалифицированных, инициативных и предприимчивых работников из разных групп общества — из предпринимателей, рабочих, крестьян, интеллигенции. Это — наиболее умелый и деятельный, социально ответственный слой общества, не связанный крайностями ни чрезмерного богатства ни непомерной бедности. Он есть некая «золотая середина» в социальном теле общества, его демократически ориентированная часть. Средний класс является опорой социально-политической стабильности и условием его предсказуемого развития.
Протекающие в нашем обществе реформы вызывают неодинаковое отношение к себе со стороны различных классов и слоев общества. Одна часть населения поддерживает эти преобразования, а другая относится к ним отрицательно, поскольку реформы резко снизили уровень их жизни и вызвали для них иные негативные последствия. Неудивительно, что в нашем обществе сегодня имеет место острая социальная борьба, т.е. столкновение интересов разных групп людей. Эти процессы находят свое выражение в политической жизни страны, в деятельности партий и движений, в острой идейной борьбе.