Административное принуждение
Административное принуждение – один из методов административного права. Решающая роль в борьбе с правонарушениями принадлежит государству, имеющему специальный аппарат принуждения.
Правовые нормы определяют: 1) за что государственные органы могут применять метод принуждения (основания принуждения); 2) виды и размеры принудительных средств (санкций); 3) порядок их применения. Государственное принуждение выступает в форме правового принуждения, выражается в конкретных мерах принудительного характера, применяемых уполномоченными органами государства или должностными лицами в связи с неисполнением правовых норм.
Вообще выделяют четыре вида мер юридического (правового) принуждения:
– дисциплинарное;
– материальное (гражданско‑правовое);
– уголовное;
– административное.
Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения, включает большое количество средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т. д.), прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий, служит целям обеспечения государственной дисциплины, законности и правопорядка.
Применение административного принуждения обусловлено необходимостью:
1) в установленных законом случаях наказывать правонарушителей;
2) пресекать правонарушения;
3) предупреждать правонарушения.
Меры административного принуждения могут применяться как при наличии, так и при отсутствии правонарушений (например, при чрезвычайных обстоятельствах, при необходимости предупредить совершение правонарушения).
Выделяют характерные черты административного принуждения: 1) основание применения мер административного принуждения – административный проступок, а в случаях, прямо предусмотренных законодательством, – преступление, не представляющее большой общественной опасности;
2) меры административного принуждения применяются к лицам и органам, в отношении которых субъект административной власти не является вышестоящим в порядке подчиненности и не обладает по отношению к ним административной властью;
3) субъект административной власти и нарушитель не являются членами одного коллектива и последний непосредственно не подчинен по службе тем, кто применяет к нему меры административного принуждения;
4) административное принуждение осуществляется органами государственного управления и только в некоторых случаях – народными судами (судьями), органами общественных организаций (товарищеские суды, технические и правовые инспекторы профсоюзов и т. п.), но в порядке, установленном нормами административного права;
5) является результатом реализации государственно‑властных полномочий и состоит в понуждении к исполнению гражданами и должностными лицами установленных правовыми нормами юридических обязанностей;
6) применяется для прекращения противоправных действий, наказания нарушителей в административном порядке, обеспечения общественной безопасности и установленного правопорядка;
7) осуществляется в рамках административно‑процессуальных норм;
8) способствует профилактике преступлений;
9) осуществляется на строгой правовой основе.
Применять административно‑принудительные меры имеют право только специально уполномоченные органы государственного управления. Это облегчает контроль и надзор за применением мер принуждения. Произвольное присвоение правомочий по применению административного принуждения является грубым нарушением законности. Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность, являются средством предупреждения преступности, так как применяются к лицам, не имеющим устоявшихся антиобщественных установок, совершающим малозначительные отклонения от правовых предписаний.
Административное принуждение – широкое понятие, формы его конкретного выражения очень разнообразны, это обусловлено разнообразием задач органов государственного управления и условий, в которых они действуют.
Система мер административного принуждения состоит из трех самостоятельных подразделений:
1) административно‑процессуальные меры;
2) административно‑предупредительные меры;
3) административно‑правовые санкции.
В целом в классификации мер административного принуждения в административном праве выделяют две основные точки зрения (остальные – это их модификация):
1) двухчленная классификация мер административного принуждения: а) административные взыскания; б) иные меры административного принуждения. В основу этой классификации положен формальный признак – наличие административных санкций.
2) трехчленная классификация мер административного принуждения; получила наибольшее распространение: а) меры пресечения; б) меры взыскания; в) меры предупреждения.