Административное правонарушение. В соответствии со ст. 10 КоАП РФ, основанием для несения административной ответственности является совершение физическим лицом административного
В соответствии со ст. 10 КоАП РФ, основанием для несения административной ответственности является совершение физическим лицом административного правонарушения (проступка).
Административный проступок – это посягающее на государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы человека и гражданина, на установленный порядок управления противоправное виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
Проступком признается акт волевого поведения: действие (активное нарушение) или бездействие (пассивное невыполнение обязанностей).
Признаки административного правонарушения: – общественная вредность (посягательство); проступок антиобщественен – нарушает права граждан, интересы общества и государства;
– противоправность; заключается в совершении деяния, нарушающего нормы права (норма может быть не только административная), важно то, что соответствующая материальная норма охраняется административным законодательством. Деяние, не являющееся противоправным, не может быть правонарушением;
– виновность – деяние совершено умышленно или по неосторожности. Наличие вины – обязательный признак административного проступка, в том числе его формальной противоправности (справедливо только тогда, когда объект – физическое лицо, организации часто отвечают вне зависимости от вины: объективное вменение – ответственность без вины, применяется только к организациям. От ответственности за неисполнение обязанности освобождают только действия непреодолимой силы. Иногда, в установленных случаях, для признания деяния административного правонарушения необходимо наличие причинной связи (причинение вреда).
Виды административных взысканий перечислены в ст. 24 КоАП РФ (8 видов). Правила наложения административных взысканий приведены в гл. 4 КоАП РФ.
Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения, урегулированные нормой права и охраняемые мерами административной ответственности. Объективная сторона – действие или бездействие, запрещенные административным правом. Для характеристики имеют значение место, способ, системность, кроме того, в содержание могут быть включены: – неоднократность, должны выделяться однородные действия;
– повторность, совершение одним и тем же лицом однородного правонарушения в течение года, за которое оно уже подвергалось взысканиям (выступает как отягчающее вину обстоятельство);
– длящееся правонарушение, действия или бездействие, сопряженные с последующим невыполнением обязанностей, возложенных на виновного законом под угрозой административной ответственности.
Субъект административного проступка – физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения правонарушения 16‑летнего возраста. Выделяют категории лиц, признаваемые субъектами административного правонарушения, с учетом особенностей их правового положения, профессиональных функций, состояния здоровья и т. д. Для разных категорий ответственность может быть более жесткой или более мягкой; более жесткая ответственность – для должностных лиц, водителей транспортных средств, работников торговли.
Субъективная сторона – психическое отношение субъекта к действию или бездействию. Вина – психическое отношение лица к содеянному им и последствиям этого: по умыслу (прямому, косвенному) – ст. 11 КоАП РФ, по неосторожности (лицо, совершившее правонарушение, не предвидело возможности вредных последствий, хотя могло и должно было их предвидеть) – ст. 12 КоАП РФ. Форма вины чаще всего не обозначается. Большинство административных проступков может быть совершено как неосторожно, так и умышленно.
Наряду с обязательными признаками могут присутствовать факультативные признаки – мотив, цель и т. д.