Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств (ст. 264 УК)

Нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц

Объект преступления - безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Согласно Федеральному закону "О безопасности дорожного движения" от 15 ноября 1995 г. безопасность дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно - транспортных происшествий и их последствий.

Предмет преступления - автомобиль, трамвай или другое механическое транспортное средство. Механическое транспортное средство - это автомобиль, автобус, трамвай, троллейбус, а также любые другие самоходные машины, скорость или иные качества которых делают их при движении и эксплуатации источниками повышенной опасности (трактора, мотоциклы и т.д.). Имеются ввиду: а) самоходные средства, то есть имеющие двигатель, передвигающиеся по суше; б) преимущественно по дорогам, предназначенным для транспортных потоков, хотя ответственность по ст. -264 УК не исключается и при движении без дороги, если в зоне передвижения имеются люди или имущество. Крупный ущерб в смысле ст. 264 УК связывается с разрушением или серьёзным повреждением транспортного средства, принадлежащего потерпевшему.

Объективная сторона преступления выражается: в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств; в наступлении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека; в причинной связи между деянием и наступившими вредными последствиями.

Дорожное движение - совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. Основными принципами обеспечения его безопасности являются:

Субъект рассматриваемого деяния - специальный, любое лицо, управляющее механическим транспортным средством, в том числе незаконно. Поскольку на неосторожные преступления не распространяется институт соучастия, другие лица, находящиеся в транспортном средстве, дающие, например, неправильные рекомендации водителю по выходу из аварийной обстановки, ответственности по ст. 264 УК нести не могут. Когда такие лица "физически" вмешиваются в управление - вырывают руль у водителя, пытаются переключить скорость, тормозить, они являются самостоятельными субъектами уголовной ответственности, "замещая" водителя или разделяя с ним вину, с учётом того, чьи именно их действия вызвали последствия, предусмотренные законом.

Обязательный вопрос при установлении субъективной стороны деяния - мог ли водитель предотвратить наступление тяжких последствий, если аварийная обстановка создана не им, а другим участником движения. Для этого эксперт-психолог должен измерить скорость реакции водителя, а не использовать как это к сожалению зачастую имеет место - расчётный среднестатистический показатель. Его использование влечёт неустранимую опасность объективного вменения.

Примечание. Под другими механическими транспортными средствами в настоящей статье понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства.

Наши рекомендации