Курс Неру»: социально-экономические реформы 1950-х и первой половины 1960-х гг.
Этот «вакуум интереса» к Индии отчасти способствовал формированию специфической внешнеполитической линии Дели, авторство которой принадлежит главе первого правительства независимой Индии Джавахарлалу Неру.
Суть этой политики была по-своему амбициозна - партия Индийский национальный конгресс ориентировалась на превращение страны в перворазрядную державу. На пути к этому статусу, как рассуждали индийские руководители, страна должна была уклоняться от участия в войнах, вызванных противоречиями между великими державами, тем более неазиатскими. Индия желала обрести независимость в сфере международных отношений, не привязывая себя ни к одному из сильных государств. Главным в Дели считали расширение внешней торговли и получение иностранной помощи для развития. Присоединение к военным блокам могло в этом помешать. При этом в Дели придавали значение отношениям солидарности с другими слаборазвитыми странами. Индия поддерживала национально-освободительное движение колониальных и зависимых стран, намереваясь со временем стать их лидером. В Дели вызревала политическая линия, которая с конца 1950-х начала 1960-х годов стала определять принципиальные основы программы движения неприсоединения.
В конце 1951 – начале 1952 гг. в Индии состоялись первые выборы в центральный парламент и законодательные собрания штатов. Индийский национальный конгресс одержал на них триумфальную победу, получив 74% мест в парламенте и около 66% мест в местных законодательных собраниях. ИНК побеждал с тех пор на всех парламентских выборах до конца 80-х годов, за исключением выборов 1977 г. Он был по сути монопольно правящей партией. Пользуясь доверием большинства индийцев, он взял на себя всю полноту ответственности за судьбу огромного, но молодого еще государства. В этой своей роли ИНК должен был, во-первых, вбирать в себя надежды и чаяния очень пестрого по своему составу индийского общества, а во-вторых, вырабатывать и реализовывать долговременный стратегический курс по превращению Индии в современное демократическое государство.
В том, что ИНК это во многом удалось – величайшая заслуга его лидера и бессменного главы правительства в течение 17 лет Джавахарлала Неру. Неру никогда не был приверженцем европейского капитализма, который он осуждал, считал опасным, разрушительным для индийского общества. Его идеалом был демократический социализм. В 1955 г. ИНК по его предложению выдвинул в качестве своей программной цели построение в Индии «общества социалистического образца». В представлении Неру это должно было быть общество с ведущей ролью государственного сектора в экономике, заботящееся о слабых своих согражданах и гармонично сочетающее индивидуальные и групповые интересы. Это была утопическая идея. Но именно следование ей позволило ИНК обеспечить поступательное развитие и постепенную модернизацию Индии, избегая резких поворотов, потрясений и острых социальных конфликтов. Позитивную роль сыграла практика позаимствованных у СССР пятилетних планов. Но в Индии они не имели директивного характера. Споре просто делали экономическую политику правительства понятной для всех и предсказуемой. Реализация таких планов началась в 1951 г. и продолжается сегодня.
В экономической области главные усилия правительства Неру были сконцентрированы на ускоренном развитии госсектора в промышленности. Оно осуществлялось путем строительства государством предприятий в металлургии, машиностроении, электроэнергетике, угольной и нефтяной промышленности и др. В рад отраслей частный капитал вообще не допускался. Определенная помощь была предоставлена Советским Союзом. К 1971 г. доля госсектора в основной массе промышленного капитала страны составила 44%. Одновременно государство, опираясь на собственную промышленную мощь, оказывало широкую поддержку мелкому и среднему капиталу. Оно тесно сотрудничало и с крупным капиталом, но ограничивало развитие монополий, установив контроль над ценами, валютно-импортными операциями, деятельностью акционерных компаний. В течение первых трех пятилеток среднегодовой прирост промышленного производства составлял 4% и был ниже, чем во многих других развивающихся странах.
В начале 50-х годов правительство ИНК решительно взялось за осуществление аграрной реформы. Были ограничены пределы помещичьих земельных владений и земля путем выкупа передавалась трудившимся на ней арендаторам из более низких каст, благодаря чему они повысили свой имущественный и социальный статус. 3/4 всех арендаторов стали мелкими землевладельцами. Возросло сельскохозяйственное производство. Правительство поощряло создание кооперативов. Практически не получила ничего от реформы лишь наиболее многочисленная группа сельских жителей – «неприкасаемые» или, как их официально называли, хариджаны (божьи дети). В силу устоявшихся традиций им не передавали землю, не разрешали пользоваться колодцами.
Неприкасаемость, как и вообще кастовость общества, являлась серьезным испытанием для молодой индийской демократии. Многие касты как-то находили свою «нишу» в обновлявшемся индийском обществе. Высшие касты заняли в нем доминирующее положение. В 1954 г. Неру признавал: «...факт остается фактом, что полдюжины или, может быть, десяток так называемых высших каст господствует на индийской сцене» К высшим кастам принадлежало и большинство политиков, лидеров партий – левых, правых, ИНК. Сам Неру был выходцем из касты брахманов. Но для хариджанов путь ко всем «чистым» профессиям был закрыт.
Без поддержки государства они были не в состоянии что-либо изменить в собственном положении. Конституция (статья 46) установила гарантии для обеспечения прав хариджанов. В соответствии с ними хариджанам отдельно резервировались места в парламенте, законодательных собраниях штатов, на государственной службе, в учебных заведениях, на государственных предприятиях. Эти льготы касались только индусов и не распространялись на «неприкасаемых», перешедших в другую религиозную веру (ислам, буддизм, христианство). Отдельные группы хариджанов стали подниматься вверх по социальной лестнице, хотя их новые коллеги по службе из числа высококастовых не скрывали своего презрения к ним. Но в любом случае политика ИНК в данном вопросе пробила определенную брешь в устоявшейся кастовой системе, нарушила ее целостность. Был сделан первый шаг к фактическому равноправию индийцев.
Правительство Неру столкнулось и с рядом проблем, связанных с многонациональным составом населения. Административно-территориальное деление страны, зафиксированное в конституции 1950 г., воспроизводило схему еще колониальных времен. В результате ряд крупных национальностей оказался поделенным между несколькими штатами. Сохранялись княжества с особым статусом. Под давлением населения правительство приступило в 1953 г. к реорганизации штатов на национальной и языковой основе. Одновременно ликвидировались княжества. В 1960 г. процесс реорганизации был завершен. После присоединения в 1961 г. удерживавшихся португальскими колонизаторами территорий Гоа, Диу и Дамана закончилось формирование административно-территориальной структуры Индии. Сегодня она включает 25 штатов и 6 союзных территорий.
Однако в установлении новых границ штатов национально-этнические проблемы были только ослаблены. В 1965 г. ситуация обострилась из-за предусмотренного конституцией на этот год провозглашения государственным языком страны хинди вместо английского. Этому воспротивились южные штаты, для которых распространенный на севере страны хинди является чуждым. Начались демонстрации и погромы. Окончательное решение о языке так и не было принято. Сейчас в Индии два государственных языка – хинди и английский, хотя последним владеют только 3% индийцев.
3. Национальный вопрос в Индии
Современные тенденции индийского национального развития неоднозначны. Многолюдный даже по индийским масштабам центральный регион севера страны, обслуживаемый литературным языком хинди, как в лингвистическом, так и в культурном отношении менее однороден сравнительно со своим окружением (Бенгалией, Панджабом, Гуджаратом и др.). Население его называют "хиндустанцами", но этот термин довольно нов и с "национальностью" связан скорее косвенно (иными словами, это более "россияне", нежели "русские"). В этой области сосуществует как насаждение, усилиями центральных властей, т.н. стандартного хинди, так и встречные попытки расширить сферу употребления местных диалектов, например в штате Бихар, тем более успешные, что на некоторых из них имелась богатая литература. Ближе всего к европейским меркам нации подходят бенгальцы, тамилы, возможно также маратхи. Бенгальцы Индии осознают свое языковое единство с мусульманским населением соседней Бангладеш ("страны бенгальцев"), гордятся развитым языком, а также крупнейшим и неповторимо индийским университетом (основал его Тагор). Бенгалия раньше центра подверглась индустриализации, а ее современная пресса старше и опытнее хиндустанской. Неприязнь к "гегемонам" центральной Индии здесь настолько характерна, что европейцу, отправляющемуся в Бенгалию, стоит специально подготовиться, чтобы избежать неосторожных высказываний. У тамилов национально-культурное самосознание опирается на древность литературной традиции, возводимой к началу н.э. В языке выражен пуризм, что по-индийски означает нежелание заимствововать санскритские слова. Свою роль сыграл и исторический опыт региональной государственности. К тому же, эмигрируют тамилы (в Юго-Восточную Азию, на острова Океании) легче других индийцев, а часть этого народа населяет ближнюю к материку северую часть Шри-Ланки. Поэтому понимание себя прежде всего как индийцев, а затем уж как представителей своего этноса у тамилов не разумеется само собою. Не так давно состоялся тамильский культурный конгресс. В некоторых кругах тамильского общества давно лелеят полумечту-полуидеологию отделения от Индии. Заметим, однако, что именно в штате Тамилнад кастовый строй отличается особой жесткостью; существует даже брахманский диалект тамильского языка.
Прочие крупные народы осознают себя по формуле "индийцы и…( телугу, гуджаратцы и т.д.".
Менее многолюдные этнические общности, не представленные в административном устройстве Республики Индии, могут стремиться к укреплению позиций своего языка, - начальному школьному образованию на нем и т.п. Особого успеха в этом добились малочисленные (менее 1 млн. человек) кхаси. Однако более распространена для таких народностей ситуация продолжающейся индианизации - освоение индуистских норм сословно-кастовой жизни, что, в частности, должно приводить к переменам в быту и сельском хозяйстве (отказу от разведения свиней или кур).
В целом, пожалуй, нынешняя Индия этнически развивается как бы навстречу Западной Европе. Ей скорее предстоит закрепить разнообразие в единстве, а не единство в разнообразии.
4. Реформы 90-х гг. Выборы 2004 г.
Попытки отойти от жесткого госрегулирования экономики Индии, сдерживающего рост частного предпринимательства, правительство Р. Ганди начало в 80-х годах ХХ в. путем смягчения политики импортозамещения. Это диктовалось как внутренними условиями, усилившимся экономическим и политическим влиянием национального капитала, так и воздействием глобализации. Доля экономики Индии в мировом импорте и экспорте была весьма ограниченной - 0,8% и 0,6%, соответственно. Столь же малы были показатели ее участия в международном движении частного капитала - 3%, а в прямых иностранных инвестициях - всего 0,4%5.
Продолжали действовать законодательные ограничения участия национального частного капитала в зарубежных инвестициях, получении кредитов в иностранных банках, снижая тем самым возможности привлечения новых технологий и ноу-хау, в которых остро нуждалась экономика.
Государственные капиталовложения, выросшие в номинальном выражении с первого по десятый план в 800 раз, фактические инвестиции, как правило, отставали от запланированных, повысили количественные показатели промышленного и аграрного производства. Но их модернизация объективно требовала активизации внешнеторговых связей. Достигнутые экономикой Индии в 1950-1990 гг. среднегодовые темпы прироста ВВП в 3,5%, неодобрительно названные проф. Раджем Кришной «индийским темпом роста», опережали увеличение населения, но не позволяли преодолеть отставание путем создания современной структуры хозяйства. Нужны были новые стимулы.
Настороженное отношение национального капитала к глобализации периода импортозамещения сменялось заинтересованностью в открытости экономики, облегчении выхода на мировые рынки. Как один из старейших членов ГАТТ, а затем ВТО Индия могла рассчитывать на оживление экономики и улучшение своих позиций в мировом хозяйстве, приняв политику либерализации.
Международный опыт свидетельствует, что коренные социально-экономические реформы, как правило, начинают реализовываться под давлением неблагоприятных условий. Но объективным внутренним стимулом реформ стало качественное изменение позиций частного сектора в экономике, в первую очередь рост национальных финансово-промышленных конгломератов, которых сковывал жесткий государственный контроль и ограничения их активности преимущественно внутренним рынком.
В рамках смешанной экономики с 1950-х годов произошли сдвиги в соотношении частного и государственного секторов экономики Индии. Доля частного сектора в ВВП поднялась до 55% к началу 1990-х гг. за счет сокращения позиций госсектора6. Главной предпосылкой, позволившей перейти к дальнейшему реформированию, стал устойчивый рост внутренних накоплений в реальном секторе экономики - до 25% ВВП.
Объявленный в середине 1991 г. правительством, в котором нынешний премьер-министр Индии Манмохан Сингх занимал пост министра финансов, пакет реформ не менял принципиальных основ действовавшей в Индии социально-экономической модели. Сохранялись приоритеты роста на основе перспективного планирования с опорой на внутренние ресурсы, взаимодействие государственного и частного секторов.
Новизна подхода, отвечавшего в первую очередь интересам частного предпринимательства, стала отмена в 25-ти отраслях промышленности системы лицензий, которые были сохранены только в атомной энергетике, космической промышленности, связи, важных с точки зрения национальной безопасности. Индийские СМИ широко одобрили эту меру, назвав ее «концом царства лицензий». Был отменен контроль государства над ценами и признана необходимость сокращения масштабов госсобственности путем ее приватизации, продажи активов и коммерциализации предприятий госсектора. Продолжилось снижение пошлин на импортируемые товары, в первую очередь промышленного назначения. Начала подниматься доля товарного экспорта в ВВП, что начало менять позицию Индии в глобализирующемся мире.
Иностранные инвестиции были разрешены в большинстве отраслей экономики Индии, особенно в промышленности. Это была необходимая мера для углубления индустриализации на базе новых технологий, современных методов организации труда через кооперацию с зарубежными компаниями. Разрешался их доступ в предприятия госсектора, требовавшие реконструкции. Доля возможного иностранного участия в местных компаниях в большинстве отраслей была поднята с 40% до 100%. Лимит иностранного участия (не более 24%) сохраняется для мелких производств. Приток иностранного частного капитала в виде прямых и портфельных инвестиций в размере 17,1 млрд. долл. с 1992 г. по 2006 г. был выше прежних показателей, но абсолютно не отвечал потребностям страны. В мировых рейтингах условий для бизнеса Индия по основным показателям занимает места во второй сотне. Надежды правительства Индии на существенный приток капитала извне, в среднем по 30 млрд. долл. в год в ходе 11-го пятилетнего плана, вряд ли могут быть реализованы в условиях кризиса.
Несмотря на ограниченность притока внешних финансовых ресурсов по сравнению с потребностями экономики Индии, они были использованы, в том числе для изменения номенклатуры экспорта. К концу 1990-х годов лидирующей статьей индийского экспорта стало программное обеспечение. Показательны его направления: США - 63%, Европа - 26%, Япония - 7% и т.д. Создание аутсорсинговых и венчурных предприятий с ориентацией на экспортную продукцию поощряется как центральным правительством Индии, так и на уровне штатов. Их успех во многом связан с низкой оплатой труда - индийский программист с опытом работы зарабатывает 8 тыс. долл. в год, аналогичный работник в США и Европе - от 50 до 70 тыс. долл.
США возглавляют десятку стран - основных покупателей индийских товаров, за ними следуют Китай, ОАЕ, Сингапур. В импорте Индии порядок основных поставщиков несколько меняется - Китай, США, Сингапур, Германия. Обращает внимание быстро нарастающая активизация торговых отношений с Китаем10. Россия не представлена среди ведущих торговых партнеров Индии. Дефицит внешней торговли растет. Расходы на импорт почти вдвое превышают поступления от экспорта.
Показателем новых настроений в обществе, возросшего доверия к национальным компаниям, а главное, готовности части населения к деловому риску, стал успех IPO. В 1998 г их размещение составило 5 млрд. долл., в 2001 г. - 12 млрд., а в 2007 г. достигло уже 48 млрд. долл. Подписка на акции проходила при ажиотажном спросе, причем особо отмечалось активное участие женщин (так называемые sari investors). Кризис привел к сокращению числа IPO в 2008-2009 гг., но в октябре 2010 г. с большим успехом прошла подписка на акции государственной угольной компании «Coal India», на долю которой приходится 80% производства всей отрасли (при численности занятых в 400 тыс. чел.).
Проведенные в начале 90-х годов прошлого века реформы не были чрезвычайными. Они продолжали предшествующий курс на основе осознания изменений внешних и внутренних условий. Реформы осуществлялись в рамках все той же смешанной экономики, усиливая рыночные механизмы, действию которых мешал избыточный контроль государства и его разросшаяся неэффективная собственность. Постепенность этих мер и определенная подготовленность к ним в обществе позволили избежать стресса реформ. Результатом их проведения стало повышение среднегодового роста ВВП, хотя этот показатель не был устойчив. Слабым звеном оставался аграрный сектор.
Для понимания хозяйственной эволюции экономики Индии важно оценить политику правительства, выходящую за рамки сугубо экономических решений. Ее эффекты реализовывались с временным лагом, но оказали в долгосрочном периоде существенное положительное воздействие на развитие страны.
Правительство Индии избежало соблазна жесткими мерами ограничить рождаемость, которые поддерживали в 60-70 годы прошлого века многие международные организации. Попытки правительства И. Ганди начать подобную компанию, вплоть до принудительной стерилизации, встретили со стороны общества активное сопротивление и были прекращены. В силу закономерностей индустриализации годовой прирост населения постепенно снизился с 2,1% в 1990 г. до 1,4% в 2008 г, и, по оценкам, к 2020 г. сократится до 1,1%. Но с учетом накопленной безработицы проблема продуктивной занятости многомиллионной молодой рабочей силы остается. Для ее решения правительство Индии делает ставку на расширение образования, особенно технического, доступ к нему бедных слоев населения, направление всегда присутствующее в пятилетних планах страны. Увеличение числа высших учебных заведений особенно заметно в годы десятого пятилетнего плана, когда выросли финансовые возможности правительства. С 2002 по 2007 гг. число университетов возросло с 201 до 378, колледжей - с 2342 до 18 064, а численность студентов увеличилась с 7,5 млн. до 14 млн.
В 11-м пятилетнем плане по сравнению с предыдущим доля ассигнований на образование была поднята с 7,6% до 19,2% и стала самой крупной статьей расходов. Предполагается к 2012 г. увеличить число студентов до 21 млн.Технические ВУЗы страны выпускают примерно 300 тыс. чел. в год, и внутренний спрос на них растет. Спрос на образование в обществе увеличивается, в том числе потому, что это основная возможность социального лифта для молодого поколения, выходцев из низов. Правительство считает задачей на перспективу обеспечить доступ к высшему образованию всем желающим, независимо от их материального положения, видя в том возможность снижения социального и экономического неравенства. Новой тенденцией стало участие местного крупного капитала в создании университетов. Не исключен вариант, что неудовлетворенность оплатой и условиями труда усилят выезд подготовленных кадров за рубеж, особенно в случае стабилизации мировой экономики.
Успехи аутсоринга показали преимущества знания английского языка в получении работы, карьерном росте - как в стране, так и особенно за рубежом для студенчества, технических кадров и бизнесменов. Надо отдать должное правительству Индии за его взвешенную эмиграционную политику. Лидеры многих развивающихся стран в 60-70-е годы ХХ в. рассматривали выезд своих граждан за рубеж как «утечку мозгов» и в разной степени его ограничивали.
Правительство Индии предпочитало сохранять контакты с эмигрантами, особенно специалистами, приглашая их для чтения лекций, обмена опытом. Периодически на высоком официальном уровне в Индии проводятся встречи с представителями диаспор из разных стран. Одним из результатов стало возвращение в страну в последние годы многих бывших эмигрантов, получивших за рубежом образование, навыки работы в современных компаниях, финансовые ресурсы. Привлеченные подъемом индийской экономики, открывшимися перспективами, они вкладывают средства и знания в организацию новых предприятий (start-ups). Их расселение вокруг Дели, Мумбая, Шенная стали кластерами современного среднего класса.
Другая сторона эмиграции - переводы от заграничной индийской диаспоры, достигшей 25 млн. чел., со значительной прослойкой высокооплачиваемых специалистов. Индия заняла одно из первых мест среди развивающихся стран по масштабам получаемых средств (21 млрд. долл. в 2008 г., 25 млрд. - в 2009 г.). Они в основном расходуются получателями на текущее потребление, но постепенно растет доля вложений в экономику, особенно в малые предприятия. Заслуживает внимания, что правительство Индии не увлекается грандиозными проектами, так называемыми «белыми слонами», проведением пафосных спортивных и иных мероприятий, рассчитанных на внешний эффект. Это особенно заметно в политике М. Сингха. Исключением впервые за последние 30 лет стали Игры Содружества, прошедшие в октябре 2010 г. с большими накладками. Осторожная политика правительства Индии, чувство меры, своего рода рыночная «обучаемость» способствовали не только количественному росту экономических показателей, но и создали качественные предпосылки, обозначившие процесс развития в современных формах.
Успехом реформ стали финансовые операции индийского крупного бизнеса за рубежом, активно развернувшиеся в первом десятилетии ХХI в., что стало знаком изменившегося экономического статуса страны. «Встречайте новых парней», - так лондонский Economist характеризовал ситуацию в мирохозяйственных связях. В начале 2007 г. индийские компании объявили, что за последние несколько лет ими проведено 234 сделки слияний и поглощений на мировом рынке общей стоимостью 72 млрд. долл.15 Особой активностью отличается известный конгломерат Тата. Признанием его позиций стало включение в 2009 г. в листинг Нью-Йоркской фондовой биржи. Созданная в конце 2007 г. Tata Communications Ltd. концентрируется на Интернет-услугах. Группа Арселор-Миттал вышла на первое место в мире по объему выплавки стали. На мировом рынке пользуется успехом продукция индийской фармацевтической Ranboxy Laboratories Ltd., производителя дженериков. Наконец, Индия вошла в первую 20-ку промышленно развитых стран.
Вопросы и задания для самопроверки
1. Как произошло государственное размежевание в Южной Азии? В каком международном положении оказался регион?
2. Какие причины заставили Великобританию освободить Индию? (Письменно).
3. Выпишите, в виде списка, основные положения «Курса Неру». Сравните и укажите разницу между индийским и японским путями экономического развития.
4. Выпишите географические названия основных спорных территории между Индией и Пакистаном.
5. Нарисуйте на контурной карте, используя интернет ресурсы, районы проживания самых крупных индийских этносов.
6. Укажите основные тенденции современного политического и экономического развития Индии.
7. Ответьте на вопросы теста.
1.Что лежало в основе разделения Индии и Пакистана? А.Политические противоречия Б.Религиозные расхождения В.Территориальные споры |
2.Первым главой свободной Индии стал деятель национально-освободительного движения А.Джавахарлал Неру Б.Лиакат Али Хан В.Аун Сан Г.Сукарно |
3.Индо-пакистанский конфликт разгорелся из-за территории А.Кашмира Б.Тибета В.Карабаха Г.Бенгалии |
4.Колонией какого государства была Индия до ее освобождения? А.США Б.Франция В.Великобритания Г.Португалии |
5.Основной тенденцией индийской экономики после обретения независимости было А.Построение рыночной экономики по западному образцу Б.Создание командно-административной экономики по примеру СССР В.Постепенное увеличение государственного сектора в основных отраслях экономики Г.Появление крупных монополий в экономике |
6 Индии два государственных языка: А.Английский и Урду Б.Французский и Панджаби В.Хинди и Английский Г.Английский и Французский |
7.К какой касте принадлежал лидер национально-освободительного движения Индии Джавахарлал Неру? А.Неприкасаемые Б.Шудры В.Брахманы |
Тема: 2.7. Советская концепция «нового политического мышления»
9.Занятие № 14 Распад «социалистического лагеря»
1. Перестройка в СССР и ее воздействие на социально-экономическое и политическое положение государств Восточной Европы.
2. Кризис коммунистических режимов и распад «социалистического лагеря», причины. Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х начала 1990-х гг. От «обновления социализма» к «строительству капитализма.
3. Роспуск ОВД.
4. Распад СССР и конец «холодной войны».
5. Вопросы и задания для самопроверки.