Актуальные цели и задачи модернизации современной системы образования.
Модернизация образования – это политическая и общегосударствен-ная, общественная и общенациональная задача, она не должна и не может осуществляться как ведомственный проект.
Цель модернизации образования состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI века, социальным и экономическим потребностям развития страны, запросам личности, общества, государства.
Образовательная политика Казахстана, отражая общенациональные интересы в сфере образования и предъявляя их мировому сообществу, учитывает вместе с тем общие тенденции мирового развития, обусловловливающие необходимость модернизации в системе образования:
ü ускорение темпов развития общества, расширение возможностей политического социального выбора;
ü переход к постиндустриальному, информационному обществу, значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем особую важность приобретают формы коммуникабельности толерантности;
ü возникновение и рост глобальных проблем, которые могут быть решены лишь в результате сотрудничества в рамках международного сообщества, что требует формирования современного мышления у молодого поколения;
ü динамичное развитие экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости, определяющие постоянную потребность в повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их мобильности;
ü возрастание роли человеческого капитала; человеческий фактор становится главным в определении будущего страны в новом тысячелетии.
К решению вопросов повышения качества образования важно подходить с научных позиций, то есть педагогическая наука Казахстана должна быть сфокусирована на системном исследовании актуальных проблем образования, решение которых будет способствовать успешной реализации образовательной политики государства, широко внедряя достижения мировой педагогической науки.
Качество образования сегодня рассматривается с позиции его социального измерения. Это означает, что поиск ответов на возникающие проблемы должен учитывать такие аспекты, как:
- во-первых, объединение усилий всех социальных подструктур общества. Здесь речь идет о реальном и эффективном взаимодействии государства, родительской и педагогической общественности, работодателей, различных общественных организаций, при этом ключевые позиции должны занимать интересы обучающихся;
- во-вторых, интеграция отечественного опыта обучения с лучшей практикой зарубежных стран. При этом в стремлении соответствовать международным стандартам важно сохранять национальный контент образования;
- в-третьих, формирование полиязычной и поликультурной образовательной среды. Эффективность такой среды может быть обеспечена за счет сохранения преемственности обучения языкам в системе «детский сад – школа – колледж – вуз» на основе уровневой модели обучения языкам;
- в-четвертых, устранение явного разрыва между уровнем образования сельских и городских школьников. К сожалению, немногие выпускники сельской школы могут выдержать конкурсный отбор в вузы, получить высшее образование в лучших отечественных и зарубежных вузах, в связи с этим региональное развитие будет сложно обеспечить соответствующими кадрами;
- в-пятых, создание адаптивной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Такая среда необходима для того, чтобы они могли получать образование наравне со своими сверстниками. Здесь следует воспитывать толерантность у детей, а также вести системную разъяснительную работу среди родительской общественности;
Качество образования всегда определяется результатами обучения. Модернизация образования в этом смысле предполагает новое понимание результат ориентированного обучения. Оно связано, прежде всего, с планированием и измерением не только знаний, умений, но и компетенций.
Так, в результатах обучения особое значение следует придавать:
- коммуникативным компетенциям для ориентации в сложной информационной, межкультурной сфере;
- гражданским компетенциям для правовых, полиэтнических и конфессиональных отношений;
- личностным компетенциям для успешной самореализации в интегрированной образовательной и профессиональной среде, а также в постоянно и динамично меняющемся социальном пространстве в целом.
83. Программа «Нұрлы көш» и возвращение соотечественников на историческую родину.
Государственная миграционная политика в нашей стране, в целом, направлена на улучшение обеспечения экономики в трудовых ресурсах, повышение мобильности трудовых ресурсов и стимулирование возвращения на историческую родину соотечественников. Особое место в миграционной политике занимает регулирование этнической миграции.
К настоящему времени в страну вернулись более 687 тысяч соотечественников, из них более половины – в трудоспособном возрасте. На переселение на историческую родину, адаптацию и интеграцию оралманов каждый год выделяется около 11 миллиардов тенге.
В перспективе этническая миграция может увеличиться. По различным оценкам, в странах зарубежья проживают от 3,5 до 4,5 миллиона казахов. Абсолютное большинство из них живут в государствах, граничащих с Казахстаном. Так, в Узбекистане проживают более одного миллиона, в Китае – 1,4 миллиона, в России – 800 тысяч, около 40 тысяч – в Туркменистане и Монголии.
Однако в организации переселения и интеграции этнических мигрантов в новые общественные условия имеются определенные проблемы. Расселение оралманов происходит неравномерно, нередко наблюдается вторичная миграция. В настоящее время около шестидесяти процентов переселенцев проживают в регионах с достаточно напряжённым рынком труда – в Южно-Казахстанской, Мангыстауской, Алматинской и Жамбылской областях, что не всегда соответствует государственной политике распределения трудовых ресурсов. Низок уровень занятости оралманов, их обеспеченность собственным жильем.
В связи с этим, по поручению Главы государства, разработана программа «Нұрлы көш», утвержденная Постановлением Правительства от 2 декабря 2008 года. Целью Программы является осуществляемое на добровольной основе рациональное расселение и содействие в занятости и обустройстве этническим казахам, бывшим гражданам страны, пожелавшим вернуться в Казахстан, и внутренним мигрантам - в интересах демографического и социально-экономического развития регионов и реализации потенциала участников.
За три года предстоит принять более 60 тысяч семей мигрантов. Около половины из них предполагается направить в регионы, относящиеся к Северной оси территориального развития, что связано со значительным спросом на трудовые ресурсы для реализации важнейших прорывных проектов, обеспечивающих продовольственную безопасность. Примерно треть участников будет расселена в регионах, относящихся к Южной оси территориального развития, и оставшаяся часть – в областях Центральной оси.
Организация расселения поставлена в прямую зависимость от возможностей продуктивной занятости в промышленности, сельскохозяйственном производстве, в организациях бюджетной сферы или в оказании социальных услуг. Социальная поддержка участников Проекта и условия кредитования дифференцированы по составу участников, зонам расселения и выбору варианта решения жилищного вопроса – компактное расселение, покупка жилья или индивидуальное строительство.
При этом для оралманов сохраняется предусмотренная действующим законодательством социальная поддержка и предоставляется кредит на жилищное обустройство. Для других участников Проекта – на тех же условиях, что и оралманам, будет предоставляться ипотечный кредит.
Особое значение отводится строительству компактных поселений. Всего планируется построить 11 компактных поселений с числом проживающих не менее трехсот семей в каждом. При этом будет использован опыт строительства типовых поселений с непосредственным участием переселенцев. В компактных поселениях и в местах общего проживания участников Программы предусматривается строительство соответствующих объектов инфраструктуры. Предполагается построить 23 детских сада, 9 школ, проложить 334 километра дорог, ввести в строй около 400 километров водопроводных линий и 299,1 километра электрических сетей.
Большое внимание уделяется вопросам адаптации и интеграции оралманов. В прошлом году начали свою работу центры адаптации и интеграции оралманов в городах Караганда, Шымкент и селе Аксукент Южно-Казахстанской области. Начато строительство типового центра адаптации в городе Актау. На 2009-2010 годы запланировано строительство аналогичных центров в Костанайской, Восточно-Казахстанской и Акмолинской областях.
Реализуемые в центрах программы адаптации предусматривают консультирование по правовым вопросам, обучение государственному языку и - по желанию – русскому языку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Для оказания помощи переселенцам при областных акиматах под руководством заместителей акимов созданы Советы оралманов, которые занимаются изучением и решением их проблем в новых условиях проживания.
Обеспечение жильем оралманов не во всех регионах происходит успешно. Незадолго до нового года сообщалось о том, что оралманы в городе Каратау Жамбылской области, за собственные деньги отремонтировав предоставленные им акиматом квартиры в пустующих домах, не могут их приватизировать. Кроме того, здесь не отремонтированы инженерные коммуникации, что делает невозможным проживание в квартирах в зимнее время. Сообщается также о жалобах на работу центров адаптации и интеграции оралманов, в частности, карагандинского.
В целом же, адаптация этнических казахов из зарубежья проходит успешно, многие из них занимаются бизнесом, молодежь поступает в колледжи и вузы. Для оралманов организованы подготовительные факультеты при некоторых университетах.
Для ускорения решения вопросов обустройства оралманов в 2008 году было принято решение направить на строительство жилья по программе «Нұрлы көш» 6,3 миллиарда тенге из 15 миллиардов, ранее предназначавшихся для увеличения капиталов социально-предпринимательских корпораций.
В каждом регионе, где предусмотрено расселение оралманов, разрабатываются и утверждаются свои программы «Нұрлы көш», в которых конкретизируются мероприятия по обустройству приезжающих оралманов.