В) Реформы Парижской коммуны
Давайте запишем тему урока.
1. Тема состоит из двух частей.
Какие цели вы бы поставили по первой части темы урока?
(причины войны, дата, события, итоги)
Какие цели вы бы поставили по второй части темы урока?
(Что такое Парижская коммуна?)
2. Актуализация знаний.
Из курса обществознания вспомните, какие существуют пути решения конфликтов. На карте Европы во второй половине XIX века можно выделить два крупных государства, которые хотели решить противоречия путем войны. Это Франция и Северогерманский союз. Такая ситуация привела к франко-прусской войне.
Давайте повторим,
- Какие цели преследовала политика Наполеона?
- Подумайте, какой политический вопрос стал главным в жизни немецкого общества в первой половине XIX века.
- Как вы считаете, почему Наполеон III стремился к войне? Для чего Германии нужна была война?
3. Новая тема.
I. Франко-прусская война. 1870-1871гг
Работаем по схеме изучения войны, которую мы с вами уже знаем
А) Дата, причины.
Давайте определим причины войны?(слайд 2 )
Б) Повод.
Сообщение учителя: Летом 1870 года между французским императором и Бисмарком возник спор из-за того, кому из их ставленников достанется испанская корона. Предложение занять испанский трон получил родственник Вильгельма I, против выступило французское правительство. Вильгельм I был настроен миролюбиво, но Бисмарка это не устраивало. И когда германский король послал Наполеону III телеграмму, Бисмарк ее перехватил и исправил текст, добавив оскорбительные факты. Телеграмма была передана для опубликования в газеты. Французы восприняли это сообщение как оскорбление. И объявили 19 июля 1870 года Пруссии войну
В) Готовность к войне.
Работа с презентацией: анализ данных на слайде. Сделайте выводы о готовности обоих государств к войне(слайд 3 )
Г) Основные события.
Первые же сражения обернулись для Франции горечью поражения. Пруссия начала наступательную войну, а Франция вынуждена была обороняться. Настоящая катастрофа произошла 1 сентября 1870 гпри Седане. Французы проиграли сражение, и остатки армии укрылись в крепости Седан. Немцы заняли все высоты вокруг Седана, их артиллерия громила окруженные войска. Французские войска сражались мужественно, но пробраться не смогли. 2 сентября 1870 г НаполеонIII приказал поднять белый флаг. Вторая империя во Франции перестала существовать.
К концу года прусским войскам удалось продвинуться вглубь Франции, взять крепость Мец и полностью блокировать Париж.
10 мая 1871 года подписан мирный договор: Эльзас и Лотарингия передавались Германии (из курса географии вспомните какими полезными ископаемыми богаты данные области?), Франция должна была выплатить контрибуцию – 5 млрд франков . 18 января 1871 года Германия объявила себя империей.
Д) Итоги войны, причины поражения французов.
Итак, каковы же итоги войны? Почему началась эта война и какие цели преследовала? Посмотрим вперед и подумаем, почему в начале 20 века в мире возникла предвоенная ситуация, приведшая к 1 мировой войне?
II. Парижская коммуна.
Война закончилась. Но столица Франции (какая?) находилась в германской осаде. Осажденный Париж был в очень тяжелом положении. Не было продуктов, народ голодал. Резко увеличилась смертность. Торговцы прятали продовольствие, рабочие голодали. Хлебный паёк был сокращен до 30 граммов в сутки. Но и за этим крошечным кусочком хлеба женщинам и детям приходилось стоять в очередях у булочных с 5 часов утра, цены на продукты баснословно выросли: 300-400 граммов собачьего или кошачьего мяса продавалось по 5 франков, одна луковица стоила 50 франков. Топлива не было – рубили деревья на бульварах. Бомбардировки немцев производили большие разрушения в городе, многие лишились жилья. Вследствие закрытия многих предприятий (40 000) в осаждённом Париже выросли безработица и нищета. На руках у парижан осталось большое число оружия.
18 марта 1871 года весь город оказался в руках восставших парижан.
- Как вы думаете, почему восстали парижане?
Был сформирован народный орган власти.
Парижская коммуна – это орган власти, который был образован в ходе восстания в Париже, управлял столицей Франции 72 дня.
Определите состав коммуны – стр. 162 учебника.
В) Реформы Парижской коммуны
Познакомьтесь с мероприятиями Парижской коммуны. Оцените их с точки зрения необходимости. Какие из реформ вы, на месте коммунаров, приняли бы, а какие реформы вы бы не стали проводить? (стр. 162-163)
Обсуждение задания.
Но на проведение реформ не было ни времени, ни денег.
Г) Итоги Коммуны.
В конце мая версальские войска ворвались в Париж. Еще неделя шла жестоких баррикадных боев. До последней капли крови, с боем отстаивая каждый квартал, сражались героические защитники Коммуны. Особенно упорным было сражение на кладбище Пер-Лашез, где расстреляли последних защитников коммуны. После этого начался террор. Коммунары умирали, как подобает героям. Их сотнями расстреливали без суда, по выбору офицеров. И тут же зарывали во дворах, часто еще живыми.
Когда 30 тысяч коммунаров были расстреляны, вспомнили о судах. 50 тысяч брошены в тюрьмы и сосланы на каторгу. Среди арестованных было 650 детей. Статистика расстрелянных детей не сохранилась.
4. Закрепление.
Демонстрация слайд-шоу «Парижская коммуна» (Гимн всех революционеров – Интернационал, автор Эжен Потье, написал в последние дни Коммуны).
Задание:Во время слайд-шоу, сформулируйте свою позицию: Коммуна – это бунт или подвиг? Свою точку зрения аргументируйте.
Итак, 1) что же такое Парижская коммуна?
2) Почему возник этот орган власти?
3) Дайте оценку деятельности Парижской коммуны?
5. Подведение итогов.
Могла ли Коммуна победить? Скорее всего, нет, находясь между двумя армиями – французской и немецкой – неминуемо должна погибнуть. Франция, на что надеялись коммунары, не пришла на помощь. Недоставало оружия, продовольствия, медикаментов. По мере приближения конца, таяли ряды самой Национальной гвардии, под конец осталась горстка борцов. Но что осталось от Коммуны – это ее опыт. И он был хорошо использован большевиками в борьбе за власть в октябре 1917 г в России. Парижская коммуна еще раз показала необходимость политического компромисса между правительством и народом.
Выводы: Итак, в 1870г в мире возникла предвоенная ситуация, вызванная политическими и экономическими противоречиями. И Франция, и Пруссия желали господства в Европе. И ни одна из стран не желала идти на компромисс. Так возникли предпосылки для военного столкновения. Франция проиграла, и её столица Париж испытала на себе все «прелести» осадного положения. И даже возникший вследствие этого орган народной власти – Парижская коммуна – не решил имеющихся внутренних противоречий в государстве. И Франция, и Германия стали готовится к решающей войне.
6. Домашнее задание
§18 изучить, стр. 165 – вопросы (устно).