Номинальная власть Реальная власть
Верховная власть (законодательная) | 1917–1936 гг. – Всероссийский (Всесоюзный) съезд Советов, ВЦИК 1937–1989 гг. – Верховный Совет СССР, Президиум ВС СССР | VII–XXVII съезды КП, пленумы ЦК, Политбюро (Президиум) ЦК РСДРП(б), РКП(б), КПСС | |||||
Центральная власть (исполнительная) | 1917–1936 гг. – СНК РСФСР (СССР). 1946–1990 гг. – СМ СССР | Члены Политбюро ЦК, секретари ЦК, Отделы ЦК КП и партийные комитеты в министерствах контролировали и направляли их работу | |||||
Местная власть | Местные Советы (республиканские, областные, районные, городские, сельские), их исполнительные комитеты | Работу Советов контролировали и направляли отделы соответствующих партийных комитетов и первые секретари | |||||
Судебная власть | Народные суды, трибуналы, «тройки» и др. | Контролировались местными партийными комитетами. В «тройки» входили первые секретари соответствующих партийных комитетов | |||||
Силовые структуры | РККА, РККФ, ВС СССР, ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ, милиция | Контролировались отделами ЦК КП, лично высшими руководителями КП, партийными организациями в этих структурах | |||||
Общественные организации | Профессиональные союзы, ВЛКСМ, творческие, научные, спортивные и другие организации. Совет по делам религий | Контролировались отделами ЦК КП, партийными организациями в этих структурах, религиозные организации контролировались НКВД-КГБ | |||||
Комментарии
На V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г. была утверждена Конституция РСФСР, по которой вся власть в республике принадлежала Советам, чья задача заключалась в установлении диктатуры пролетариата и беднейшего крестьянства.
Под диктатурой пролетариата подразумевался государственный аппарат, формированный из рабочих и осуществляющий социалистические преобразования. На деле началось формирование системы, в которой государство контролировалось одной партией. Потребности удержания власти в крестьянской стране вынудили большевиков ограничить советскую демократию. Принцип «полновластия Советов» уступил место полновластию партии большевиков. Советы быстро превращались в органы однопартийной диктатуры.
Милитаризация всей общественной жизни в годы Гражданской войны обусловила милитаризацию и внутрипартийной жизни. В самой партии большевиков власть сконцентрировалась в руках узкой группы членов ЦК – «вождей». К концу Гражданской войны все элементы политической системы России были подчинены одной партии.
Принцип новой российской государственности – «полновластие Советов» – оказался нереализованным и на практике выродился в «коммунодержавие». В случае невыполнения решений Коммунистической партии выборы в Советы объявлялись недействительными, непослушные Советы распускались, а работники арестовывались ЧК.
Коммунистическая партия строилась по территориально-производственному принципу. Это означало, что параллельно с вертикалью советских органов была создана соответствующая вертикаль комитетов Коммунистической партии. Партийные ячейки (организации) создавались на каждом заводе, фабрике, в совхозе, колхозе или кооперативе, в вузах, научных институтах, в воинских частях и т. д. Для создания партийной организации было достаточно трех человек. Все партийные организации, где бы они ни находились и чем бы ни занимались, те или иные структурные подразделения в народном хозяйстве или сфере культуры были обязаны проводить единую партийную линию, безоговорочно выполнять указания вышестоящих партийных органов.
Уже сложившуюся практику закрепила статья 126 Конституции СССР 1936 г., которая определяла организации ВКП(б) как ядро всех государственных органов и общественных объединений. В Конституции СССР 1977 г. это положение составило содержание статьи 6.
Экономическое развитие
в послевоенный период (1945–1960 гг.)
Комментарии
Люди, прошедшие войну, посмотревшие Европу, надеялись на перемены. Многие ожидали ослабления диктата сверху, роспуска колхозов, свободного общения с населением стран-союзниц, улучшения материального положения. Но политическое руководство считало, что советская система выдержала испытание на прочность и не нуждается в каких-то серьезных реформах.
В экономической сфере сохранилась жесткая централизация, административно-командный стиль руководства. Усилилась ответственность директорского корпуса за результаты производственной деятельности, а соответственно расширились и полномочия начальников всех рангов в отношении подчиненных. Восстановление народного хозяйства осложнялось большими потерями населения, особенно мужского, огромными масштабами разрушений, необходимостью направлять огромные средства на создание атомного оружия и поддержание обороноспособности. В то же время пострадавшим территориям помогали нарастившие свой потенциал восточные районы. Использовались скоростные методы работы, освоенные в годы войны. В восстановлении использовался труд военнопленных, а также трофейное оборудование, полученное в порядке репараций.
Колхозная система восстанавливалась в прежнем виде, внедрялась в Прибалтике, на территории Западной Украины и Западной Белоруссии. Продолжалась перекачка средств из сельского хозяйства в другие сектора экономики. Личные хозяйства колхозников облагались чрезмерными налогами.
Героическим трудом одного и того же поколения советских людей в годы четвертой пятилетки (1946–1950) народное хозяйство было восстановлено и, по официальным данным, были превзойдены многие показатели 1940 г. В 1949 г. в СССР была испытана атомная бомба.
В социальном, материально-бытовом отношении жизнь большинства советских людей, особенно крестьян, оставалась тяжелой. Были восстановлены отпуска, обычные выходные, но трудовой режим оставался жестким. Отмена карточной системы имела своим источником усиление налогового пресса на деревню. Снижение цен приводило ситуацию к довоенному уровню. С помощью денежной реформы у населения были изъяты значительные денежные средства. Жилье строилось медленно. Сохранялось привилегированное положение номенклатуры.
Смерть Сталина 5 марта 1953 г. значительная часть населения встретила с опасением «как бы не было хуже».