Зависимость между видами инвестиций и уровнем риска
Инвестиционный климат включает объективные возможности страны или региона (инвестиционный потенциал), условия деятельности инвестора (инвестиционный риск) и инвестиционное законодательство – как основополагающую правовую базу ведения инвестиционной деятельности на федеральном и региональном уровнях.
Инвестиционный потенциал – (инвестиционная емкость территории) складывается как сумма объективных предпосылок для инвестиций, зависящая как от наличия и разнообразия сфер и объектов инвестирования, так и от их экономического "здоровья" территории.
Инвестиционный потенциал включает в себя:
- Ресурсно-сырьевой потенциал;
- Производственный потенциал;
- Потребительский потенциал;
- Инфраструктурный потенциал;
- Трудовой потенциал;
- Институциональный потенциал;
- Финансовый потенциал;
- Инновационный потенциал.
Инвестиционный риск характеризует вероятность потери инвестиций и дохода от них, неполучения от них полной отдачи, обесценивания вложений. Он показывает, почему не следует (или следует) инвестировать в данное предприятие, отрасль, регион или страну. Риск как бы суммирует правила игры на инвестиционном рынке.
Оценка инвестиционного риска для вложений в конкретный регион осуществляется на основе учета следующих групп показателей:
- экономического риска (степень экономического спада, тенденции в формировании регионального валового продукта и.т.д);
- социального риска (уровень социальной напряженности в регионе);
- политического риска (степень приверженности властей рыночным преобразованиям, синхронность их действий по созданию благоприятного инвестиционного климата и их способность защитить интересы инвестора от любых административных барьеров);
- финансового (степень сбалансированности регионального бюджета и финансов предприятий);
- законодательного риска (юридические условия инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства);
- экологического риска (степень напряженности экологической ситуации в регионе, деградации природной среды, решения по развитию природоохранных мероприятий);
- криминального риска (уровень преступности, размеры теневой экономики, оценка вовлеченности криминальных кругов в легальную экономику).
Законодательство влияет не только на степень инвестиционного риска, но и регулирует возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли, порядок использования отдельных факторов производства - составляющих инвестиционного потенциала региона.
Инвестиционная привлекательность региона представляет собой объективные предпосылки для инвестирования и количественно выражается в объеме капитальных вложений, которые могут быть привлечены в регион исходя из присущих ему инвестиционного потенциала и уровня некоммерческих инвестиционных рисков. В соответствии с этим все российские регионы рассматриваются в плоскости потенциал-риск. Уровень инвестиционной привлекательности выступает при этом как интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска.
Уровень инвестиционной привлекательности территории характеризует интегральный показатель, суммирующий разнонаправленное влияние показателей инвестиционного потенциала и инвестиционного риска. В соответствии с этим все российские регионы рассматриваются в плоскости потенциал-риск.
В качестве исходной информации для составления рейтингов инвестиционной привлекательности регионов используются статистические данные по развитию регионов, законодательные акты, имеющие отношение к регулированию инвестиционной деятельности, результаты региональных исследований и опросов, а также публикации в печати.
Наиболее распространенным методом, применяющимся в оценке инвестиционной привлекательности регионов является ранжирование регионов.
Каждому региону присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. На основе как рейтингов, так и абсолютных значений показателей составляться группировки. В этом случае каждый регион относится к определенному классу (типу) объектов, выделенному экспертами по сочетанию условий инвестирования и уровню предпочтительности для инвестора.
При составлении практически всех рейтингов в той или иной степени используются экспертные оценки.
В общем виде составление рейтинга включает следующие этапы:
1.Выбирается и обосновывается набор показателей, наиболее точно, по мнению экспертов, отражающий состояние инвестиционного климата региона.
2.Каждому показателю или группе однородных показателей присваиваются весовые коэффициенты, соответствующие их вкладу в инвестиционную привлекательность региона.
3.Рассчитывается интегральная оценка инвестиционной привлекательности для каждого региона.
В настоящее время в России отсутствует своя система оценки инвестиционного климата и ее отдельных регионов. Иностранные инвесторы учитывают оценки многочисленных фирм, регулярно отслеживающих инвестиционный климат во многих странах мира, в т.ч. и в России.
Ряд ведущих зарубежных и отечественных экономических изданий и крупных консалтинговых компаний собирают информацию о состоянии национальных и региональных инвестиционных комплексов, на основе которой составляются рейтинги инвестиционной привлекательности национальных экономик и регионов.
К сведению: рейтинг субъектов РФ по уровню инвестиционной привлекательности в 2014 году.
Регион | Дата присвоения / подтверждения | Изменение рейтинга |
Группа IC1 (высокая инвестиционная привлекательность - первый уровень) | ||
Москва | 10.12.2014 | подтвержден |
Санкт-Петербург | 10.12.2014 | повышен |
Группа IC2 (высокая инвестиционная привлекательность - второй уровень) | ||
Белгородская область | 10.12.2014 | подтвержден |
Краснодарский край | 10.12.2014 | повышен |
Ленинградская область | 10.12.2014 | повышен |
Московская область | 10.12.2014 | подтвержден |
Группа IC3 (высокая инвестиционная привлекательность - третий уровень) | ||
Калининградская область | 10.12.2014 | подтвержден |
Калужская область | 10.12.2014 | подтвержден |
Магаданская область | 10.12.2014 | подтвержден |
Группа IC4 (средняя инвестиционная привлекательность - первый уровень) | ||
Амурская область | 10.12.2014 | подтвержден |
Воронежская область | 10.12.2014 | подтвержден |
Камчатский край | 10.12.2014 | понижен |
Группа IC5 (средняя инвестиционная привлекательность - второй уровень) | ||
Архангельская область (с учетом НАО) | 10.12.2014 | понижен |
Владимирская область | 10.12.2014 | подтвержден |
Иркутская область | 10.12.2014 | подтвержден |
Группа IC6 (средняя инвестиционная привлекательность - третий уровень) | ||
Астраханская область | 10.12.2014 | понижен |
Волгоградская область | 10.12.2014 | понижен |
Вологодская область | 10.12.2014 | подтвержден |
Еврейская автономная область | 10.12.2014 | повышен |
18. Свободные экономические зоны: понятие, виды.
Теория – Национальная экономика Нуреев
19. Особые экономические зоны в РФ: понятие, виды.
Согласно, Федеральному закону от 22.07.2005 №116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», особая экономическая зона - часть территории Российской Федерации, которая определяется Правительством Российской Федерации и на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а также может применяться таможенная процедура свободной таможенной зоны.
Особые экономические зоны создаются в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.
Создание ОЭЗ в РФ на современном этапе должно обеспечить:
- Дополнительное привлечение как иностранных, так и отечественных инвестиций в обрабатывающие сектора промышленности;
- Стимулирование развития регионов, содействие в решении проблем выравнивания уровня их экономического развития;
- Развитием выравнивания уровня их экономического развития;
- Развитие высокотехнологичных отраслей промышленности и сферы услуг, содействие переводу российской экономики на инновационный путь развития;
- Создание новых рабочих мест.
На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:
1) промышленно-производственные особые экономические зоны;
2) технико-внедренческие особые экономические зоны;
3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;
4) портовые особые экономические зоны.
Технико-внедренческие ОЭЗ расположены в крупных российских научных центрах с высоким научно-техническим потенциалом.
Преимущества для инвесторов ОЭЗ:
- Доступ к быстро развивающемуся российскому рынку информационных технологий и НИОКР
- Высококвалифицированные специалисты
- Высокий потенциал сотрудничества с научными и исследовательскими центрами
- Бизнес-инкубаторы для стартап-проектов
Технико-внедренческие ОЭЗ:
1. г. Москва, «Зеленоград»
2. Московская область, «Дубна»
3. г. Санкт-Петербург
4. Томская область, «Томск»
5. Республика Татарстан, «Иннополис»
Промышленно-производственные ОЭЗ расположены в наиболее развитых с экономической точки зрения регионах России. Для них характерно преобладание промышленных предприятий, а также наличие разветвленной транспортной инфраструктуры, богатых природных ресурсов и квалифицированной рабочей силы.
Промышленно-производственные ОЭЗ:
1. г. Владивосток
2. Липецкая область, «Липецк»
3. Республика Татарстан, «Алабуга»
4. Самарская область, «Тольятти»
5. Свердловская область, «Титановая долина»
6. Псковская область, «Моглино»
7. Калужская область, «Людиново»
Туристско-рекреационные зоны расположены в наиболее живописных регионах с возможностями для развития пляжного, оздоровительного, приключенческого отдыха, экотуризма, экстремальных видов спорта.
Туристско-рекреационные зоны:
1. Республика Алтай, «Алтайская долина»
2. Республика Бурятия, «Байкальская гавань»
3. Алтайский край, «Бирюзовая Катунь»
4. Ставропольский край, «Гранд СпаЮца»
5. Иркутская область, «Ворота Байкала»
6. Приморский край, «Остров Русский»
7. Туристический кластер в СКФО, Краснодарском крае и Республике Адыгея
Портовые особые экономические зоны расположены в непосредственной близости к глобальным морским торговым путям и воздушным коридорам