Роль ООН в Сирийском конфликте
ООН, которая была создана в 1945 году с целью поддержание международного мира и безопасности, предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира, не оправдала себя.
Существующие конфликты нового столетия и их продолжительность ставит вопрос о несостоятельности ООН, как международной организации по поддержанию и сохранению Мира. Цветные революции, под лозунгами «демократии», стали обычными инструментами внешней политики отдельных стран по продвижению и отстаивание своих геополитических интересов вопреки международным нормам и в обход СБ ООН, что серьезно подорвало авторитет ООН.
Систематически нарушаются принципы Устава ООН, к примеру, Принцип невмешательство во внутренние дела государств.
ООН в Сирийском конфликте занимает пассивную позицию, отдавая инициативу США и РФ, которые пытаются, отстоят, прежде всего, свои геополитические интересы в регионе.
Попытки СБ ООН урегулировать конфликт в Сирии не обвенчались успехом. Принятые резолюции пока не дали нужных результатов. Сложности возникают на этапе исполнении принятых резолюций, где у ООН нет никаких рычагов давления на стороны.
План мирного урегулирования, также известный как план Аннана, предложенный в марте 2012 года и одобренный Советом безопасности ООН, провалился. План предполагал, что все стороны сирийского конфликта до 10 апреля прекратят боевые действия. Однако ни оппозиционеры, ни правительственные войска боевые операции не прекратили.
Единственная резолюция, которую можно считать успешной, это Резолюция 2118 в поддержку плана обезвреживания и ликвидации запасов химического оружия в Сирии [17].
В ноябре 2015 года в Вене во время проведения международных переговоров по Сирии был согласован план политического урегулирования вооруженного сирийского конфликта.
18 декабря 2015 года постоянными членами СБ ООН единогласно принят проект Резолюции № 2254 Мир в Сирии [18].
Резолюция предусматривает разработку новой конституции страны, проведение президентских выборов, которые должны состояться в течение 18 месяцев после начала процесса разработки конституции. В течение 6 месяцев необходимо создать «легитимное, инклюзивное и светское правительство», которое и займется подготовкой конституции. Кроме этого, в плане резолюции содержится дорожная карта по урегулированию гражданской войны в Сирии.
По результатам переговоров, которые начались 29 января 2016г. было достигнуто соглашение о прекращении военных действий в Сирии, при посредничестве России и США, которое официально вступило в силу с 00:00 часов по дамаскскому времени 27 февраля.
Однако установлений режим прекращения огня на всей территории Сирии с полуночи 27 февраля обеспечили соблюдение в установленные сроки только часть формирований «умеренной» оппозиции, около 20 формирований продолжали активные боевые действия. В результате с 27 февраля по 1 сентября 2016 г. зафиксировано 2 031 нарушение РПБД со стороны отрядов «умеренной» оппозиции, в результате которых погибли 3 532 военнослужащих и 12 800 гражданских лиц. Ранено 8 949 военнослужащих и 25 642 гражданских лиц [16].
Также РФ и США не могут согласовать между собой перечень формирований «умеренной» оппозиции. РФ и Сирия определили 47 таких формирований, а США 138 формирований «умеренной» оппозиции, из которых входят в состав ИГИЛ – 2, «Джабхат ан-Нусры» – 8.
Последние договоренности России и США по Сирии 12.09.2016 г. о режиме перемирия были сорваны в результате авианалета западной коалиции по правительственным войскам САР, где 62 солдата сирийской армии погибли. 19.09.2016 г. Б. Асад объявил о завершении режима прекращения огня и возобновлении наступления сирийской армии на Алеппо. Контроль над Алеппо позволяет контролировать весь север Сирии и территорию пограничную с Турцией, район проживания курдов, и территорию Северо-Западного Ирака. И для правительственных войск, и для их противников, и для Турции, Саудовской Аравии, США контроль над Алеппо — это ключ к контролю над территорией Сирии и близлежащих регионов.
Заключение
Решение сирийского кризиса, включая растущую проблему потока беженцев в Европу, должно быть найдено в Совбезе ООН, чьи попытки по урегулированию конфликта проваливаются из-за одностороннего навязывание США свою волю.
Продуктивность деятельности СБ ООН, в том числе по разрешению сирийского конфликта, подставлен в зависимость от способности США и РФ договариваться между собою.
В Сирии успешным будет только принцип многосторонних взаимоотношений, как с договором между Ираном и пятью постоянными членами Совета Безопасности, по ядерной программе Тегерана. Поэтому ООН остается, единственной надеждой мира для прекращения сирийского кровопролития и остановки потока беженцев, хлынувшего в Европу.
Игровая информация
19.09.2016 г. Б. Асад объявил о возобновлении наступления сирийской армии на Алеппо. Контроль над Алеппо позволяет контролировать весь север Сирии и территорию пограничную с Турцией, район проживания курдов, и территорию Северо-Западного Ирака. И для правительственных войск, и для их противников, и для Турции, Саудовской Аравии, США контроль над Алеппо — это ключ к контролю над территорией Сирии и близлежащих регионов.
30 ноября 2016 г. турецкая армия перешла границу в районе города Джераблус, которая находится около границы с Турцией, примерно в 80 км восточнее Алеппо.
Реджеп Тайип Эрдоган официально заявил, что операция направлена против террористической организации «Исламское государство» (ИГ, запрещена в России) и курдских сил самообороны.
РФ призвала к экстренному заседанию Совета Безопасности ООН по вопросу мира и безопасности в Сирии.
Совету Безопасности предстоит обсуждать проект резолюции, в котором будут содержаться требования прекратить любые действия, подрывающие суверенитет и территориальную целостность Сирии.
Россия будет требовать, чтобы Турция вывела свои войска с территории Сирии, иначе это будет рассматриваться как агрессия, согласно Резолюции №3314 Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» от 14 декабря 1974г., и Сирия оставляет за собой право ответить на нее вооруженным ударом.
Список литературы:
1. Lenta.ru. Асад Башар Президен Сирии [Электронный ресурс].- 2016.- 01.06.(дата просмотра)- URL: https://lenta.ru/lib/14163399/full/
2. Lenta.ru. Сирийская оппозиция отвергла новый план Кофи Аннана [Электронный ресурс].- 2012.- 01.07.- URL: https://lenta.ru/news/2012/07/01/nosuchtransition/
3. The World Bank. [Электронный ресурс].- 2016.- 01.06.(дата просмотра)- URL: http://data.worldbank.org/indicator/SP.POP.TOTL?page=2
4. Долгов Б.В. Сирийский кризис и страны НАТО [Электронный ресурс].- 2013.- URL: http://www.inion.ru/files/File/APE_2013_3_Dolgov.pdf
5. МИД РФ. [Электронный ресурс].- 2016.- 15.04.- URL:http://www.mid.ru/maps/sy/?currentpage=one-country
6. Центр стратегических оценок и прогнозов. Очерк политической истории Сирии в ХХ и начале ХХI века [Электронный ресурс].- 2013.- 30.09.- URL: http://csef.ru/ru/politica-i-geopolitica/477/ocherk-politicheskoj-istorii-sirii-v-hh-i-nachale-hhi-veka-4749
7. Шишкина А.Р. Сирия: секреты стойкости режима [Электронный ресурс].- URL: https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/106289249
8. Долгов Б.В. «Арабская весна»: итоги и перспективы. Борис Васильевич Долгов // Сетевое издание Центра исследований и аналитики Фонда исторической перспективы Перспективы [Электронный ресурс].- 2012.-10.02.- URL: http://www.perspektivy.info/book/sirijskij_krizis_i_arabskaja_vesna_2012-03-01.htm ([12])
9. Долгов Б.В. Сирийский кризис и страны НАТО [Электронный ресурс].- 2013.- URL: http://www.inion.ru/files/File/APE_2013_3_Dolgov.pdf ([13])
10. Иманова Э.Р. Региональное соперничество на Ближнем Востоке [Электронный ресурс].- 2011.-04.05.- URL: http://www.easttime.ru/analytics/srednii-vostok/regionalnoe-sopernichestvo-na-blizhnem-vostoke
11. Пул Т. В чем кроется соперничество Ирана и Саудовской Аравии? [Электронный ресурс].- 2016.-05.01.- URL: http://www.bbc.com/russian/international/2016/01/160105_iran_saudi_arabia_rivalry_explained
12. Ефимов В. Борьба за лидерство на Ближнем Востоке входит в решающую фазу [Электронный ресурс].- 2014.-17.01.- URL: http://www.iran.ru/news/analytics/92171/Borba_za_liderstvo_na_Blizhnem_Vostoke_vhodit_v_reshayushchuyu_fazu
13. Долгов Б.В. Сирийский кризис и радикальный ислам // Азия и Африка сегодня.-№3.-2016 [Электронный ресурс]. URL:http://asiaafrica.ru/images/AA_nomers/2016/201603/Dolgov.%20Syria.pdf
14. Институт стратегического анализа и прогноза (ИСАП). Сирия. История Сирии [Электронный ресурс].- 2016.-15.11- URL: http://www.easttime.ru/countries/topics/2/7/55.html
15. Вести. Экономика. 20 стран, против которых США воюют санкциями [Электронный ресурс].- 2014.-24.04- URL: http://www.vestifinance.ru/articles/42079
16. МИД РФ. «Сравнительный анализ выполнения российско-американских договоренностей» по Сирии [Электронный ресурс].- 2016.- 27.10.- URL: http://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2507435
17. ООН. СБ. Резолюции Совета Безопасности ООН 2013г. [Электронный ресурс].- 2016.- 22.11.- URL: http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2013.shtml (Р.2118)
18. ООН. СБ. Резолюции Совета Безопасности ООН 2013г. [Электронный ресурс].- 2016.- 22.11.- URL:http://www.un.org/ru/sc/documents/resolutions/2015.shtml (Р. 2254)