Профессионализм и компетентность государственного служащего.
Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих отражает сущность государственной службы как профессиональной служебной деятельности. В научной литературе профессионализм определяется как «высший уровень психофизиологических, психических и личностных изменений, происходящих в процессе длительного выполнения человеком служебных обязанностей, обеспечивающих качественно новый, более эффективный уровень решения сложных профессиональных задач в особых условиях». Профессионализм тесно связан с понятием «компетентность» (от лат. competens — соответствующий, способный). Компетентность означает доскональное знание своего дела, сути выполняемой работы, норм, правил и процедур организации деятельности, а также наличие умений и навыков, способствующих эффективной реализации этих знаний в практической деятельности.
Граждане, находящиеся на государственной гражданской службе, обязаны совершенствовать профессиональное мастерство, стремиться к достижению максимально высокого уровня своей деятельности в соответствии с принципами формирования кадрового состава государственной гражданской службы, заложенными статье 60 Закона 79-ФЗ.
Спецификой государственной гражданской службы как особого вида профессиональной деятельности является обязательное проведение аттестации государственных служащих. Так, например, статьей 48 Закона 79-ФЗ предусмотрен порядок проведения аттестации на государственной гражданской службе. Аттестация проводится в целях определения соответствия гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы на основе оценки его профессиональной служебной деятельности. Указом Президента Российской Федерации от 01 февраля 2005 г. №110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» утверждено «Положение об организации и проведении аттестации на государственной гражданской службе». Данным Положением устанавливаются периодичность проведения аттестации на государственной гражданской службе, перечень лиц, не подлежащих аттестации, порядок формирования аттестационной комиссии, непосредственно порядок организации и проведения аттестации.
На повышение профессионализма и компетентности граждан, находящихся на государственной службе, направлены профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка, регламентируемые ст. ст. 62 и 63 Закона 79-ФЗ, иными нормативными правовыми актами. Профессиональная подготовка кадров для гражданской службы осуществляется в образовательных учреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образования, имеющих государственную аккредитацию. Гражданский служащий также может получать дополнительное профессиональное образование за пределами территории Российской Федерации. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им гражданской службы.
Стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации. Стажировка гражданского служащего осуществляется непосредственно в государственных органах и иных организациях. Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются: 1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе; 2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе; 3) результаты аттестации гражданского служащего.
Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года. Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются с отрывом, с частичным отрывом или без отрыва от гражданской службы.
Согласно п. 2 Указа от 12 августа 2002 №885 «Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны: 1) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов; 2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих; 3) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа; 4) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения».
Проблема создания современной высокоэффективной системы государственной службы в России находится под усиленным вниманием Президента РФ, поскольку от решения этой ключевой проблемы во многом зависит не только состояние экономических реформ, но и политическое, социально-культурное формирование России, ее становление как истинно демократического государства.
Корпоративная культура
Корпоративная культура – это совокупность ценностей, идей, норм и правил, принятых на предприятии. Также корпоративную культуру можно определить как уровень доверия, гостеприимства, стремления и ценности, разделяемые всеми работниками предприятия. Эта культура может изменяться (например, под воздействием внешнего управленческого звена или неформальных групп в пределах предприятия).
Корпоративная культура занимает важное положение в жизни предприятия и находится под пристальным вниманием руководства. Специально выработанная стратегия и тактика позволяют оказывать влияние на формирование корпоративной культуры. Особенности проявления корпоративной культуры зависят от сферы деятельности, например в банковской сфере существует строгий дресс-код, поведение персонала четко определено. В сфере торговли и продаж стиль общения менее формален, приветствуются энергичность и коммуникабельность.
Корпоративная культура формируется на основе двух составляющих, таких как формальная и неформальная система ценностей.
1. Формальную систему ценностей создает руководство с помощью разработанных инструкций, стратегий и планов, систем обучения и повышения квалификации, разработки единой корпоративной политики и другими способами.
Корпоративной целью является создание емкого девиза (или лозунга), который должен отражать сущность гостиницы. Например, гостиница «Новотель-Москва» имеет лозунг: «Качество и скромность – с улыбкой».
Сущность стандартов заключается в выполнении служащими работы, которая соответствует общепринятым требованиям, предъявляемым к данному виду работы или услуге. В стандарты, предъявляемые к сотрудникам, входят: 1) внешний вид; 2) речевой этикет; 3) движения; 4) служебная форма и др.
Уровень соответствия выполняемой сотрудником работы существующим стандартам организации напрямую зависит от квалификации данного сотрудника.
При возникновении стрессовых ситуаций сотрудник должен знать, как их разрешить.
Обучение сотрудников. Каждый сотрудник должен владеть определенными знаниями, которые необходимы ему для выполнения своих обязанностей.
Теоретические знания – форма научных знаний об объектах окружающей действительности.
Технологические знания – это выполнение правил, инструкций и стандартов. Данные знания приобретаются непосредственно в процессе работы в гостинице.
Специальные знания – знания, необходимые специалисту для работы в конкретной сфере (например, знание иностранного языка).
В сфере гостиничного бизнеса сотрудник должен иметь такие личные качества, как открытость, готовность к контактам, умение расположить к себе клиентов.
Обучение проходит в течение двух-трех месяцев. Сотрудник учится правильно вести себя с клиентами и с другими работниками гостиничного предприятия.
2. Неформальной системой ценностей являетсявнутренняя среда коллектива. Данная система ценностей, базируясь на использовании социально-психологических знаний, позволяет установить место сотрудника в коллективе, выявить лидеров, обеспечить эффективные взаимоотношения с коллективом.
Руководителям необходимо учитывать, что по мере увеличения коллектива обязанности должны распределяться и контролироваться более жестко. Существует феномен – эффект социального лодыря. Его обнаружили совершенно неожиданно. Экспериментировали на группе гребцов и засекали время, которое возрастает по мере увеличения количества участников. При увеличении членов команды показатели не улучшаются. Происходит перераспределение ответственности на всех присутствующих. Данный феномен начинает работать в условиях большого коллектива. Его надо учитывать при формировании каких-то психологических аспектов. В большом коллективе руководителю необходимо контролировать формирование корпоративной культуры. Корпоративная культура становится инструментом воздействия на персонал.
Необходимо создать корпоративную программу, которая бы отражала представление о том, каким хотят видеть гостиничное предприятие гости, партнеры и сотрудники.
Следует отметить, что главным достоянием организации является персонал и информация.