Тема 9. Права человека и международное право
1. Понятие населения и гражданства.
2. Беженцы. Право убежища.
3. Международное сотрудничество в области прав человека.
1. Вплоть до XX в. концепция прав человека не получала адекватного национально-правового и международно-правового воплощения. Лишь испытав невероятные ужасы и колоссальные трагедии двух мировых войн, человечество осознало необходимость юридического закрепления концепции прав человека и выработки механизмов защиты этих прав на национальном и международном Уровне.
Под населениемчаще всего понимают совокупность индивидов, которые проживают в данный момент на территории того или иного государства и принадлежат к его юрисдикции. Население любого государства состоит из следующих категорий: граждане данного государства, иностранцы и лица без гражданства. Есть некоторые промежуточные категории, но они относятся к одной из перечисленных основных категорий - это лица, которые имеют двойное
гражданство - бипатриды.
Положение индивида в обществе, отображенное и закрепленное в Конституции, определяется как конституционный статус лица. Его содержание, в первую очередь, закрепляется в институте гражданства.
Гражданство- это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Эти взаимные права и обязанности регулируются внутренним законодательством государства, которое должно соответствовать действующим нормам международного права.
Основные способы приобретения гражданства:
а) по рождению;
б) в результате натурализации.
Приобретение гражданства по рождению основывается: на принципе «крови» (гражданство ребенка зависит от гражданства родителей); принципе «почвы» (гражданство ребенка зависит от государства, где он родился) и сочетании обоих
принципов.
Натурализация может происходить в следующих случаях: ходатайство лица,
которое желает изменить гражданство, или лица без гражданства; наличие брака с
иностранцем; усыновление ребенка, который имеет гражданство другого
государства, или не имеет гражданства. Иногда возможно приобретение
гражданства по инициативе компетентного органа власти государства, а не по
просьбе заинтересованного лица. Обычно гражданство в этом случае
предоставляют за особые заслуги перед государством. Один из способов
приобретения гражданство в исключительном порядке - реинтеграция, или
восстановление в гражданстве. Наконец, приобретение гражданства на основании
международных соглашений (например, при распаде государства или наоборот, при
объединении государств).
Для определения понятия гражданства важным является объем прав и обязанностей лица и государства, а также наличие у гражданина отдельных конкретных прав. Учитывая институт гражданства, различают абсолютные и относительные права. Абсолютные права - это права, которые имеет каждый человек по отношению ко всем людям. Относительные же права каждый член определенного общества имеет только в этом обществе. К относительным правам относятся: право на постоянное место проживания и право на политические действия. Только граждане государства наделены как абсолютными, так и
относительными правами.
Что касается утраты гражданства можно выделить три ее формы: выход из гражданства; натурализация; лишение гражданства. Лица без гражданства не имеют устойчивой правовой связи с государством, следовательно, не могут рассчитывать на дипломатическую защиту какого-либо государства.
2. Под термином "беженец" понимается иностранец (иностранный гражданин или лицо без гражданства), который вследствие обоснованных опасений стать жертвой преследований по признакам расовой, национальной принадлежности, отношения к религии, гражданству, принадлежности к определенной социальной группе или политическим убеждениям вынужден покинуть территорию государства,
гражданином которого он является (или территорию страны своего постоянного проживания), и не может или не желает пользоваться защитой этого государства вследствие указанных опасений. Проблема беженцев нашла свое отражение во многих международных соглашениях. При ООН есть Управление Верховного Комиссара ООН по делам беженцев, которое существует с 28 июня 1951 г., принята Конвенция о статусе беженцев. Позже был принят Протокол, который внес некоторые изменения в эту Конвенцию. Статус беженцев мало чем отличается от статуса лиц без гражданства, поэтому их еще называют лицами без гражданства бе 1ас1о. В Украине принят Закон "О беженцах", согласно которому лицо, которое приобрело статус беженца в Украине, имеет право на:
- выбор места временного проживания из предложенного ему миграционной службой перечня населенных пунктов и передвижения по территории Украины при условии соблюдения правил, установленных для иностранцев;
- право на труд или на предпринимательскую деятельность, приобретение в собственность имущества на условиях, предусмотренных законодательством Украины для иностранцев;
- охрану здоровья и отдых в порядке, предусмотренном законодательством для граждан Украины;
- получение денежной помощи, пенсий и других видов социального обеспечения в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;
- пользование жильем, предоставленным в месте временного проживания;
- обучение в порядке, предусмотренном законодательством Украины для иностранцев;
- пользование достижениями культуры;
- свободу совести и свободное осуществление религиозных обрядов;
- неприкосновенность личности, жилища, охрану законом личной жизни, тайны переписки, телефонных разговоров и телеграфных сообщений;
- судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, личную свободу и жилище, а также защиту имущественных и неимущественных прав.
В этом законе также указывается, что Украина сотрудничает с другими государствами и международными организациями с целью устранения причин возникновения проблемы беженцев, улучшения их материального положения и совершенствования правового статуса, а также возвращения беженцев в страну их постоянного проживания.
Принадлежность к категории политических беженцев дает право обратиться за получением политического убежища. Под политическим убежищем понимается право государства предоставлять любому лицу или лицам возможность прятаться от преследований по политическим мотивам, которые они претерпели в государстве своего гражданства.
Существуют территориальное (на территории государства) и дипломатическое (в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства или на иностранном судне) убежище. Право территориального убежища признается большинством государств, а дипломатического - только некоторыми государствами Латинской Америки.
Институт политического убежища в международном праве является преимущественно обычно-правовым. 14 декабря 1967 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о территориальном убежище.
Предоставление убежища - суверенное право государства. То есть оно может его предоставить любому лицу или лицам, но может и отказать в нем. Основным международно-правовым последствием предоставления убежища является
обязательство государства не выдавать лицо, которому было предоставлено убежище. Общепризнанным является положение, согласно которому убежище не должно предоставляться лицу, совершившему уголовное преступление. Лица, получившие убежище на территории иностранного государства, пользуются широкими правами. Как правило, их правовой статус приближается к статусу апатридов (лиц без гражданства). Второе международно-правовое последствие предоставления убежища заключается в том, что государство, предоставившее его любому лицу, получает право на предоставление квазидиппоматической защиты в • случае нарушения прав этого лица за границей. Третье последствие - государство несет ответственность за деятельность такого лица. Политическое убежище прекращается, если отпали обстоятельства, принудившие политэмигранта искать убежище, или если политэмигрант натурализовался в государстве, которое предоставило ему убежище.
3. Права человека - одна из главных отраслей современного международного права. Права человека,с точки зрения международного права, - это права, которые существенно характеризуют правовое положение человека. В Уставе ООН права человека понимаются как гарантированная законная мера возможного поведения лица или группы лиц. В украинской правовой науке права чаще всего определяются как "определенные возможности человека, необходимые для его существования и развития в конкретно-исторических условиях, которые объективно предопределяются достигнутым уровнем развития человечества и должны быть общими и равными для всех людей".
Правовой основой сотрудничества государств в области прав человека является Устав ООН. В нем закреплен принцип недискриминации по признакам расы, пола, языка и религии. Международное сотрудничество в области прав человека, согласно Уставу ООН, состоит «в поощрении и развитии уважения прав человека и основных свобод» (ст. 1 п. 3). Устав ООН содержит только одну конкретную норму о правах человека - равные права мужчин и женщин участвовать в главных и вспомогательных органах ООН (ст. 8). Все сотрудничество государств в области прав человека должно строиться с учетом основных принципов современного международного права, закрепленных в Уставе ООН.
Гражданские, политические, экономические, социальные права и права в области культуры содержатся во Всеобщей декларации прав человека, вМеждународном пакте об экономических, социальных и культурных правах, в Международном пакте о гражданских и политических правах и протоколах к нему. Эти акты иногда объединяются под общим названием «Хартия прав человека», хотя они и не создают единого документа. Акты имеют различную юридическую силу, различное время принятия и неодинаковое пространственное распространение. Общий уровень сотрудничества государств в области прав человека дополняется региональным, который дает возможность учитывать политические, исторические, культурные, экономические особенности региона и отображать все это в принимаемых документах. К ним, в частности, относятся Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г., Европейская социальная хартия 1961 г., Американская конвенция о правах человека 1969 г. и Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. Ряд универсальных и региональных международных организаций занимается различными аспектами международного сотрудничества в области прав человека. Среди универсальных необходимо указать ООН (ЭКОСОС), ЮНЕСКО, МОТ. Этими вопросами в пределах своей компетенции занимаются также ФАО и ВОЗ.
Европейская система защиты прав человека была создана Советом Европы в 1949 г. и за годы своего существования стала могущественным механизмом защиты
прав человека и основных свобод. Функции Совета Европы состоят в: защите прав человека и распространении демократии; сотрудничестве в области права, культуры, образования, информации; сближении всех стран Европы. Согласно ст. 3 Устава Совета Европы, каждый член Совета Европы должен признать принцип верховенства права и пользования правами человека и основными свободами всеми лицами в пределах его юрисдикции. Главным органом Совета Европы является Комитет министров, который состоит из министров иностранных дел государств-членов. Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАРЕ) является консультативным органом и не имеет законотворческих полномочий. При Совете Европы существует Европейская комиссия по правам человека, Европейский суд по правам человека, Фонд социального развития.
В январе 1995 г. при Совете Европы началась работа миссии постоянного наблюдателя Украины. Была разработана Программа совместных действий между Украиной и Советом Европы, целью которой является развитие диалога между Украиной и этой организацией, реформирование законодательства в соответствии со стандартами Совета Европы. С 9 ноября 1995 года Украина - полномочный член Совета Европы. Став членом Совета Европы, Украина старается выполнять взятые обязательства. Вместе с тем, отношения Украины с Советом Европа не безоблачны. Неоднократно Украину предупреждали о приостановке участия делегации украинских законодателей в ПАСЕ.
Кроме Совета Европы, вопросы прав человека занимают важное место в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), которая объединяет все государства Западной и Восточной Европы, а также США и Канаду. В результате событий конца 90-х годов на востоке Европы социально-политические отличия западноевропейских и восточноевропейских стран стали стираться. Постепенно назревают политические предпосылки интеграции всей Европы, что неминуемо приведет к образованию единого европейского правового пространства и созданию единых условий для эффективной защиты основных прав и свобод человека. Этот процесс подтверждается подписанием Санкт-Петербургской декларации е июле 1999 г. и Хартии Европейской безопасности в XXI в. на саммите
^ |
ОБСЕ в Стамбуле в ноябре 1999 г. В частности, делегацией Украины был внесен ряд весомых изменений в экономическую резолюцию Санкт-Петербургской декларации, в отношении восстановления Балканского региона, например, в отношении предоставления немедленной помощи для компенсации не только странам, которые граничат с Косово, но и "другим странам, которые пострадали от сокращения экспорта и импорта после разрушения транспортных коммуникаций".
Государства СНГ также не оставили без внимания проблемы прав человека. Принято много документов, регулирующих данные вопросы. В сентябре 1993 г. Совет глав государств одобрил Декларацию о международных обязанностях в области прав человека и основных свобод. В апреле 1995 г. принята Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека, в соответствии с которой стороны обеспечивают каждому человеку, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, указанные в этой Конвенции. При СНГ также существует Комиссия по правам человека, которая действует как консультативный орган.