Как партийная фракция может влиять на голосование депутатов, и какие санкции фракция может применить к депутатам, не выполняющим ее решения?
В чем состоит отличие свободного мандата от императивного?
Депутатский мандат может быть императивным и свободным. Императивный М. предусматривает такую форму взаимоотношений депутата и избирателей, при которой депутат, совмещая свою депутатскую деятельность с основной работой на предприятии, в учреждении, организации, несет ответственность перед избирателями. Сущность императивного М. в том, что каждый депутат обязан выражать волю избирателей и может быть отозван ими. Особенность императивного М. заключается в том, что депутат связан наказами избирателей — поручениями общественно значимого характера, которые депутат обязан положить в основу своей деятельности. В Советском государстве, как правило, такие наказы вносились в период избирательной кампании во время встреч кандидатов в депутаты с избирателями. Наказы не имели юридической силы, но тем не менее были обязательны для избранного депутата. Депутат (Совет депутатов) не вправе был отказаться от их исполнения. Реформа избирательной системы конца 90-х гг. привела к отказу от обязательности наказов. Сейчас если такие наказы (пожелания, просьбы) и вверяются депутату, то они носят скорее рекомендательный характер.
В РФ императивный М. характеризует статус депутатов представительных органов местного самоуправления.
Свободный М. отображает такую форму взаимоотношений депутата с его избирателями, при которой депутат юридически не связан наказами избирателей и не может быть ими отозван. Свободный, или общенациональный, М. означает отсутствие ответственности депутата перед избирателями, отсутствие у последних права отзыва депутата.
Возможна ли ответственность политической партии за позицию, отличную от объявленной при проведении предвыборной кампании?
Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"
Статья 8. Основные принципы деятельности политических партий
1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.
ФЗ от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Статья 9. Соблюдение этических норм членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы обязаны соблюдать этические нормы. Ответственность за нарушение членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы указанных норм устанавливается регламентами палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Как партийная фракция может влиять на голосование депутатов, и какие санкции фракция может применить к депутатам, не выполняющим ее решения?
Федеральный закон от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях"
Статья 23. Членство в политической партии
4. Члены политической партии участвуют в деятельности политической партии, имеют права и несут обязанности в соответствии с ее уставом.
9. Члены политической партии не связаны решениями политической партии при исполнении своих должностных или служебных обязанностей, за исключением лиц, работающих в руководящих и контрольно-ревизионных органах политической партии, ее региональных отделений или иных структурных подразделений.
Статья 38. Контроль за деятельностью политических партий
1. Контроль за соблюдением политическими партиями, их региональными отделениями и иными структурными подразделениями законодательства Российской Федерации, а также за соответствием деятельности политической партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий, осуществляют уполномоченные органы.
Указанные органы вправе:
б) направлять своих представителей для участия в проводимых политической партией, ее региональными отделениями и иными структурными подразделениями открытых мероприятиях (в том числе в съездах, конференциях или общих собраниях) по принятию устава и программы политической партии, внесению в них изменений и дополнений, выборам руководящих и контрольно-ревизионных органов политической партии, выдвижению кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, реорганизации и ликвидации политической партии и ее региональных отделений;
в) выносить политической партии, ее региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению письменное предупреждение (с указанием конкретных оснований вынесения предупреждения) в случае осуществления ими деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии. Указанное предупреждение может быть обжаловано политической партией, ее региональным отделением или иным зарегистрированным структурным подразделением в суд. В случае вынесения предупреждения региональному отделению или иному зарегистрированному структурному подразделению политической партии территориальный орган обязан незамедлительно сообщить об этом в федеральный уполномоченный орган и в руководящий орган политической партии;
Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД "О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Статья 16
5. Деятельность фракции организуется ею в соответствии с Федеральным законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", Федеральным законом от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях", настоящим Регламентом, положением о фракции.
7. Решения фракции принимаются, как правило, открытым голосованием. Фракция может принять решение о проведении тайного голосования. Решения фракции принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, входящих во фракцию, если иной порядок принятия решений не предусмотрен настоящим Регламентом, положением о фракции.
Статья 85
1. При голосовании по каждому вопросу депутат Государственной Думы имеет один голос и подает его за принятие решения или против него либо воздерживается от принятия решения.
2. Депутат обязан обеспечить надлежащее хранение и использование карточки для голосования. Свое право на голосование он осуществляет лично. Соблюдение требования о необходимости личного голосования депутата Государственной Думы как существенный элемент надлежащего порядка принятия федеральных законов является обязательным. При использовании для голосования электронной системы допускается передача депутатом Государственной Думы своего голоса другому депутату Государственной Думы в связи с отсутствием на заседании Государственной Думы по уважительным причинам, определенным частью четвертой статьи 44 настоящего Регламента.
Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы имеют свободный или императивный мандат?
По смыслу Федерального закона от 8 мая 1994 г. "О статусе депутата Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" депутаты Государственной Думы обладают свободным депутатским мандатом.
Конституция. Статья 109
1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
11.Федеральное Собрание решило собраться на совместные заседания палат для: А – заслушивания послания Президента РФ; Б – заслушивания послания Конституционного Суда РФ; В – выступления премьер – министра Индии, находящегося в России с официальным визитом; Г – обсуждения государственного бюджета на следующий год; Д – обсуждения мер Правительства РФ по выводу страны из кризиса.
Какие решения правильны?
12.Заслушав послание Президента РФ о положении страны на совместном заседании палат Федерального Собрания, депутат Государственной Думы предложил начать обсуждение после небольшого перерыва (А), член Совета Федерации предложил провести обсуждение на раздельном заседании палат во вторник (Б), Председатель Государственной Думы сказал, что обсуждение вообще не следует проводить (В).
Кто прав?
13.На должность Уполномоченного по правам человека в РФ предложены четыре кандидата: А – Президентом РФ; Б – Советом Федерации; В – постоянным комитетом Государственной Думы по правам человека; Г – депутатской фракцией «Единая Россия». За первое предложение голосовали 224 депутата, за каждое из остальных – не более 100.
Все ли предложения ставились на голосование? Кто избран?
14. Президент РФ представил кандидатуру на должность Председателя Правительства РФ (А), наиболее крупная фракция Думы предлагает свою кандидатуру (Б), комитет по конституционным вопросам Совета Федерации – свою (В).
Какая из них будет обсуждаться?
15.Государственная Дума в третий раз отклонила предложенные Президентом РФ кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. Президент РФ: А – предлагает новую кандидатуру; Б – распускает Думу с назначением новых выборов; В – сам назначает Председателя Правительства РФ.