Развитие гос. единства в период НЭПа
Две проблемы:
- Взаимоотношения РФ и других республик, ставших уже советскими. Главное здесь – образование и развитие СССР;
- Национально-государственное строительство самой РФ. Были очень серьёзные реформы. Всё то, что было придумано в годы НЭПа это актуально и сейчас.
Создание СССР и его развитие на протяжении этого периода.
В 20-21 годах (с сентября 1920 года) РФ заключает договоры (сначала с Азербайджаном, потом с Украиной) о военном и хозяйственном союзе с респ. К февралю 1922 года выяснилось, что договорный характер реализация и заключение договоров не устраивает республики. Яркий пример – конфликт с ЦК компартией Украины, которая пожаловалась на нарушение со стороны РФ договоры, причина вмешательства русских чиновников в сферы, общему контролю не подлежащие. Были сферы, которые не объединялись и Российскому руководству не подчинялось – народное образование, здравоохранение, охрана правопорядка, продовольствие.
Эта жалоба инициировала к созданию нового типа отношений. Где – то к сентябрю 1922 года комиссия наркомнаца под руководством товарища Сталина выработала проект под названием «Проект автономизации». Идея в том, что союзные с нами республики (на момент сентября 1922 года - это Украина, Беларусь, Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика) входили бы в состав РФ как автономии. Это означало с формально-юридической точки зрения, что республики утрачивали свой суверенитет. Предложить это нациям, которым сперва предложили самоопределиться, теперь обратно войти в РФ, с одной стороны, народ, конечно, может и войти, и выйти.
Этот проект не понравился Ленину. Он предложил федеративное сотрудничество. Сталинский вариант предполагал унитаризм и автономные включения. А Ленин предлагал союз, то есть не Россия поглощала в себя всё, а будут вместе. Детали Павел Львович опустил.
Главная точка – момент созыва первого съезда советов СССР. Начал работу в декабре 1922 года.
Важное число – 30-е. это – дата образования СССР. В этот день Первый Съезд Советов утвердил два документа:
- Декларацию об образовании СССР;
- Договор о том же, об образовании СССР.
Это отчёт жизнедеятельности Советского союза. Что характеризует суверенитет наших республик, так это сецессия – право выхода, можно всегда выйти из советского союза. Во всех советских конституциях эта норма не менялась и не отменялась. Теоретически предусмотрено в конституциях возможность отмены права выхода, но в случае согласия всех союзных республик.
Второе, что подчёркивает суверенитет союзной республики – это территориальная неприкосновенность. Границы союзных республик пересматриваются не административным порядком, а образованием комиссии, то есть заинтересованными сторонами. Россию обязательно спросят, решает не столько Москва, сколько сами республики.
Третье – специфика определения компетенции. Компетенция между союзом и республиками неизбежно троякая. В конституции определена компетенция СССР. Всё остальное отнесено к ведению республик, что называется в республики остаточный принцип. Дополнительно союз никаких полномочий не присвоил. Во-вторых, есть также компетенция совместная, в-третьих, компетенция республик.
Компетенция СССР и совместная. Важно запомнить число 10, то есть 5+5, 5 сфер – союзное ведение и 5 сфер – совместное ведение, остальное – республик.
СССР:
- Пути сообщения
- Внешняя торговля
- Связь: почта и телеграф
- Внешняя политика
- Военное дело
Компет. На местах
- Просвещение
- Юстиция
- Здравоохранение
- И далее по остаточному принципу
Совместная:
- Народное хозяйство
- Труд
- Продовольствие
- Финансы
- Госконтроль (рабоче-крестьянская инспекция).
Четвёртые момент, который характеризует суверенитет – это наличие конституций и системы законов и подзаконных актов. Многие законы отнюдь не копировали российское законодательство. Союз, в основном, издавал только основные начала. И то, только в некоторых отраслях права. Т.е. в большинстве отраслей права СССР не издавал основные начала, пока. Сравните УК, ГК, они индивидуальны. Например, семейное право. В Украине можно было сделать так: женщина могла прийти в орган ЗАГС и указать, кто является её мужем и вот ЗАГС регистрирует этот брак, в РФ такого не было, там можно было так развестись. В Украине – только зарегистрированный брак, в РФ признавалось простое сожительство.
Пятый момент, который характеризует суверенитет – система высших и местных органов власти и управления. Не Москва назначала, а сами республики избирали. На основании не всеобщего, неравного избирательного права.
По мнению Павла Львовича, централизация в некоторых случаях лучше децентрализации. Яркий пример – Закавказье. Но как им выступать самостоятельно в международных отношений? Чего там есть такого, что могло конкурировать с Западом? Иногда централизованное вливание финансов очень неплохо. Там где централизованное распределение средств – это лучше. Россия бы выжила, но как бы выжила Украина или Беллоруссия?
Количественный состав СССР.
Первые четыре:
- РСФСР
- ЗСФСР
- Украинская республика
- Беларусская республика
Однако к ноябрю 1924 года происходит территориальное размежевание средней Азии.
Туркестанская автономная республика. Мы теперь выделили её из состава РСФСР и на её базе образуем две союзных – Туркменскую и Узбекскую. В основе лёг национально – территориальный принцип. В 1929 году Таджикистан выделился из Узбекской и стал самостоятельной республикой.
Итого к концу НЭПа – 7.