Развитие гос. единства в период НЭПа

Две проблемы:

  1. Взаимоотношения РФ и других республик, ставших уже советскими. Главное здесь – образование и развитие СССР;
  2. Национально-государственное строительство самой РФ. Были очень серьёзные реформы. Всё то, что было придумано в годы НЭПа это актуально и сейчас.

Создание СССР и его развитие на протяжении этого периода.

В 20-21 годах (с сентября 1920 года) РФ заключает договоры (сначала с Азербайджаном, потом с Украиной) о военном и хозяйственном союзе с респ. К февралю 1922 года выяснилось, что договорный характер реализация и заключение договоров не устраивает республики. Яркий пример – конфликт с ЦК компартией Украины, которая пожаловалась на нарушение со стороны РФ договоры, причина вмешательства русских чиновников в сферы, общему контролю не подлежащие. Были сферы, которые не объединялись и Российскому руководству не подчинялось – народное образование, здравоохранение, охрана правопорядка, продовольствие.

Эта жалоба инициировала к созданию нового типа отношений. Где – то к сентябрю 1922 года комиссия наркомнаца под руководством товарища Сталина выработала проект под названием «Проект автономизации». Идея в том, что союзные с нами республики (на момент сентября 1922 года - это Украина, Беларусь, Закавказская Социалистическая Федеративная Советская Республика) входили бы в состав РФ как автономии. Это означало с формально-юридической точки зрения, что республики утрачивали свой суверенитет. Предложить это нациям, которым сперва предложили самоопределиться, теперь обратно войти в РФ, с одной стороны, народ, конечно, может и войти, и выйти.

Этот проект не понравился Ленину. Он предложил федеративное сотрудничество. Сталинский вариант предполагал унитаризм и автономные включения. А Ленин предлагал союз, то есть не Россия поглощала в себя всё, а будут вместе. Детали Павел Львович опустил.

Главная точка – момент созыва первого съезда советов СССР. Начал работу в декабре 1922 года.

Важное число – 30-е. это – дата образования СССР. В этот день Первый Съезд Советов утвердил два документа:

  1. Декларацию об образовании СССР;
  2. Договор о том же, об образовании СССР.

Это отчёт жизнедеятельности Советского союза. Что характеризует суверенитет наших республик, так это сецессия – право выхода, можно всегда выйти из советского союза. Во всех советских конституциях эта норма не менялась и не отменялась. Теоретически предусмотрено в конституциях возможность отмены права выхода, но в случае согласия всех союзных республик.

Второе, что подчёркивает суверенитет союзной республики – это территориальная неприкосновенность. Границы союзных республик пересматриваются не административным порядком, а образованием комиссии, то есть заинтересованными сторонами. Россию обязательно спросят, решает не столько Москва, сколько сами республики.

Третье – специфика определения компетенции. Компетенция между союзом и республиками неизбежно троякая. В конституции определена компетенция СССР. Всё остальное отнесено к ведению республик, что называется в республики остаточный принцип. Дополнительно союз никаких полномочий не присвоил. Во-вторых, есть также компетенция совместная, в-третьих, компетенция республик.

Компетенция СССР и совместная. Важно запомнить число 10, то есть 5+5, 5 сфер – союзное ведение и 5 сфер – совместное ведение, остальное – республик.

СССР:

  1. Пути сообщения
  2. Внешняя торговля
  3. Связь: почта и телеграф
  4. Внешняя политика
  5. Военное дело

Компет. На местах

  1. Просвещение
  2. Юстиция
  3. Здравоохранение
  4. И далее по остаточному принципу

Совместная:

  1. Народное хозяйство
  2. Труд
  3. Продовольствие
  4. Финансы
  5. Госконтроль (рабоче-крестьянская инспекция).

Четвёртые момент, который характеризует суверенитет – это наличие конституций и системы законов и подзаконных актов. Многие законы отнюдь не копировали российское законодательство. Союз, в основном, издавал только основные начала. И то, только в некоторых отраслях права. Т.е. в большинстве отраслей права СССР не издавал основные начала, пока. Сравните УК, ГК, они индивидуальны. Например, семейное право. В Украине можно было сделать так: женщина могла прийти в орган ЗАГС и указать, кто является её мужем и вот ЗАГС регистрирует этот брак, в РФ такого не было, там можно было так развестись. В Украине – только зарегистрированный брак, в РФ признавалось простое сожительство.

Пятый момент, который характеризует суверенитет – система высших и местных органов власти и управления. Не Москва назначала, а сами республики избирали. На основании не всеобщего, неравного избирательного права.

По мнению Павла Львовича, централизация в некоторых случаях лучше децентрализации. Яркий пример – Закавказье. Но как им выступать самостоятельно в международных отношений? Чего там есть такого, что могло конкурировать с Западом? Иногда централизованное вливание финансов очень неплохо. Там где централизованное распределение средств – это лучше. Россия бы выжила, но как бы выжила Украина или Беллоруссия?

Количественный состав СССР.

Первые четыре:

  1. РСФСР
  2. ЗСФСР
  3. Украинская республика
  4. Беларусская республика

Однако к ноябрю 1924 года происходит территориальное размежевание средней Азии.

Туркестанская автономная республика. Мы теперь выделили её из состава РСФСР и на её базе образуем две союзных – Туркменскую и Узбекскую. В основе лёг национально – территориальный принцип. В 1929 году Таджикистан выделился из Узбекской и стал самостоятельной республикой.

Итого к концу НЭПа – 7.

Наши рекомендации