Вопрос Периодизация истории Древней Греции
Уже в III тыс. до н. э. на Балканском полуострове и островах Эгейского моря зарождаются первые очаги государственности у народов, этническая принадлежность которых не установлена. Развитие их в материковой Греции было прервано примерно в XXII в. до н.э. греческими племенами, которые называли себя ахейцами, или данаями. Их нашествие первоначально не повлияло на островные цивилизации, самой высокой из которых была критская.
1. Критская культура (конец III тыс. до н.э. - XVв. до н.э.). Наибольшими впечатляющими остатками этой цивилизации являются дворцы, поэтому она называется также дворцовой. В конце XV в. до н.э. недалеко от Крита, на острове Тир, произошло грандиозное извержение вулкана, в результате чего большинство поселений на Крите погибло. Воспользовавшись этим, на Крит вторглись ахейцы и захватили его.
2. Микенская культура (XV-XIII вв. до н.э.).
Ее центрами были Микены, Тиринф, Пилос, Афины. В этот период ахейские племена ведут активную колонизацию, заселяют острова Родос и Кипр, создают колонии на Сицилии, в Южной Италии и Малой Азии. Воспоминания о завоевательных походах ахейцев в Малую Азию сохранились в предании о Троянской войне, которая была увековечена Гомером в «Илиаде».
3. Вторжение дорийцев (конец XIII-XIIвв. до н.э.).
В конце XIII в. до н. э. ахейская цивилизация погибает в результате нашествия с севера греческих племен дорийцев, которые позднее расселились на территории материковой Греции.
4. «Темные века» (XI-IXвв. до н.э.).
Происходившие в это время события не вполне понятны. Основным источником по истории этого периода являются поэмы Гомера, потому этот период называют еще гомеровским.
5. Архаическая эпоха (VIII-VI вв. до н.э.).
В этот период складывался этническое самосознание греков на основе единства языка, религии, нравов, формируются полисы.
6. Классическая эпоха (V в. до н.э.).
Время расцвета древнегреческой культуры и искусства. В это время развиваются философия и живопись, возникают театры, возводятся великолепные храмы. Важнейшие политические события этой эпохи - греко-персидские войны (492, 490, 480-479 гг. до н.э. и 448 г. до н.э.) и Пелопоннесская война (431-404 гг. до н.э.). Война между Афинским и Спартанским военными союзами формально закончилась победой спартанцев, но ослабила оба греческих государства. 7. Эпоха эллинизма (IVв. до н.э. - Vв. н.э.).
Данная эпоха начинается с завоеваний Александра Македонского и заканчивается с захватом Рима варварами. Александр Македонский создал огромную империю, которая охватила весь Балканский полуостров, острова Эгейского моря, Малую Азию, Египет, Переднюю Азию, южные районы Средней Азии и часть Центральной Азии до нижнего течения Инда.
Во II в. до н.э. Греция была захвачена римлянами и с этого момента входила в состав Римского государства.
2 вопрос. Великое переселение народов в IV-V вв. Проникновение германцев на военную и государственную службу империи. Образование федератских государств.
К концу IV в. отношение варварского мира к Римской империи становится откровенно враждебным. Слабость империи позволила варварским племенам усилить набеги на ее границы и захватывать ее территории. Парадоксальное положение империи заключалось в том, что сдерживая натиск варварских племен, она вынуждена была искать опору в самих варварах, что делало ее существование особенно безнадежным. Союзники-федераты понимали, что силы римлян на исходе, и из союзников они становились явными врагами Римской империи. Чтобы хоть как-то удержать их в качестве союзников, Рим был вынужден постоянно идти на новые уступки.
К IV в. германские племена претерпели серьезные трансформации по сравнению с теми временами, о которых писали Цезарь и Тацит: у них началось объединение племен в большие союзы, т.е. шло оформление предгосударственных образований. На нижнем Рейне и в Ютландии оформились союзы англо-саксонских племен; на среднем Рейне — франкский союз племен; на верхнем Рейне — аллеманский союз племен (он включил в себя племена квадов, маркоманов и частично свевов). В бассейне Эльбы бразовались союзы лангобардов, вандалов и бургундов. В Причерноморье уже существовали два больших и сильных политических союза: Остготский и Вестготский.
С конца IV и особенно в V в. начинается стремительный натиск варваров на территорию гибнущей Римской империи и ее завоевание. Началась эпоха Великого переселения народов. Завоевание империи растянулось более, чем на столетие (IV-V вв.).
Многие племена формально считались союзниками империи. Императоры шли на подобные союзы сознательно, чтобы предотвратить катастрофу. Но эти попытки ни у кого не оставляли иллюзий. Грядущее падение Западной Римской империи было очевидным.
Завоевание империи сопровождалось иммиграцией варваров. С конца IV в. весь евразийский варварский мир пришел в движение. Причин было много: одни племена выталкивали другие с их территорий (гунны из восточных степей теснили славян, славяне, передвигаясь на запад, заставляли передвигаться на запад германские племена), потребность в новых, более плодородных землях, суровый климат. Пришедший в движение варварский мир объединяла общая ненависть к Римской империи. По всем дорогам Европы раздавался скрип варварских повозок, нагруженных всевозможным скарбом и домочадцами. Эпоха конца IV — начала VI вв. получила название Великого переселения народов.
Начало Великого переселения народов связывается с вторжением в пределы империи готов. Остготы и вестготыимели в Византии обширные земельные владения и в отличие от многих других варварских племен они не испытывали «земельного голода». Но тем не менее время от времени остготы делали набеги на Балканский полуостров. Несмотря на это, отношения их с Восточной Римской империей были, в основном, мирными.
Остготы и вестготы приняли арианство, как и многие варварские племена того времени. Проповедником арианства среди готов был епископ Ульфил, который перевел Библию на готский язык.
Из двух готских государств наиболее сильным было Остготское, во главе которого в течение 50 лет стоял корольГерманарих (325-375). При нем Остготское государство было многоплеменным: помимо готов, в него входили славянские и сарматские племена. Находясь в непосредственной близости с Византией, остготы подверглись сильному влиянию античной культуры греков. Остготы смешивались с греческим населением. Влияние на готов Причерноморья оказала культура греческих причерноморских колоний, особенно Боспорского царства.
В 375 г. в Причерноморье из Азии пришло многочисленное воинственное племя гуннов. Гунны были кочевым народом тюркско-монгольского происхождения. Ареал их первоначального расселения находился на границах Китая, затем гунны через Среднюю Азию и «Каспийские ворота» вошли в бассейн рек Дона и Днепра, т.е. на территорию остготов. Начинается война, в которой гунны одерживают победу, серьезно подорвав мощь Остготского союза. После этого гунны вместе с остготами пошли на вестготов. В этой опаснейшей ситуации вестготские вожди обращаются к византийским императорам с просьбой разрешить им поселиться на Балканах в качестве союзников-федератов. Византийские императоры разрешают, и во второй половине IV в. вестготы переходят Дунай. Для их поселения была выделена область Мезия (территория в современной Болгарии).
Появление вестготов на Балканах имело очень тяжелые и серьезные последствия, которые не могли предвидеть византийские императоры. Как только вестготы поселились на Балканах, у них начались стычки с византийскими чиновниками. Отношения вскоре приняли откровенно враждебный характер, и очень быстро из союзников-федератов Византийской империи вестготы превратились в ее врагов. К тому же вестготов начали поддерживать и рабы империи. В стране сложилась опасная ситуация. Уже в качестве врагов империи вестготы переходят границу Мезии, продвигаясь на юг Балканского полуострова. В 378 г. близ Адрианополя вестготы разбивают римское войско, убивают главнокомандующего — императора Валента. Путь на Константинополь был открыт. Но в это время на престол входит император Феодосий I (379-395 гг.), которому удалось военными силами и дипломатией остановить продвижение вестготов вглубь империи. Чтобы умерить военный пыл вестготов, Феодосий I был вынужден пойти на предоставление им новых, более плодородных территорий на Балканском полуострове. Позже вестготам была предоставлена богатая и плодородная провинция Иллирия (на территории Югославии).
После смерти Феодосия I в 395 г. империя делится между его сыновьями. На востоке, в Византийской империи начинает править Аркадий (395-408), а на западе Гонорий (395-423). Эти братья находились в состоянии постоянной вражды, втягивая в нее варварские племена. Аркадий натравливает вестготов против Западной Римской империи. Полководец императора Гонория Стилихон (по происхождению он был варваром) долгое время сдерживал натиск вестготов на Италию. Для этого ему понадобились новые силы, и он отзывает из Британии римские легионы. Но успехи Стилихона были недолгими: в результате придворных интриг он был отстранен от должности и вскоре убит.
После смерти этого талантливого военачальника вестготы уже не встречали серьезного сопротивления, и в 409 г. король вестготов Аларих вступает на территорию Западной Римской империи. На его сторону переходит значительная часть армии западного императора, в том числе состоявшие на службе у римлян германцы. Аларих нашел также поддержку и у многочисленных рабов Римской империи.
В августе 410 г. Аларих берет Рим. Несколько дней продолжался страшный грабеж и разрушение столицы античного мира. Многие, знатные римляне погибли или были взяты в плен и проданы в рабство, кому-то из них удалось бежать в Северную Африку и Азию. Планы Алариха не ограничивались завоеванием Рима: он мечтал идти дальше, переправиться в Сицилию и в Северную Африку, но эти планы не осуществились — в 410 г. он умирает.
Некоторое время после смерти Алариха вестготы остаются в Италии. Затем, по договору с императором Гонорием, они уходят в южную Галлию, где в 419 г. образуют первое варварское королевство на территории Римской империи со столицей в г. Тулузе — вестготское королевство. Зависимость Тулузского королевства от римских императоров была условной, фактически это было уже самостоятельное государство.
В Галлии вестготы конфисковывали земли у римских землевладельцев и распределяли их между собой, при этом большую и лучшую часть земель захватила вестготская знать. Простые воины получили наделы — sortes, участки по жребию, в которые входили земля, леса, пастбища, луга, реки и т.д.
С конца V — начала VI вв. вестготское королевство начинает распространяться на юг. Вестготы идут за Пиренеи, где их столицей становится г. Толедо. Государство вестготов в период конкисты (VIII в.) завоевали арабы.
Когда вестготы основывали свое государство еще в Галлии, на Пиренейский полуостров вторглись другие варварские племена: свевы и вандалы. Свевы осели в северо-западной части полуострова, вандалы пошли на юг и поселились там. И в настоящее время эта область расселения вандалов носит название Андалузия. первоначальное ее название было Вандалу сия. Из Пиренеев вандалы с королем Гейзерихом переселяются в Северную Африку. Завоевав Северную Африку, вандалы в 439 г. основывают второе варварское королевство на территории Римской империи. Столицей вандалов становится древний город Карфаген. Как и вестготы, вандалы производят конфискацию земли у римских рабовладельцев, за счет которой быстро складывается и обогащается вандальская знать.
Отсюда, через Средиземное море, вандалы начинают совершать набеги на Италию. В 455 г. они захватывают Рим и предают его дикому разграблению, по сравнению с которым грабежи Алариха носили вполне невинный характер. Богатый и цветущий город быстро превратился в безлюдные развалины, среди которых бродили одичавшие домашние животные. С тех пор подобное проявление человеческой дикости получило название вандализма.
В первой половине VI в. королевство вандалов было завоевано Византийской империей и перестало существовать.
В середине V в. образовалось в бассейне р. Роны на территории будущей Франции образовалось новое варварское государство — Бургундское королевство со столицей в г. Лионе. Государство это было небольшим, но земли его были плодородны, и более того — оно занимало важное географическое и стратегическое положение. Образование Бургундского королевства отрезало связь Римской империи с ее провинцией — северной Галлией.
Так же как и другие варварские племена, бургунды перераспределяют на этой территории земельную собственность. Существуя вблизи Римской империи и романизированной Галлии, бургунды в значительной степени подверглись их культурному влиянию. Они усвоили латинский язык, римские обычаи и римские имущественные отношения. Однако массу населения Бургундии составляли крестьяне-варвары, получившие здесь свои наделы. Как и прочие германские племена, бургунды были арианами по вероисповеданию. О быте бургундов и их отношениях с римлянами, а также с другими варварскими племенами дает представление знаменитый эпос «Песнь о Нибелунгах», записанный в XII в. Это произведение в дальнейшем будет вдохновлять многочисленных композиторов, драматургов и писателей.
С основанием Вестготского, Вандальского и Бургундского королевств положение Западной Римской империи становится еще более критическим. В период создания первых варварских государств римским императором становится Валентиниан III (425-455). Он был бездарным и слабым императором, но при нем находился выдающийся министр — Аэций, которого называют «последний Великий римлянин». Аэций весь свой талант направил на спасение Римской империи. Он использовал для этого самые разные методы. Он пытался договориться с варварами, более лояльных к Риму, против варваров, враждебных и опасных ему.
В середине V в. у римлян появляется наиболее грозный враг — гунны. Гунны были опасны не только для Римской империи, но и для только что возникших варварских государств Западной Европы. В первой трети V в. гуннские племена объединились под властью энергичного и жестокого правителя Атиллы (435-453). Столица Атиллы, исходный пункт для набегов на Западную Европу, находилась на берегах Тиссы (на территории современной Венгрии). Атилла был первым в ряду средневековых завоевателей типа Чингисхана, Батыя, Тамерлана и т.п. С берегов Тиссы он делал походы на Балканский полуостров, Малую Азию, Армению и даже Месопотамию. Все его походы отличались жестокостью и носили грабительский характер. Ему платил большую дань и византийский император. В зависимость от Атиллы попали многие подунайские славянские племена.
В начале 50-х годов V в. Атилла предпринимает поход на Запад. В 451 г. он вторгся в Галлию. Атилла дошел до Орлеана, который в то время был в Галлии важнейшим стратегическим пунктом. После длительной осады Орлеан был взят гуннами, и это грозило Галлии страшными последствиями. Аэций организовал против Атиллы федерацию варваров и заставил полчища гуннов отойти от Орлеана.
Отойдя от Орлеана, гунны направились в сторону г. Труа. За ними шли войска под предводительством Аэция. 15 июня 451 г. недалеко от г. Труа, на Каталаунских полях состоялось сражение, получившее название «Битва народов». В римском войске сражались вестготы, бургунды, франки. Атилла стоял во главе войска гуннов и некоторых небольших восточно-германских племен. На стороне гуннов сражались также славяне и сарматы. В битве на Каталаунских полях войска Атиллы потерпели поражение. Но это была и последняя победа римлян. Империи эта победа ничего не дала. Реально битву выиграли не римляне, а варвары-федераты, тем самым поставив Римскую империю в еще большую от себя зависимость. В результате Вестготское и Бургундское королевства получили широкую самостоятельность.
В 452 г. Атилла пошел на Италию. Он не стал брать Рим, довольствуясь богатой данью и щедрыми подарками от римских императоров.
В 453 г. Атилла умирает. В «Песни о Нибелунгах» смерть Атиллы (Этцеля) объясняется всякого рода излишествами. После смерти вождя многоплеменное предгосударственное образование гуннов распалось. Гунны растворились среди других германских племен, и с VIII в. ни один источник (византийский или др.) о них уже не упоминает. Исчезновение страшной гуннской «державы» не послужило, однако, укреплению Римской империи, которая неотвратимо разлагалась
изнутри. В агонизирующем государстве плелись бесчисленные и бессмысленные интриги, в результате которых погибают выдающиеся римские министры, полководцы и ученые. Не избежал подобной участи и «последний Великий римлянин» Аэций. К этому времени императорский двор находился уже не в Риме, а в Равенне. Двор был перенесен туда еще в 395 г., когда произошло окончательное разделение Римской империи на Западную и Восточную. Вслед за Аэцием погибает и сам император Валентиниан III. Завершением катастрофы было нашествие вандалов в 455 г., которое сопровождалось 14-дневным грабежом Рима. В Италии все больше начинают распоряжаться начальники племенных варварских дружин, среди которых выделяется Одоакр, вождь небольшого племени скиров. В 476 г. Одоакр низлагает последнего римского императора, малолетнего Ромула Августула и отсылает знаки императорского достоинства восточному императору в Константинополь. С этого времени (476 г.) Римская империя прекращает свое существование. Только территория на севере Галлии с центром в Париже напоминала канувшую в Лету Римскую империю. В 486 г. и она была завоевана франкским королем Хлодвигом.
Государство, созданное Одоакром, было по своему этническому составу пестрым и непрочным. В него входили: часть готов, скиры, аланы (северо-кавказские племена) и другие. Подобно королям первых западноевропейских варварских государств, Одоакр конфисковывал земли у римских рабовладельцев-землевладельцев и наделял ими своих дружинников. В отличие от многих варварских королей, Одоакр не вмешивался во внутреннее управление местного римского населения. Тем не менее отношения его с местным населением и особенно с италийской знатью были напряженными: римляне не могли простить ему конфискации земли. В Италии Одоакр чувствовал себя неуютно, а Константинополь, куда он отослал знаки императорской власти, ему не доверял. Византийские императоры готовили на смену Одоакру новую политическую фигуру, которая должна будет править в Италии в качестве, как они предполагали, их политической марионетки. Это был Теодорих (493-526), король остготов. При поддержке Византии Теодорих завоевывает Италию в 493 г. и становится «королем готов и италиков» на долгие годы — свыше 30 лет. Рим лежит в руинах, и центром государства Теодориха в Италии становится Равенна, резиденция римских императоров с 395 г.
Теодорих проводил сложную внутреннюю и внешнюю политику. Он считал себя «старшим» среди варварских королей, вмешивался во все внутренние и внешние дела варварских государств, выступая арбитром в спорных вопросах (например, в пограничных). Теодорих, в частности, стремился к тому, чтобы сохранить равновесие государственно-политических сил в Галлии, не допуская усиления франкских королей за счет Бургундского и Вестготского королевств.
Будучи ставленником Византии, Теодорих, став королем вестготов и италиков, занимает по отношению к ней независимую позицию. Византийские императоры были недовольны его «неблагодарностью» и разрабатывали новые планы для восстановления в Италии императорской власти, уже не обращаясь за помощью к варварским племенам. Во внутренней политике Теодорих пытался гармонизировать две главные этнические группы населения Италии: римскую и варварскую. Он сделал свой двор не только политическим центром, но и центром культуры, науки. Он привлекал римских ученых и писателей, восстанавливал античные памятники. Его ближайшее окружение было исключительно римским. Из свиты Теодориха выделялся римлянин Кассиодор, занимавший значительный пост государственного секретаря «короля готов и италиков». По поручению Теодориха Кассиодор написал «Историю готов» — бесценный исторический источник, не утративший актуальности и до сих пор. В руках римской знати по-прежнему оставалось гражданское управление (также как и Одоакр, Теодорих на него не посягнул). Теодорих не стал навязывать римлянам варварских «правд» и оставил им их прежние законы, знаменитое римское право. Он не производил массовых конфискаций земель италийской рабовладельческой знати. Награждая своих дружинников, он раздавал им земли, уже конфискованные в свое время у римлян Одоакром. Чтобы остготской знати было удобнее управлять своими новыми землями, Теодорих издает указ, в котором разрешает землевладельцам-остготам отчуждать колонов и рабов без земли и переводить их по своему усмотрению на дворовую или ремесленную службу. Этот указ, получивший название «Эдикт Теодориха», практически вводил систему феодальных поземельных отношений и, по мнению многих историков, закладывал фундамент для освобождения колонов от крепостной зависимости. Политический строй при Теодорихе был двойственным, что объяснялось наличием в Италии двух сильных этнических групп — остготов и италийцев (римлян). Эти две группы жили обособленно одна от другой, каждая по своим законам, и соединения их в один народ не происходило. Эта обособленность и обусловила характер политического строя государства Теодориха. Военную службу несли остготы. В отличие от местного населения, исповедовавшего христианство в западной традиции, остготы были арианами. Такие серьезные противоречия в государстве не устраивали ни самого Теодориха, ни римлян. Дипломатическое отношение Теодориха к римлянам не способствовало расположению к нему римской знати, и в то же время вызывало недовольство остготской знати. Со стороны византийских императоров растет недоверие к Теодориху, который их надежд он не оправдал. Против Теодориха был устроен заговор, в котором участвовали многие знатные римляне, входившие в его ближайшее окружение. В этом заговоре принял участие и римский папа, в своей переписке осведомлявший о нем византийских императоров. Заговор удалось раскрыть, но вскоре после этого, в 526 г. Теодорих умирает.
После его смерти начинается борьба двух партий. Одна партия стояла за союз с Константинополем и называлась римской партией. Другая партия выступала за независимую политику и за ограничение прав и привилегий римских рабовладельцев-землевладельцев — она получила название остготской, или староготской партии. Эту сложную ситуацию использовала Византия. При императоре Юстиниане I византийцы завоевывают остготскую Италию, присоединив к своей империи Аппенинский полуостров.
3 билет 1 вопрос. Греко-персидские войны.
В середине I тысячелетия до н. э. всё более заметную роль в истории Восточного Средиземноморья начинает играть Эллада (Греция). К этому времени греки, представляли собой сложившуюся народность. Далеко зашедший процесс имущественного расслоения, роста частной собственности и формирования классов подточил старую, родовую организацию. Её место занимает государство, специфической формой которого для древней Греции был полис — античный город-государство. Рабы и неполноправные обычно представляли собой большую часть населения полиса, а граждане — привилегированное меньшинство. Но это меньшинство, имея полноту политической власти, использовало её для эксплуатации и угнетения рабов и других категорий зависимого или неполноправного населения. В некоторых полисах пользовались политическим преобладанием лишь верхние слои граждан (аристократический полис), в других — более широкий круг граждан (демократический полис). Но и те и другие полисы были рабовладельческими.
Однако центром развития этого обширного и широко раскинувшегося греческого мира к началу V в. до н. э. является Балканский полуостров, территория собственно Греции. Здесь к этому времени выделились два наиболее значительных города-государства — Спарта и Афины. Пути развития этих государств были различны. Спартанская община носила аграрный, земледельческий характер; торгово-денежные отношения были здесь развиты слабо. Земля, поделённая на примерно равные участки (клеры) и находившаяся в пользовании отдельных семей спартиатов, считалась собственностью общины, государства в целом, и владеть ею отдельный спартиат мог лишь как член общины. Эти земли обрабатывались трудом бесправного, зависимого и прикреплённого к клерам населения — илотов. В отличие от обычного для Греции типа рабовладения илоты принадлежали не отдельным спартиатам, а считались собственностью общины в целом. В Спарте существовала также особая категория неполноправного населения — периэки («живущие вокруг», т. е. не на территории самого города Спарты). Их положение было менее тяжёлым. Они владели имуществом и землёй на основе частной собственности и занимались не только земледелием, но ремёслами и торговлей. Богатые периэки владели рабами.
Афины представляли собой иной тип рабовладельческого города-государства. Интенсивный рост производительных сил афинского общества, связанный с развитием ремесла и морской торговли, привёл к сравнительно раннему разложению общины. В Афинах в результате борьбы, развернувшейся между широкими слоями населения (демос) и родовой аристократией (эвпатриды), складывается рабовладельческое государство, получившее довольно сложную социальную структуру.
Государственное устройство Афин и Спарты также имело существенные различия. Спарта была типичной олигархической республикой. Во главе общины стояли два царя, но власть их была сильно ограничена советом старейшин (герусия) — органом спартанской знати — и коллегией эфоров, которые играли крупную роль в политической жизни. Народное собрание (апелла) хотя и считалось формально верховным органом власти, но фактически большого значения не имело.
В Афинах в результате преобразований, проведённых в VI в. Солоном и Клисфеном, установился строй рабовладельческой демократии. Политическое господство родовой знати было сломлено. Вместо прежних родовых фил появились территориальные, подразделявшиеся па демы. Всё более росла роль афинского народного собрания (зкклесия). Основные государственные должности были выборными. Выборный «совет пятисот» (булэ) постепенно оттеснил на задний план оплот родовой знати - ареопаг, хотя последний в начале V в. ещё представлял собой определённую политическую силу. Был создан такой демократический орган, как суд присяжных (гелиэя), состав которого пополнялся путём жеребьёвки из числа всех полноправных граждан. Экономический и политический строй греческих государств определял и характер их военной организации. В Спарте своеобразный быт и система военизированного воспитания, основанные на установлениях, приписываемых легендарному законодателю Ликургу, способствовали созданию сильного и опытного войска (спартанская пехота).