Мораль как регулятор социального поведения 14 страница

Исключительно важную роль в политической жизни многих стран мира играют религиозные идеологии: католицизма, ислама (в первую очередь исламского фундаментализма, как, например, в Афганистане в период прихода к власти талибов, и вахабизма, под флагом которого ведется борьба в Чечне), протестантизма, иудаизма (в последние десятилетия в политике это наиболее ярко выразилось в сионизме), синтаизма, буддизма, местных верова­ний. В России в настоящее время возрождается идеология право­славия.

Вопросы и задания

1. Объясните содержание понятия «идеология».

2. Какую роль идеология играет в обществе?

3. Каково содержание статьи 13 Конституции РФ? Как она отражает ся на политической жизни России?

4. Кто относится к носителям идеологии? Какую роль они играют в политической жизни страны?

5. Охарактеризуйте основные черты либерализма.

6.Чем неолиберализм отличается от либерализма?

7. Что такое консерватизм? Каковы его разновидности?

8. Каковы основные положения современной социал-демократичес кой идеологии?

9. Прочитайте высказывание профессора политологии Университета штата Огайо Лоуренса Херсона (из статьи «Идеология в Соединенных Штатах»): «Идеология, в том смысле, который вкладывается в это по нятие в США, включает в себя три компонента. Первый — более или менее последовательная система взглядов относительно существующе го (о том, что правильно, а что — нет); второй — подкрепляющая эти взгляды более или менее последовательная система ценностей (т.е. того, что высоко ценится, чему придают особое значение, к чему стремят ся) и третий — поведенческий компонент (цели, которых хотят до биться, и тактика их достижения)».

Какое значение он придает идеологии?

7.7. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА

Политика как сфера деятельности, связанная с отношениями между различными социальными группами по поводу власти, так или иначе затрагивает интересы каждого человека. По мере соци­ализации индивид познает свою включенность в общественные отношения, совершенствует свои качества, в том числе и поли­тические.

Человек вырабатывает свой собственный взгляд на сущность политических отношений в обществе, определяет свое место в них, свои симпатии и антипатии к различным политическим си­лам, наиболее эффективные пути и средства решения политиче­ских проблем. Процесс формирования и становления политиче­ского сознания и политического поведения личности называется политической социализацией. Включение личности в политику на­чинается с того, что политическая система вовлекает индивида в свою орбиту, рекрутирует своих сторонников, обучает их выпол­нению простейших политических функций, дает определенные сведения о том, что должен знать и уметь гражданин. Любая поли­тическая система вырабатывает свои специфические методы во­влечения личности в политику — механизмы политической соци­ализации.

Процесс гражданского созревания начинается на раннем этапе жизнедеятельности человека, когда он приобретает определенные знания о политике. Политическое сознание и политическое пове­дение формируются под влиянием социальной среды, ее как по­литических, так и неполитических факторов (школа, вуз, работа, церковь, литература, искусство, средства массовой информации и др.). На становление политического мира личности оказывает влияние ее общественное положение, возможность участия в по­литической деятельности и результативность этого участия. Важна также система обеспечения прав и свобод личности, их гарантия и правовая регламентация.

В результате политической практики знания о политике прохо­дят проверку на жизнеспособность и трансформируются в поли­тические убеждения, которые оказывают сильное влияние на фор­мирование социально-политических идеалов и в своем обобщен­ном виде входят в мировоззрение личности. Убеждения могут формироваться на основе как научно обоснованных знаний, так и обыденных представлений о сущности политических процессов.

На основе политических убеждений и анализа собственного опыта складывается политическая ориентация личности. Она в зна­чительной степени определяет политическое поведение человека. На развитие политического сознания и поведения личности ока­зывает влияние не только ее собственный социальный опыт, но и опыт той социальной общности, к которой она принадлежит. Этот опыт воспринимается личностью опосредованно через систему уже усвоенных идеологических представлений, норм и ценностей, даже если они не отражают личностных интересов и потребностей.

По степени участия в политической жизни выделяют следую­щие типы личности:

1) аполитичный тип личности, к которому принадлежат люди, полностью безразличные к политике, уклоняющиеся от участия в ней. Безразличие может быть подлинным (например, в силу соци­альной неразвитости и др.), может быть и мнимым, когда отход от активной деятельности служит выражением протеста против ее полной, на их взгляд, бесперспективности;

2) тип личности с низкой политической активностью. В этом случае имеет место не протест, а, скорее всего, полное отсут ствие интереса к политике;

3) наиболее распространенный — тип личности опосредован ной включенности в политику. Как правило, это граждане, интере сующиеся политикой, имеющие определенную точку зрения на политические события, которая может существенно колебаться в зависимости от внешних условий. Политическую активность они проявляют участием в выборах, референдумах, массовых акциях, собраниях и т.д.;

4) более цельный политический тип личности — член той или иной политической партии. В этом случае человек делает созна тельный выбор, берет на себя определенные обязательства;

5) общественный деятель, посвящающий политической работе довольно много времени и сил;

6) профессиональный политик, который в отличие от обществен ного деятеля посвящает всю свою жизнь политической карьере и входит в состав политической элиты;

7) высший политический тип личности — политический лидер.

Включение личности в политику обеспечивается существую­щей в обществе и государстве системой прав и свобод личности и возможностью их реализации. В ходе политической социализации происходит формирование политической культуры личности, ос­нованной на ценностных представлениях человека о политичес­кой власти, воплощающихся в разных способах его взаимодей­ствия с государством. Политическая культура выражает реализуе­мые на практике политические убеждения личности, например членство в партиях, участие в выборах и т.д.

Политическая культура личности представляет часть политиче­ской культуры общества в целом. Она, закрепляя нормы полити­ческого поведения в языке (соответствующих терминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну) и тем самым стремится сплотить общество.

Политическая культура выполняет ряд функций:

- функцию идентификации (понимание личностью своей при надлежности к определенной социально-политической группе и участие в выражении ее интересов);

- функцию ориентации, отражающую стремление человека по нять свои возможности при реализации прав и свобод в конкрет ной политической системе;

- функцию адаптации, выражающую потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав;

- функцию социализации, обеспечивающую обретение чело веком определенных навыков, позволяющих ему реализовывать свои политические права и интересы;

- функцию интеграции, обеспечивающую различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политиче ской системы при сохранении целостности государства и общества;

- функцию коммуникации, позволяющую субъектам полити ческой жизни взаимодействовать между собой на основе исполь зования общепринятых средств политического общения (терми нологии, языка, стиля и т.д.).

Важной предпосылкой полноценного участия личности в поли­тической жизни страны выступает гражданство. Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, обусловли­вающая их взаимные права и обязанности. Граждане обладают всем объемом прав, свобод и обязанностей в отличие от иностранцев и лиц без гражданства.

Отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ и «Законом о гражданстве Российской Федера­ции», принятым в 2002 г.

Человек является гражданином государства не в силу прожива­ния на его территории, а вследствие юридического оформления гражданства. Государство в специальных законах устанавливает основания, по которым лицо признается гражданином государ­ства, основания приобретения и прекращения гражданства. Граж­данство подтверждается паспортом, свидетельством о рождении, военным билетом (для военнослужащих).

Конституция РФ в статье 6 определяет ряд важных принципов гражданства. Оно является единым и равным независимо от ос­нований приобретения. Все граждане имеют равные права и несут равные обязанности. Важный принцип составляет то, что гражда­нин не может быть лишен гражданства. При этом под лишением гражданства понимается расторжение гражданских связей по ини­циативе государства, в одностороннем порядке, не предусматри­вающее в качестве условия согласие гражданина.

Статья 62 Конституции РФ предоставляет гражданину возмож­ность иметь гражданство иностранного государства (двойное граж­данство) в соответствии с федеральным законом или междуна­родным договором Российской Федерации. Признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: требуется ходатайство лица, разрешение государства, наличие соответству­ющего договора России с тем государством, гражданство которо­го хочет принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент РФ. Граждане Рос­сийской Федерации, имеющие двойное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах и не могут уклоняться от выполнения конституционных обязанностей.

Статья 61 Конституции гласит, что гражданин РФ не может быть выслан за пределы России или выдан другому государству. Кроме того, Российская Федерация гарантирует своим гражда­нам защиту и покровительство за ее пределами.

«Закон о гражданстве РФ» устанавливает следующие способы приобретения гражданства: по рождению, в порядке его регист­рации, в результате его признания, в результате приема в граж­данство (натурализация), в результате восстановления в граждан­стве, путем выбора (оптации) и др.

Приобретение гражданства по рождению (филиация) — основ­ной способ пополнения числа граждан. Ребенок, родители кото­рого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения. В случае разного гражданства родителей гражданство ребенка определяется их пись - менным соглашением. Если один из родителей — гражданин РФ, а другой — лицо без гражданства, то ребенок является граждани­ном РФ.

Находящийся на территории России ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Российской Феде­рации. Этот же принцип действует и в отношении родившихся на территории России детей, чьи родители являются лицами без граж­данства или состоят в гражданстве других государств, но не пре­доставляют ребенку своего гражданства. В любом случае закон ис­ходит из того, что ребенок не может остаться без гражданства.

Регистрация гражданства — это упрощенный порядок приоб­ретения гражданства, установленный для лиц, исторически или кровно связанных с Россией, и осуществляемый соответствую­щими органами внутренних дел. В число лиц, для которых уста­новлен упрощенный порядок приобретения гражданства в виде регистрации, входят те, у кого супруг либо родственник по пря­мой восходящей линии является гражданином РФ. К ним отно­сятся также те, у кого на момент рождения хотя бы один из роди­телей был гражданином РФ, но кто приобрел иное гражданство по рождению. Последние могут воспользоваться правом регистра­ции российского гражданства в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста. Это право на тот же срок распространяется и на детей бывших граждан РФ, родившихся после прекращения у родителей гражданства РФ.

Признание гражданства — это способ приобретения граждан­ства, представляющий собой волевой акт государства, которым юридически закрепляется фактически существующее положение. По «Закону о гражданстве» 1991 г. (с изменениями 1993 г.) граж­данами РФ признавались все граждане бывшего СССР, постоян­но проживающие на территории России на день вступления зако­на в силу, если в течение года они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ. В соответствии с этим положением никому из проживающих в России граждан СССР не пришлось принимать какие-либо меры для подтверждения гражданства.

Натурализация — это прием в гражданство РФ иностранца или лица без гражданства по его заявлению при условии соответствия требованиям законодательства. Важное условие составляет прожи­вание в России в течение пяти лет перед обращением с ходатай - ством. Для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания считается непрерывным, если лицо выезжало за пре­делы России для учебы или лечения не более чем на три месяца.

Ходатайства о приеме в гражданство РФ отклоняются для тех лиц, которые выступают за насильственное изменение конститу­ционного строя России, состоят в партиях и организациях, чья деятельность несовместима с конституционными принципами РФ, осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за дей­ствия, преследуемые по законам РФ.

Восстановление в гражданстве — это способ приобретения граж­данства лицами, ранее утратившими его по различным причи­нам, например в связи с усыновлением, установлением опеки и попечительства, а также в связи с изменением гражданства роди­телей. Признание факта восстановления распространяется на быв­ших граждан России (СССР), лишенных гражданства или утра­тивших его без их свободного волеизъявления.

Оптация (выбор гражданства) — способ приобретения и пре­кращения гражданства при изменении государственной принад­лежности территории. Проживающим на такой территории лицам предоставляется право на выбор гражданства: либо оставление пре­жнего, либо приобретение гражданства того государства, к кото­рому отходит данная территория. Обычно такой выбор связывает­ся с переселением лиц, избравших иное гражданство.

К другим основаниям приобретения гражданства относятся усы - новление, опекунство, соглашение родителей о российском граж­данстве ребенка, предоставление почетного гражданства и др.

Гражданство Российской Федерации может прекращаться в связи с выходом из гражданства, отменой решения о приеме в гражданство и выбором гражданства (оптацией).

Выход из гражданства — это добровольное прекращение граж­данства. Закон не устанавливает постоянных ограничений на вы­ход из гражданства. Временными же ограничениями могут быть отбытие уголовного наказания и выполнение конституционной обязанности защиты Отечества. После выполнения этих обязан­ностей по отношению к государству гражданин вновь приобрета - ет право на выход из гражданства. Отмена решения о приеме в граж­данство — это способ прекращения гражданства, применяемый в отношении лиц, которые приобрели гражданство РФ на основа­нии заведомо ложных сведений и фальшивых документов, факт которых устанавливается судом.

Российское законодательство определяет права детей в случае изменения гражданства их родителей. Гражданство детей в возра­сте до 14 лет определяется гражданством родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согла­сия. Гражданство детей не изменяется при изменении граждан­ства родителей, лишенных родительских прав, и на изменение гражданства детей в таком случае согласия родителей не требуется.

Если родители приобретают гражданство РФ, то при соблюде­нии указанных выше условий соответственно меняется граждан­ство детей. В случае если один из родителей приобретает граждан­ство РФ, ребенку предоставляется гражданство РФ по ходатай­ству этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. Если гражданство РФ прекращается только у одного родителя, ребенок сохраняет гражданство РФ. Российское граж­данство ребенка прекращается в этом случае по ходатайству дан­ного родителя и при письменном согласии другого, но только при условии, что ребенок не останется лицом без гражданства.

Так же определяется гражданство детей в случае их усыновле­ния. Гражданство недееспособного лица соответствует граждан­ству опекуна. Споры между родственниками, опекуном или попе­чителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматрива­ются судом, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.

Вопросы и задания

1. Что такое политическая социализация?

2. Что влияет на процесс политической социализации?

3. Какие типы личности по степени их участия в политической жизни существуют?

4. Что такое политическая культура?

5. Какие функции выполняет политическая культура?

6. Что такое гражданство?

7. Каковы принципы гражданства?

8. Какие существуют способы приобретения гражданства?

9. Каковы способы прекращения гражданства?

10. Каковы права детей в случае изменения гражданства родителей?

ГЛАВА 8

ПРАВО

8.1. ПОНЯТИЕ ПРАВА. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

На протяжении многих веков не утихали споры ученых по воп­росу определения сущности и формулировки понятия «право». Од­нако до сих пор не существует его единого и признанного всеми определения. Лингвисты обратили внимание на однокоренную связь слова «право» с таким словами, как «правда», «справедливость», «правильный». Таким образом, стало очевидно, что формирование понятия «право» осуществлялось под непосредственным влиянием представлений людей о справедливости, правильности в жизни.

На базе многочисленных представлений людей о праве ученые ввели в науку новое понятие — «правопонимание». Им обозначили мыслительную деятельность человека, связанную с познанием, оцениванием и отношением к праву. На всем протяжении суще­ствования права люди по-разному формулировали свое отношение к нему. Субъектом правопонимания может быть и простой чело­век, не подготовленный к специальному восприятию юридичес­кой информации, и профессиональный юрист, понимание права которого отличается более глубоким проникновением в сущность предлагаемых для анализа юридических конструкций. К настоя­щему времени в мировой и отечественной юриспруденции сло­жились многочисленные концепции понимания права.

Нормативистская теория. Ее автором считается австрийский ученый-юрист Х.Кельзен (1881 — 1973), развивавший в своих тру­дах идею «чистого учения о праве». Кельзен отстаивал идею «чис­тоты » права, согласно которой оно не должно быть связано с раз­личными институтами общества.

В соответствии с этой теорией право исходит от государства в виде различных норм, регулирующих важные общественные от­ношения. Соблюдать такие правовые нормы государство принуж­дает каждого, кто оказывается в сфере их влияния. Значит, фор­мирование права происходит вне политики, экономики или нрав­ственных ценностей общества. Такой подход в определении сути права придает большое значение законности и порядку в стране. С самого детства человеку внушается, что государство диктует всем правила поведения, и независимо ни от каких обстоятельств люди должны им следовать. Они не уполномочены решать вопрос о зна­чимости этих правил, а должны им подчиняться ради существо­вания организации и порядка. Таким путем должно формировать­ся и уважительное отношение к праву.

Эта концепция абсолютизирует влияние государства на право. В истории нашей страны были многочисленные случаи вынесения явно несправедливых решений со стороны власти, которые со­гласно этой концепции считаются правом. Такой подход превра­щает личность в винтик государственной машины власти, кото­рый должен исполнять все ее требования.

Социологическая теория. Во второй половине XIX в. во многих европейских государствах изменилась экономическая и полити­ческая ситуация, а действующие нормы права устарели и были не способны разрешать возникающие противоречия. В практике на­чали руководствоваться не законом, а представлениями о спра­ведливом и несправедливом. Многие юристы того времени, разо­чаровавшись в законе, стали ассоциировать право с реальной жи­знью. Таким образом, правом признавали решения судьи или специально уполномоченного должностного лица. Такой подход к праву позволял учесть интересы людей и потребности общества в целом. Право представляло собой совокупность норм, созданных самим обществом для своего же блага, а потому следовать его уста­новкам оказывалось удобнее и выгоднее. Такое понимание права отрицало его нормативность, четкость. На практике же судья мог вынести неверное решение, а представление о справедливости могло быть разным у людей даже в рамках одного общества.

Психологическая теория права была развита в трудах многих ученых, в том числе и Л.И.Петражицкого (1867—1931), который подчеркивал, что право следует искать в психике людей. Каждый человек, по его мнению, испытывает определенные эмоции, ко­торые оказывают влияние на его поведение. В действительности следует признать, что право не существует вне взаимосвязи с пси­хологией общества, людей, которые в нем живут. Законы, издава­емые в стране без учета психологии людей, способны вызвать от­торжение и могут не исполняться. Это может привести к соци­альным потрясениям общества.

Естественно-правовая теория зародилась в глубокой древно­сти. Ее сторонники (Сократ, Платон) утверждали, что право пред­ставляет собой совокупность норм, которые исходят от природы, высшего разума и существуют независимо от людей. Они изна­чально даны каждому при рождении и их невозможно отменять или изменять. Они отражают высшую справедливость природы, а потому их следует исполнять. Предположим, от природы дарова­но каждому право на жизнь, и живущие на земле не вправе ре­шать вопрос об ограничении или отмене такого права.

В современной науке продолжаются споры о сущности права. Однако многие юристы склоняются к следующему определению.

Право — это система регулирования общественных отношений, которая выражена в определенной форме (источниках права), пред­ставляет собой идеалы справедливости и добра в обществе, имеет связь с государством, и за нарушение которой предусмотрена юри­дическая ответственность. Право рассматривают в субъективном смысле как возможность совершать определенные поступки и в объективном смысле — как совокупность общеобязательных пра­вил поведения, которые закреплены в источниках права. Право носит волевой характер и связано с сознанием людей, а потому оно может изменяться. Оно обеспечивает порядок в обществе, регулирует взаимоотношения людей, живущих в нем, поддержи­вает стабильность и благополучие. Современные юристы считают, что содержание права в большой степени создается обществом, а государство лишь придает ему определенную форму, гарантируя его соблюдение и защиту.

У права существуют определенные принципы, на базе которых оно существует и развивается.

1. Справедливость. Такой принцип проявляется в различных пра вовых предписаниях. Например, нельзя наказать человека за его мысли, идеи, которые не воплощены в реальную действитель ность и не нарушают юридических норм. Подвергать уголовной ответственности можно только за преступления, которые пропи саны в законе, и только того, кто их совершил. Нельзя осуждать человека дважды за одно и то же правонарушение.

2. Уважение к правам человека.

3. Равенство участников правоотношений.

4. Состязательность сторон при разрешении дел в судебном порядке.

5. Законность при решении любого правового конфликта и т.д. Среди многочисленных функций, или задач, которые выпол няет право, выделяются следующие:

оценочная. Право способно оценивать поведение субъекта с по­зиции правомерности или неправомерности им совершенного;

регулятивная. Право осуществляет регулирование общественных отношений, указывая субъектам на модели возможного поведе­ния;

охранительная. Право защищает человека и предотвращает со­вершение опасных для его жизни и здоровья поступков.

В современной литературе продолжаются споры по вопросу о соотношении права и закона. Одни юристы полагают, что такие понятия тождественны. Право находится в рамках закона и исхо­дит от государства. Другие же указывают на большую информа­тивную насыщенность права, которое, по их мнению, формиру­ется в обществе и может находить свое выражение не только в законе, но и в правовых обычаях, судебных и административных прецедентах, договорах и т.д.

Право и мораль выступают наиболее распространенными регу­ляторами общественных отношений людей. Связь между ними обус­ловлена той ролью, которую мораль занимает в системе социаль­ного регулирования. По сравнению с другими социальными нор­мами у морали более широкая сфера действия. Практически ни одна из сторон социальной действительности не свободна от мо­ральных оценок. Сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Однако и мораль, и право остаются самостоя­тельными регуляторами общественных отношений.

Мораль воплощает в своих нормах абсолютные ценности. Она служит основой для создания правовых установок, в которых так­же закреплены правила «хорошего» поведения и меры ответствен­ности — за «плохое». Однако между моралью и правом есть суще­ственные различия. Так, право выражается в письменной форме в источниках (например, законах или указах), а мораль сохраняется в сознании людей, передаваясь из поколения в поколение в уст­ной форме. Создание моральных норм протяженно во времени: то, что сегодня морально, завтра вряд ли будет аморально. Нормы же права могут приобретать юридическую силу в конкретно обо­значенный момент (например, с завтрашнего дня). За нарушение норм права наступает юридическая ответственность, иногда в фор­ме лишения свободы. Нормы же морали не содержат столь катего­ричных санкций. Они могут проявляться в форме общественного осуждения, через отношение близких и т.д.

Таким образом, соотношение права и морали можно рассмат­ривать с точки зрения их сходства, различия и взаимодействия.

Сходство права и морали проявляется:

- в их нормативности, так как они представляют собой сово купность норм, выступающих критерием оценки поведения лю дей;

- в их универсальности, т.е. они распространяют свое влияние на значительный круг общественных отношений;

- в их общности, которая проявляется в одинаковой оценке различных сфер человеческой жизнедеятельности.

Различия права и морали:

- по происхождению. Нормы морали складываются в обществе постепенно, независимо от государства, а нормы права устанав ливаются государством; кроме того, нормы морали возникли ис торически раньше правовых норм;

- по форме выражения. Нормы морали содержатся в сознании людей, а нормы права закреплены в официальных нормативных актах;

- по способу охраны от нарушений. Нормы морали охраняются мерами общественного воздействия и внутренним убеждением человека, а нормы права обеспечиваются мерами государствен ного принуждения;

- по степени детализации. Нормы морали выступают в виде обоб­щенных правил поведения, а нормы права более конкретны, в них четко определены юридические права и обязанности участ­ников правоотношений.

Взаимодействие права и морали проявляется в том, что при со­здании норм права учитываются нормы морали; реализация норм права означает одновременно и реализацию норм морали; нормы морали играют большую роль в процессе применения права (ин­дивидуализация наказания); нарушение норм права вызывает осуж­дение и с точки зрения моральных норм.

Соотношение норм права и обычаев, религиозных и корпоратив­ных норм можно рассматривать с тех же позиций, что и соотноше­ние права и морали.

Сходство норм права и обычаев состоит в том, что они пред­ставляют собой совокупность норм, регулирующих определенный круг общественных отношений и содержащих правила поведения людей.

Различие норм права и обычаев связано с тем, что в наше время право регулирует значительно большую часть обществен­ных отношений, чем обычаи.

Взаимодействие права и обычаев проявляется в том, что поло­жительные обычаи поддерживаются правом, а в некоторых случа­ях признаются в качестве источников права. Обычаи, которые противоречат законам, квалифицируются как правонарушения.

Сходство права с религиозными нормами аналогичного сход­ству с нормами морали и проявляется в нормативности, универ­сальности и общности. Различия же связаны со все большим об­мирщением общественной жизни, отделением церкви от госу­дарства и утверждением свободы совести. В этих условиях сфера действия религиозных норм сужается. Влияние права на религию проявляется в установлении границ ее действия (отделение от государства, провозглашение свободы вероисповедания, равно­правия конфессий и т.д.). Влияние религии на право схоже с вли­янием на него морали. Оно значительно увеличивается в тех госу­дарствах, где религия является государственной (страны мусуль­манского Востока).

Сходство норм права и корпоративных норм состоит в том, что и те и другие содержат четкие правила поведения, закреплен­ные в специальных актах. Различия проявляются в том, что нормы права устанавливаются и охраняются государством, а корпора­тивные нормы принимаются общественными организациями и обеспечиваются силой общественного мнения. Кроме того, нор­мы права имеют приоритетное значение по отношению к корпо­ративным нормам. Влияние права на корпоративные нормы опре­деляется тем, что оно регулирует общие вопросы организации и деятельности общественных организаций.

Вопросы и задания

Наши рекомендации