Мораль как регулятор социального поведения 14 страница
Исключительно важную роль в политической жизни многих стран мира играют религиозные идеологии: католицизма, ислама (в первую очередь исламского фундаментализма, как, например, в Афганистане в период прихода к власти талибов, и вахабизма, под флагом которого ведется борьба в Чечне), протестантизма, иудаизма (в последние десятилетия в политике это наиболее ярко выразилось в сионизме), синтаизма, буддизма, местных верований. В России в настоящее время возрождается идеология православия.
Вопросы и задания
1. Объясните содержание понятия «идеология».
2. Какую роль идеология играет в обществе?
3. Каково содержание статьи 13 Конституции РФ? Как она отражает ся на политической жизни России?
4. Кто относится к носителям идеологии? Какую роль они играют в политической жизни страны?
5. Охарактеризуйте основные черты либерализма.
6.Чем неолиберализм отличается от либерализма?
7. Что такое консерватизм? Каковы его разновидности?
8. Каковы основные положения современной социал-демократичес кой идеологии?
9. Прочитайте высказывание профессора политологии Университета штата Огайо Лоуренса Херсона (из статьи «Идеология в Соединенных Штатах»): «Идеология, в том смысле, который вкладывается в это по нятие в США, включает в себя три компонента. Первый — более или менее последовательная система взглядов относительно существующе го (о том, что правильно, а что — нет); второй — подкрепляющая эти взгляды более или менее последовательная система ценностей (т.е. того, что высоко ценится, чему придают особое значение, к чему стремят ся) и третий — поведенческий компонент (цели, которых хотят до биться, и тактика их достижения)».
Какое значение он придает идеологии?
7.7. ЛИЧНОСТЬ И ПОЛИТИКА
Политика как сфера деятельности, связанная с отношениями между различными социальными группами по поводу власти, так или иначе затрагивает интересы каждого человека. По мере социализации индивид познает свою включенность в общественные отношения, совершенствует свои качества, в том числе и политические.
Человек вырабатывает свой собственный взгляд на сущность политических отношений в обществе, определяет свое место в них, свои симпатии и антипатии к различным политическим силам, наиболее эффективные пути и средства решения политических проблем. Процесс формирования и становления политического сознания и политического поведения личности называется политической социализацией. Включение личности в политику начинается с того, что политическая система вовлекает индивида в свою орбиту, рекрутирует своих сторонников, обучает их выполнению простейших политических функций, дает определенные сведения о том, что должен знать и уметь гражданин. Любая политическая система вырабатывает свои специфические методы вовлечения личности в политику — механизмы политической социализации.
Процесс гражданского созревания начинается на раннем этапе жизнедеятельности человека, когда он приобретает определенные знания о политике. Политическое сознание и политическое поведение формируются под влиянием социальной среды, ее как политических, так и неполитических факторов (школа, вуз, работа, церковь, литература, искусство, средства массовой информации и др.). На становление политического мира личности оказывает влияние ее общественное положение, возможность участия в политической деятельности и результативность этого участия. Важна также система обеспечения прав и свобод личности, их гарантия и правовая регламентация.
В результате политической практики знания о политике проходят проверку на жизнеспособность и трансформируются в политические убеждения, которые оказывают сильное влияние на формирование социально-политических идеалов и в своем обобщенном виде входят в мировоззрение личности. Убеждения могут формироваться на основе как научно обоснованных знаний, так и обыденных представлений о сущности политических процессов.
На основе политических убеждений и анализа собственного опыта складывается политическая ориентация личности. Она в значительной степени определяет политическое поведение человека. На развитие политического сознания и поведения личности оказывает влияние не только ее собственный социальный опыт, но и опыт той социальной общности, к которой она принадлежит. Этот опыт воспринимается личностью опосредованно через систему уже усвоенных идеологических представлений, норм и ценностей, даже если они не отражают личностных интересов и потребностей.
По степени участия в политической жизни выделяют следующие типы личности:
1) аполитичный тип личности, к которому принадлежат люди, полностью безразличные к политике, уклоняющиеся от участия в ней. Безразличие может быть подлинным (например, в силу социальной неразвитости и др.), может быть и мнимым, когда отход от активной деятельности служит выражением протеста против ее полной, на их взгляд, бесперспективности;
2) тип личности с низкой политической активностью. В этом случае имеет место не протест, а, скорее всего, полное отсут ствие интереса к политике;
3) наиболее распространенный — тип личности опосредован ной включенности в политику. Как правило, это граждане, интере сующиеся политикой, имеющие определенную точку зрения на политические события, которая может существенно колебаться в зависимости от внешних условий. Политическую активность они проявляют участием в выборах, референдумах, массовых акциях, собраниях и т.д.;
4) более цельный политический тип личности — член той или иной политической партии. В этом случае человек делает созна тельный выбор, берет на себя определенные обязательства;
5) общественный деятель, посвящающий политической работе довольно много времени и сил;
6) профессиональный политик, который в отличие от обществен ного деятеля посвящает всю свою жизнь политической карьере и входит в состав политической элиты;
7) высший политический тип личности — политический лидер.
Включение личности в политику обеспечивается существующей в обществе и государстве системой прав и свобод личности и возможностью их реализации. В ходе политической социализации происходит формирование политической культуры личности, основанной на ценностных представлениях человека о политической власти, воплощающихся в разных способах его взаимодействия с государством. Политическая культура выражает реализуемые на практике политические убеждения личности, например членство в партиях, участие в выборах и т.д.
Политическая культура личности представляет часть политической культуры общества в целом. Она, закрепляя нормы политического поведения в языке (соответствующих терминах, символах и т.д.), придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну) и тем самым стремится сплотить общество.
Политическая культура выполняет ряд функций:
- функцию идентификации (понимание личностью своей при надлежности к определенной социально-политической группе и участие в выражении ее интересов);
- функцию ориентации, отражающую стремление человека по нять свои возможности при реализации прав и свобод в конкрет ной политической системе;
- функцию адаптации, выражающую потребность человека в приспособлении к изменяющейся политической среде, условиям осуществления его прав;
- функцию социализации, обеспечивающую обретение чело веком определенных навыков, позволяющих ему реализовывать свои политические права и интересы;
- функцию интеграции, обеспечивающую различным группам возможность сосуществования в рамках определенной политиче ской системы при сохранении целостности государства и общества;
- функцию коммуникации, позволяющую субъектам полити ческой жизни взаимодействовать между собой на основе исполь зования общепринятых средств политического общения (терми нологии, языка, стиля и т.д.).
Важной предпосылкой полноценного участия личности в политической жизни страны выступает гражданство. Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, обусловливающая их взаимные права и обязанности. Граждане обладают всем объемом прав, свобод и обязанностей в отличие от иностранцев и лиц без гражданства.
Отношения, связанные с гражданством, регламентируются Конституцией РФ и «Законом о гражданстве Российской Федерации», принятым в 2002 г.
Человек является гражданином государства не в силу проживания на его территории, а вследствие юридического оформления гражданства. Государство в специальных законах устанавливает основания, по которым лицо признается гражданином государства, основания приобретения и прекращения гражданства. Гражданство подтверждается паспортом, свидетельством о рождении, военным билетом (для военнослужащих).
Конституция РФ в статье 6 определяет ряд важных принципов гражданства. Оно является единым и равным независимо от оснований приобретения. Все граждане имеют равные права и несут равные обязанности. Важный принцип составляет то, что гражданин не может быть лишен гражданства. При этом под лишением гражданства понимается расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.
Статья 62 Конституции РФ предоставляет гражданину возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Признание двойного гражданства основывается на определенных условиях: требуется ходатайство лица, разрешение государства, наличие соответствующего договора России с тем государством, гражданство которого хочет принять ходатайствующее лицо. Решение о разрешении двойного гражданства принимает Президент РФ. Граждане Российской Федерации, имеющие двойное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах и не могут уклоняться от выполнения конституционных обязанностей.
Статья 61 Конституции гласит, что гражданин РФ не может быть выслан за пределы России или выдан другому государству. Кроме того, Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
«Закон о гражданстве РФ» устанавливает следующие способы приобретения гражданства: по рождению, в порядке его регистрации, в результате его признания, в результате приема в гражданство (натурализация), в результате восстановления в гражданстве, путем выбора (оптации) и др.
Приобретение гражданства по рождению (филиация) — основной способ пополнения числа граждан. Ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, является гражданином РФ независимо от места рождения. В случае разного гражданства родителей гражданство ребенка определяется их пись - менным соглашением. Если один из родителей — гражданин РФ, а другой — лицо без гражданства, то ребенок является гражданином РФ.
Находящийся на территории России ребенок, оба родителя которого неизвестны, является гражданином Российской Федерации. Этот же принцип действует и в отношении родившихся на территории России детей, чьи родители являются лицами без гражданства или состоят в гражданстве других государств, но не предоставляют ребенку своего гражданства. В любом случае закон исходит из того, что ребенок не может остаться без гражданства.
Регистрация гражданства — это упрощенный порядок приобретения гражданства, установленный для лиц, исторически или кровно связанных с Россией, и осуществляемый соответствующими органами внутренних дел. В число лиц, для которых установлен упрощенный порядок приобретения гражданства в виде регистрации, входят те, у кого супруг либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ. К ним относятся также те, у кого на момент рождения хотя бы один из родителей был гражданином РФ, но кто приобрел иное гражданство по рождению. Последние могут воспользоваться правом регистрации российского гражданства в течение пяти лет по достижении 18-летнего возраста. Это право на тот же срок распространяется и на детей бывших граждан РФ, родившихся после прекращения у родителей гражданства РФ.
Признание гражданства — это способ приобретения гражданства, представляющий собой волевой акт государства, которым юридически закрепляется фактически существующее положение. По «Закону о гражданстве» 1991 г. (с изменениями 1993 г.) гражданами РФ признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории России на день вступления закона в силу, если в течение года они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ. В соответствии с этим положением никому из проживающих в России граждан СССР не пришлось принимать какие-либо меры для подтверждения гражданства.
Натурализация — это прием в гражданство РФ иностранца или лица без гражданства по его заявлению при условии соответствия требованиям законодательства. Важное условие составляет проживание в России в течение пяти лет перед обращением с ходатай - ством. Для беженцев указанные сроки сокращаются вдвое. Срок проживания считается непрерывным, если лицо выезжало за пределы России для учебы или лечения не более чем на три месяца.
Ходатайства о приеме в гражданство РФ отклоняются для тех лиц, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя России, состоят в партиях и организациях, чья деятельность несовместима с конституционными принципами РФ, осуждены и отбывают наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые по законам РФ.
Восстановление в гражданстве — это способ приобретения гражданства лицами, ранее утратившими его по различным причинам, например в связи с усыновлением, установлением опеки и попечительства, а также в связи с изменением гражданства родителей. Признание факта восстановления распространяется на бывших граждан России (СССР), лишенных гражданства или утративших его без их свободного волеизъявления.
Оптация (выбор гражданства) — способ приобретения и прекращения гражданства при изменении государственной принадлежности территории. Проживающим на такой территории лицам предоставляется право на выбор гражданства: либо оставление прежнего, либо приобретение гражданства того государства, к которому отходит данная территория. Обычно такой выбор связывается с переселением лиц, избравших иное гражданство.
К другим основаниям приобретения гражданства относятся усы - новление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и др.
Гражданство Российской Федерации может прекращаться в связи с выходом из гражданства, отменой решения о приеме в гражданство и выбором гражданства (оптацией).
Выход из гражданства — это добровольное прекращение гражданства. Закон не устанавливает постоянных ограничений на выход из гражданства. Временными же ограничениями могут быть отбытие уголовного наказания и выполнение конституционной обязанности защиты Отечества. После выполнения этих обязанностей по отношению к государству гражданин вновь приобрета - ет право на выход из гражданства. Отмена решения о приеме в гражданство — это способ прекращения гражданства, применяемый в отношении лиц, которые приобрели гражданство РФ на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов, факт которых устанавливается судом.
Российское законодательство определяет права детей в случае изменения гражданства их родителей. Гражданство детей в возрасте до 14 лет определяется гражданством родителей. Гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при наличии их согласия. Гражданство детей не изменяется при изменении гражданства родителей, лишенных родительских прав, и на изменение гражданства детей в таком случае согласия родителей не требуется.
Если родители приобретают гражданство РФ, то при соблюдении указанных выше условий соответственно меняется гражданство детей. В случае если один из родителей приобретает гражданство РФ, ребенку предоставляется гражданство РФ по ходатайству этого родителя и при наличии письменного согласия другого родителя. Если гражданство РФ прекращается только у одного родителя, ребенок сохраняет гражданство РФ. Российское гражданство ребенка прекращается в этом случае по ходатайству данного родителя и при письменном согласии другого, но только при условии, что ребенок не останется лицом без гражданства.
Так же определяется гражданство детей в случае их усыновления. Гражданство недееспособного лица соответствует гражданству опекуна. Споры между родственниками, опекуном или попечителем о гражданстве детей и недееспособных лиц рассматриваются судом, исходя из интересов ребенка или недееспособного лица.
Вопросы и задания
1. Что такое политическая социализация?
2. Что влияет на процесс политической социализации?
3. Какие типы личности по степени их участия в политической жизни существуют?
4. Что такое политическая культура?
5. Какие функции выполняет политическая культура?
6. Что такое гражданство?
7. Каковы принципы гражданства?
8. Какие существуют способы приобретения гражданства?
9. Каковы способы прекращения гражданства?
10. Каковы права детей в случае изменения гражданства родителей?
ГЛАВА 8
ПРАВО
8.1. ПОНЯТИЕ ПРАВА. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ
На протяжении многих веков не утихали споры ученых по вопросу определения сущности и формулировки понятия «право». Однако до сих пор не существует его единого и признанного всеми определения. Лингвисты обратили внимание на однокоренную связь слова «право» с таким словами, как «правда», «справедливость», «правильный». Таким образом, стало очевидно, что формирование понятия «право» осуществлялось под непосредственным влиянием представлений людей о справедливости, правильности в жизни.
На базе многочисленных представлений людей о праве ученые ввели в науку новое понятие — «правопонимание». Им обозначили мыслительную деятельность человека, связанную с познанием, оцениванием и отношением к праву. На всем протяжении существования права люди по-разному формулировали свое отношение к нему. Субъектом правопонимания может быть и простой человек, не подготовленный к специальному восприятию юридической информации, и профессиональный юрист, понимание права которого отличается более глубоким проникновением в сущность предлагаемых для анализа юридических конструкций. К настоящему времени в мировой и отечественной юриспруденции сложились многочисленные концепции понимания права.
Нормативистская теория. Ее автором считается австрийский ученый-юрист Х.Кельзен (1881 — 1973), развивавший в своих трудах идею «чистого учения о праве». Кельзен отстаивал идею «чистоты » права, согласно которой оно не должно быть связано с различными институтами общества.
В соответствии с этой теорией право исходит от государства в виде различных норм, регулирующих важные общественные отношения. Соблюдать такие правовые нормы государство принуждает каждого, кто оказывается в сфере их влияния. Значит, формирование права происходит вне политики, экономики или нравственных ценностей общества. Такой подход в определении сути права придает большое значение законности и порядку в стране. С самого детства человеку внушается, что государство диктует всем правила поведения, и независимо ни от каких обстоятельств люди должны им следовать. Они не уполномочены решать вопрос о значимости этих правил, а должны им подчиняться ради существования организации и порядка. Таким путем должно формироваться и уважительное отношение к праву.
Эта концепция абсолютизирует влияние государства на право. В истории нашей страны были многочисленные случаи вынесения явно несправедливых решений со стороны власти, которые согласно этой концепции считаются правом. Такой подход превращает личность в винтик государственной машины власти, который должен исполнять все ее требования.
Социологическая теория. Во второй половине XIX в. во многих европейских государствах изменилась экономическая и политическая ситуация, а действующие нормы права устарели и были не способны разрешать возникающие противоречия. В практике начали руководствоваться не законом, а представлениями о справедливом и несправедливом. Многие юристы того времени, разочаровавшись в законе, стали ассоциировать право с реальной жизнью. Таким образом, правом признавали решения судьи или специально уполномоченного должностного лица. Такой подход к праву позволял учесть интересы людей и потребности общества в целом. Право представляло собой совокупность норм, созданных самим обществом для своего же блага, а потому следовать его установкам оказывалось удобнее и выгоднее. Такое понимание права отрицало его нормативность, четкость. На практике же судья мог вынести неверное решение, а представление о справедливости могло быть разным у людей даже в рамках одного общества.
Психологическая теория права была развита в трудах многих ученых, в том числе и Л.И.Петражицкого (1867—1931), который подчеркивал, что право следует искать в психике людей. Каждый человек, по его мнению, испытывает определенные эмоции, которые оказывают влияние на его поведение. В действительности следует признать, что право не существует вне взаимосвязи с психологией общества, людей, которые в нем живут. Законы, издаваемые в стране без учета психологии людей, способны вызвать отторжение и могут не исполняться. Это может привести к социальным потрясениям общества.
Естественно-правовая теория зародилась в глубокой древности. Ее сторонники (Сократ, Платон) утверждали, что право представляет собой совокупность норм, которые исходят от природы, высшего разума и существуют независимо от людей. Они изначально даны каждому при рождении и их невозможно отменять или изменять. Они отражают высшую справедливость природы, а потому их следует исполнять. Предположим, от природы даровано каждому право на жизнь, и живущие на земле не вправе решать вопрос об ограничении или отмене такого права.
В современной науке продолжаются споры о сущности права. Однако многие юристы склоняются к следующему определению.
Право — это система регулирования общественных отношений, которая выражена в определенной форме (источниках права), представляет собой идеалы справедливости и добра в обществе, имеет связь с государством, и за нарушение которой предусмотрена юридическая ответственность. Право рассматривают в субъективном смысле как возможность совершать определенные поступки и в объективном смысле — как совокупность общеобязательных правил поведения, которые закреплены в источниках права. Право носит волевой характер и связано с сознанием людей, а потому оно может изменяться. Оно обеспечивает порядок в обществе, регулирует взаимоотношения людей, живущих в нем, поддерживает стабильность и благополучие. Современные юристы считают, что содержание права в большой степени создается обществом, а государство лишь придает ему определенную форму, гарантируя его соблюдение и защиту.
У права существуют определенные принципы, на базе которых оно существует и развивается.
1. Справедливость. Такой принцип проявляется в различных пра вовых предписаниях. Например, нельзя наказать человека за его мысли, идеи, которые не воплощены в реальную действитель ность и не нарушают юридических норм. Подвергать уголовной ответственности можно только за преступления, которые пропи саны в законе, и только того, кто их совершил. Нельзя осуждать человека дважды за одно и то же правонарушение.
2. Уважение к правам человека.
3. Равенство участников правоотношений.
4. Состязательность сторон при разрешении дел в судебном порядке.
5. Законность при решении любого правового конфликта и т.д. Среди многочисленных функций, или задач, которые выпол няет право, выделяются следующие:
оценочная. Право способно оценивать поведение субъекта с позиции правомерности или неправомерности им совершенного;
регулятивная. Право осуществляет регулирование общественных отношений, указывая субъектам на модели возможного поведения;
охранительная. Право защищает человека и предотвращает совершение опасных для его жизни и здоровья поступков.
В современной литературе продолжаются споры по вопросу о соотношении права и закона. Одни юристы полагают, что такие понятия тождественны. Право находится в рамках закона и исходит от государства. Другие же указывают на большую информативную насыщенность права, которое, по их мнению, формируется в обществе и может находить свое выражение не только в законе, но и в правовых обычаях, судебных и административных прецедентах, договорах и т.д.
Право и мораль выступают наиболее распространенными регуляторами общественных отношений людей. Связь между ними обусловлена той ролью, которую мораль занимает в системе социального регулирования. По сравнению с другими социальными нормами у морали более широкая сфера действия. Практически ни одна из сторон социальной действительности не свободна от моральных оценок. Сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. Однако и мораль, и право остаются самостоятельными регуляторами общественных отношений.
Мораль воплощает в своих нормах абсолютные ценности. Она служит основой для создания правовых установок, в которых также закреплены правила «хорошего» поведения и меры ответственности — за «плохое». Однако между моралью и правом есть существенные различия. Так, право выражается в письменной форме в источниках (например, законах или указах), а мораль сохраняется в сознании людей, передаваясь из поколения в поколение в устной форме. Создание моральных норм протяженно во времени: то, что сегодня морально, завтра вряд ли будет аморально. Нормы же права могут приобретать юридическую силу в конкретно обозначенный момент (например, с завтрашнего дня). За нарушение норм права наступает юридическая ответственность, иногда в форме лишения свободы. Нормы же морали не содержат столь категоричных санкций. Они могут проявляться в форме общественного осуждения, через отношение близких и т.д.
Таким образом, соотношение права и морали можно рассматривать с точки зрения их сходства, различия и взаимодействия.
Сходство права и морали проявляется:
- в их нормативности, так как они представляют собой сово купность норм, выступающих критерием оценки поведения лю дей;
- в их универсальности, т.е. они распространяют свое влияние на значительный круг общественных отношений;
- в их общности, которая проявляется в одинаковой оценке различных сфер человеческой жизнедеятельности.
Различия права и морали:
- по происхождению. Нормы морали складываются в обществе постепенно, независимо от государства, а нормы права устанав ливаются государством; кроме того, нормы морали возникли ис торически раньше правовых норм;
- по форме выражения. Нормы морали содержатся в сознании людей, а нормы права закреплены в официальных нормативных актах;
- по способу охраны от нарушений. Нормы морали охраняются мерами общественного воздействия и внутренним убеждением человека, а нормы права обеспечиваются мерами государствен ного принуждения;
- по степени детализации. Нормы морали выступают в виде обобщенных правил поведения, а нормы права более конкретны, в них четко определены юридические права и обязанности участников правоотношений.
Взаимодействие права и морали проявляется в том, что при создании норм права учитываются нормы морали; реализация норм права означает одновременно и реализацию норм морали; нормы морали играют большую роль в процессе применения права (индивидуализация наказания); нарушение норм права вызывает осуждение и с точки зрения моральных норм.
Соотношение норм права и обычаев, религиозных и корпоративных норм можно рассматривать с тех же позиций, что и соотношение права и морали.
Сходство норм права и обычаев состоит в том, что они представляют собой совокупность норм, регулирующих определенный круг общественных отношений и содержащих правила поведения людей.
Различие норм права и обычаев связано с тем, что в наше время право регулирует значительно большую часть общественных отношений, чем обычаи.
Взаимодействие права и обычаев проявляется в том, что положительные обычаи поддерживаются правом, а в некоторых случаях признаются в качестве источников права. Обычаи, которые противоречат законам, квалифицируются как правонарушения.
Сходство права с религиозными нормами аналогичного сходству с нормами морали и проявляется в нормативности, универсальности и общности. Различия же связаны со все большим обмирщением общественной жизни, отделением церкви от государства и утверждением свободы совести. В этих условиях сфера действия религиозных норм сужается. Влияние права на религию проявляется в установлении границ ее действия (отделение от государства, провозглашение свободы вероисповедания, равноправия конфессий и т.д.). Влияние религии на право схоже с влиянием на него морали. Оно значительно увеличивается в тех государствах, где религия является государственной (страны мусульманского Востока).
Сходство норм права и корпоративных норм состоит в том, что и те и другие содержат четкие правила поведения, закрепленные в специальных актах. Различия проявляются в том, что нормы права устанавливаются и охраняются государством, а корпоративные нормы принимаются общественными организациями и обеспечиваются силой общественного мнения. Кроме того, нормы права имеют приоритетное значение по отношению к корпоративным нормам. Влияние права на корпоративные нормы определяется тем, что оно регулирует общие вопросы организации и деятельности общественных организаций.
Вопросы и задания