Усложнение социальной структуры
Становление цивилизации сопровождалось появлением разнообразных социальных слоев и групп, необходимых для функционирования усложнявшегося и укрупнявшегося социального организма. Для выделения тех или иных слоев играли роль различные критерии. Среди них:
1) роль и место в процессе производства (земледельцы,
ремесленники, руководители коллективных работ);
2) характер деятельности (производители, администра
торы-чиновники, воины, жрецы, слуги-рабы, торговцы);
3) отношение к налогообложению (обязанность вно
сить налоги или право жить за счет них);
4) этническая принадлежность (члены одной этни
ческой общности автоматически считались полноправ
ными, «чужие» относились к разряду врагов, рабов,
бесправных).
Такая социальная стратификация кажется весьма примитивной по сравнению с разветвленной социальной структурой современного общества, однако в сопоставлении с первобытностью был, безусловно, сделан огромный шаг вперед.
Ремесло
Отделение от сельского хозяйства ремесла — этого далекого прототипа современного промышленного производства — имело важнейшее значение для всего циви-лизационного процесса, ибо именно развитие ремесла было неразрывно связано с введением технических новшеств, совершенствованием орудий труда и материальной культуры в целом.
Письменность
Изобретение письменности означало, что произошел существенный скачок в развитии абстрактного логического мышления чело века. Изменился характер передачи информации: помимо устной традиции появились письменные тексты (преимущественно религиозно-правовые), имеющие строго нормативный характер, ориентирующие индивида на определенный тип поведения и восприятия мира. «Человек читающий» был еще редким явлением по сравнению с «человеком слушающим», но дальнейшее развитие цивилизации привело к практически полному вытеснению устной культуры письменной.
Право
Письменное право (на протяжении долгого времени существовавшее наряду с устным, обычным правом) сыграло важнейшую цивилизующую роль в истории, ибо не только закрепляло существующую расстановку социальных сил, но и координировало взаимоотношения различных социальных слоев, устанавливало жесткий регламент поведения людей в обществе нового типа.
Наука
Уже в эпоху древних цивилизаций стали появляться зачатки математики, астрономии, геометрии, медицины, философии, хотя научные знания на этом этапе еще
не выделились в отдельные дисциплины, существовали в синкретической, нерасчлененной форме и были тесно связаны с системой мифологических представлений.
Следует обратить внимание учащихся на то, что, несмотря на все глобальные изменения, которые претерпела цивилизация на протяжении своего существования, уже в древности определились важнейшие ее черты как особого этапа исторического развития человечества, пусть даже они существовали в зачаточном состоянии или были едва намечены.
Далее рекомендуется рассмотреть вопрос о периодизации мирового цивилизационного процесса. Наиболее общепринятой можно считать периодизацию, согласно которой в нем выделяются три стадии:
1. Доиндустриальная (аграрная, традиционная), охва
тывающая огромный период времени: с момента появ
ления первых очагов цивилизации (IV-III тыс. до н.э.) до
промышленного переворота 60-80-х гг. XVIII в.
2. Индустриальная (машинная, техногенная) — с сере
дины XIX в. (поел, треть XVIII в. и первая половина XIX в.
обычно определяются как переходный период) до пос
ледней трети XX в.
3. Постиндустриальная (информационная), переход к
которой совершается в наши дни.
Эти три стадии также принято называть цивилизациями (традиционная цивилизация, индустриальная, постиндустриальная), чтобы подчеркнуть качественную новизну каждого нового этапа по сравнению с предыдущим. Такая терминология вполне приемлема, но учащимся следует напомнить, что три последовательно сменяющие друг друга цивилизации при всех различиях представляют собой единый процесс развития, в котором большую роль играет преемственность.
На первый взгляд может показаться, что такая периодизация базируется почти исключительно на технологичес ком принципе: ведь точкой отсчета для формирования каждой новой цивилизации является переворот в технике (создание машин, мировой информационной сети благодаря компьютерам). Однако речь идет не просто о качественных скачках в науке и технике, а о глубинных сдвигах, которые затрагивают практически все стороны жизни общества, кардинально преобразуют всю его структуру. Так, индустриальная цивилизация, выросшая из аграрной, отличается от своей предшественницы по целому ряду параметров:
- утрачивается зависимость от естественной среды,
связь с природными условиями, что в значительной сте
пени определяло существование традиционной циви
лизации. Ведущим принципом становится максималь
ное удовлетворение материальных нужд благодаря раз
витию науки, техники, постоянному обновлению, и про
грессу в сфере производства;
- наука тесно связана с производством и ориентирова
на на его практические нужды;
- в социальной структуре городское на селение впер
вые в истории начинает, преобладать над сельским
неизмеримо возрастает роль и численность техническо»
интеллигенции, работников сферы услуг;
- в экономике промышленное производство оттесняет
на второй план сельское хозяйство;
- активно идет демократизация политической сис
темы, хотя это не исключает по явления авторитарных
режимов;
-утверждается система социальной за щиты граждан и защиты прав личности;
- личность освобождается от связи со своей социаль
ной средой, ее статус уже не определяется социальным
происхождением; установка на конкурентную борьбу
способствует максимальному раскрытию творческих
возможностей человека, но и приводит к развитию инди
видуализма;
- «глобализация» мира отражается в интенсивности
экономических, политических, культурных связей, а
нередко и в прямом экспорте западных цивилизаци-
онных форм (следует учитывать, что этой тенденции
противостоит стремление к сохранению националь
ной идентичности, отражающееся в наиболее острой
форме в движениях фундаменталистского толка); важ
нейшим результатом «глобализации» является воз
растающая взаимозависимость различных регионов
мира;
- духовная жизнь характеризуется усилением рацио
нализма, критическим настроем по отношению к систе
ме традиционных ценностей, в которой большую роль
играли принципы коллективистской этики (особенно
ярко это проявляется на Западе);
- принципиально новые формы появляются в изобра
зительном искусстве, литературе и музыке.
Рекомендуется сконцентрировать внимание учащихся на том, что изменения носят системный характер, трансформации в од ной сфере неизбежно, в той или иной степени, влияют на другие, и предложить показать это на одном-двух примерах (так, можно выстроить следующую логическую цепь: активное использование машин на производстве преобладание промышленности над сельским хозяйством урбанизация рост численности технической интеллигенции и т. д.). Таким образом, индустриальная стадия действительно имеет право называться цивилизацией. И грядущая постиндустриальная эпоха, очевидно, вызовет столь же глобальные структурные сдвиги и снова преобразит облик Земли, общества и человека.
В чем недостатки такой периодизации? Во-первых, она (как, впрочем, и все остальные) не учитывает асинхрон-ности в истории человечества. В IV-III тыс. до н.э. возникло всего два очага традиционной цивилизации — в Египте и в Месопотамии, к середине XIX в. в эпоху индустриальной цивилизации вступило лишь несколько стран. Конечно, ареал традиционной и индустриальной цивилизаций постоянно расширялся (например, в XX в. к индустриальной цивилизации подключился и Восток). Тенденция к расширению границ очень знаменательна, однако учащиеся должны осознавать, что границы все-таки существуют. За пределами индустриальной цивилизации и сейчас можно найти общества, находящиеся
на уровне традиционной цивилизации, а где-нибудь в дебрях Амазонки — общества, существующие на уровне первобытности.
Другой недостаток заключается в том, что эпоха доин-дустриальной, традиционной цивилизации непомерно велика, она охватывает более пяти тысячелетий. Совершенно очевидно, что здесь требуется более дробная периодизация. Традиционная цивилизация, конечно, ориентирована на повторяемость, воспроизводство готовых, сложившихся цивилизационных форм, однако изменения все-таки происходили — не только на Западе, но и на Востоке, — и достаточно серьезные. За неимением лучшего, современные исследователи продолжают пользоваться общепринятым делением на древность, античность, средние века, новое и новейшее время. И в этом есть определенный смысл, ибо каждая такая большая эпоха представляет собой новый виток и в цивилизационном развитии (хотя в основе данной периодизации лежит отнюдь не цивилизацион-ный принцип).
Еще один важный для периодизации вопрос связан с религиями спасения. К. Ясперс назвал эпоху зарождения первых религий спасения Осевым временем (приблизительно середина I тыс. до н.э.), однако нельзя забывать о том, что синхронность наблюдается только по отношению к «первой волне» религий спасения (иудаизм, буддизм, конфуцианство). Христианство и ислам появились значительно позднее и отнюдь не одновременно, а с большим временным разрывом. В сильном, хорошо подготовленном классе можно ввести понятие «Осевое время» (с соответствующими пояснениями), но, вообще говоря, гораздо важнее другое — показать значение религий спасения для цивилизаци-онного процесса в целом и для становления локальных цивилизаций. На локальном уровне различные цивилизации переживали каждая свое «Осевое время» (как переход от мифологического сознания к новому видению мира и человека, новым религиозно-этическим ценностям). Для Западной Европы и России, например, «Осевым временем» была эпоха христианизации, для Японии — эпоха усвоения конфуцианства и «скрещивания» его с синтоизмом.