Понятие международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства
Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства охватывает широкий круг разноплановых отношений, возникающих между государствами и их органами, участвующими в производстве по уголовным делам, в связи с осуществлением взаимных усилий по обеспечению надлежащего функционирования правового механизма, используемого для выявления и раскрытия преступлений, изобличения лиц, виновных в их совершении, и применения к ним предусмотренных правовыми предписаниями мер воздействия.
Набор таких усилий многообразен. Это прежде всего усилия по выработке согласованных и взаимоприемлемых международных соглашений по проблемам прав и основных свобод человека, в том числе по таким проблемам, которые непосредственно связаны с определением правового положения лиц, участвующих в производстве по уголовным делам. Одновременно с усилиями подобного рода непрерывно идет процесс выработки и принятия многосторонних и двусторонних международных договоров, специально посвященных осуществлению согласованных действий при производстве по конкретным уголовным делам. Вырабатываются и принимаются также многие другие международные соглашения (договоры), которые должны исполняться правоохранительными органами в своей деятельности. О масштабах и содержании усилий подобного рода можно судить по тем данным об общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах, которые относятся к источникам российского уголовно-процессуального права (подробнее о них сказано в § 8 гл. 2 учебника).
Сотрудничество проявляется не только в выработке согласованных международных соглашений, т. е. в международном правотворчестве. Существенной его частью является выполнение правоохранительными органами разных государств по взаимным запросам (просьбам, обращениям, требованиям, поручениям)*(405), основанным на таких соглашениях, конкретных следственных и судебных действий (допросов, осмотров, обысков, выемок и др.). Целью этого направления сотрудничества является выявление и собирание доказательств, необходимых для принятия обоснованных решений по конкретным уголовным делам. Значительное место в данной области занимают также действия, совершаемые на взаимной основе правоохранительными органами в областях, "пограничных" с уголовным судопроизводством, - при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, розыске и задержании лиц, подлежащих уголовному преследованию или выдаче (экстрадиции), при исполнении приговоров и т. д.
Проявлением международного сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства вполне можно считать также аккуратное исполнение российскими судами и иными правоохранительными органами общепризнанных принципов и норм международного права, предписаний международных договоров при производстве по уголовным делам и в тех случаях, когда нет необходимости в запросах об оказании правовой помощи.
К примеру, в УПК закреплено правило, обязывающее дознавателя, следователя или прокурора не позднее 12 часов после задержания иностранца уведомить об этом факте посольство или консульство государства, гражданином которого является задержанный (ч. 1 и 3 ст. 96 УПК). Однако такая обязанность названных должностных лиц и судей в УПК не предусмотрена для случаев принятия решения о заключении под стражу иностранных граждан, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, наказуемых по российским законам. Означает ли это, что судья, вынесший такое решение, не должен уведомлять соответствующее посольство или консульство? Разумеется, нет, ибо в консульских конвенциях, заключенных Российской Федерацией с рядом государств, содержатся прямые предписания об обязанности уведомления о всех случаях лишения иностранцев свободы, независимо от формы его осуществления. Об этом четко сказано, например, в процитированной выше ч. 1 ст. 50 Консульской конвенции, заключенной 18 апреля 1997 г. с Республикой Болгарией*(406) (текст см. на с. 67 учебника).
Другой пример. Закрепленные в УПК (ст. 164) общие правила производства следственных действий не предусматривают обязанности должностного лица, ведущего предварительное расследование, уведомлять консульское учреждение иностранного государства, дислоцирующееся в Российской Федерации, о своем намерении осуществить какие-то следственные действия на борту торгового или рыболовецкого судна, плавающего под флагом государства, представляемого соответствующим консульством. Между тем в ряде консульских конвенций имеется предписание о необходимости такого уведомления. В частности, в соответствии с п. "d" ч. 1 ст. 49 Консульской конвенции между Российской Федерацией и Итальянской Республикой, заключенной 15 января 2001 г.*(407), российские правоохранительные органы вправе производить необходимые следственные действия на борту итальянского судна, если там совершено, скажем, тяжкое преступление. Но реализовать такое право они обязаны с соблюдением предписания ч. 2 той же статьи Конвенции, где предусмотрено: "Консульское должностное лицо представляемого государства имеет право присутствовать при принятии принудительных мер или проведении расследования компетентными органами государства пребывания на борту судна представляемого государства, находящегося во внутренних водах или территориальном море государства пребывания. Консульское должностное лицо должно заранее уведомляться об этом компетентными органами государства пребывания для того, чтобы оно могло присутствовать при принятии таких мер: Если срочный характер мер, которые необходимо принять, не позволяет направить заблаговременно уведомление консульскому должностному лицу, компетентные органы государства пребывания информируют консульское должностное лицо в письменной форме об этом факте и принятых мерах даже при отсутствии соответствующей просьбы консульского должностного лица".
Вполне очевидно, что, исполняя такое или какое-то иное подобное предписание международного соглашения, российские правоохранительные органы осуществляют то, что тоже можно назвать международным сотрудничеством в сфере уголовного судопроизводства.
В настоящей главе учебника с учетом содержания ст. 453-472, включенных в Раздел XVIII и Часть пятую УПК, рассматриваются далеко не все аспекты явления, называемого международным сотрудничеством в сфере уголовного судопроизводства. По сказанному выше видно, что полностью охватить данное явление в рамках учебной дисциплины, посвященной уголовному процессу, практически невозможно в связи с многоплановостью и объемностью этого явления. Поэтому в последующих параграфах речь пойдет только об основных положениях, регламентирующих:
порядок оказания правовой помощи при производстве по уголовным делам;
выдачу (экстрадицию) лиц для уголовного преследования или исполнения приговора;
передачу осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в государства, гражданами которых они являются.