КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ. ПРИНЦИПЫ ДИПЛОМАТИИ ФРАНЦИИ- предмет постоянной деятельности государства в русле государственных интересов
ПРИНЦИПЫ ДИПЛОМАТИИ ФРАНЦИИ- предмет постоянной деятельности государства в русле государственных интересов, которые «не должны приноситься в жертву сентиментальным, идеологическим или доктринальным предрассудкам и привычкам».
ПРИНЦИП РАВНОГО ДОСТУПАк дипломатической службе предполагает запрет какой-либо дискриминации при поступлении на службу на основании пола, социального происхождения, национальной принадлежности, убеждений или взглядов кандидатов.
На протяжении столетий французы зарекомендовали себя мастерами дипломатического искусства, умелого использования возможностей дипломатии для увеличения веса и влияния своей страны на международной арене. В XVII—XVIII столетиях французы в дипломатии «дали пример, которому последовали все другие европейские государства»[198]. Французская дипломатическая служба была самой разветвленной, французский язык, заменив латынь, стал общепринятым языком дипломатического общения. Особое внимание уделялось совершенствованию организации и шлифовке дипломатического искусства.
Французскую дипломатию формировала целая плеяда выдающихся государственных и политических деятелей, видных ученых, писателей, поэтов. Со свойственной французскому складу ума критичностью они решительно отбрасывали устаревшие схемы и штампы дипломатической деятельности, выдвигали взамен новые, более совершенные. Не раз французская дипломатия показывала пример высокой маневренности, неоднократно она оказывалась способной круто менять курс, мобилизуя максимум своих ресурсов для минимизации ущерба от неудач внешней политики или для развития успеха.
«Французская дипломатия — основоположник современной мировой дипломатии, и ныне оказывает огромное влияние на дипломатию сегодняшнего дня»[199]. В наши дни Франция располагает второй после США сетью загранпредставительств. Со времен кардинала Ришелье дипломатия для Франции является предметом «постоянной государственной деятельности в русле государственных интересов», которые «не должны приноситься в жертву сентиментальным, идеологическим или доктринальным предрассудкам и привычкам».
Ришелье считал, что никакая политика не может увенчаться успехом, если ее не поддерживает национальное общественное мнение. В связи с этим он ввел отвечающую тем временам систему пропагандистского сопровождения своих политических мероприятий.
Из всех компонентов серьезной дипломатии наиболее существенным Ришелье считал элементы определенности и ответственности. Он исходил из того, что международный договор является весьма серьезным делом. Заключать договоры, отмечал он, следует при соблюдении крайней осторожности, а после заключения — соблюдать договоренности «с религиозной скрупулезностью». Ришелье также был убежден, что дипломатия не принесет успеха, если руководство внешней политикой не будет сосредоточено в одном ведомстве. Всю ответственность за ведение внешних дел он возложил на министерство иностранных дел, а само это министерство никогда не выпускал из своего поля зрения.
Со времен Ришелье французская дипломатическая служба, динамично развиваясь, приобрела стройную системность, по структуре стала представлять собой единство двух составляющих: центрального аппарата в виде департамента внешних сношений и заграничного аппарата — сети постоянных дипломатических представительств за рубежом.
Крупнейший французский дипломат XVII в. Ф.Кальер в своем труде «Способы ведения переговоров с государями» провозгласил, что «ложь, ниже достоинства посла». «На практике она приносит больше вреда, чем пользы. Даже если ложь сулит успех сегодня, то завтра она создает атмосферу подозрительности, которая сделает невозможными дальнейшие успехи»[200]. Серьезная дипломатия основывается на доверии, а доверие в свою очередь может явиться только результатом доброй воли. «Успех, достигнутый при помощи силы или обмана, покоится на шатком основании, и наоборот, — успех, основанный на взаимной выгоде, открывает путь к еще большим успехам в будущем. Посол должен добиваться успеха прямыми и честными путями. Если он пытается одерживать верх хитростью или высокомерием, то он обманывает сам себя»[201].
Всем вышеперечисленным определяются личные качества настоящего дипломата: наблюдательный ум, дар прилежания, чуждость забавам и фривольным развлечениям, трезвость рассудка, способность видеть действительную сущность вещей и идти к цели кратчайшим и наиболее правильным путем, не путаясь в малозначимых тонкостях и хитростях. Работник дипломатического ведомства должен иметь достаточное самообладание, терпение и смелость — робкий и несвободный от предвзятых представлений человек никогда не сумеет добиться успеха на секретных переговорах.
Ф.Кальер советовал подбирать молодых дипломатических работников не по фамильным связям, а по их достоинствам. И помнить, что залогом успеха дипломата является, во-первых, доверие собственного правительства, во-вторых, расположение и доверие в стране пребывания и, в-третьих, строгое исполнение инструкций, получаемых от его суверена или министра[202].
Рассуждения Ф.Кальера о сущности и принципах дипломатии не утратили своей теоретической и практической значимости по сей день. Многие из них получили дальнейшее развитие. По мнению профессора В.И.Попова, с появлением трудов Ф.Кальера «дипломатия стала рассматриваться как наука и искусство, основанные на теоретическом подходе и высоких моральных принципах»[203].
Ш.Талейран, рассуждая о качествах, необходимых для обеспечения успеха в дипломатической деятельности, сгруппировал их в две категории:
Первая: осмотрительность; скромность; бескорыстие; возвышенность чувств, которая заставляет ощущать все величие обязанности представлять нацию вовне и следить внутри страны за сохранением ее политических прав.
Вторая: склонность к изучению политических отношений; способность хорошо и быстро схватывать существо вопросов, ибо ни одно занятие не требует более срочной и зачастую мгновенной реакции; известная широта мысли, ибо в данной области все детали должны обобщаться в единое целое.
Сформулировал он и требования к качествам, которые должны быть присущи министру иностранных дел: своеобразный инстинкт, быстро подсказывающий, как вести себя, и не дающий подвергнуться компрометации до начала каких бы то ни было переговоров; способность выглядеть чистосердечным, оставаясь непроницаемым; сдержанность с видом небрежности и осторожности даже в выборе своих развлечений; естественность и кажущаяся наивность[204].
Эти качества, взятые вместе и развитые путем практики, делал вывод Ш.Талейран, составляют основу, дух, честь дипломатической карьеры. Хотя следует оговориться, что сам Талейран, отличавшийся невероятной жадностью и занимавшийся вымогательством, был далек от соответствия перечисленным критериям. Это, однако, не лишает интереса к его суждениям о дипломатах и дипломатической карьере.
По конституции Франции (принята в 1958 г.) решающая роль в определении и проведении в жизнь внешней политики государства принадлежит президенту. Он является не только главой государства, но и председательствует на заседаниях правительства. Его полномочия достаточно обширны. Он не обязан получать «совет и согласие» у представительных органов власти на назначение послов и других высших должностных лиц дипломатической службы; вправе не только ратифицировать договоры (на это, однако, требуется согласие парламента), но и вести переговоры по их заключению; президента должны информировать о всех переговорах, имеющих целью заключение любого международного соглашения; он имеет право передавать на референдум любой законопроект, «имеющий целью разрешить ратификацию договора, который, не противореча конституции, может оказать влияние на деятельность институтов»[205].
Именно президент республики ведет переговоры и беседы с руководителями иностранных государств, посещающими Францию, сам наносит визиты в наиболее важные для Франции страны. Президент получает дипломатическую переписку Министерства иностранных дел и все требуемые ему от этого и других ведомств материалы.
На премьер-министра возложена обязанность, информировать парламент о внешнеполитической деятельности правительства, а также осуществлять определенную координацию деятельности различных министерств в этой области. В его распоряжение также поступает переписка министерства иностранных дел.
За Национальным собранием сохранен контроль за деятельностью правительства, в том числе и по проблемам международного характера. Однако его реальное значение невелико, поскольку речь идет о контроле за органом исполнительным, каковым является Министерство иностранных дел, а не руководящем. К тому же этот контроль не подкрепляется возможностью действенных санкций в отношении правительства, так как принятие резолюции порицания правительству обставлено крайне сложной процедурой. К тому же в случае вынесения порицания правительству Президент страны имеет право, оставив правительство у власти, распустить Национальное собрание.
Парламент имеет право обсуждать вопросы внешней политики. Депутаты парламента и сенаторы имеют право делать устные и письменные запросы министру иностранных дел. Ежегодно парламент рассматривает вопрос о бюджете Министерства иностранных дел, что также дает возможность обсуждения проблем внешнеполитической деятельности. В парламенте рассматриваются вопросы ратификации наиболее важных договоров.
Кроме того, правительство по своей инициативе выступает в парламенте с заявлениями по проблемам внешней политики. Трибуна парламента и его постоянных комиссий используется им для публичных заявлений внешнеполитического содержания.
Министр иностранных дел является членом правительства и руководителем Министерства иностранных дел. Он главный консультант президента по вопросам определения внешней политики и несет ответственность за осуществление выработанного президентом курса.
Министр иностранных дел повседневно руководит дипломатической службой Франции, организует в сотрудничестве со службами президента подготовку и проведение переговоров Франции на высшем уровне, а также участие Франции в многосторонних международных конференциях, где в соответствующих случаях представляет Францию. Министр иностранных дел делает еженедельные сообщения по международным проблемам на заседаниях правительства, принимает участие в узких совещаниях, созываемых президентом для рассмотрения вопросов внешней политики.
Министр входит в состав Комитета обороны Франции, который под председательством Президента принимает решения, касающиеся одновременно военной и внешней политики, использования экономических и финансовых ресурсов. При нем же работает ответственный представитель Министерства обороны.
На министра иностранных дел возложена задача обеспечения единства действий по международным делам всех французских министерств и ведомств, координации их усилий в рамках единого внешнеполитического курса. Эта задача приобретает особое значение в настоящее время, когда в условиях глобализации международная активность охватывает все большее число областей государственной деятельности. К министру стекается информация от загранпредставительств Франции, служб министерства. Специальные работники его кабинета поддерживают связь с разведывательными и контрразведывательными службами и т.д.
Министр принимает решения по всем назначениям сотрудников министерства за исключением послов и директоров, кандидатуры которых, представленные ему генеральным секретарем и директором управления кадров, он рассматривает и отбирает из них тех, кого затем от своего имени представляет в правительство для назначения.
Помогает в повседневной работе министра его личный кабинет(в нашем понимании — секретариат), основные задачи которого:
а) отбор для министра наиболее важной информации из огромного потока телеграмм, писем, отчетов, записок, справок и досье с тем, чтобы помочь ему сконцентрировать внимание на основных проблемах;
б) поддержание постоянной связи с генеральным секретариатом президента республики, генеральным секретариатом правительства, кабинетами президента и премьер-министра и секретариатами других министерств страны;
в) организация и контроль подготовки службами министерства проектов документов и досье;
г) подготовка самостоятельно или с помощью соответствующих государственных служб ответов на письма и запросы, адресованные министру.
Непосредственно при Министре действуют также Генеральная инспекция во главе с генеральным инспектором иностранных дел, Центр анализа и прогнозирования во главе с директором, Межминистерская комиссия по вопросам франко-германского сотрудничества, советник по религиозным проблемам.
Имеется также должность министра-делегата по иностранным делам.В настоящее время их две. Лица, занимающие эти посты входят в состав правительства хотя осуществляют свою деятельность под непосредственным руководством министра иностранных дел. Их наделяют компетенцией ведения какого-либо важного участка международных отношений. В настоящее время одному министру-делегату поручено ведение проблем европейской интеграции. Другой ведает международным сотрудничеством по распространению французской культуры и французского языка (франкофония). Министры-делегаты располагают личными кабинетами. В своей деятельности они опираются на соответствующие подразделения центрального аппарата.
В отличие от американской или российской схем организации министерств иностранных дел во Франции нет института заместителей министра иностранных дел. Вторым после министра должностным лицом в центральном аппарате является генеральный секретарь.Этот пост обычно занимает один из наиболее опытных послов, хорошо знающий международные дела, организацию государственной службы, принципы и особенности функционирования центрального аппарата, министерства и заграничных представительств. При нем действуют службы по делам франкофонии, служба гуманитарных действий и делегат по внешней деятельности местных структур.
Генеральный секретарь выполняет функции административного руководителя дипломатической службы, координатора дипломатической деятельности и основного помощника и советника министра иностранных дел как по политическим, так и по организационным вопросам. Министр иностранных дел, как правило, ничего не решает и ничего не предпринимает, не достигнув согласия со своим основным сотрудником — генеральным секретарем.
В целях обеспечения единства действий служб министерства генеральный секретарь проводит ежегодные узкие совещания и еженедельные пленарные совещания с руководителями основных подразделений аппарата МИД, на которых заслушивает отчеты руководителей подразделений о проделанной работе, определяет в свете своих бесед с министром позиции по главным вопросам внешнеполитической деятельности, устанавливает порядок и сроки решения назревших проблем.
В структуре Министерства иностранных дел Франции функционирует три генеральные дирекции:
— по политическим вопросам и вопросам безопасности;
— по административным вопросам;
— международного развития и сотрудничества. Генеральная дирекция по политическим вопросам и вопросам безопасности — ключевое звено министерства. Дирекция во многом определяет и реализует политику Франции в отношении международных организаций, занимается вопросами разоружения, безопасности и обороны, оказания содействия и сотрудничества с зарубежными странами в военной власти и сфере обороны, общими проблемами внешней политики и безопасности, следит за деятельностью международных неправительственных организаций.
В состав Дирекции входят:
— Департамент ООН и международных организаций, который занимается деятельностью международных организаций, входящих в ее систему специализированных учреждений, а также вопросами назначения в эти организации французских международных чиновников;
— Департамент по стратегическим делам, безопасности и разоружению. Занимается вопросами ядерного разоружения, предотвращения гонки вооружений в космосе, нераспространения ядерного оружия, предотвращения распространения средств доставки оружия массового поражения, мер соответствующего контроля, уничтожения химического и бактериологического оружия и контроля за обычным вооружением, определением политики в области безопасности и обороны, в частности, в рамках НАТО и Западно-европейского союза (ЗЕС), борьбой против терроризма, распространения наркотиков и международной преступности, а также политикой, связанной с безопасностью, сотрудничеством и стабильностью в Европе;
— Департамент по вопросам военного сотрудничества и обороны. Занимается вопросами оказания помощи и сотрудничества в военной области с зарубежными странами, обеспечивает административное и финансовое управление военно-техническим сотрудничеством, вытекающим из соглашений с зарубежными странами, предоставлением разрешений на пролеты и посадки самолетов и заходов кораблей во французские порты, готовит запросы на пролеты и посадки французских самолетов и заходы французских кораблей в порты зарубежных стран. Служба определяет, проводит и координирует мероприятия, предусмотренные договором о Европейском Союзе;
— Отдел по связям с международными неправительственными организациями следит за деятельностью за рубежом и во Франции неправительственных организаций.
Генеральная дирекция по административным вопросам занимается общими вопросами административного управления, организации и модернизации центрального аппарата и сети зарубежных представительств, определяет и осуществляет политику отбора кадров и подготовки специалистов, отвечает за вопросы кадровых назначений и служебного роста, участвует в подготовке бюджета министерства, контролирует его исполнение, занимается материально-техническим обеспечением и связью, следит за соблюдением положений декрета о полномочиях послов и организации государственной службы за рубежом.
В ее состав входят:
— Департамент управления кадровыми ресурсами. Занимается кадровыми назначениями, служебным ростом, профессиональной подготовкой персонала дипломатической службы, социальными делами;
— Департамент по бюджетным и финансовым делам. Занимается подготовкой, исполнением и контролем за исполнением бюджета министерства, субсидиями, управляет распределением средств и кредитов между подразделениями;
— Служба материально-технического обеспечения. Отвечает за инвестиции в недвижимость, ремонтные работы, поставки необходимого технического оборудования, в т.ч. для обеспечения безопасности зданий, занимается вопросами приобретения и аренды недвижимости, следит за сохранностью и обновлением собственности, используемой МИД Франции в стране и за рубежом, в том числе произведений искусства, осуществляет ее инвентаризацию;
— Служба информации и связи. Занимается разработкой, внедрением и эксплуатацией средств связи и информационных систем;
— Служба дипломатического обеспечения. Занимается вопросами материального обеспечения заграничных поездок президента, премьер-министра и министра иностранных дел Франции, обслуживанием внутренних приемов и переговоров в министерстве, обеспечивает устный перевод переговоров с участием президента, премьер-министра и министра иностранных дел Франции, письменные переводы всех официальных документов, отвечает за прием и доставку дипломатической и консульской почты;
— Отдел модернизации. Занимается стратегическим развитием и совершенствованием работы министерства и загранучреждений.
Генеральная дирекция международного сотрудничества и развития разрабатывает политику в области международного сотрудничества и развития, планирует средства для ее осуществления, определяет и осуществляет мероприятия в сфере технического сотрудничества, содействия экономическому, социальному и государственному развитию зарубежных стран. Занимается также вопросами культурного сотрудничества, проектами расширения преподавания французского языка, сотрудничеством в области высшего образования и научных исследований, распространением внешней аудиовизуальной информации, обеспечивает участие Франции в разработке новых технологий в области информатики и связи.
В ее состав входят:
— Департамент по вопросам стратегии планирования и оценки. Разрабатывает политику в области международного сотрудничества и развития, следит за соответствием основных направлений, программ и проектов директивам правительства. Определяет политику сотрудничества с отдельными странами и регионами;
— Департамент развития и технического сотрудничества. Разрабатывает и осуществляет программы и проекты в области технического сотрудничества и оказания содействия в области экономического, социального и государственного развития, а также образования;
— Департамент культурного сотрудничества и французского языка. Разрабатывает и осуществляет программы и проекты в области культуры, искусства, преподавания и распространения французского языка, определяет стратегию и контролирует деятельность соответствующих французских учреждений, в частности, Агентства по преподаванию французского языка за рубежом и Французской ассоциации артистической деятельности;
— Департамент по вопросам научного сотрудничества высшего образования и научных исследований. Разрабатывает и осуществляет международные программы и проекты как в области развития системы высшего образования и научных исследований, так и в сфере связей между французскими и зарубежными университетами, высшими учебными заведениями и исследовательскими центрами, следит за международной деятельностью французских исследовательских центров в области фундаментальных и прикладных наук;
— Департамент внешней аудиовизуальной информации и коммуникационной техники. Разрабатывает и осуществляет соответствующие программы и проекты, предоставляет экспертные услуги в международных переговорах, касающихся содержания и развития аудиовизуальных и коммуникационных сетей.
Следующие ниже подразделения МИД Франции структурно не входят в состав генеральных дирекций и находятся в прямом подчинении руководства министерства. Это прежде всего протокольная служба и территориальные департаменты(европейского сотрудничества, континентальной Европы, Африки и Индийского океана, Северной Африки и Ближнего Востока, Америки и Карибского моря, Азии и Океании). Территориальные департаменты отслеживают вопросы внешней и внутренней политики, экономического и социального положения стран, входящих в эти географические зоны, их отношений с третьими странами и координируют развитие их двусторонних связей с Францией.
Департамент по экономическим и финансовым делам. Следит за международными экономическими и финансовыми вопросами; вопросами экспорта чувствительных технологий; совместно с заинтересованными ведомствами ведет переговоры о заключении международных договоров, включая соглашения о защите окружающей среды; поддерживает и координирует связи министерства с предприятиями.
Департамент по делам французов за границей и иностранцев во Франции. Занимается организацией работы, безопасностью и защитой интересов французов, находящихся за пределами Франции, участвует в разработке и осуществлении политики правительства в области въезда, пребывания и обустройства иностранцев во Франции и определении политики в области предоставления убежища. Ведет переговоры по заключению международных соглашений в этих областях и следит за их выполнением, обеспечивает работу Высшего совета французов за границей, следит за участием французов за границей в выборах и проведением выборов членами иностранных общин во Франции, информирует французских граждан об условиях их пребывания за границей.
Департамент по юридическим делам. Директор этого департамента является по должности официальным юрисконсультом министерства. Департамент дает рекомендации министру, подразделениям центрального аппарата, дипломатическим и консульским представительствам по юридическим вопросам, связанным с их деятельностью, консультирует другие министерства по вопросам международного права, представляет государство в международных инстанциях арбитражного или судебного характера, дает заключения по всем проектам международных соглашений отвечает за все вопросы морского права и статуса Антарктики.
Управление связи и информации. Отвечает за работу со средствами массовой информации.
Основными дипломатическими представительствами Франции за рубежом являются посольства и представительства при международных организациях. В настоящее время свои посольства Франция имеет в 149 странах и представительства при 17 международных организациях, располагает 106 консульскими учреждениями. Она практикует систему, при которой один посол представляет французские интересы по совместительству в нескольких странах. Это касается, например, островных государств в Тихом океане и Карибском бассейне, а также ряда африканских государств. Кроме того, развитие информатики используется для того, чтобы за счет повышения эффективности консульской службы укрупнять консульские округа и таким путем сокращать количество консульских точек.
Среди задач в деятельности французских дипломатических представительств президент Франции на первый план выносит информационно-аналитическую работу. Он подчеркивает: «Чтобы определять желательный путь во Франции и в мире и принимать правильные решения, прежде всего, необходимо располагать полной информацией и правильным анализом». Для Ж.Ширака — это важнейший критерий оценки качества дипломатической сети. Вместе с тем, французский президент далек от того, чтобы ограничивать задачу посольств только сбором информации. «Сверх информации, — говорит он, — я жду от послов высококачественных оценок и предвидения, жду смелости в выдвижении инициатив. Дипломатические работники должны проявлять воображение, предлагать в каждом случае наиболее подходящее действие для Франции»[206].
Таким образом, Президент Франции и в наши дни призывает французскую дипломатическую службу следовать лучшим традициям французской дипломатии — глубокому проникновению в суть вещей и смелому инициативному действию. Без этого практически невозможно реализовать цели и задачи, которые сегодня стоят перед внешнеполитическим ведомством. А они непростые: усиление присутствия Франции повсюду в мире в условиях ускорения процессов глобализации; повышение активности Франции в Европейском союзе; реализация позиций Франции в разрешении конфликтных ситуаций; повышение внимания к французским сообществам за рубежом; модернизация и повышение эффективности консульских структур, увеличение их численного состава. В целом, по мнению государственного руководства, французская дипломатия должна быть влиятельной, эффективной и способной применять разнообразную тактику в переговорах, внешне не связанных друг с другом, но, в конце концов, оказывающихся единым целым[207].
Свои особенности во Франции имеет система построения и прохождения дипломатической службы. Много в ней определяется, конечно, объемами финансирования. Бюджет МИД в 2000 г. составил, например, 20 млрд 945 млн франков. Особенность состоит в том, что впервые с 1995 г. произошло увеличение финансирования. И хотя этот рост незначителен — не более одного процента, но он имеет, по мнению экспертов, фундаментальное значение, положив конец сокращению численного состава министерства[208].
В 2000 г. ее кадровый состав в соответствии с бюджетными ассигнованиями насчитывал 9475 сотрудников. Из них в центральном аппарате было занято 3806 человек, на дипломатической и консульской службе за пределами страны — 4366 человек, в культурных заведениях — 1303 человека. Это на 92 должности больше чем в 1999 г.: рост объясняется законченным в 1998 г. слиянием Министерства иностранных дел с Министерством по делам сотрудничества.
Работники дипломатической службы Франции подразделяются на категории А, В, С. Категория «А» включает посланников, советников и секретарей министерства иностранных дел, переводчиков. Категория «В» включает административных секретарей, работников шифрсвязи, ассистентов по социальным вопросам. Категория «С» включает технический состав — стенографисток, бухгалтерских работников, квалифицированных рабочих и т.д.
Сотрудники всех трех категорий могут использоваться на работе в центральном аппарате и за рубежом. Так, сотрудники категории «А» могут занимать в центральном аппарате должности оперативных работников вплоть до директорских постов, а за рубежом должности от заместителя консула до посла. Что касается сотрудников категории «В», то они могут занимать за рубежом должности от атташе консульского отдела до консула. Сотрудники дипломатической службы на уровне советников и секретарей подразделяются также на советников и секретарей общего профиля и советников и секретарей для Востока, предназначенных для работы в странах Восточной Европы, Азии, в арабских странах и в Африке.
Принцип равного доступа к государственной службе Франции предполагает запрет какой-либо дискриминации на основании пола, социального происхождения, национальной принадлежности, убеждений или взглядов кандидатов.Суды строго контролируют соблюдение этого требования. Но если кандидат на должность, например, резко критикует политику правительства, то это может стать достаточно веским основанием для отклонения его кандидатуры.
Законодательство предусматривает пять главных условий приема на службу: наличие французского гражданства, обладание политическими правами, соблюдение законов, лояльное отношение к законам о службе в армии, физическая пригодность для замещения государственной должности. Набор и замещение должностей секретарей и советников производится на основе конкурсных испытаний или через Школу национальной администрации. Конкурсный отбор осуществляется в разных формах: внешний для обладателей дипломов; учебный для студентов университетов и слушателей школ государственного администрирования; внутренний для служащих органов государственной власти, имеющих определенный стаж работы.
Из перечня профессиональных знаний и навыков, личных склонностей и качеств, которые желательны для претендентов на должности в системе дипломатической службы, называются такие как, хорошая общая подготовка в области публичного права, истории, политических и экономических наук, владения иностранными языками. В условиях конкурсного отбора подчеркивается, что жизнь, которая ждет дипломатического служащего, требует большой широты мысли и способности адаптироваться к различным условиям. В кризисных ситуациях требуется хладнокровие и умение оценивать ситуацию. Обращается внимание и на то, что немаловажное значение имеют любовь к путешествиям, вкус к общению с людьми, навыки работы в единой команде.
Для поступающих на работу по внешнему конкурсу возраст ограничен: для советников по Востоку — не старше 30 лет, для советников общего профиля — 35 лет, для секретарей по Востоку — 35 лет, для письменных переводчиков — 40 лет. Предельный возраст нахождения на дипломатической работе, как и на государственной службе вообще — 65 лет.
Вполне определенным профессиональным условиям должны отвечать и участники внутренних конкурсов. Например, для участия в конкурсе на замещение должностей секретарей Министерства иностранных дел общего профиля или по Востоку требуется стаж не менее четырех лет государственной службы, в том числе не менее трех лет в Министерстве иностранных дел. Требования на конкурсах на замещение должностей советников и секретарей общего профиля и советников и секретарей для Востока различны. Конкурс на замещение должностей секретарей общего профиля предусматривает испытания по общей культуре, международным проблемам, публичному праву, экономике, проблемам Европейского союза, публичным финансам, а также по двум языкам — английскому и второму языку по выбору из немецкого, арабского, китайского, испанского, хинди, итальянского, японского, русского.
Конкурс на замещение должностей секретарей по Востоку предусматривает испытания по общей культуре, международным отношениям, публичному праву или экономике, цивилизации избранного региона, а также по английскому (для Восточной Европы возможна замена на немецкий) языку и по второму языку по выбору из списка, включающего болгарский, греческий, польский, румынский, русский, сербо-хорватский, чешский, турецкий, китайский, хинди, японский, вьетнамский, корейский, арабский, хауса, мальгашский, персидский.
В конкурсном отборе для работы в структурах Министерства иностранных дел участвуют главным образом выпускники университетов и институтов политических наук, в том числе и окончившие Национальную школу восточных языков.
Настоящей кузницей кадров для дипломатической службы Франции является Национальная школа администрации (ЕНА). Она была создана после Второй мировой войны для подготовки руководящих кадров всего государственного аппарата. В ЕНА принимаются две категории слушателей: с одной стороны, лица, не старше 26 лет, имеющие дипломы высшего образования соответствующего профиля. С другой стороны, — государственные служащие не старше 30 лет, проработавшие не менее 5 лет на государственной службе. Вступительные экзамены проводятся отдельно для каждой из категорий, но в дальнейшем никакого различия в процессе учебы и при назначении на работу между этими категориями не делается.
Срок обучения в Школе — 2 года 4 месяца. В ходе обучения слушатели проходят продолжительную стажировку в госучреждениях Франции и за границей. Учебные планы предусматривают изучение целого комплекса теоретических дисциплин, иностранных языков, прохождение практики в различных административных учреждениях. По окончании второго курса составляется рейтинговый список слушателей, очередность в котором зависит от показателей в учебе. На их основе проводится распределение слушателей на работу. При этом учитываются как пожелания слушателей, так и результаты учебы.
Слушатели Школы считаются государственными служащими и получают высокую стипендию. В случае, если это позволяет им занятое по итогам учебы место, слушатели могут избрать работу в Министерстве иностранных дел, получив назначение на должность советника. Каких-либо конкурсных экзаменов им для этого не требуется. В среднем каждый год в МИД принимается по семь выпускников Национальной школы администрации.
Назначение на должности посланников производится руководством министерства в порядке продвижения по службе наиболее достойных дипломатических сотрудников. Кадры секретарей, занимающихся административными вопросами, МИД Франции формирует за счет выпускников региональных институтов администрирования.
Принятые на работу в министерство лица проходят стажировку с целью ознакомления с его деятельностью, взаимоотношениями с другими звеньями государственного аппарата, подготовки для работы за рубежом. За свою карьеру в министерстве сотруднику предстоит десять—двенадцать раз менять характер деятельности, оставаясь на каждом посту в среднем по три—четыре года. На загранработе это могут быть должности 2 или 1 секретаря, заместителя консула 2 и 1 класса, консула или генерального консула, 2 или 1 советника, посла.
В 50 странах, отнесенных к «зоне А», где условия жизни особенно тяжелы, назначения производятся с повышением в должности или на максимальную должность, на которую может претендовать сотрудник.
В 80 странах «зоны В», где условия жизни тяжелые или существует постоянная напряженность, сотрудники также назначаются на максимальные должности, на которые они могут претендовать.
В остальных странах сотрудники назначаются на обычные либо минимальные должности, на которые они имеют право претендовать.
Принятые на работу сотрудники также как сотрудники, получившие должностные повышения, до выезда за рубеж должны проработать от 2 до 4 лет в центральном аппарате. Затем они проходят через одно или два назначения за границей, оставаясь на каждом посту 3—4 года. При этом предлагается чередование постов, которые считаются легкими и тяжелыми. Сотрудники по Востоку на первые два поста в приоритетном порядке назначаются в зону их компетенции. Составляя план своей карьеры, сотрудники могут высказывать свои предпочтения в отношении двух или трех специализаций по признаку географического региона (Ближний Восток, Азия и т.д.) или по функциональному признаку (стратегические проблемы, многосторонняя дипломатия, экономика и т.д.).
Во французской дипломатической службе действует общепринятая в международной практике система дипломатических рангов с той, однако, особенностью, что ранг чрезвычайного и полномочного посла присваивается крайне редко. Причем чаще всего дипломатам, занимающим руководящие должности в диппредставительствах в Вашингтоне, Москве, Лондоне и т.д. Этот ранг, как правило, имеют не более десятка действующих дипломатов.
Интерес к изучению дипломатии и опыта организации дипломатической службы Франции объясним и понятен. Определяется он тем, что многое из разработанного ею в области дипломатичеcкой науки и искусства, стало источником универсальных принципов и методов дипломатической деятельности. Кроме того, организация французской дипломатической службы стала прообразом для дипломатических служб целого ряда других государств,в том числе независимых государств, возникших после ликвидации французской колониальной империи. Наконец, французская дипломатическая служба, продолжает динамично совершенствоваться, стремясь найти адекватные решения проблем дипломатической деятельности порождаемых глобализацией международных отношений.
Контрольные вопросы
1. Роль Франции в становлении современной дипломатии и дипломатической службы.
2. Принципы французской дипломатии и их значимость в современных условиях.
3. Какие профессиональные и личностные качества дипломатического работника считал ведущими кардинал Ришелье?
4. Принципы организации и структура центрального аппарата МИД Франции.
5. Какие задачи решает личный кабинет министра иностранных дел Франции?
6. Особенности подготовки дипломатических работников во Франции.
7. Порядок замещения дипломатических должностей и продвижения по службе в дипструктурах Франции.
Литература
1. Камбон Ж. Дипломат. М., 1945.
2. Петров В.А., Владимиров Ю.В. Кэ д'Орсэ: Краткий очерк дипломатической службы Франции. М., 1966.
3. Никольсон Г. Дипломатическое искусство. М., 1962
4. Сатоу Э. Руководство по дипломатической практике. М., 1961.
5. Baillou J. et Pelletier P. Les Affaires Etrangeres. P., 1962.
6. Попов В.И. Современная дипломатия: Теория и практика. Ч. 1. Дипломатия — наука и искусство. М., 2000.