Еще раз об исторических типах этнических общностей[ю.г.3] . м.в.крюков
Одним из важных достижений этнографической науки в области теории этноса явилось обоснованное за последние годы положение о необходимости отличать этнические признаки (черты, свойственные тому или иному этносу в противоположность другим) и этнообразующие, или этностимулирующие, факторы (условия формирования и развития этноса).
Было показано, что общность экономической жизни, ранее обычно рассматривавшаяся как один из признаков этноса, в действительности не имеет сама по себе этнической специфики. Вместе с тем возникновение на определенной территории устойчивых экономических связей создает необходимые объективные предпосылки для формирования этнических отношений. Наряду со связями, порождаемыми в процессе производства материальных благ, важным условием создания этнической общности являются также отношения воспроизводства самой человеческой популяции, т.е. брачные связи. На этой основе под влиянием внешней среды начинают постепенно складываться собственно этнические признаки, проявляющиеся главным образом в сфере культуры. Важнейшим из них является этническое самосознание — вторичный признак, в той или иной мере отражающий уже сформировавшуюся этническую специфику.
Если говорить о предпосылках возникновения и развития этнических общностей, то помимо факторов, способствующих этому процессу, можно выделить также обстоятельства, действующие в обратном направлении и препятствующие ему. К числу такого рода факторов, которые могут быть названы "этностагнирующими", относится, в частности, низкий уровень социальной мобильности, связанный с существованием внутри этноса сословных, кастовых или иных перегородок, замедляющих формирование общеэтнических культурных характеристик.
Сказанное имеет отношение не только к конкретной истории отдельных народов, но и к общим закономерностям этнического развития человечества в целом. Мы живем в эпоху интенсификации этнических процессов, когда взаимоотношения между этносами в большинстве случаев проявляются отчетливо и недвусмысленно. Но история человечества знала периоды, заметно отличавшиеся друг от друга по степени активности этнических связей. Исследователи отмечают, в частности, следующие особенности этнической ситуации у австралийских аборигенов: "То, что называется племенем в Австралии, представляло собой относительно аморфную общность с весьма нечеткими границами. Эта общность локализовалась на определенной территории, однако границы последней отличались относительной условностью и подвижностью. С лингвистическими, социокультурными и генетическими границами такая общность совпадала только в тенденции. Этническое самосознание ее членов было выражено весьма слабо. Зачастую она не имела самоназвания. Вычленить эту общность не так-то просто" (В.А. Шнирельман).
С аналогичными трудностями сопряжено изучение этнического состава населения Новой Гвинеи. Выясняется, что границы расселения папуасских "племен", как правило, не имеющих самоназвания, во многом зависят от того, где находятся и проводят полевые исследования этнографы: если бы они "жили в других деревнях или двигались по другим маршрутам, то и границы племенных территорий были бы иными" (Н.А. Бутинов). Папуасы Новой Гвинеи дают нам наглядный пример ситуации, в которой этнические отношения выражены неотчетливо, находятся в состоянии стагнации.
На позднем этапе истории первобытного общества, когда уровень этнического развития, казалось бы, должен был возрасти по сравнению с предыдущим периодом, процесс этот тормозится вследствие того, что в действие вступают некоторые новые факторы. Один из важнейших среди них — появление социальной стратификации в виде иерархически соподчиненных общественных "рангов", принадлежность к которым определялась отношениями генеалогического родства и была, таким образом, наследственной. Во многих случаях в подобных стратифицированных обществах возникает система символов-атрибутов, отличающих каждый из "рангов" и проявляющихся в сфере материальной и духовной культуры, а также языка. Вертикальная социальная мобильность при таких обстоятельствах находится на предельно низком уровне, часто практически равна нулю. Возникновение подобной системы социального деления представляет собой серьезное препятствие на пути формирования особенностей культуры, общих для этноса в целом.
Появление частной собственности, развитие товарно-денежных отношений и рабства привели к кризису иерархической структуры общества, основанной на наследственном принципе. Реформы Солона в Греции, Сервия Туллия в Риме, Шан Яна в Китае нанесли по ней решающий удар и расчистили дорогу социальным отношениям, в условиях которых не знатность, а богатство определяло положение человека в обществе. Развитие экономических связей и социальной мобильности объясняет нам, почему эпоха античности отмечена резким скачком в развитии этнических отношений. Персы эпохи Ахеменидов, эллины, хуася и другие древние народы качественно отличаются от тех в значительной степени аморфных общностей, которые были свойственны человечеству на более ранней стадии его развития.
Наступление эпохи феодализма сопровождается активизацией действия факторов, отрицательно сказавшихся на процессах развития этнических отношений. Характеризуя особенности этнической ситуации в раннесредневековой Европе, Ф. Энгельс весьма точно подметил тенденцию стагнации этничности: "Народ растворился в союзе мелких сельских общин, между которыми не существовало никакой — или почти никакой — экономической связи". Действительно, натурализация хозяйства противодействовала поддержанию общности этноса и тем самым способствовала ослаблению его признаков. Не менее существенное значение имела в этом отношении сословная система эпохи феодализма. В целом господство феодальных отношений всегда сопровождалось понижением уровня выраженности этнической специфики. Этнические различия оказывались приглушенными, затушеванными, отходили на второй план, уступая свое место сословной или конфессиональной принадлежности. Некоторое представление об этом дает нам современная этническая ситуация в Индии: несмотря на принятый в нашей литературе тезис о существовании "хиндиязычных народов", этническое самосознание большинства населения штатов Ут-тар-Прадеш и Мадхья-Прадеш весьма аморфно и во всяком случае проявляется несравненно м«нее отчетливо, чем осознание принадлежности к касте.
С зарождением капиталистического способа производства связано начало нового этапа в этническом развитии человечества. Преодоление региональной обособленности, приоритет рыночных отношений способствуют налаживанию устойчивых "горизонтальных" связей внутри этнических общностей. Одновременно в результате ломки сословных барьеров устраняются препятствия для развития "вертикальных" связей, что, в конечном счете, приводит к резкой активизации этнических отношений.
Таким образом, в истории человечества можно выделить два этапа, характеризующихся ускоренным развитием этничности: первый из них соответствует в основном эпохе рабовладения, второй начинается в эпоху поднимающегося капитализма. Заметим, однако, что интенсификация этнических отношений и в том и в другом случае определялась не способом производства как таковым, а тем, что на данном этапе человеческой истории складывалось благоприятное соотношение этностимулирующих и этностагнирующих факторов. Именно поэтому возникновение различных по своей политэкономической сущности способов производства в аспекте этнической истории приводило к аналогичным результатам.
Тем не менее древние этнические общности в качественном отношении отнюдь не тождественны современным. Их различие выявляется на уровне внутренней структуры важнейшего признака этноса — этнического самосознания. Как показывают специальные исследования, историческая эволюция этнического самосознания проявляется, прежде всего, в изменении относительной значимости отдельных его компонентов, причем некоторые из них в процессе развития этноса трансформируются или исчезают вовсе, уступая место другим. Специфической чертой древних этносов является возникающее в эпоху античности представление о врожденной, непреходящей противоположности "нашей" общности и всех других людей — варваров "с лицом человека и сердцем дикого зверя". В отличие от иных компонентов этнического самосознания идея деления человечества на "нас" и варваров не отражает каких-либо объективных свойств этнических общностей, существуя только на уровне сознания. <...>
Вспышка этнической активности в новое время порождает иное толкование антитезы "мы" — "они": на этом этапе впервые получает четкое выражение идея единства человеческого рода. "Наша" общность рассматривается теперь как одна из множества в принципе ей подобных. Это отнюдь не означает преодоления этнических предубеждений, однако последние выступают в новой форме; этнические стереотипы связываются отныне не с делением человечества на две неравные половины, а с мнимым превосходством "своего" этноса над соседями. <...>
Представляется, что сформулированные выше критерии могут быть использованы в качестве основания исторической типологии этнических общностей, представляющей собой одновременно периодизацию процесса этнического развития человечества. На первом этапе, совпадающем с эпохой первобытности, архаическим этническим общностям свойственны аморфность их специфических признаков, низкий уровень выраженности этнического самосознания (что проявляется зачастую в отсутствии самоназваний), нечеткость этнических границ. Второй этап соответствует эпохе рабовладения; он отмечен активизацией этничности, вследствие чего древние этносы обладают отчетливо выраженным этническим самосознанием, в основе которого лежит обычно представление о делении человечества на "нас" и варваров. На третьем этапе по мере развития феодализма наблюдается процесс стагнации этнических общностей; средневековые этносы зачастую утрачивают свой дискретный характер, их специфика затушевывается, а этнические связи оттесняются на второй план социальными отношениями иного рода. На четвертом этапе кризис феодализма создает объективные предпосылки для интенсификации этнических связей; современные этносы характеризуются четкой выраженностью своих свойств, что сопровождается формированием принципиально новых компонентов этнического самосознания. <...>