Общая характеристика художественной культуры Античности
Восточное Средиземноморье - один из древнейших очагов возникновения цивилизаций, колыбель собственно европейской культуры. В 3-м тысячелетии до н. э. на островах Эгейского моря, на острове Крит и в материковой Греции сложилась во многом единая культура - эгейская, или крито-микенская. Главным источником знаний о критской (минойской) культуре остается открытый А. Эвансом Кносский дворец и другие дворцовые комплексы на острове Крит. Этот дворец представляет собой сложный комплекс жилых, хозяйственных и ритуальных помещений. На стенах дворцов сохранились многочисленные фрески, изображающие различные стороны жизни минойского общества, в том числе и знаменитые «игры с быком», для которых, возможно, был предусмотрен открытый двор в центральной части дворца. В помещениях дворца был обнаружен значительный (ок. 5000 табличек) архив, содержащий главным образом хозяйственные документы.
Микенскую культуру создали греки-ахейцы, и многие ее достижения (фресковая живопись, фасоны одежды и виды оружия, канализация и водопровод) были заимствованы у минойской культуры. Наиболее значительными памятниками микенской культуры являются комплекс шахтных могил на северо-востоке Пелопоннеса, где было найдено большое количество различных изделий (в том числе знаменитая «маска Агамемнона»), дворцы, подобные критским (в Пилосе), и циклопические оборонительные сооружения (Тиринфская цитадель).
Крито-микенская цивилизация погибла, видимо, в результате взрыва вулкана и землетрясения на острове Санторин (Тира).
Гомеровская Греция(XI – VIII вв. до н.э.)- Древняя Эллада. Это был периодперехода к раннерабовладельческому государству. Памятники зодчества и скульптуры этого времени почти не сохранились. Однако археологами было найдено большое количество гончарных предметов с геометрическими узорами.
Период назван по имени древнегреческого эпического поэта Гомера, которому со времен античности приписывается авторство «Илиады», «Одиссеи» и других произведений.
Биографические сведения о Гомере, приводимые античными авторами, противоречивы и малоправдоподобны. Легенды рисуют Гомера слепым странствующим певцом, одним из аэдов[28]. Относительно времени жизни Гомера античные ученые приводили различные даты, начиная с 12 в. до н. э. (после Троянской войны) и кончая 7 в. до н. э.; широко бытовала легенда о поэтическом состязании между Гомером и Гесиодом. Как полагают большинство исследователей, гомеровские поэмы были созданы в Малой Азии, в Ионии в 8 в. до н. э. на основании мифологических сказаний о Троянской войне. В древности Гомеру приписывали комические поэмы «Маргит» и «Война мышей и лягушек», цикл произведений о Троянской войне и возвращении героев в Грецию: «Киприи», «Эфиопида», «Малая Илиада», «Взятие Илиона», «Возвращения» (т. н. «киклические поэмы», сохранились лишь небольшие фрагменты). Под названием «Гомеровские гимны» существовало собрание из 33 гимнов богам.
«Илиада» и «Одиссея» – первые дошедшие до нас памятники греческой художественной литературы. Поэмы посвящены событиям, связанным с походом греков-ахейцев против жителей малоазиатского города Трои, или Илиона. «Одиссея» описывает возвращение после троянского похода на родину и приключения греческого героя Одиссея. Сюжет «Илиады» — история гнева могучего героя ахейцев Ахилла. Будучи обижен вождем ахейцев Агамемноном, Ахилл долгое время не принимает участия в битве, вследствие чего ахейцы не могли одолеть троян, а потом, разгневанный убийством своего друга Патрокла, которого он послал на помощь ахейцам, Ахилл обрушивается на троян и в конце концов убивает самого храброго их вождя Гектора.
Главное отличие «Илиады» и «Одиссеи» от всех остальных эпических произведений Аристотель усматривал в том, что Гомер не развертывает свое повествование постепенно, а строит его вокруг одного события: в основе поэм лежит драматическое единство действия. Другая особенность, на которую также обратил внимание Аристотель: характер героя раскрывают не описания автора, а речи, произносимые самим героем.
Язык гомеровских поэм — исключительно поэтический, «наддиалектный» — никогда не был тождествен живой разговорной речи. Метрически оформлял песни «Илиады» и «Одиссеи» уходящий корнями в индоевропейское эпическое творчество гекзаметр— стихотворный размер, в котором каждый стих состоит из шести стоп с правильным чередованием долгих и кратких слогов. Необычность поэтического языка эпоса подчеркивала вневременной характер событий и величие образов героического прошлого.
Сенсационные открытия Г. Шлимана в 1870-80-х гг. доказали, что Троя, Микены и ахейские цитадели не миф, а реальность. Современников Шлимана поразили буквальные соответствия ряда его находок в четвертой шахтовой гробнице в Микенах с описаниями Гомера. Сопоставление свидетельств гомеровского эпоса с данными археологии подтверждают выводы многих исследователей о том, что в своей окончательной редакции он сложился в 8 в. до н. э., причем древнейшей частью эпоса многие исследователи считают «Каталог кораблей» («Илиада», 2-я песнь). Очевидно, поэмы созданы не одновременно: «Илиада» отражает представления о человеке «героического периода», «Одиссея» стоит как бы на рубеже иной эпохи — времени Великой греческой колонизации, когда расширялись границы освоенного греческой культурой мира.
Для человека эпохи античности поэмы Гомера были символом эллинского единства и героизма, источником мудрости и познания всех сторон жизни — от военного искусства до практической морали. Гомера наравне с Гесиодом считали создателем всеобъемлющей и упорядоченной мифологической картины мироздания: поэты «составили для эллинов родословные богов, снабдили имена богов эпитетами, поделили между ними достоинства и занятия, начертали их образы» (Геродот). Греческие дети учились читать по «Илиаде» и «Одиссее». Гомера цитировали, комментировали, объясняли иносказательно. Чтением избранных мест из поэм Гомера призывали исправлять души философы-пифагорейцы. Плутарх сообщает, что Александр Македонский всегда имел при себе список «Илиады», который хранил под подушкой вместе с кинжалом.
В 3 в. до н. э. римский поэт Ливий Андроник перевел «Одиссею» на латинский язык. В средневековой Европе Гомера знали только по цитатам и ссылкам у латинских писателей и Аристотеля, поэтическую славу Гомера затмевала слава Вергилия. Лишь в конце 15 в. появились первые переводы Гомера на итальянский язык (А. Полициано и др.). Событием в европейской культуре 18 в. стали переводы Гомера на английский язык А. Попа и на немецкий язык И. Г. Фосса. Впервые фрагменты «Илиады» на русский язык перевел двадцатисложным силлабическим — т. н. александрийским — стихом М. В. Ломоносов. В конце 18 в. Е. Костров перевел ямбом первые шесть песен «Илиады» (1787); были изданы прозаические переводы «Илиады» П. Екимова и «Одиссеи» П. Соколова. Титаническая работа по созданию русского гекзаметра и адекватному воспроизведению образной системы Гомера была проделана Н. И. Гнедичем, чей перевод «Илиады» (1829) до сих пор остается непревзойденным по точности филологического прочтения и исторической интерпретации. Высочайшим художественным мастерством отличается перевод «Одиссеи» В. А. Жуковского (1842-49). В 20 в. «Илиада» и «Одиссея» были переведены В. В. Вересаевым.
Архаический период не отделен от гомеровского резкой хронологической границей: его начало определяется приблизительно 8 веком, конец — началом 5 века, иногда — концом 1-й четверти 5 века. Историческим фоном периода была Великая греческая колонизация, раздвинувшая пределы известного грекам мира. В архаическую эпоху возникает и расцветает лирика (Сапфо[29], Алкей, Алкман, Ивик, Анакреонт и многие др.), продолжает развиваться эпическая поэзия, зарождается особый жанр историографии (логограф Гекатей Милетский), появляются первые драматурги (Феспид и др.), формируется сама система драматургического театрального действа.
Характерной чертой греческой архаической культуры и всей греческой цивилизации в целом становится агонистика[30]. Соревновательность пронизывает все сферы деятельности греков: от спортивных, мусических, театральных, поэтических состязаний до соревновательности в области искусства, что оказывает несомненное влияние на все ускоряющееся развитие и изменение всех отраслей знания и опыта у греков[31]. В архаический период рождается философия — первым назвал себя философом Пифагор[32]. Крупнейшими философами, а скорее еще в древнем смысле мудрецами, были представители милетской (ионийской) школы, Фалес, Гераклит и др. В это же время возникает и понятие философской школы, передающей и развивающей традицию от своего основателя: само развитие философских школ становится постепенно одним из связующих греческую мысль стержней вплоть до конца собственно античной цивилизации.
Для греческого искусства это эпоха открытий: новации в архитектуре, скульптуре и живописи определили облик всей греческой культуры в целом. Никогда более Греция не знала такого количества художественных школ, путей, богатства, разнообразия и оригинальности поисков. В 7-6 вв. складывается тип греческого храма с целлой, окруженной со всех сторон колоннадой, с доминирующим над фасадным портиком фронтоном со скульптурной группой, формируются два основных ордера греческой архитектуры: строгий дорический и изящный ионический. Древнейшие из греческих храмов, известные нам в значительной степени по остаткам, - храмы Геры в Аргосе и Олимпии и храм Аполлона в Ферме (Этолия).
В греческой керамике, стилистически очень разнообразной, в 8 в. широко распространяется так называемая ориентализирующая (восточная) манера, на которой сказалось сильное ближневосточное влияние. В 7 в. афинская чернофигурная вазопись приобретает господствующее положение, и когда афинские керамисты (Андокид) переходят в сер. 6 в. до н. э. к краснофигурной технике, этот шаг является решающим для всех греческих территорий.
Высшей точкой развития греческой культуры и искусства эпохи античности был классический (от лат. classicus — образцовый) период, начало которого относят обычно ко времени после греко-персидских войн (480–470-е до н. э.), конец — ко времени начала завоевательных походов Александра Македонского в конце 4 в. до н. э. Политическим фоном расцвета культуры и искусства в эпоху классики, своего рода его аналогом был расцвет демократических полисов, городов-государств Греции (например, Афины времени правления Перикла[33]). В 5 в. Греция пережила тяжелейшие войны в своей истории и попала под власть более сильной и политически единой Македонии.
Физическое совершенство и духовная красота как отражение высшего благородства и достоинства человека — главный смысл поисков классического искусства. Великими мастерами скульптуры греческой классики были Поликлет- создатель знаменитого «Копьеносца» («Дорифора»), в котором рассчитал «правильные» пропорции человеческой фигуры и впервые попытался представить человека в спокойном движении-шаге; Мирон, разрабатывавший тему сложного ракурсного движения (статуя «Метателя диска» — «Дискобола»); Фидий - вероятно, проектировщик всего архитектурно-скульптурного комплекса Акрополя в Афинах, высшего творения греческого мира, Пракситель- создатель самой знаменитой статуи древности «Афродиты Книдской», впервые представивший человеческую фигуру в состоянии отдыха и покоя («Гермес с Дионисом», «Отдыхающий сатир» и др.); Скопас и Лисипп, впервые изобразившие боль и страдание на человеческом лице и следовавшие уже не канону Поликлета, а по представлениям чистой художественности и пластичности. Именно искусство Праксителя, Лисиппа и Скопаса оказало самое сильное влияние на скульптуру эллинизма.
Архитектура классического периода создала образцовые типы дорического и ионического храмов (периптер, диптер, простиль, амфипростиль и др.). В 4 в. до н. э. в арсенал архитектуры был введен пышный и изящный коринфский орден, постепенно вытеснивший два основных - дорический и ионический. Храмостроительство эпохи представляют храм Зевса в Олимпии, Парфенон на Афинском Акрополе, храм Аполлона в Бассах. Лучшими архитекторами этого времени были Иктин (Парфенон, храм в Бассах) и Калликрат(Парфенон, храм Ники Аптерос на Акрополе). Облик архитектурных построек периода классики отличают ясность и простота, строгость и чистота линий. Великим экспериментом эпохи стал Акрополийский комплекс в Афинах, в котором сочетаются здания разных ордеров, элементы различных ордеров в одной постройке (ионический фриз с Панафинейским шествием в Парфеноне, дорическом периптере). В 5 и 4 вв. до н. э. создаются знаменитые театральные сооружения Греции — театр Диониса в Афинах и театр в Эпидавре.
Литература классического периода — самый представительный корпус античного мира. Отцом трагедии считался Эсхил, младшими современниками которого были Софокл, царь поэтов, и Еврипид, отцом комедии и самым крупным ее представителем — Аристофан, отцом истории — Геродот. Выдающимся историком 5 в. до н. э. был также Фукидид - автор истории Пелопоннесской войны.
В области философии 5–4 вв. до н. э. — время подлинного и великого ее расцвета, расширения деятельности философских школ (Сократ[34], Платон[35] - основатель Академии, Аристотель[36] - основатель Ликея[37] и школы перипатетиков и др.).
Эллинизм - искусственный термин, введенный в историю И. Г. Дройзеном, описывающий лишь одну черту, объединяющую европейскую и ближневосточную цивилизации после завоевания огромных территорий на пространствах от Греции до Индии Александром Македонским и образования после распада его империи государств, претендующих на политическое и культурное наследство его державы. Точкой отсчета эпохи считаются годы, когда Александр завоевал державу Ахеменидов, ее «концом» — год смерти последней царицы птолемеевского Египта Клеопатры[38].
Главными чертами периода можно считать:
· уникальное сочетание форм греческой государственности (полисы, демократические институты и т. п.) с восточной деспотией, признающей царскую власть неограниченной и божественной;
· широкое распространение греческого языка и культуры - литературы, театра, искусства, культов — на Востоке, от Малой Азии до северной Индии, возникновение синкретических культов (самый яркий пример - Серапис в Египте, соединивший в себе культы греческих Зевса, Гермеса и египетского Осириса);
· строительство огромного количества городов, население которых объединяло как греков и македонцев, так и местное население, отсюда - феномен своеобразной взаимной этнической и культурной ассимиляции.
Основанное на традициях греческого классического искусства, пользуясь всем его репертуаром, эллинистическое искусство искало новые пути выразительности и своеобразия. В искусстве этого мира соседствуют грандиозное и миниатюрное, эмоциональность, страстность и классическая простота и ясность. В скульптуре и живописи встречаются изображения разных возрастов - статуи стариков и детей (чего избегала греческая классика), жанровых сцен (статуи рыбаков, пахарей, садовников и т. п.), нечеловеческих страданий, боли (Лаокоон, рельефы Пергамского алтаря), откровенный эротизм. Принципиально новым для греческого искусства становится изображение обожествленного владыки (статуя Диадоха, правители в образах различных божеств и др.).
В архитектуре не появляется принципиально новых форм - памятники симбиоза культур не создали своих типов. Однако архитектура отличается стремлением к грандиозности, масштабности, пример тому - желание превратить гору Афон в статую Александра Великого, в одной руке которого должен был находиться город, через другую — низвергаться горный поток. Эпоха эллинизма крайне изобретательна в области технической инженерии (хитроумные устройства оповещения кораблей и определения направления ветра на Фаросском маяке в Александрии; корабли колоссальной вместительности, с садами и дворцами, сиракузские осадные машины, созданные Архимедом и т. п.), это — век расцвета науки (Архимед, Эратосфен и др.).
Контрасты искусства имеют параллели и в литературе: Аполоний Родосский создает в духе Гомера эпос «Аргонавтика», а Каллимах в это время пишет эпиграммы и гимны, декларируя свое отречение от большого жанра; появляется совершенно новый жанр романа, в котором неожиданные перипетии в судьбах героев сочетаются с неведомым греческой литературе психологизмом (Гелиодор и др.), комедия замещает место трагедии и отрывается от своего культового истока, процветает эпиграмма, эпистолярный жанр, рождается буколическая поэзия – изящное садово-парковое искусство эллинистической литературы. Любовь к красивому, прелестному, изысканному, сложному и будоражащему, немыслимому становится вкусом эпохи.
Главными центрами эллинистической цивилизации были Египет под властью македонской династии Птолемеев, Сирия Селевкидов, Пергамское царство, остров Родос, малоазийские полугреческие-полувосточные государства: Вифиния, Понт и др.
Наследником эллинистической культуры эпохи греческих и эллинизированных государств на Востоке стал после завоеваний 2-1 вв. до н. э. Рим.
Согласно преданию, город Рим (Roma) основан братьями Ромулом и Ремом около 754/753 до н. э. К середине 3 века до н. э., подчинив территорию Италии, Рим превратился в крупное государство, добившееся гегемонии во всем Средиземноморье, что привело к столкновению с Карфагеном. После трех Пунических войн, одержав победу над Карфагеном в 146 до н. э., Рим становится крупнейшей средиземноморской державой. В социально-политической жизни Рима 1 в. до н. э. все большую роль стали играть армия и ее вожди (Л. К. Сулла, Г. Марий, Г. Помпей и др.). В ходе гражданской войны 49-45 гг. до н.э. неограниченным правителем государства стал Цезарь; в 44 году в результате заговора сторонников республики Цезарь был убит. Новый период гражданских войн завершился победой Октавиана, получившего от сената в 27 до н. э. титул Августа. Со времени правления Августа Рим стал империей. При Траяне во 2 в. н. э. империя достигла максимальных границ. Восстания местного населения в завоеванных землях в сочетании с вторжениями варваров привели к отпадению ряда провинций и разделу империи на Восточную и Западную (395). В 476 году вождем германских наемников Одоакром был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Августул. Восточная Римская империя под названием Византия просуществовала еще около 1000 лет.
В истории человечества не было другого государства, где сочетались бы факторы широкого территориального охвата и длительного существования. Вся область распространения римского господства - от Шотландии до Дуная и от Рейна до Северной Африки - изобилует сохранившимися до наших дней памятниками эпохи римской империи: дорогами, акведуками, общественными зданиями, оборонительными сооружениями, храмами. Главное же, что оставила после себя римская империя - это представление о направленной истории и мире - едином целом, где правит разумное начало. Подобные идеи содержатся в римской эпической поэзии (Вергилий), историографии (Тит Ливий, Тацит и др.) и географии (Страбон).
Наиболее ранние литературные достижения римской республики принадлежат драматургам (Плавт, Теренций[39]), продолжившим традиции новой аттической комедии. Историческая наука этого периода представлена именами Полибия (введшего в науку понятие «всемирной истории») и Саллюстия Криспа. Поэзия, в основном лирическая, получила развитие только к концу республиканского этапа (Катулл, Тибулл, Проперций). То же самое следует сказать о риторике и философии (Цицерон[40], Лукреций).
Наследие Рима стало основой европейской цивилизации (римское право, латинский алфавит, система образования). Существование единого государства способствовало и распространению христианства, зародившегося на восточной окраине Империи.
Музыка в Древней Греции
Достижения греков и римлян в области поэзии, литературы, архитектуры, скульптуры были известны издавна. Иначе обстояло с античной музыкой. Длительное время представления о ней ограничивались музыкально-теоретическими трактатами и описаниями в мифах и различных литературных источниках. Лишь в 1883 году в Малой Азии, недалеко от древнего города Трал была найдена мраморная погребальная стела[41] с выгравированным на ней текстом эпитафии некоему Сикилу (приблизительно 2 в. до н.э.). Вместе с обычным текстом на ней были обнаружены знаки древнегреческой нотации. Перевод этих знаков в современную нотацию не предоставил труда, однако реальное звучание этого фрагмента принесло лишь разочарование. Ни мелодия, ни ритм, на взгляд современников Вагнера, Верди, Чайковского, не являлись особо оригинальными. Напротив, они были достаточно просты и порой даже банальны.
Текст:
Пока живешь – сверкай,
Никогда не печалься,
Коротка жизнь,
Время требует конца.
Вариант текста:
Пока живешь – веселись
И ни о чем не печалься:
Жизнь коротка,
И время возьмет свое.
В 1892 году был обнаружен небольшой нотный фрагмент из трагедии Еврипида «Орест»; в 1893 – отрывки нотных текстов двух гимнов Аполлону в афинской сокровищнице в храме Аполлона в Дельфах. И далее все новые находки пополняли арсенал сведений о греческой музыке - в 1918, 1955, 1959, 1965, 1972 (нотный отрывок из трагедии Еврипида «Ифигения в Авлиде»). В настоящее время известно около 50 различных фрагментов древнегреческой музыки. И все они не обнаружили каких-либо особых художественных качеств древней греческой музыки.
Неужели величайшая культура человечества, оставившая в наследство высочайшие достижения зодчества, скульптуры, театра, философской и научной мысли, оказалась столь не выразительной в музыке? Скорее всего, дело в другом.
Имеющиеся в нашем распоряжении расшифрованные записи не могут дать нам представление о подлинном звучании древнегреческой музыки. И не только потому, что их мало, но главным образом потому, что принятая у греков система нотной записи выполняла несколько иную функцию, нежели в современном мире. Вероятнее всего, запись осуществлялась после исполнения - post factum, а не res facta – в существующей у нас практике – сначала музыка записывается, а затем исполняется по нотам. Античная запись не ставила целью зафиксировать реальное звучание, а фиксировалась как некая схема для напоминания. Отсюда весьма примитивный ритм и мелодика имеющихся фрагментов.
Например, Гимн Аполлону, приписываемый Пиндару, в современной расшифровке выглядит следующим образом:
Безусловно, практика живого музицирования была гораздо ярче, интереснее и богаче. Иначе невозможно объяснить многочисленные греческие тексты, в которых описывается впечатление от звучания и исполнения греками музыкальных произведений.
Принимая во внимание все вышесказанное, постараемся охарактеризовать греческую музыку, опираясь на имеющиеся в распоряжении исследователей эллинские источники: литературные, теоретические трактаты, изобразительные искусства.
Прежде всего, отметим, что само слово музыка произошло от имени богини Музы, покровительницы искусств. Первоначально Муза была единственной. Поэтому Гомер в «Одиссее» упоминает только одну музу:
Для всех людей земных певцы достойны
награды и чести, потому что муза обучила
их напевам, ибо возлюбила она племя певцов.
К единственной музе обращается и Пиндар: «О, владычица муза, мать наша». Вероятно, это было связано с тем, что в архаической Греции длительное время господствовали представления о неразрывном единстве всех экспрессивных[42] искусств: музыки, поэзии и танца – так называемой, триединой хорее. Лишь с течением времени муз стало девять. Согласно греческой мифологии, они являются дочерьми Зевса и Мнемосины (богини памяти). В период классической Греции окончательно закрепились их функции:
Каллиопа – прекраснозвучная – муза эпической поэзии и знания, изображалась со свитком и палочкой для письма.
Клио – прославляющая – муза истории, изображалась со свитком и палочкой для письма.
Евтерпа – очаровательная – муза лирической поэзии (музыки), изображалась с флейтой и лирой в руках.
Талия – цветущая – муза комедии, изображалась с комической маской.
Мельпомена – поющая и танцующая – муза трагедии, изображалась с трагической маской и венком из плюща.
Терпсихора – услаждающая хороводом – муза танца, изображалась с лирой и плектром.
Эрато – прелестная – муза лирической поэзии, изображалась с лирой в руках.
Полигимния – многопрославляющая – муза серьезной гимнической поэзии.
Урания – небесная – муза астрономии, изображалась с небесным сводом и циркулем в руках.
Таким образом, богини покровительствовали поэзии, науке и искусствам. Те искусства, которым покровительствовали музы, назывались мусическими. А человек, обладающий знаниями в сферах, которым покровительствовали музы, считался образованным или мусическим. Покровителем муз считался бог Аполлон - в греческой мифологии и религии сын Зевса, бог-целитель и прорицатель, покровитель искусств. Изображался прекрасным юношей с луком или кифарой.
Мусическая история античности начинается с аэдов[43](рапсодов) – эпических певцов, распевавших на пирах во дворцах владык древнего мира мифы и предания о богах и героях в сопровождении струнных инструментов. Демодок (согласно Гомеру) жил у царя феаков Алкиноя, Фемий – во дворце Одиссея в Итаке, Фамир служил у эхалийского царя Эврита. В дальнейшем рапсоды уже не пели, а декламировали эпические поэмы.
Появляются и поэты – мелики, которые создавали стихи для последующего их пения под инструментальное сопровождение. Пение было сольным и хоровым. Отсюда название двух видов пения под аккомпанемент инструментов – сольная лирика[44] и хоровая лирика.
Среди жанров сольной и хоровой лирики развиваются элегии,[45] сколии (застольные песни), эпиталамии (свадебные песни, исполнявшиеся перед дверями комнаты молодоженов), гименеи (свадебные песни, с которыми невесту провожали от дома родителей до дома жениха), оды[46], эпиникии (победные песни, сопровождавшие въезд в город победителей), гимны богам (дифирамб – гимн в честь бога Диониса, пеан – гимн в честь бога Аполлона), трен (похоронный плач) и др.
Одним из наиболее известных поэтов (меликов) в 7 веке до н.э. был Архилох с острова Парос. Сохранилось немногим более сотни отрывков его стихов различных по содержанию: от любовных до нравоучительных басен. Особой популярностью пользовался его гимн, прославляющий Геракла. Не меньшей славой пользовалась Сафо (Сапфо), воспевающая в своих стихах любовь. Ее даже называли «Десятой музой». Современник Сафо Алкейсоздал большое количество сколий. Во второй половине VI века до н. э. особенно славился Анакреонт, изобретавший необычайно выразительные напевы и аккомпанемент для своей поэзии. Основоположником оды считается Пиндар (ок. 518-442 или 438 до н. э.); немало им создано и эпиникий — похвальных песен в честь победителей на Олимпийских, Дельфийских и других спортивных играх.
Художественная агональность (соревновательность) запечатлена в мифах и в литературе Древней Греции. Кифарод Аполлон соревнуется с авлетом Марсием и побеждает его. У Гомера в «Илиаде» кифарод Фамир соревнуется в пении с музами и оказывается побежденным. Известно, что в Спарте участники совместных трапез соревновались между собой в исполнении застольных песен. Созданный Платоном литературный жанр – диалог – также представляет собой соревнование между участниками ученой беседы. Соперничество становилось активным движущим импульсом для творчества.
Первоначально музыка звучала во время спортивных соревнований и выполняла прикладную функцию. Павсаний указывает, что во время соревнований по пятиборью исполнялась сольная пьеса для авлоса. Во время бега звучала пьеса для авлоса, именовавшаяся «эндроме» (в пер. с греч., пробегаю). Шествие победителей также сопровождалось музыкантами и хорами.
Позднее появились состязания в мусических искусствах. В греческих областях они устраивались во время различных празднеств и в честь различных богов. Самыми почетными были Пифийские игры, которые проходили в Дельфах при храме Аполлона Пифийского[47]: сначала один раз в 8 лет, с 586 г. до н. э. - раз в 4 года. Сначала соревновались кифароды, исполнявшие гимн (пеан) в честь бога Аполлона. Победителя увенчивали лавровым венком. Позднее стали включаться состязания рапсодов, авлетов, кифаристов, хоров, поэтов. Именно на подобного рода соревнованиях оттачивалось мастерство музыкантов.
В Древней Греции самым популярным и доступным инструментом была лира - струнный щипковый инструмент. Пение под лиру – лиродия – было весьма распространено.
Звуковым ящиком архаической лиры служил панцирь черепахи. Позднее он стал изготавливаться из дерева. Сбоку крепились две ручки (сначала для них использовались рога диких козлов, затем дерево), которые соединялись деревянной перекладиной. Струны крепились с одной стороны на перекладине, с другой – на небольшой дощечке в нижней части звукового ящика. Струны (хорды) делались из бычьих или бараньих кишок, либо из сухожилий козлов. Натяжение струн осуществлялось сначала при помощи небольших ремешков, которые выделывались из бычьей кожи, позднее при помощи колков. Все струны были одинаковой длины, но отличались толщиной. Использование кожаного ремня позволяло играть на лире не только сидя, но и стоя. Звук извлекался либо пальцем, либо плектром. Архаическая лира имела 3 струны, к 7 веку до н.э.у Терпандра лира стала семиструнной. В дальнейшем появляются свидетельства о еще большем количестве струн – Тимофей из Милета (450-350 гг. до н.э.) создал 12-ти струнную лиру. По свидетельству современников, лира обладала негромким, но благородным и спокойным звучанием. Строй лиры был избран в качестве теоретического феномена, олицетворявшего древнюю музыкальную систему. Наименования струн лиры стали наименованиями ступеней звукоряда «полной неизменной системы».
Кифара – инструмент, близкий лире, но более совершенный. Если лиру можно считать инструментом для всех любителей музыки, то кифара – инструмент профессионалов. Звуковой ящик был более крупным, звук – громче и по весу инструмент был тяжелее.
Согласно Гераклиду Понтийскому, создателем кифародии (пения под аккомпанемент кифары) был певец Амфион. Ему приписывают добавление 4-ой струны. Однако наиболее известным кифаредом был Терпандер из Антиссы (о. Лесбос, 1-я пол. 7 в. до н. э.). Ему приписывается усовершенствование этого инструмента. Около 676 года до н.э. он одерживает победу на состязаниях в Спарте и закрепляет право кифаредов участвовать в состязаниях. На Пифийских играх 588 года до н.э. были включены и сольные соревнования кифаристов (чисто инструментальные, без пения).
Наряду с лирой и кифарой сохраняла свою популярность и древняя арфа.
Самым распространенным духовым инструментом в Древней Греции был авлос – ( άύλόξ – греч. трубка). Согласно мифу, авлос изобрела богиня Афина. Но когда она попробовала сыграть на нем и увидела в ручье отражение своего искаженного напряженного лица, то с негодованием отбросила инструмент, который был найден фригийцем Марсием. Овладев им в совершенстве, он вызвал на состязание самого Аполлона и был побежден богом. Исполнитель на авлосе именовался авлетом.
Главная часть инструмента – трубка цилиндрической формы. Она могла быть разной длины и диаметра. Изготавливались авлосы из тростника, лотоса, веток лавра, рогов животных, самшита и даже меди. Первоначально было 3-4 отверстия, позднее их количество достигало 15.На верхнем конце крепился мундштук с тростью (либо одинарной, либо двойной). В музыкальной практике применялся одинарный (с одной трубкой) или двойной авлос.
Авлеты участвовали в культовых церемониях, театральных представлениях, сопровождали военные походы, но большая часть музыкантов играла в кабаках, на пирушках, во время застолий. Поэтому в общественном мнении античности сложился весьма нелестный портрет авлета. Пример тому двустишие неизвестного поэта:
«Мужчине-авлету боги разум не вдохнули,
Ибо [все равно] вместе с дыханием и ум изгоняется».
В греческих школах также предпочтение отдавалось обучению на лире, затем наиболее успешные ученики совершенствовались в игре на кифаре; авлос же избегался.
Авлодия (пение с сопровождением авлоса) начинает развиваться одновременно с кифародией. Одним из первых известных авлетов является фригиец Олимп (7 век до н.э.). В 586 году до н.э. глава малоазийской школы авлодии Сакад в Дельфах на Пифийских играх исполнил на авлосе соло, изображавшее битву Аполлона с Пифоном. «Пифийский ном» состоял из нескольких частей:
· испытание – вступление, в котором Аполлон проверяет, годится ли местность для сражения;
· призыв – вызов дракона на поединок;
· ямбикон – имитация сражения;
· спондейон – религиозная мелодия, игравшаяся перед алтарем во время жертвоприношений;
· финальный хоровод, смысл которого выражен в словах «бог танцует победные песни».
Нередко авлос выступал в ансамбле с лирой или кифарой.
Флейта Пана – сиринкс (сиринга, в пер. с греч., свистеть) упоминается у Гомера как инструмент пастухов: «пастухи, наслаждающиеся сирингой» («Илиада»). Конструкция представляла собой ряд тростниковых трубок различной длины, соединённых вместе (от 5 до 10). Верхние окончания трубок были одной длины, нижние образовывали собой изгиб, напоминающий, как пишет Поллукс, крыло птицы. Звук извлекался при помощи вдувания воздуха в отверстия трубок. Существовала и одинарная сиринга с несколькими отверстиями на трубке для пальцев. Сиринга – один из самых архаичных инструментов. Наиболее популярный миф о ее происхождении связан с Паном – козлорогим богом лесов и рощ, охранителем стад и покровителем пастухов и охотников. Пан влюбился в нимфу Сирингу, однако она не ответила на его чувство. Бог стал преследовать Сирингу, убегавшую от Пана по лесам и полям. И когда он почти настиг ее, нимфа взмолилась богам о помощи. По их воле она превратилась в тростник. Раздосадованный Пан тяжело вздохнул, и его дыхание коснулось тростника, который издал жалобно-свистящий звук. С тех пор Пан никогда не расстается с тростником-сирингой.
Сальпинга – древнегреческая труба, которая первоначально изготавливалась из рогов животных и имела несколько загнутую форму. Есть свидетельства об изготовлении сальпинг из слоновой кости. Однако чаще всего их делали из меди и железа. Сальпинга имела костяной мундштук. На ней извлекались звуки обертонового ряда. Она активно применялась в общественной, религиозной и особенно в воинской жизни в качестве сигнального инструмента.
Кимвалы – состоят из двух полых полусферических металлических пластинок различных размеров (прообраз современных тарелок). Обычно использовались в религиозных обрядах.
Тимпан (в пер. с греч., бить, ударять) представляет собой круглый обруч, обтянутый с обеих сторон мембраной, выделанной из шкуры животного.
Систр ( в пер. с греч., дрожу, трясу) изготавливался в форме металлической подковы с рукояткой и свободно прикрепленными к подкове металлическими колокольчиками. Звучание систра, когда его трясли, не было резким, так как, по словам Поллукса, систр служил игрушкой, с помощью которой убаюкивали детей.
Среди инструментов, которые появились в Риме, необходимо выделить предшественник органа – гидравлос. Изобретение органа приписывается Ктесибию из Александрии (вторая треть 3 века до н.э.). К сожалению, образцов этих древних инструментов практически не сохранилось. Есть изображения, описания (Витрувия - 1 век до н, э.) и упоминания в литературе, свидетельствующие о его популярности. Гидравлос состоял из клавиатуры, аппарата, нагнетающего воздух, который поступал в ряды труб через специальные отверстия.
Основы античной теории музыки были заложены Пифагором, развиты Платоном, Аристотелем, Аристоксеном и Евклидом. В римский период они были переизложены Плутархом, Павсанием и Птолемеем.
Считается, что греческая музыка (и сольная, и хоровая, и инструментальная) была одноголосной. Тип музыкального мышления греков можно определить как тетрахордно-ладовый.
Основной звукоряд назывался тетрахордом: тетра – четыре, хорда – струна. Тетрахорд – звукоряд, представляющий собой последовательность из 4-х звуков в объеме кварты[48]. «Тетрахорд – это соответствующее и правильное согласие четырех звуков, расположенных в порядке их позиций» (Мартиан Капелла). Крайние звуки тетрахордов неподвижны, в отличие от подвижных средних. На раннем этапе развития греческой музыки сложились три вида диатонических тетрахордов. Их отличия обусловлены позицией полутона в звукоряде.
Дорийский тетрахорд – 1т. 1т. ½ т. (e-d-c-h)
Фригийский – 1т. ½ т. 1т. (d-c-h-a)
Лидийский - ½ т. 1т. 1т. (c-h-a-g)
Причем, порядок последования ступеней в звукоряде – нисходящий.
Лады образовывались при помощи соединения двух тетрахордов.
Дорийский лад – e-d-c-h-a-g-f-e
Фригийский лад – d-c-h-a-g-f-e-d
Лидийский лад – c-h-a-g-f-e-d-c
Миксолидийский лад – h-a-g-f-e-d-c-h
Полный звукоряд, использовавшийся в музыкальной практике, образовывалПолную неизменную систему: