Систематизация норм административного права

Систематизация норм административного права
Понятие
Систематизация — это деятельность по упорядочению и совершенствованию нормативного материала путем его обработки и расположения по классификационным критериям, избираемым в соответствии с разрешаемыми этой деятельностью задачами.
Основная цель
Упорядочение накопленного нормативно-правового материала с его последующим анализом, в результате чего определяются взаимосвязи законодательных актов, выявляются противоречия, дублирование, пробелы и другие недостатки; далее, как следствие, вместо нескольких законов разрабатывается комплексный закон в определенной сфере.
Виды систематизации
Инкорпорация
Понятие Инкорпорация — это форма упорядочения норм административного права, основанная на объединительном подходе к существующему нормативно-правовому материалу. Нормы административного права в процессе инкорпорации объединяются в зависимости от сферы их действия в сборники, собрания, своды и т.п. Внутри этих актов нормы систематизируются по рубрикам и темам без изменения их содержания.
Виды
  • официальная, заключается в утверждении собраний нормативных актов органами, их издавшими (например, собрание законов, издаваемых парламентами);
  • официозная, предполагает издание собраний нормативных актов органами, на это уполномоченными (Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, издаваемый Министерством юстиции РФ);
  • неофициальная, может осуществляться любыми лицами либо организациями без специальных полномочий, в частности, университетами в учебных целях может производиться издание правовых актов.
Кодификация
Понятие Кодификация — это сведение административно-правовых норм в кодексы по различным административно-правовым институтам и отраслям государственного управления. При принятии кодексов нормы систематизируемых его введением в действие актов подвергаются изменению, корректировке, некоторые упраздняются, другие появляются вновь и т.д. (Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ).
Виды
  • всеобщая, касается ведения международного сообщества и Российской Федерации;
  • отраслевая, касается исключительно ведения Российской Федерации;
  • специальная, касается предметов либо совместного ведения, либо предметов ведения субъектов Федерации.

1 Все административно-правовые нормы могут иметь либо внутрисистемный характер (распространяться на нижестоящие звенья исполнительной власти), либо общеобязательный характер (их действие распространяется на всех участников управленческих отношений).

2 Реализация административно-правовой нормы происходит путем официального юридически-властного решения конкретного административного дела.

3 Федеральные конституционные законы, федеральные законы и акты палат Федерального Собрания, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по общему правилу вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней со дня их официального опубликования. Акты Президента и Правительства РФ подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации» в течение десяти дней после дня их подписания.

4 Источниками административного права являются также часть нормативных правовых актов исполнительных органов местного самоуправления, так как в соответствии с ч. 2 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями, реализация которых подконтрольна государству, с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

5 Критерием разграничения форм источников административного права являются правила юридической техники, примененные при группировке содержащихся в них норм.

6 Положение — одна из наиболее распространенных форм источников административного права.

7 Например, постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2000 г. № 708 утвержден Устав о дисциплине работников рыбопромыслового флота Российской Федерации.

8 См., напр., Федеральный закон от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».

9 Группировка норм административного права в форме кодексов осуществляется исключительно на уровне закона.

Наши рекомендации