Конституционные (уставные) суды субъектов РФ
Конституционные (уставные) суды субъектов РФ: место в судебной системе; компетенция, порядок формирования, состав, порядок деятельности, решения.
Опыт функционирования квазисудебных органов конституционного надзора субъектов РФ.
Иные государственные органы субъектов РФ
Избирательные комиссии субъектов РФ. Счетные (контрольно-счетные) органы субъектов РФ. Уполномоченные по правам человека субъектов РФ.
3.3 Практические (семинарские) занятия (зачетных единиц – 3, часов – 108)
Таблица 3
Темы и трудоёмкость практических (семинарских) занятий
№ п/п | № модуля дисциплины | № раздела дисциплины | Темы занятий | Трудоемкость |
Модуль 1 (зачетных единиц – 0,61, часов - 22) | ||||
1. | Модуль 1 | Тема 1 | Конституционализм. Конституция: понятие, свойства, функции 1. Конституционализм как политико-юридическая доктрина и государственно-правовой режим. 2. Понятие и сущность конституции. 3. Содержание и форма конституции. 4. Свойства Конституции. 5. Функции Конституции. | зачетных единиц – 0,11; часов - 4 |
2. | Модуль 1 | Тема 2 | Конституционное развитие 1. Конституционное развитие и конституционная реформа: вопросы теории. 2. Конституционное развитие России в ХХ в.: А) конституционное законодательство пореформенного времени (1905-17 гг.); Б) конституционное развитие России в период между двумя революциями (1917 г.) В) конституционное развитие Советской России в 1917-18 гг. Конституция РСФСР 1918 г. Г) конституционное развитие СССР и РСФСР в 1922-1977 гг. Конституции РСФСР 1925 г. и 1937 г. Д) Разработка при принятие Конституций СССР 1977 г. и РСФСР 1978 г., общая характеристика этих Конституций. 3. Конституционная реформа конца 1980-х – начала 1990-х гг. 4. Разработка и принятие Конституции РФ 1993 г. | зачетных единиц – 0,11; часов - 4 |
3. | Модуль 1 | Тема 3 | Конституция РФ 1993 г. Конституции (уставы) субъектов РФ 1. Общая характеристика Конституции РФ 1993 г.: концепция, структура, технико-юридические особенности. 2. Несовершенство Конституции РФ 1993 г.: концептуальные просчеты, «советизмы», логические ошибки, пробелы, технико-юридические оплошности и т.д. 3. Порядок внесения поправок в Конституцию РФ и порядок ее пересмотра. 4. Изменение и пересмотр действующей Конституции РФ: проблемы и перспективы. 5. Конституции (уставы) субъектов РФ: общая характеристика (юридическая природа, место в системе конституционного законодательства, особенности содержания и формы). | зачетных единиц – 0,11; часов - 4 |
4. | Модуль 1 | Тема 4 | Действие конституции 1. Принцип прямого действия конституции. Реализация и применение конституции. 2. Охрана конституции: общие вопросы. 3. Толкование конституции. 4. Конституционная ответственность. | зачетных единиц – 0,11; часов - 4 |
5. | Модуль 1 | Тема 5 | Конституционное право РФ как нормативное образование и наука 1. Предмет и юридическая природа конституционного права РФ как нормативного образования. 2. Метод конституционно-правового регулирования. 3. Место конституционного права РФ в системе российского права: конституционное право и публичное и частное право, конституционное право и отрасли публичного и частного права. 4. Система конституционного права РФ. 5. Источники конституционного права РФ. 6. Конституционно-правовые нормы. 7. Конституционно-правовые отношения. 8. Тенденции развития российского конституционного права на современном этапе. 9. Наука конституционного права РФ. 10. Конституционное право РФ как учебный курс. | зачетных единиц – 0,17; часов - 6 |
Модуль 2 (зачетных единиц – 0,89, часов - 32) | ||||
6. | Модуль 2 | Тема 6 | Основы конституционного строя. Народовластие 1. Понятие, признаки и элементы основ конституционного строя РФ. 2. Политические и правовые основы конституционного строя РФ. РФ как правовое и конституционное государство. 3. Суверенитет в конституционном праве. 4. Народовластие в РФ: понятие и формы. 5. Политические партии в РФ. 6. РФ как социальное государство. 7. Конституционная экономика. 8. РФ как культурное государство. 9. РФ как светское государство. | зачетных единиц - 0,17; часов - 6 |
7. | Модуль 2 | Тема 7 | Выборы и референдумы в РФ 1. Понятие выборов, избирательного права и избирательных систем РФ. 2. Принципы избирательного права РФ. Гарантии избирательных прав граждан РФ. 3. Основные этапы избирательного процесса в РФ. 4. Правовое регулирование выборов Государственной Думы, Президента РФ. 5. Правовое регулирование референдумов в РФ. | зачетных единиц - 0,17; часов - 6 |
7. | Модуль 2 | Тема 8 | Конституционно-правовое положение личности в РФ 1. Понятие и элементы конституционно-правового положения личности в РФ. 2. Принципы конституционно-правового положения личности в РФ. 3. Конституционно-правовой статус иностранцев. 4. Конституционно-правовой статус беженцев. 5. Конституционно-правовой статус вынужденных переселенцев. 6. Конституционно-правовой статус коренных народов. | зачетных единиц – 0,11; часов - 4 |
8. | Модуль 2 | Тема 9 | Гражданство РФ 1. Гражданство РФ: понятие и принципы. 2. Основания приобретения и прекращения гражданства РФ. 3. Порядок рассмотрения и решения дел о гражданстве РФ: органы и процедуры. | зачетных единиц – 0,05; часов - 2 |
9. | Модуль 2 | Тема 10 | Конституционные права и свободы личности 1. Понятие и классификация конституционных прав и свобод личности в РФ. 2. Личные права и свободы,их конституционное регулирование в РФ. 3. Политические права и свободы личности, их конституционное регулирование в РФ. 4. Экономические, социальные и культурные права и свободы личности, их конституционное регулирование в РФ. | зачетных единиц – 0,28; часов - 10 |
Модуль 2 | Тема 11 | Конституционные обязанности личности. Ограничение прав и свобод. Гарантии прав и свобод 1. Ограничение прав и свобод личности в РФ. Права и свободы личности в условиях чрезвычайного положения. 2. Конституционные обязанности личности в РФ. 3. Гарантии конституционных прав, свобод и обязанностей личности в РФ. | зачетных единиц – 0,11; часов - 4 | |
Модуль 3 (зачетных единиц- 0,56, часов - 20) | ||||
11. | Модуль 3 | Тема12 | Общая характеристика государственного устройства Российской Федерации 1. Понятие и значение государственного устройства. Виды государственного устройства. Типичные черты федерации. 2. Федерация в России: «федеративно-типичное» и особенное. 3. Правовая основа федерации в России. Договорное регулирование федеративных отношений в РФ. 4. Автономия как элемент государственного устройства: теория и российская практика. | зачетных единиц - 0,17; часов - 6 |
12. | Модуль 3 | Тема13 | Российская Федерация как суверенное государство 1. Российская Федерация: атрибуты суверенного государства и их конституционно-правовое закрепление. 2. Территория и границы РФ. 3. Компетенция (предметы ведения и полномочия) РФ. 4. Символы и столица РФ. 5. Государственный язык в РФ. 6. Государственные награды и отличия в РФ. | зачетных единиц - 0,11; часов - 4 |
13. | Модуль 3 | Тема14 | Субъекты Российской Федерации 1. Субъекты РФ: конституционно-правовые признаки и политико-правовая природа. Общее и особенное в конституционно-правовом статусе субъектов РФ. 2. Признаки (атрибуты) субъектов РФ как государственных образований. 3. Предметы ведения и полномочия субъектов РФ. Правовые проблемы разграничения предметов ведения и полномочий РФ и предметов ведения и полномочий субъектов РФ. 4. Система конституционного законодательства субъектов РФ 5. Сложносоставные субъекты РФ. 6. Приятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации. | зачетных единиц – 0,17; часов – 6 |
14. | Модуль 3 | Тема15 | Административно-территориальное устройство в РФ 1. Административно-территориальное деление и административно-территориальное устройство субъектов Российской Федерации: понятие и принципы. 2. Виды административно-территориальных единиц. Закрытые административно-территориальные образования. 3. Административно-территориальные единицы с особым статусом. 4. Порядок изменения административно-территориального деления субъектов РФ. 5. Правовое регулирование географических наименований в РФ. | зачетных единиц – 0,11; часов - 4 |
Модуль 4 (зачетных единиц – 0,94, часов - 34) | ||||
Модуль 4 | Тема16 | Президент РФ 1. Президент РФ: место в системе государственных органов, порядок вступления в должность, срок полномочий, досрочное прекращение полномочий, неприкосновенность. 2. Функции и полномочия Президента РФ. 3. Акты Президента. «Указное право». 4. Администрация Президента РФ, Государственный совет Российской Федерации и другие органы при Президенте РФ. | зачетных единиц – 0,17, часов - 6 | |
Модуль 4 | Тема17 | Федеральное Собрание РФ 1. Федеральное Собрание РФ: структура и общие вопросы конституционного статуса. 2. Функции палат Федерального Собрания РФ. 3. Компетенция и акты палат Федерального Собрания РФ. 4. Регламенты палат Федерального Собрания РФ. 5. Законодательный процесс в Федеральном Собрании РФ. 6. Контрольная деятельность палат Федерального Собрания РФ. 7. Правовой статус депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации Федерального Собрания РФ. | зачетных единиц – 0,22, часов - 8 | |
Модуль 4 | Тема18 | Правительство Российской Федерации 1. ПравительствоРФ: место в системе высших органов государственной власти РФ, состав, порядок формирования, полномочия. 2. Организация деятельности и акты Правительства РФ. 3. Федеральные органы исполнительной власти (министерства и др.): основы правового статуса. | зачетных единиц – 0,11, часов - 4 | |
Модуль 4 | Тема 19 | Уполномоченный по правам человека в РФ. Счетная палата Федерального Собрания РФ 1. Уполномоченный по правам человека в РФ: юридическая природа, порядок назначения, компетенция, организация работы. 2. Счетная палата Федерального Собрания РФ: состав, порядок формирования, компетенция. | зачетных единиц – 0,055, часов - 2 | |
Модуль 4 | Тема 20 | Конституционное правосудие в РФ 1. Конституционное регулирование судебной системы РФ. Прокуратура в РФ. 2. Конституционный Суд РФ: состав, порядок формирования, компетенция. 3. Конституционный Суд РФ: порядок деятельности и акты. 4. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ. | зачетных единиц – 0,11, часов - 4 | |
Модуль 4 | Тема 21 | Органы государственной власти субъектов РФ 1. Система органов государственной власти в субъектах РФ. 2. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ. Законодательное Собрание Красноярского края. 3. Высшие должностные лица (президенты, губернаторы и т.д.) субъектов РФ. Губернатор Красноярского края. 4. Исполнительные органы государственной власти субъектов РФ. Правительство и иные органы государственной власти Красноярского края. 5. Иные государственные органы субъектов РФ. | зачетных единиц –0,28, часов - 10 | |
ИТОГО | Зачетных единиц – 3, часов - 108 |
3.4. Лабораторные занятия учебным планом не предусмотрены
3.5. Самостоятельная работа
К обязательным видам самостоятельной работы студентов при изучении конституционного права РФ относится самостоятельное изучение теоретического материала.
Количество зачетных единиц (2) и часов (72) определено из расчета соответствия объема самостоятельной работы объему лекционного курса. Самостоятельное изучение теоретического материала должно происходить при подготовке к семинарским занятиям, к рубежным контрольным мероприятиям и зачету.
Самостоятельная работа предполагает чтение и усвоение теоретических источников (монографий, статей), комментариев, учебников и пособий, нормативно-правовых актов, документов юридической практики, а также выполнение домашних заданий (решение задач, написание эссе, подготовка доклада и др.), направленных на проверку полученных знаний и отработку навыков. Домашние задания для самостоятельной работы даются преподавателем, ведущим семинарские занятия, непосредственно или в электронном виде (путем размещения на сайте института объявлений и сообщений либо направления заданий на электронный адрес группы). При выполнении работы студенты должны использовать методические указания по выполнению и оформлению соответствующей работы, содержащиеся в данном разделе и иных составных частях УМКД по конституционному праву. Сдача результатов работы производится ведущему семинарские занятия преподавателю в установленные им сроки, если иное не будет доведено до сведения студента данным преподавателем.
Помимо перечисленных видов самостоятельной работы, которые является обязательными, студенты могут работать самостоятельно при написании курсовых работ по конституционному праву, участвовать в студенческой конференции, выполнять выпускную квалификационную работу по конституционному праву. Но данные виды самостоятельной работы не являются обязательными при изучении, выполняются студентами по выбору (желанию), поэтому они не отражены в программе в виде тем, зачетных единиц, часов.
Особый вид самостоятельной работы студентов составляет подготовка к экзамену. Ее объем составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.
3.6. Структура и содержание модулей дисциплины
Таблица 3.6
№ пп/п | Наименование модулей дисциплины и срок реализации | Количество тем лекционного курса (количество лекций) | Количество тем семинарских занятий (количество семинарских занятий) | Перечень самостоятельных видов работ, входящих в модуль, их конкретное наполнение (Перечень видов работ и их содержания в соответствии с п.3.5) | Формируемые компетенции | Умения | Знания |
11. | Модуль 1 «Введение в конституционное право РФ» (1-ая – 8-ая недели третьего семестра) | 5 (8) | 5 (11) | Самостоятельное изучение теоретического курса | ОК (а, б, в, г),СПК (д, е, ж, м, н, о, п, р) | Умения осознавать социальную значимость своей будущей профессии; добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; обладать достаточным уровнем правосознания; нетерпимым отношением к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; умения оперировать конституционно-правовыми понятиями и категориями; анализировать конституционно-правовые факты и возникающие в связи с ними правоотношения; анализировать, толковать и правильно применять конституционно-правовые нормы; владеть конституционно-правовой терминологией; навыками работы с конституционно-правовыми актами; владеть навыками анализа конституционно-правовых явлений, фактов, норм и правоотношений, а также правоприменительной практики; владеть навыком разрешения конституционно-правовых проблем и коллизий; владеть навыком реализации норм конституционного права. | Знание основных теоретических положений доктрины конституционализма, теории конституции, знание основных теоретических категорий науки конституционного права, основных конституционных учений, знание системы конституционного права, системы источников конституционного права, субъектов конституционного права, основных закономерностей развития конституционных отношений, истории развития российской конституции, характеристик конституций, из места в системе права и законодательства, принципа прямого действия конституции. |
22. | Модуль 2 «Основы конституционного строя. Народовластие. Конституционно-правовое положение личности » (9-я – 17-я недели третьего семестра) | 6 (10) | 6 (16) | Самостоятельное изучение теоретического курса | ОК (а, б, в, г), ПК (а, б), СПК (а, б, д, е, ж, з, и, к, л, м, н, о, п, р, с) | Умения осознавать социальную значимость своей будущей профессии; добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; обладать достаточным уровнем правосознания; нетерпимым отношением к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; уметь оперировать конституционно-правовыми понятиями и категориями; уметь анализировать конституционно-правовые факты и возникающие в связи с ними правоотношения; уметь анализировать, толковать и правильно применять конституционно-правовые нормы; уметь принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с конституционно-правовыми законодательными актами; уметь осуществлять правовую экспертизу конституционных нормативных актов; уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации по конституционно-правовым вопросам; уметь правильно составлять и оформлять юридические документы; владеть конституционно-правовой терминологией; владеть навыками работы с конституционно-правовыми актами; владеть навыками анализа конституционно-правовых явлений, фактов, норм и правоотношений, а также правоприменительной практики; владеть навыком разрешения конституционно-правовых проблем и коллизий; владеть навыком реализации норм конституционного права; владеть навыком принятия необходимых мер защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина. | Знание положений, составляющих институт основ конституционного строя, значения основ конституционного права в системе конституции и конституционного законодательства, знание связи политических процессов и основ конституционного права, знание практики Конституционного Суда РФ, иных судов, по применению положений основ конституционного строя, положений Конституции РФ и законодательства, регламентирующих статус личности, знание системы конституционных прав, свобод и обязанностей, их отличительных особенностей, значения прав, свод и обязанностей, связи положений российского конституционного законодательства о статусе личности с международно-правовыми актами, знание теории и практики ограничения прав и свобод личности, знание механизмов гарантий и защиты прав и свобод личности, правил использования этих механизмов, знание процедур иммиграции, натурализации, правил пребывания иностранцев в РФ, знание практики Конституционного Суда РФ, других судов по применению положений законодательства о правах, свободах и обязанностях личности. |
33. | Модуль 3 «Территориальное устройство РФ» (24-ая – 29 недели четвертого семестра) | 4 (6) | 4 (10) | Самостоятельное изучение теоретического курса. | ОК (а, б, в, г), ПК (а, б), СПК (а, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, м, н, о, п, р) | Умения осознавать социальную значимость своей будущей профессии; добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; обладать достаточным уровнем правосознания; нетерпимым отношением к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; уметь оперировать конституционно-правовыми понятиями и категориями; уметь анализировать конституционно-правовые факты и возникающие в связи с ними правоотношения; уметь анализировать, толковать и правильно применять конституционно-правовые нормы; уметь принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с конституционно-правовыми законодательными актами; уметь осуществлять правовую экспертизу конституционных нормативных актов; уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации по конституционно-правовым вопросам; уметь правильно составлять и оформлять юридические документы; владеть конституционно-правовой терминологией; владеть навыками работы с конституционно-правовыми актами; владеть навыками анализа конституционно-правовых явлений, фактов, норм и правоотношений, а также правоприменительной практики; владеть навыком разрешения конституционно-правовых проблем и коллизий; владеть навыком реализации норм конституционного права. | Знание теории государственного устройства, принципов, признаков и типов федераций, истории развития российской федерации, специфики российского варианта федеративных отношений, правового регулирования федеративных отношений в России, тенденций развития российского федерализма. Знание предметов ведения и полномочий РФ и субъектов РФ, иерархии законодательства под влиянием федеративного устройства. Знание процедуры образования нового субъекта РФ. Знание практики Конституционного Суда РФ, других судов по применению положений законодательства о федеративных отношениях. |
4. | Модуль 4 «Органы государственной власти РФ и ее субъектов» (30-ая – 40 недели четвертого семестра) | 6 (12) | 6 (17) | Самостоятельное изучение теоретического курса | ОК (а, б, в, г), ПК (а, б), СПК (а, в, г, д, е, ж, з, и, к, л, м, н, о, п, р) | Умения осознавать социальную значимость своей будущей профессии; добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста; обладать достаточным уровнем правосознания; нетерпимым отношением к коррупционному поведению, уважительным отношением к праву и закону; стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права; способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом; уметь оперировать конституционно-правовыми понятиями и категориями; уметь анализировать конституционно-правовые факты и возникающие в связи с ними правоотношения; уметь анализировать, толковать и правильно применять конституционно-правовые нормы; уметь принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с конституционно-правовыми законодательными актами; уметь осуществлять правовую экспертизу конституционных нормативных актов; уметь давать квалифицированные юридические заключения и консультации по конституционно-правовым вопросам; уметь правильно составлять и оформлять юридические документы; владеть конституционно-правовой терминологией; владеть навыками работы с конституционно-правовыми актами; владеть навыками анализа конституционно-правовых явлений, фактов, норм и правоотношений, а также правоприменительной практики; владеть навыком разрешения конституционно-правовых проблем и коллизий; владеть навыком реализации норм конституционного права. | Знание системы государственных органов РФ, их взаимоотношений, особенностей российской модели разделения властей; полномочий, порядка формирования, основ организации и деятельности, актов высших государственных органов РФ, практики реализации ими своих полномочий. Знание практики Конституционного Суда РФ, других судов по применению положений законодательства о высших органах государственной власти РФ. Знание системы территориальных органов исполнительных органов государственной власти РФ. Знание основ построения системы судебных органов в РФ, конституционных принципов организации и деятельности органов правосудия. Знание статуса, компетенции, порядка формирования, организации и процедур деятельности Конституционного Суда РФ. Знание порядка подачи в Конституционный Суд РФ жалоб и заявлений. Знание системы государственных органов субъектов РФ, законодательное регулирование основ их организации федеральными законами и нормативными актами субъектов РФ. Знание особенностей построения системы государственных органов в различных субъектах РФ. Знание полномочий, порядка формирования, организации и деятельности, актов органов государственной власти субъектов РФ. |