Рекомендации руководителям
По предупреждению конфликтов с подчиненными:
ставьте ясные, конкретные и выполнимые задачи;
обеспечьте выполнение поставленной задачи подчиненному всем необходимым;
текущий контроль за исполнением распоряжения снижает вероятность возникновения конфликтов в связи с качеством и своевременностью выполнения указания;
не спешите с однозначным выводом качества деятельности подчиненного;
достигнутое подчиненным в службе оценивайте, исходя из начального положения дел и успехов других, а не только на основе поставленной задачи;
не делайте подчиненных "козлами отпущения" за свои управленческие ошибки;
не превращайте подчиненных в "громоотвод" ваших конфликтных отношений с вышестоящим руководством;
критикуя подчиненного, оценивайте поступок, а не личность;
будьте справедливы и честны: помните, что люди больше всего не любят несправедливости;
реже наказывайте и чаще помогайте исправлять допущенную подчиненным ошибку;
уважайте права подчиненного.
По разрешению предконфликтных и конфликтных ситуаций.
заинтересуйте подчиненного в том решении конфликта, которое вы предлагаете;
всегда обеспечивайте аргументированность своих требований подчиненному в конфликте;
умейте слушать в конфликте подчиненного;
признавайте за ним право быть личностью;
демонстрируйте понимание роли подчиненного, его забот, позиции;
строя конфликтное общение с подчиненным, демонстрируйте, что по своему психологическому статусу вы признаете равенство между вами;
без особой нужды не стоить идти на эскалацию конфликта с подчиненным;
повышение голоса в разговоре с подчиненным – не лучший аргумент;
при необходимости дайте возможность подчиненному выговориться, не перебивайте его, даже если он говорит долго: это снижает негативные эмоции;
те, кто в пылу конфликта по вертикали переходят с "вы" на "ты", стараясь тем самым унизить оппонента, только обнаруживают свою невыдержанность и невоспитанность;
необходимо видеть в подчиненном не противника, мешающего реализации ваших целей, а помощника, сослуживца в решении стоящих проблем;
если вы правы в конфликте, действуйте решительно, но спокойно в рамках устава, опираясь на статус руководителя;
даже если вы правы в конфликте с подчиненным, не допускайте грубости по отношении к нему, т.к. при справедливости вашей позиции это негативно скажется на отношении к вам коллектива, других подчиненных;
при неуступчивости подчиненного (если он не прав) активно используйте гласность и поддержку старших начальников, общественности;
служебное положение – солидное преимущество в конфликте, но не стоит им злоупотреблять;
право на дисциплинарные санкции по отношению к подчиненному в связи с конфликтом лучше использовать после разрешения конфликта;
не затягивайте конфликты с подчиненными: помимо потери служебного времени затяжные конфликты чреваты, как правило, взаимными оскорблениями и потерей преимуществ позиции правого в конфликте;
не бойтесь идти на компромисс в конфликте с подчиненным, тем более, если вы не уверены в своей правоте;
если вы не правы в конфликте, лучше его не затягивать, а при необходимости извинитесь (желательно один на один), отметив при этом допущенные ошибки в поведении подчиненного;
помните, что конфликтный начальник – это не всегда плохой человек;
помните, что конфликтный начальник – это всегда неудобный начальник.
Рекомендации подчиненным
По предупреждению конфликтов с начальниками.
добросовестное выполнение служебных обязанностей и распоряжений начальников резко снижает вероятность возникновения конфликтов с начальниками;
если вы не в состоянии выполнить указание старшего начальника, своевременно доложите ему об этом, а также ваши предложения по решению проблемы;
внимательно изучайте индивидуально-психологические особенности своих руководителей: это позволит вам с меньшими издержками разрешать предконфликтные и конфликтные ситуации;
не допускайте нарушений субординационных отношений, даже во внеслужебной обстановке;
всегда помните свой статус подчиненного и сохраняйте его с достоинством;
помните, что начальники преимущественно старше по возрасту, имеют больше знаний и опыта в решении возникающих проблем;
если начальник ошибся или оговорился, не акцентируйте на этом внимание окружающих;
старайтесь вообще избегать конфликтов с начальниками;
не критикуйте руководителей, это чревато конфликтами;
если все же такая критика необходима, критикуйте действия, а не личность;
желательно не предлагать диаметрально противоположных решений относительно предложений начальника;
чем ниже нравственные качества начальника, тем опаснее вступать с ним в конфликт.
По разрешению предконфликтных и конфликтных ситуаций.
не спешите противодействовать начальнику в конфликте, ваша выдержка может оказаться одним из преимуществ в этом противостоянии;
если вы правы, то старайтесь не уступать в главном, при необходимости повысьте свой ранг в конфликте, обратившись за помощью к старшим начальникам или общественности;
предлагайте несколько вариантов разрешения конфликта, не настаивайте только на одном, принципиальном решении, помните, что интересующий вас конечный результат может быть достигнут различными способами;
старайтесь не переходить на оскорбления или резкие выражения;
справедливость позиции в конфликте по вертикали не всегда дает реальные шансы на победу в нем, поэтому постарайтесь усилить свой ранг и не тратьте силы на ослабление ранга оппонента;
не берите на себя инициативу в обострении отношений в конфликте;
вызывайте начальника на откровенный разговор;
если вы правы в конфликте, обоснуйте свою позицию начальнику один на один, а не в присутствии других подчиненных;
будучи неправым в конфликте, лучше сразу уступите начальнику, т.к. руководитель все же отстоит свою позицию;
помните, что в большинстве случаев разрешение конфликта зависит от позиции подчиненного.
Глава VII