Сочинение Лашиной Елены по тексту Д.Гранина
(Текст можно найти в пособии Сениной Н.А. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011, стр.220)
Действительно ли нравственность диктуется страхом? Неужели для верующего человека страх посильнее котлов с кипящей смолой? Можно ли достигнуть свободы, преодолев свой страх? Эти вопросы оказались в центре внимания Д.Гранина.
Автор обращает наше внимание, что учёные, исследовавшие природу страха, опирались на Библию. По их мнению, «картины ада должны удерживать от греха», «но спасает не страх кары, а вера в Бога». Верующего человека останавливает страх и стыд потерять Божью любовь. Рассуждая об обычных людях, Д.Гранин указывает, что поединки борьбы страха и отваги у каждого проходят по-своему. Одни люди отступают перед насилием, а другие вступают в борьбу за себя, за свою человечность. Автор обращает наше внимание, что «быть самим собою – в этом смысле человек богоподобен».
Достигнуть свободы можно, лишь преодолев страх. В этом заключается позиция автора.
Нельзя не согласиться с Д.Граниным. Нужно уметь бороться за себя, преодолевая все препятствия, а самое главное – страх. В наше время людей не пугает ни потеря Божьей любви, ни картины ада.
Пьеса А.Н.Островского «Гроза» - яркий пример борьбы человека со своими страхами. Главная героиня изменила своему мужу. Для неё это был великий грех. Катерина жаловалась Варваре, а та лишь усмехалась. Без духовной поддержки девушка нырнула в омут страха с головой и погубила себя. Я считаю, если бы Катерина преодолела свои страхи, то смогла бы обрести духовную свободу и, конечно же, жизнь.
Другой пример борьбы со страхом мы можем наблюдать в повести Карамзина «Бедная Лиза». Девушка боялась, что её бросит любимый человек. Это впоследствии и произошло. Лиза не смогла пережить потерю, не смогла преодолеть страх быть брошенной и погубила свою душу, как Катерина.
Проблема, поднятая Д.Граниным, заставила меня задуматься о природе страха. Он может быть причиной не только каких-то неудач, но даже – смерти. Поэтому каждый человек должен уметь бороться со своими страхами, чтобы жить спокойно.
Сочинение Кобзевой Натальи по тексту В.Астафьва «Гимн жизни»
(Текст можно найти в пособии Сениной Н.А. «Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2011, стр.397)
«Музыка – это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя», - сказал кто-то из великих людей. Магическая сила музыки может заставить человека мечтать, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце.
В своём тексте В.Астафьев размышляет о воздействии музыки на состояние человека. Главная героиня знала, что обречена и скоро умрёт. Она хотела только смотреть, дышать и ни о чём не думать. Девушка начала сдаваться без боя. Случайно оказавшись в планетарии, она услышала «Музыку мёртвых лебедей» Чайковского. Много раз Лина сталкивалась с ней раньше, но только на пороге смерти раскрыла её смысл. Мелодия долго летела к ней, может, дольше, чем звёздный свет. Она возникла в глубине и осветила её. «Нет, не для умирающих лебедей была написана она. Музыка звёзд. Музыка вечной жизни…» В момент отчаяния, когда девушка была готова не жить, а доживать, это волшебная мелодия разбудила её.
Настоящая музыка – это всегда гимн, прославляющий любовь и жизнь. Жизнь вечна, как и всё живое на земле, а каждый человек – это часть жизни. В этом заключается позиция автора.
Невозможно не согласиться с Астафьевым. Есть много музыкальных произведений, которые обладают уникальной способностью вселять веру и надежду в людей.
Подтверждение моей точки зрения я нахожу в повести В.Г.Короленко «Слепой музыкант». В жизни главного героя музыка занимала особое место: именно благодаря музыке он научился верить в жизнь и мечтать. Услышав однажды дудку Иохима, мальчик открыл для себя жизнь народа, красоту родной земли. Музыка наполнила жизнь слепого юноши смыслом и подарила подлинное счастье.
В рассказе Е.Носова «Шопен, соната номер два» музыка становится средством единения людей: между дядей Сашей, участником войны, и ребятами-оркестрантами наступает взаимопонимание. Тяжкие, бьющиеся звуки страдания, стоны, удары – всё, что можно услышать в реквиеме, - заставляют ребят осознать значению и цену победы в войне, потому что эта соната созвучна скорби всего русского народа.
Поистине, музыка окрыляет, одухотворяет, заставляет учащённо биться сердце, а самое главное – помогает выжить в любой ситуации. Кто любит музыку, тот любит людей.
Используемая литература:
1. Данные сочинения написаны самостоятельно учениками 10 класса МОУ «Погромская СОШ»
Текст (1) Яконов взбирался тропинкой через пустырь , не замечая -- куда, не замечая подъёма. (2)И ноги устали, вывихиваясь от неровностей. (3)И тогда с высокого места, куда он забрёл, он уже разумными глазами огляделся, пытаясь понять, где он. (4)Земля под ногами в обломках кирпича, в щебне, в битом стекле, и какой -то покосившийся тесовый сарайчик или будка по соседству, и оставшийся внизу забор вокруг большой площади под неначатое строительство. (5)А в горке этой, подвергшейся странному запустению неподалёку от центра столицы, шли вверх белые ступени, числом около семи, потом прекращались и начинались, кажется, вновь. (6)Какое-то глухое воспоминание колыхнулось в Яконове при виде этих белых ступеней, а куда вели ступени, плохо различалось в темноте: здание странной формы, одновременно как бы разрушенное и уцелевшее. (7)Лестница поднималась к широким железным дверям, закрытым наглухо и заваленным слежавшимся щебнем. (8)Да! (9)Да! (10)Разящее воспоминание подхлестнуло Яконова. (11)Он оглянулся. (12)Промеченная рядами фонарей, далеко внизу вилась река, странно знакомой излучиной уходя под мости дальше к Кремлю. (13) Но колокольня? (14)Её нет. (15)Или эти груды камня -- от колокольни? (16)Яконову стало горячо в глазах. (17)Он зажмурился, тихо сел. (18)На каменные обломки, завалившие паперть. (19)Двадцать два года назад на этом самом месте он стоял с девушкой, которую звали Агния. (20)Той самой осенью под вечер они шли переулками у Таганской площади, и Агния сказала своим тихим голосом, который трудно расслышивался в городском громыхании: -- (21)Хочешь, я покажу тебе одно из самых красивых мест в Москве? (22)И подвела его к ограде маленькой кирпичной церкви, окрашенной в белую и красную краску и обращённой алтарём в кривой безымянный переулок. (23)Внутри ограды было тесно, шла только вокруг церквушки узкая дорожка для крестного хода. (24)И тут же, в углу ограды, рос старый большой дуб, он был выше церкви, его ветви, уже жёлтые, осеняли и купол, и переулок, отчего церковь казалась совсем крохотной. -- (25)Вот эта церковь,-- сказала Агния. -- (26)Но не самое красивое место в Москве. -- (27)А подожди. (28)Она провела его к паперти главного входа, вышла из тени в поток заката и села на низкий парапет, где обрывалась ограда и начинался просвет для ворот -- (29)Так смотри! (30)Антон ахнул. (31)Они как будто сразу вывалились из теснины города и вышли на крутую высоту с просторной открытой далью. (32) Река горела на солнце. (33)Слева лежало Замоскворечье, ослепляя жёлтым блеском стёкол, почти под ногами в Москву-реку вливалась Яуза, справа за ней высились резные контуры Кремля, а ещё дальше пламенели на солнце пять червонно-золотых куполов храма Христа Спасителя. (34)И во всём этом золотом сиянии Агния, в наброшенной жёлтой шали, тоже казавшаяся золотой, сидела, щурясь на солнце. -- (35)Да! (36)Это -- Москва! -- захваченно произнёс Антон. -- (37)Но она -- уходит, Антон,-- пропела Агния.-- Москва -- уходит!.. -- (38)Куда она там уходит? (39)Фантазия. -- (40)Эту церковь снесут, Антон,-- твердила своё Агния. -- (41)Откуда ты знаешь? -- рассердился Антон.-- (42)Это ху- дожественный памятник, его всё равно оставят. (43)Он смотрел на крохотную колоколенку, в прорези которой, к колоколам, заглядывали ветки дуба. -- (44)Снесут! -- уверенно пророчила Агния, сидя всё так же неподвижно, в жёлтом свете и в жёлтой шали. (45) Яконов очнулся. (46)Да, ... разрушили шатровую колоколенку и разворотили лестницу, спускавшуюся к реке. (47)Совершенно даже не верилось, что тот солнечный вечер и этот декабрьский рассвет происходили на одних и тех же квадратных метрах московской земли. (48)Но всё так же был далёк обзор с холма, и те же были извивы реки, повторённые последними фонарями...
Сочинение по тексту. Удивительные вещи творят человек и время! Их неумолимое брожение не щадит никого и ничего, даже самые прекрасные вещ в мире. И, как мне кажется, в данном тексте основным лейтмотивом звучит тема изменчивости, непостоянства мира человеческого во времени, слепого действия Человека и Времени. Для того чтобы яснее раскрыть суть проблемы, автор рассказывает историю церкви. Вначале перед нами представёт идиллическая картина "золотого" и "пламенного" летнего вечера, в котором церковь с её ступенями и дверью - словно ворота в рай. И влруг мы неожиданно оказываемся посреди декабрьской ночи, видимо, много лет спустя. Но самое страшное - это осознание того, что обломки стекла и камня на пустыре - это остатки той самой церкви, её руины. Пророческие слова Агнии: "Москва - уходит!" - оказались правдой. Кажется, её не вернуть уже никогда, как не вернуть эту церковь. Таким образом, автор словно констатирует: "Ничто не вечно, всё преходяще, и люди в своём безрассудстве не знают жалости". Однако мне кажется,, мнение автора не является единственно верным. Несмотря на то, что со сменой эпох меняются идеалы, цели, нормы морали, мировоззрение, а каждый новый общественный строй насильно насаждает свою идеологию, есть всё же вещи, неподвластные ни времени, ни воле людей. Это сама суть человека:понятие милосердия, сострадания... Её изменить невозможно. В книге известного американского писателя Рэя Бредбери "Фаренгейт 451" изображено тоталитарное общество, в котором общественно-политическая доктрина объявляет материальное потребление целью жизни, а книги и прочие вещи, направленные на духовное самовоспитание, - вне закона. Несмотря на то что книги подлежат сожжению, подпольная группа борцов за свободу заучивает тексты, чтобы передать их потомкам. В конце это приводит к тому, что свободные люди, осознав своё добровольное рабство, свергают правителей. Человеческий дух оказывается сильнее запретов и ограничений. Вечная душа людей одерживает верх. Ещё одним примером, подтверждающим незыблемое в человеке, является восстановление Храма Христа Спасителя в девяностые годы 20 века как символ духовного возрождения России. Большевики хотели стереть память многих поколений русских людей, но и через почти век духовная память оказалась выше идеологии. Итак, можно разрушить памятник культуры. Можно сжечь книгу. Можно внушить ложный идеал и стереть следы идеала истинного. Кроме одного. Невозможно стереть душу. Пока жива душа, ни одна рукотворная машина разрушения не сумеет сломить главное - человека в человеке.