Проблемы легитимности и разделение властей
Следует различать легитимность и легальность, первая носит характер морального оправдания власти поддержкой народа, вторая же – юридический, т.е. оправданность существования власти т.к. она закрепелена законом. [23, с.58]
Типы легитимности:
1. Традиционная легитимность. Она обретается благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существующих порядков. Традиционное господство характерно для монархий. По своей мотивации оно во многом схоже с отношениями в патриархальной семье, основанными на беспрекословном повиновении старшим и на личном, неофициальном характере взаимоотношений между главой семьи и ее членами. Традиционная легитимность отличается прочностью. Поэтому, считал Бебер, для стабильности демократии полезно сохранение наследственного монарха, подкрепляющего авторитет государства многовековыми традициями почитания власти.
2. Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества, чудесный дар, т.е. харизму, руководителя, которого иногда даже обожествляют, создают культ его личности. Харизматический способ легитимации часто наблюдается в периоды революционных перемен, когда новая власть для признания населением не может опереться на авторитет традиций или же демократически выраженной воли большинства. В этом случае сознательно культивируется величие самой личности вождя, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением. Харизматическая легитимность базируется на вере и на эмоциональном, личностном отношении вождя и массы.
3. Рационально-правовая (демократическая) легитимность. Ее источником выступает рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям правительства, сформированного по общепризнанным правилам, т.е. на основе демократических процедур. В таком государстве подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. [22, с.95-97; 23, с.59]
Особые типы легитимности:
-идеологическая – обеспечивается за счет распространения в обществе идеологии, убеждающей в исключительных способностях правящей группы;
-реформаторская – обеспечивается успехами в реформировании общества.
-легитимность через принуждение. [23, с.60 ]
Теория разделения властей появляется в эпоху Нового времени в результате прихода к власти буржуазии, т.е. тех слоев общества, которые были менее всего заинтересованы в активном вмешательстве государства в их жизнь.
Разделение властей предполагает деление власти на три ветви:
- законодательную;
- исполнительную;
- судебную.
Система разделения властей - это неотъемлемый признак демократии, она существует в большинстве развитых европейских государств, а также в ряде стран Америки, имея общие теоретические характеристики системы разделения властей в разных странах реализующие по-разному (в США в виде системы сдержек и противовесов - полномочия разных ветвей власти несколько налагаются друг на друга и в каждый момент времени две ветви власти сдерживают третью и т. о. ни одна из них не может усилиться чрезмерно.
3. Государство — особая организация общества, объединённого общими социокультурными интересами, занимающая определённую территорию, имеющая собственную систему управления и обладающая внутренним и внешним суверенитетом.
ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА
- общие признаки и отличительные черты государства, характеризующие его как специфическую организацию общества. К ним относятся:
1) территория. Государство представляет собой единую территориальную организацию политической власти в масштабе всей страны. Государственная власть распространяется на все население в пределах определенной территории, что влечет за собой административно-территориальное деление государства. Эти территориальные единицы называются в разных странах по-разному: районы, области, края, округа, провинции, дистрикты, муниципии, графства, губернии и т.д. Осуществление власти по территориальному принципу ведет к установлению его пространственных пределов - государственной границы, которая отделяет одно государство от другого;
2) население. Этот признак характеризует принадлежность людей к данному обществу и государству, состав, гражданство, порядок его приобретения и утраты и т.д. Именно "через население" в рамках государства происходит объединение людей и они выступают в качестве целостного организма- общества;
3) публичная власть. Государство - особая организация политической власти, которая располагает специальным аппаратом (механизмом) управления обществом для обеспечения его нормальной жизнедеятельности. Первичной ячейкой этого аппарата является государственный орган. Наряду с аппаратом власти и управления государство имеет особый аппарат принуждения, состоящий из армии, полиции, жандармерии, разведки, а тж. в виде различных принудительных учреждений (тюрем, лагерей, каторги и т.п.). Через систему своих органов и учреждений государство непосредственно осуществляет руководство обществом, защищает неприкосновенность своих границ. К важнейшим государственным органам, которые в той или иной мере были присущи всем историческим типам и разновидностям государства, относятся законодательные, исполнительные и судебные. На различных этапах общественного развития органы государства изменяются структурно и решают различные по своему конкретному содержание задачи;
4) суверенитет. Государство представляет собой суверенную организацию власти. Государственный суверенитет - это такое свойство государственной власти, которое выражается в верховенстве и независимости данного государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а тж. ее независимость на международной арене при условии ненарушения суверенитета других государств. Независимость и верховенство государственной власти выражаются в следующем:
а) универсальности - только решения государственной власти распространяются на все население и общественные организации данной страны;
б) прерогативе - возможности отмены и признания недействительным любого незаконного деяния другой общественной власти:
в) наличии специальных средств воздействия (принуждения), которыми не располагает никакая другая общественная организация. При известных условиях суверенитет государства совпадает с суверенитетом народа. Суверенитет народа означает верховенство, его право самому решать свою судьбу, формировать направление политики своего государства, состав его органов, контролировать деятельность государственной власти. Понятие государственного суверенитета тесно связано с понятием национального суверенитета. Национальный суверенитет означает право наций на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. Суверенитет может быть формальным, когда он провозглашается юридически и политически, а фактически не осуществляется в силу зависимости от другого государства, диктующего свою волю. Принудительное ограничение суверенитета имеет место, например, по отношению к побежденному в войне со стороны государств-победителей, по решению международного сообщества (ООН). Добровольное ограничение суверенитета может допускаться самим государством по взаимной договоренности для достижения общих целей, при объединении в федерацию и т.п.;
5) издание правовых норм. Государство организует общественную жизнь на правовых началах. Без права, законодательства государство не в состоянии эффективно руководить обществом, обеспечивать безусловную реализацию принимаемых им решений. Среди множества политических организаций только государство в лице своих компетентных органов издает веления, которые имеют обязательную силу для всего населения страны в отличие от иных норм общественной жизни (норм морали, обычаев, традиций). Правовые нормы обеспечиваются мерами государственного принуждения с помощью специальных органов (судов, администрации и др.);
6) обязательные сборы с граждан - налоги, подати, займы. Государство устанавливает их для содержания публичной власти. Обязательные сборы используются государством на содержание армии, полиции и других принудительных органов, государственного аппарата, а тж. на другие государственные программы (образование, здравоохранение, культура, спорт и т.п.);
7) государственные символы. Каждое государство имеет официальное название, гимн, герб, флаг, памятные даты, государственные праздники, отличающиеся от таких же атрибутов других государств. Государство устанавливает правила официального поведения, формы обращения людей друг к другу, приветствия и т. п.
К основным теориям возникновения государства принято относить:
1. теологическую (религиозная, божественная);
2. патриархальную (отеческая);
3. договорную (естественно-правовая);
4. органическую;
5. психологическую;
6. ирригационную;
7. насилия (внутреннего и внешнего);
8. экономическую (классовую).
8. экономическую (классовую).
Теологическая теория возникновения государства
Теологическая (религиозная) теориягосподствовала в средние века. В настоящее время она наравне с другими теориями распространена в Европе и на других континентах, а в ряде исламских государств (Иран, Саудовская Аравия и др.) носит официальный характер. Ее представителями были многие религиозные деятели Древнего Востока, средневековой Европы христианские философы и богословы (Фома Аквинский — 1225 – 1274 XIII в., Аврелий Августин (Блаженный - 354 - 430 н. э.), идеологии ислама и современной католической церкви (неотомисты — Жак Маритен, Мерсье и др.).
Во всех религиях отстаивается идея богоустановленности государственной власти. Например, в послании апостола Павла римлянам говорится: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, существующие власти от Бога установлены".
Теократическая теория имела под собой реальные факты: первые государства имели религиозные формы, поскольку представляли собой правление жрецов. Божественное право придавало государственной власти авторитет, а решениям государства - обязательность. Так, в Законах древневавилонского царя Хаммурапи говорилось о божественном происхождении власти царя: "Боги поставили Хаммурапи править "черноголовыми".
Сутьтеологической теориив том, что, по мнению ее авторов, государство возникло по воле Бога. Следовательно, государство, его институты, власть:
= вечны, незыблемы и святы;
= их возникновение и упразднение не зависит от человека;
= являются выразителями воли Бога на земле.
Теологическая теория призывает:
• принять государство и власть как данность, полученную свыше;
• признать власть монархов (распространенную в средние века) святой и происходящей от Бога (Папа Римский – представитель Бога на Земле, монархи - представители Папы и через него Бога в своих государствах);
• полностью и во всем подчиняться власти - небесной (божественной), то есть церковной и земной, являющейся представительницей небесной на Земле, - то есть монархам и государству; не пытаться изменить установленный Богом порядок.
Достоинстваданной теории:
- способствует укреплению гражданского согласия в обществе, усилению духовности;
- препятствует насилию, революциям и гражданским войнам, переделу власти и собственности.
Недостатоктеории в том, что она основана на вере (в Бога), а не на проверенном научном знании, то есть ненаучна. Теологическую теорию нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть.
Современным инвариантом теократической теории является христианско-демократическая концепциягосударства, основанная на подчеркивании уникальности и самоценности каждого человека, его уважении со стороны государства, заботе каждого гражданина об обществе, личности и государстве, а также помощи со стороны государства тем, кто самостоятельно не может себя обеспечить: инвалидам, безработным, детям, пожилым людям.
Патриархальная теория возникновения государства
Основоположником патриархальной теории считается древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н. э.).
Аристотель считал, что люди как коллективные существа стремятся к общению и образованию семей, а развитие семей ведет к образованию государства. Аристотель трактовал государство как продукт размножения семей, их расселения и объединения. По Аристотелю, государственная власть есть продолжение и развитие отцовской власти. Он отождествлял государственную власть с патриархальной властью главы семьи.
В Китае эту теорию государства как большой семьи развил Конфуций (551 - 479 гг. до н.э.). Власть императора он уподоблял власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших и должны быть преданными правителям, почтительными и слушаться во всем старших. Правители же должны заботиться о своих подданных, как о детях.
В более современную эпоху ее развили Филмер и Михайловский.
Р. Филмер (ХVII в.) в работе "Патриарх" доказывал, что власть монарха неограниченна, поскольку исходит от Адама, который получил свою власть от бога. Поэтому Адам не только отец человечества, но и его властелин. Монархи как преемники Адама унаследовали от него свою власть.
Сутьпатриархальной теории в том, что, по мнению ее авторов, государство возникает по модели семьи (то есть, государство - своеобразная "большая семья", состоящая из множества обычных семей). Государство возникает из разрастающейся из поколения в поколение семьи.
Следовательно, власть правителя (короля) является продолжением отцовской власти в семье, Согласно патриархальной теории:
- монарх является отцом всего народа;
- благосостояние общества невозможно без королевской (отцовской) заботы;
- король действует во благо подданных, охраняет и защищает их (как отец членов семьи);
- власть короля (отца) ничем не ограничена и незыблема;
- подданные обязаны чтить короля и подчиняться ему, как члены семьи отцу.
К достоинствампатриархальной теорииможно отнести то, что она:
* способствует сплочению общества; уважению, почитанию государственной власти;
* культивирует дух родства, братства, взаимосвязанности членов общества (как членов семьи).
Недостаткомтеорииявляется прямое отождествление государства и семьи, власти монарха и отца. Этому противоречат следующие факты:
= в семье существуют действительные родственные связи, в то время как весь народ (несмотря на наличие определенной общности) вряд ли правильно объявлять родственниками;
= монарх - представитель публичной власти, отделенной от народа, и его власть имеет иную основу, чем власть отца в семье (отец действительно является основателем рода, монарх же, если и основатель, то государства, а не народа; монарх не является родственником подавляюще го большинства населения; зачастую монарх призывается из другого государства и вообще не имеет кровнородственной связи с управляемым государством; власть отца неформальна и непосредственна, власть монарха сильно формализована, сопровождена церемониалом, осуществляется опосредованно, через чиновников, бывает подкреплена законами, хартиями, опирается на аппарат принуждения);
= вряд ли можно считать государство прямым продолжением семьи еще и потому, что оба эти института зарождались постепенно и почти в одно и то же время в процессе разложения первобытнообщинного строя.
Договорная теория возникновения государства
Теория общественного договораили естественно-правовая была сформулирована в работах раннебуржуаз-ных мыслителей иполучила распространение в XVII - XVIII вв. Теория общественного договора противостояла феодальному сословному государству, царящему в обществе произволу, неравенству людей перед законом. Ее авторами и сторонниками в разное время являлись:
Гуго Гроций (1583 - 1646) - голландский мыслитель и правовед;
Джон Локк (1632 - 1704), Томас Гоббс (1588 - 1679) - английские философы;
Шарль-Луи Монтескье (1689 - 1755), Дени Дидро (1713 -1783), Жан-Жак Руссо (1712 - 1778) - французские философы- просветители;
А. Н. Радищев (1749 - 1802) - русский философ и писатель-революционер.
Теория, выдвинутая данными авторами, получила также название естественно-правовой или естественного права. В большинство концепций входит идея «естественного права», т. е. наличия у каждого человека неотъемлемых, естественных прав, полученных от Бога или от Природы.
Характерно, что в работах многих представителей указанной школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, который нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Нашло это положение свое отражение и в Декларации независимости США.
Сутьестественно-правовой теориив том, что, по мнению ее авторов, в основе государства лежит так называемый "общественный договор", который состоит в следующем:
- первоначально люди находились в догосударственном (первобытном) состоянии, в «естественном состоянии», которое понималось разными авторами по-разному (неограниченная личная свобода, война всех против всех, всеобщее благоденствие — «золотой век» и т.п.);
- каждый преследовал только свои интересы и не считался с интересами других, что приводило к "войне всех против всех", в результате которой неорганизованное общество могло уничтожить само себя;
- чтобы этого не случилось, люди заключили "общественный договор", в силу которого каждый отказывался от части своих интересов ради взаимного выживания;
- в результате был создан институт согласования интересов, совместной жизни, взаимной защиты - государство.
Теория общественного договораимела большое прогрессивноезначение:
= были разрушены теологические и патриархальные представления о возникновении государства, а вместе с ними идеалы святости и непогрешимости власти, полного подчинения ей, отсутствия у народа возможности повлиять на власть;
= сделан шаг к созданию гражданского общества;
= фактически выдвинут принцип народного суверенитета ~ власть производна от народа и принадлежит народу;
= государственные структуры, власть существуют не сами по себе, а должны выражать интересы народа, быть у него на службе;
= теория, демократичная по своей сути, подготовила почву возникновению республик - как альтернативы реакционным монархиям XVII - XVIII вв.;
= согласно теории государство и народ имеют взаимные обязательства - народ соблюдает законы, платит налоги, выполняет воинскую и другие повинности; государство регулирует отношения между людьми, наказывает преступников, создает условия для жизни и деятельности людей, защищает от внешней опасности;
= в случае нарушения государством своих обязанностей народ может разорвать общественный договор и найти других правителей; обосновано прогрессивное для того времени право народа на восстание, говоря современным языком - право менять власть, если она перестала выражать интересы народа.
Существеннымнедостаткомданной теории является ее идеалистичность:
- "общественный договор" - скорее идеал, чем реальная действительность; зачастую государства возникали другими путями - войнами, насилием и при наличии иных условий;
- ни одно государство не возникло на основе договора между гражданами (подданными) и правителями;
- сам по себе общественный договор между всеми членами общества маловероятен в силу различия интересов и слишком большого числа жителей государства, физически неспособных знать и учитывать интересы друг друга;
- общество воспринимается одномерно, как единое целое, в то время как в реальной действительности оно разделено на различные группы - классы, сословия, страты, общины, как правило, имеющие разные интересы и враждебные друг другу.
Органическая теория возникновения государства
Органическая теория возникновения государствабыла выдвинута во второй половине XIX века английским философом и социологом Гербертом Спенсером (1820 - 1903), а также учеными Вормсом и Прейсом, Блюнчли, Эта теория возникла в XIX в. в связи с успехами естествознания, хотя некоторые подобные идеи высказывались значительно раньше. Так, некоторые древнегреческие мыслители, в том числе Платон (IV—III вв. до н. э.) сравнивали государство с организмом, а законы государства — с процессами человеческой психики.
Появление дарвинизма привело к тому, что многие юристы, социологи стали распространять биологические закономерности (межвидовая и внутривидовая борьба, эволюция, естественный отбор и т.п.) на социальные процессы.
Сутьорганической теории в том, что государство возникает и развивается подобно биологическому организму:
- люди образуют государство, как клетки - живой организм;
- государственные институты подобны частям организма: правители - головному мозгу, коммуникации (почта, транспорт) и финансы - кровеносной системе, которая обеспечивает деятельность организма, рабочие и крестьяне (производители) – рукам, низшие классы реализуют внутренние функции (обеспечивают его жизнедеятельность), а господствующие классы — внешние (оборона, нападение) и т. д.;
- между государствами, как в живой среде, идет конкуренция, и в результате естественного отбора выживают самые приспособленные (то есть самые разумно организованные, как в VII в. до н. э. - IV в. н. э. - Римская империя, в XVIII в. – Великобри-тания, в XIX в. - США). В ходе естественного отбора государство совершенствуется, все ненужное отсекается (абсолютная монархия, оторвавшаяся от народа церковь и т.д.).
Достоинствамиорганической теорииявляется следующее:
•восприятие государства как единого целого, целостного и взаимосвязанного организма;
•признание роли конкуренции государств в совершенствовании их внутреннего механизма;
•оригинальность теории.
Недостаткамиорганической теорииявляется следующее:
• прямое проецирование биологических законов на жизнь общества;
• сильное влияние дарвинизма;
• отождествление государства с биологическим организмом, в то время как оно является организмом социальным.
Психологическая теория
Основоположником психологической теории возникновения государствасчитается польско-российский юрист и социолог Л. И. Петражицкий (1867 - 1931). Также данную теорию разрабатывали 3. Фрейд и Г.Тард.
Согласно мнению сторонников психологической теории государство возникло благодаря особым свойствам психики человека.
Под этими свойствами подразумеваются:
•желание большинства населения быть защищенными и подчиняться более сильным;
•желание сильных индивидуумов общества повелевать над другими людьми;
•способность сильных личностей оказать психологическое воздействие на массы и подчинить их своей воле;
•желание отдельных членов общества не подчиняться обществу и бросить ему вызов - сопротивляться власти, совершать преступления и т. д. - и необходимость их обуздания.
Авторы теории считают, что предшественницей государственной власти являлась власть верхушки первобытного общества - вождей, шаманов, жрецов, которая основывалась на их особой психологической энергии, с помощью которой они влияли на остальных членов общества.
Достоинства психологической теории: отчасти она справедлива. Стремление к общению, доминированию, подчинению действительно свойственны человеческой психике и вполне могли оказать влияние на процессе образования государства.
Недостатки психологической теории: данная теория не учитывает другие факторы, благодаря которым возникло государство, - 'социальные, экономические, политические и др.
Теория насилия
Теория насилия как главного фактора возникновения государствавыдвигалась различными авторами на протяжении столетий, Одним из первых ее выдвинул Шан Ян (390 - 338 до н. э.) - китайский политик.
Данную теорию разрабатывали: Евгений Дюринг (1833 - 1921) - немецкий философ; Людвиг Гумплович (1838 - 1909) - австрийский правовед и социолог; Карл Каутский (1854 - 1938).
Причину происхождения и основу политической власти и государства они видели не в экономических отношениях, а в завоевании, насилии, порабощении одних племен другими. В отдельных случаях такие причины носили внешний характер (внешнее насилие), в другом, насилие зарождалось внутри самого общества (внутреннее насилие).
При внутреннем насилии – в обществе одна группа людей насильственно подчиняет себе остальную массу населения (Л.Гумплович). При внешнем насилии государство было необходимо и возникло для управления покоренными племенами и территориями (завоевания, порабощения, колониальная политика) (Ф.Оппенгеймер). К этой группе теорий возникновения государства можно отнести и классовую теорию К.Маркса. В ее основе лежит разделение общества на антагонистические классы и государство является органом и средством насилия господствующего класса.
Насилие выражалось, как правило, в присвоении материальных благ и средств производства сильным (вооруженным) меньшинством:
≈сбор дани дружинниками;
≈расширение подвластных королю (феодалу) территорий;
≈огораживание (сгон крестьян и присвоение угодий);
≈иные формы насилия.
Для поддержания установленного порядка также требовалось насилие (чиновники, армия и т. д.), и возникла необходимость создания "охранительного аппарата" завоеванных благ.
Возникновение государства, таким образом, рассматривается как реализация закономерности подчинения слабого сильному
В пользутеории насилияговорит то, что оно (насилие) действительно является одним из основных факторов, на которых основывается государство. Например: сбор налогов; правоохранительная деятельность; комплектование вооруженных сил.
Многие иные формы государственной деятельности подкреплены принудительной силой государства (иначе говоря - насилием) в том случае, если данные обязанности не исполняются добровольно.
Многие государства были созданы путем насилия (пример - преодоление феодальной раздробленности в Германии ("железом и кровью" - Бисмарк), во Франции, собирание русских земель вокруг Москвы (Иван III, Иван IV и др.).
Ряд крупных государств был создан путем завоевания и присоединения других государств: Римская империя; Татаро-Монгольское государство; Великая Британия; США и др.
Недостаткомтеории насилия является то, что насилие (при его важной роли) было не единственным фактором, повлиявшим на возникновение государства. Для того чтобы могло возникнуть государство, необходим такой уровень экономического развития общества, который позволил бы содержать государственный аппарат. Если этот уровень не достигнут, то никакие завоевания сами по себе не могут привести к возникновению государства. И для того чтобы государство появилось в результате завоевания, к этому времени должны уже созреть внутренние условия, что имело место при возникновении германских или венгерского государств.
Ирригационная теории возникновения государства
Ирригационная (водная, гидравлическая ) теория возникновения государства выдвигалась многими мыслителями Древнего Востока (Китая, Месопотамии, Египта), частично К. Марксом ("азиатский способ производства"). Суть ее в том, что государство возникло в целях коллективного ведения земледелия в долинах крупных рек путем эффективного использования их вод (ирригация).
Крестьянин-индивидуалист не могли использовать самостоятельно ресурсы крупных рек. Для этого необходима была мобилизация усилий всех людей, живущих вдоль реки. В результате этого возникли первые государства - Древний Египет, Древний Китай, Вавилон.
В подтверждение данной теории говорит тот факт, что первые государства возникли в долинах крупных рек (Египет - в долине Нила, Китай - в долинах Хуанхэ и Янцзы) и имели в своем появлении ирригационную основу.
Против теории говорит то, что она не объясняет причину появления государств, расположенных не в долинах рек (например: горных, степных и т. д.).
Экономическая теория возникновения государства
Возникновение экономической (классовой, марксистской) теории обычно связывают с именами К. Маркса и Ф. Энгельса, нередко забывая их предшественников, таких, как Л. Морган. Иногда можно встретить её другое название - Историко-материалистическая концепция. Смысл этой теории в том, что государство возникает как результат естественного развития первобытного общества, развития, прежде всего экономического, которое не только обеспечивает материальные условия возникновения государства и права, но и определяет социальные изменения общества, которые также представляют собой важные причины и условия возникновения государства и права.
Историко-материалистическая концепция включает два подхода. Один из них, господствовавший в советской науке, решающую роль отводил возникновению классов, антагонистическим противоречиям между ними, непримиримости классовой борьбы: государство возникает как продукт этой непримиримости, как орудие подавления господствующим классом других классов. Второй подход исходит из того, что в результате экономического развития усложняются само общество, его производительная и распределительная сферы, его «общие дела». Это требует совершенствования управления, что и приводит к возникновению государства.
Согласно данной теории государство возникло на классово-экономической основе:
≈произошло разделение труда (земледелие, скотоводство, ремесло и торговля);
≈возник прибавочный продукт;
≈в результате присвоения чужого труда общество расслоилось на классы - эксплуатируемых и эксплуататоров;
≈появились частная собственность и публичная власть.
≈для поддержания господства эксплуататоров был создан специальный аппарат принуждения - государство.
Теория имеет рациональное зерно - экономический анализ, признание наличия в обществе групп с противоположными (или различными) интересами - классов и др.
Не только классово-экономические факторы повлияли на возникновение государства (например: национальные, военные, психологические и т. д.). И вряд ли правильно рассматривать государство только как аппарат господства одних классов над другими.
Расовая теория
Согласно этой теории, в мире существуют "высшие" расы, которые призваны господствовать, и "низшие", которым самой природой предназначено находиться в подчинении у "высших" рас. Появление государства, по логике сторонников этой теории, необходимо для обеспечения постоянного господства одних рас над другими.
Расовая теория имеет долгую историю, но наибольшего своего развития и даже практического применения она достигла в средние века - в период расцвета колониализма и в первой половине XX в. - в период появления в Европе фашизма. Сначала "цивилизованные" страны широко использовали ее для оправдания жестокого обращения с туземцами и захвата их земель, а затем одни "цивилизованные" страны (фашистские Германия и Италия, милитаристская Япония) оправдывали с помощью расовой теории развязанную ими войну против других "цивилизованных" и "нецивилизованных" стран.
Идеи, лежавшие в основе расовой теории, широко использовались в послевоенный период в ходе ведения "холодной войны" между США и СССР.
Исторически расовая теория изжила себя и была полностью дискредитирована несколько десятилетий назад. Она не используется больше как официальная или даже полуофициальная идеология. Но как "научная", академическая доктрина, она имеет хождение в западных странах и в настоящее время.
Инцестная (половая) теория
Запрет инцеста (кровосмешения) близких родственников является исходным социальным фактом в выделении человека из мира природы, структуризации общества и в последующем возникновении государства (Леви-Стросс)
Спортивная
Возникновение государства напрямую связано с происхождением игр и физических упражнений, а также спорта в целом (Ортега X. Гассет)
Диффузная
Государство возникает в результате передачи опыта управления большими отрядами человеческого сообщества от одних народов другим или как результат распространения опыта государственно-правовой жизни на те регионы земного шара, где он еще не использовался (XIX-XX века) (Гребнер).
Теория специализации
Государство - это результат возникновения специализации в сфере управленческой (политической специализации), которая имело место наряду со специализацией в производственной сфере (экономической специализацией)
Другие теории
Помимо перечисленных, существуют и другие теории происхождения государства.
Современные теории западных политологов исходят из новых социально-экономических, политических, научно-технических, международных и иных условий.
Формы правления.
Монархия
В переводе с греческого (monarchía) данный термин означает
единовластие, единодержавие. “В рабовладельческих государствах выступала,
главным образом, как неограниченная деспотия, иногда как теократия. Однако
сейчас она, как правило, существует в виде ограниченной, конституционной
монархии: власть монарха ограничена на основе конституции, т.е. законодательные
функции переданы парламенту, исполнительные – правительству”3, но
юридически монарх считается носителем исполнительной власти.
Как форма правления монархия имеет длительную историю. Одной из ее первых
разновидностей была восточная деспотия в государствах Азии и Древнего Востока
(Вавилон, Индия, Египет). Монарх-деспот обладал неограниченной властью,
признавался единоличным правителем, руководителем ирригационных сооружений,
был верховным судьей, во время войны становился во главе войска.
В современном понимании монархия - не просто власть одного, но власть
наследуемая. Монарх получает “верховную власть по наследству от своего отца,
дяди, деда и не несет никакой ответственности за результаты своего правления.
Существующими в стране законами не предусматривается отстранение монарха от
власти ни при каких обстоятельствах. Граждане обязуются почитать, любить своего
монарха, а также неукоснительно исполнять все его указания и распоряжения.”
4
Эта власть нередко обожествляется. Так, в Древнем Египте он признавался
сыном бога солнца. В Японии Император до 1945 г. считался сыном богини
Солнца - Аматерасу. Ныне божественное происхождение власти монарха мало кого
волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали
трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не
всенародных), чаще насилия, изредка приглашения, т.е. вполне земных
процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций
монархических государств.
Так, согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 г., "Император является символом
государства и единства народа, его статус определяется волей народа,
которому принадлежит суверенная власть". Символом единства и постоянства
государства называет Короля ст. 56 Конституции Испании 1978г.
Главное, однако, не в том, как в конституции характеризуется монарх.
Бельгийская конституция 1831 г., например, вообще такой характеристики не
содержит. Главное - в полномочиях монарха. В зависимости от того, каковы
они, мы различаем монархические формы правления (степень участия населения в
формировании органов власти монархии составляет пропорцию, обратную объему
власти, сосредоточенной в руках монарха).
¨ Абсолютная монархия.
Абсолютные монархии имели наибольшее распространение в XIV-XIX вв., когда
была преодолена феодальная раздробленность и созданы централизованные
государства (особенно в период позднего феодализма, когда в глубинах
аграрного строя вызревают зачатки индустриального). Примером такой монархии
может служить Россия XVII-XVIII вв., Франция до революции 1789 г. и др.
Однако следует заметить, что абсолютные монархии — категория исторически
ограниченная. Созданные как альтернатива феодальной раздробленности и
междоусобным войнам абсолютные монархии, выполнив свою историческую миссию,
в большинстве стран мира либо видоизменились, либо были уничтожены в
результате буржуазных революций (как это произошло в Австрии, России,
Польше, Франции и др.).
Характеризуется монархия тем, что в руках монарха сосредотачивается вся
полнота государственной власти. Он сам издает законы, может непосредственно
руководить административной деятельностью или назначать для этого
правительство, вершит высший суд. Никаких ограничений его власти нет, по
крайней мере, юридически, хотя политически, морально-этически, религиозные и
иные могут присутствовать и обычно в той или иной мере присутствуют.
Подданные изначально юридически бесправные, поскольку монарх не наделил их
какими-то правами и не отобрал эти права.
В современных условиях абсолютная монархия - раритет (чрезвычайная редкость). В
качестве примера можно упомянуть Саудовскую Аравию, Оман. Такие государства
могут сегодня иметь даже октроированные "конституции" ([<фр. octroyer
жаловать, даровать] – конституции, данные властью монарха, а не установленные
парламентом; являются, как правило, классовым соглашением буржуазии с
монархией), однако эти акты не являются конституциями в полном смысле слова,
поскольку не ограничивают власть монарха. Такой "конституцией" была, например,
Временная конституция Катара 1970 г.
Монархи в Саудовской Аравии, Омане считаются также высшими духовными лицами,
что еще более усиливает их власть. Однако все же эта власть не безгранична:
особая роль принадлежит правящей семье, которая на своем совете решает, в
частности, вопросы престолонаследия (наследует не обязательно сын прежнего
монарха), может заставить монарха отречься от престола.
Для абсолютной монархии характерен авторитарный политический режим, а
государственный режим именуется абсолютизмом.
“В абсолютных монархиях не только население страны, но и ни один орган
государства, даже самый высший, не вправе изменить выбор главы государства.
Исключение составляют лишь нелегитимные способы устранения монарха путем
заговора (пример тому — эпоха дворцовых переворотов в России 1725—1761 гг. и
убийство императора Павла I в 1801 г.) или добровольное отречение, от престола
(в России, например, императора Константина в 1825 г. и Николая II — в
1917г.).”5