Гражданское общество и государство (аспект взаимодействия)
Гражданское общество с позиции более предметного подхода — это негосударственная общность людей, объединенных в определенные социальные группы и формирования (партии, общественные движения) в целях удовлетворения индивидуальных и групповых потребностей и интересов, их реализации.
В этом контексте следует отметить, что гражданское общество Формируют три начала: индивидуальное (личность гражданина), коллективное (общественные объединения) и государственное в плане определенной взаимосвязи государственных и негосударственных институтов (продуктивное сотрудничество Общественной палаты РФ и высших законодательных органов и др.). Признаки гражданского общества:
-гражданское общество формируется и существует наряду с государством как относительно самостоятельная, самоуправляемая система;
-это сообщество людей, свободных в выборе форм собственности, определении профессии и вида труда, распоряжении результатами своего труда, в реализации возможности быть членом политической партии или иного объединения и т. д.;
-это саморазвивающаяся система, базирующаяся на частной и иных формах собственности (кооперативной, общественной и др.), рыночной экономике, политическом плюрализме;
-это правовое демократическое общество, где в качестве существенных факторов рассматриваются признание, обеспечение и защита естественных и приобретенных прав человека и гражданина;
-гражданское общество, по сути, открытое социальное образование, в котором обеспечиваются свобода слова, включая свободу критики, гласность, доступ к различного рода информации и иные показатели реализации общедемократических принципов;
-это общество сложноструктурированное, состоящее из многообразных общественных форм и институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т. п.), позволяющих выразить и реализовать разные интересы и потребности индивидов;
-гражданское общество на пути к правовому государству развивается вместе с государством; правовое государство создает правовые и иные предпосылки для нормального функционирования и развития гражданского общества.
Единство государства и гражданского общества проявляется по ряду показателей.
Оба эти понятия появились в глубокой древности, и, соответственно, тогда давалось объяснение их смысла. Более предметно связанные с ними проблемы определились значительно позднее.
И правовое государство, и гражданское общество формируются на таком этапе исторического развития, которому свойственны позитивные процессы, достижения в сфере демократии, обеспечения интересов личности, общественных структур. Я
Общая цель правового государства и гражданского общества — создание таких социальных институтов, которые призваны служить человеку и гражданину, обеспечивать их права и законные интересы.
Различия гражданского общества и государства заключаются в их структуре и специфических функциях.
I. Гражданское общество многогранно: оно представляет собой множество свободных индивидов со своими интересами и потребностями, выражающих эти интересы и потребности посредством различных объединений (партий, общественных движений и др.). Государство, в отличие от гражданского общества, едино, олицетворяет, образно говоря, «становой хребет» и одновременно форму («обруч») общества. В государстве принципиально важен момент общего интереса (или интегрированного общего интереса и воли) большинства граждан, что находит отражение в содержании принимаемого и действующего законодательства.
2.Любое государство (даже самое демократическое) есть иерархическая организация, основанная на соподчиненности государственных органов, представляет собой вертикаль власти, субординационные отношения. Гражданское общество как негосударственная конструкция, созданная по социальным интересам, основано на горизонтальных отношениях многочисленных независимых институтов, организаций и союзов, действующих автономно, на началах самоуправления (семья, культурные объединения, научные ассоциации и др.).
3.Институты гражданского общества — семья, система негосударственного образования, научные, профессиональные объединения, политические партии, церковные учреждения и др. — обычно создаются по инициативе самих индивидов, с учетом действующего законодательства, т. е. по инициативе «снизу». Все государственные структуры формируются по решению вышестоящих государственных органов на соответствующей законодательной основе.
Взаимодействие государства и гражданского общества. По-видимому, однозначной зависимости между существованием государства и наличием гражданских начал в жизни общества нет. Вместе с тем можно обратить внимание на ряд моментов.
1.Гражданское общество — правовое демократическое общество, где существенным фактором является признание, обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина. Немаловажно то, что нормативно-правовую основу деятельности институтов гражданского общества в этом аспекте создает государство.
2.Законообеспеченность гражданского общества, т. е. реальность прав и свобод личности в экономической, социальной, политической, духовной сферах общественной жизни, также призвано гарантировать государство. Соответственно, гражданское общество вправе требовать защиты статуса общественных формирований, защиты законных интересов граждан, их здоровья, безопасности.
3. Государство выполняет контролирующую, координирующую роль в различных сферах жизни гражданского общества, предотвращает или ограничивает появление организаций населения, в которых частные или групповые интересы противоречат общественным, не согласованы с принципами законности.
С другой стороны, обратим внимание на возможности гражданского общества воздействовать на государство, его структуры (общественное мнение и др.). В этой связи сконцентрируем внимание на следующем:
а) в гражданское общество входит целый ряд таких институтов, которые являются одновременно несущими конструкциями как самого гражданского общества, так и государства (структуры Общественной палаты РФ, средства массовой информации и др.);
б) правотворческая деятельность государства тесно связана с деятельностью таких негосударственных объединений, как политические партии, активно влияющие на разработку законопроектов, их обсуждение, принятие;
в) территориальные структуры гражданского общества (органы местного самоуправления и др.) способствуют совершенствованию прямой и представительной демократии в стране, созданию условий для повышения политической активности граждан, их участия в решении социальных и иных государственных программ.
Итак, гражданское общество и правовое государство предопределяют и взаимно обусловливают друг друга. Взаимная связь и обусловленность этих категорий очевидны.