Стимулы и ограничения в механизме правового
Регулирования.
Правовой стимул – этоправовое побуждение к законопослушным действиям, создающее для удовлетворения собственных интересов субъекта режим благоприятствования.
Виды правовых стимулов:
- по элементам структуры нормы права – стимул (гипотеза), льгота (диспозиция), поощрение (санкция);
- по предмету правового регулирования – конституционные, гражданские, административные, трудовые и т.д.;
- по объему – основные (субъективное право), частные (законный интерес) и дополнительные (льготы);
- по времени действия – постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия);
- по содержанию – материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность).
Правовые ограничения— это средства сдерживания противоправного поведения. В качестве правовых ограничений выступают обязанности, запреты, наказания и т. п.
Виды правовых ограничений:
- по элементу структуры нормы права – юридический факт-ограничение (гипотеза), юридическую обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция)4
- по предмету правового регулирования – конституционные, гражданские, экологические и т. д.;
- по объему – полные (ограничение дееспособности детей) и частичные (ограничение дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет);
- по времени действия – постоянные (установленные законом избирательные ограничения) и временные (обозначенные в акте о чрезвычайном положении);
- по содержанию – материально-правовые (лишение премии) и морально-правовые (выговор).
Эффективность механизма правового регулирования
Эффективность правового регулирования – это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью.
Способы повышения эффективности правового регулирования:
- совершенствование правотворчества;
- совершенствование правоприменения;
- повышение уровня правовой культуры субъектов права.
ЛИТЕРАТУРА:
Кашанина Т.В. Соотношение централизованного и децентрализованного правового регулирования// Правоведение. 1991. № 4.
Маврин С.П. О роли метода правового регулирования в структурировании позитивного права// Правоведение. 2003. № 1.
Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информационный аспект. Саратов, 1994.
Осипов М.Ю. Правовое регулирование как динамическая система// Право и политика. 2006. № 11.
Протасов В.Н. Что и как регулирует право. М., 1995.
Рукавишникова И.В. Метод в системе правового регулирования общественных отношений// Правоведение. 2003. № 1.
Сильченко И.В. Проблемы предмета правового регулирования// Государство и право. 2004. № 12.
Сорокин В.В. Совесть в механизме правового регулирования: вопросы теории// Российская юстиция. 2010. № 1.
Шундиков К.В. Правовые механизмы: основы теории// Государство и право. 2006. № 12.
ГЛАВА 23. ЗАКОННОСТЬ, ПРАВОПОРЯДОК И ДИСЦИПЛИНА
Понятие, сущность, содержание, значение законности
Законность — это господство законов в общественной жизни, то есть правовой режим, при котором нормативные предписания осуществляются всеми участниками правовых отношений.
Законность- это соблюдение всеми субъектам права законов и подзаконных актов.
Сущность законностизаключается в неуклонном и точном строгом соблюдении исполнении и применении законов и подзаконных актов действующих на территории государства, всеми субъектами права: гражданами, должностными лицами, государственными и общественными организациями.
В содержание законностивключают два элемента: наличие законов и реализацию законов. Однако законы как таковые не входят в содержание законности. Они являются нормативной основой законности. При этом законы должны иметь правовой характер, то есть выражать интересы всего населения, а не произвол властей.
Значение законностисостоит в том, что законность противостоит деспотизму власти, охраняет личность от произвола, государство от анархии, общество от насилия. Отсутствие законности порождает широкий административный произвол и всеобщее беззаконие. Отказ от законности способствует росту коррупции, преступности, эскалации насилия во всех его формах и ведет к деградации общества.
Принципы законности
Принципы законности - принципиальные положения правовой жизни общества, которые выражают содержание законности. К принципам законности относят всеобщность законности, верховенство закона, единство законности и целесообразности, связь законности с культурой, неотвратимость ответственности и контроль за реализацией закона.
Всеобщность законностиозначает равенство всех перед законом независимо от социального положения, благосостояния, национальности и других признаков. Последовательное проведение в жизнь этого принципа обеспечивает права и свободы личности, а также равную ответственность всех перед законом.
Единство законности- понимание и применение нормативных актов должно быть одинаковым на территории всей страны. (Законность не может быть калужской или казанской, она должна быть единой всероссийской).
Верховенство законаозначает, что законы обладают высшей юридической силой и выступают основным регулятором общественных отношений. Все другие нормативные акты являются подоконными и принимаются на основе и во исполнение законов. Этот принцип направлен против создания ведомственных нормативных актов, не соответствующих законам, и самочинных распоряжений должностных лиц.
Недопустимость противопоставления законности и целесообразности означает недопустимость отступлений от предписаний закона по соображениям мнимой либо пресловутой целесообразности, ибо высшая целесообразность заключается в неукоснительной реализации требований законов.
Неразрывная связь законности с культуройсостоит в том, что законность должна опираться на правовые (культурные) законы и правовую культуру. Цивилизованные законы создают нормативную базу законности, а правовая культура выступает в качестве условия создания правовых законов и качественной их реализации.
Неотвратимость ответственности.Этот принцип означает, что укрепление законности связано не с суровостью законов, а с неизбежностью наказания. На практике реализация этого принципа должна проявляться в повышении раскрываемости преступлений и своевременном рассмотрении административных, уголовных и гражданских дел. Виновные в совершении преступлений должны понести адекватное содеянному наказание.
Контроль за реализацией законов.Выполнение этого принципа заключается в осуществлении контроля за деятельностью государственных органов, должностных лиц и правоохранительной системы в целом в форме прокурорского и конституционного надзора, ибо бесконтрольность во многих случаях порождает беззаконие.
Гарантированность прав и свобод личности– выражается в конституционной обязанности государства защитить прав и свободы человека и гражданина.
Юридические требования законности:
-справедливое наказание за неисполнение норм права;
- законодательное (конституционное) закрепление верховенства закона и определение способов его охраны;
- возложение на определенные органы обязанности охранять законность, пресекать ее нарушения, контролировать и осуществлять надзор за исполнением законов и определение полномочий этих органов;
- законодательное закрепление за гражданами возможности отстаивать свои права, конституционное закрепление презумпции невиновности.