Надзор прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие

Ст. 29, 30 ФЗ «о прокуратуре»

Приказы ген.прокурора от 6.09.2007 «Об организации прокурорского надзора»

Основные направления деятельности органов прокуратуры:

1)надзорные направления(-Надзор за исполнением закона органами исполнительной, законодательной, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, должностными лицами всех указанных органов, а также органов управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций

-Надзор за исполнением законов органами осуществляющими оперативно розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

-Надзор за исполнением законов судебными приставами

-Надзор за исполнением законов администрациями мест ограничения и лишения свободы)

2)ненадзорные направления(-Участие в соответствии с законодательством в рассмотрении судами всевозможных дел

-Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью с целью обеспечения согласованности и взаимодействия тех государственных правоохранительных органов, в компетенцию которых входит проведение предварительного расследования преступлений, осуществления оперативно-розыскной деятельности, а также охраны правопорядка

-Участие в правотворческой деятельности

- Проведение антикоррупционной экспертизы ненормативных актов изданными органами гос. Власти субъектов РФ, иными гос.органами и организациями, органами местного самоуправления и должностными лицами. При выявлении в этих актах факторов способствующих проявлению коррупции-прокурор обращается в орган организацию или к должностному лицу, которые их издали с требованием изменения нормативных актов с предложением по устранению коррупциогенных факторов.

-Согласование внеплановых проверок различными контролирующипми органами субъектов предпринимательской деятельности а также утверждения сводного плана проверок субъекта предпринимательской деятельности контролирующими организациями

Предмет надзора

1) Соблюдение прав и свобод человека при проведении предварительного расследования преступления.

2) Соблюдение следователями и дознавателями установленного порядка проведения предварительного расследования.

3) Законность решений, принимаемых органами предварительного расследования преступлений.

Полномочия прокурора, осуществляющего надзор.

Осуществляя надзор, прокурор наделен следующими полномочиями:

1) Ежемесячно проверять исполнение требований Закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений о преступлениях.

2) Выносить мотивированное постановление о направлении материалов в органы следственного дознания, для решения вопросов о возбуждении уголовного дела по фактам нарушения, выявленных прокурором.

3) Давать письменные указания дознавателям по любым вопросам расследования преступления на любом этапе расследования, например, о произведении некоторых процессуальных действий. Выполнение этих указаний является обязательным.

4) Отменять незаконные или необоснованные постановления дознавателейт

5) Направлять руководителям органов предварительного следствия требования об устранении ошибок и нарушений законодательства, допущенных следователем в ходе расследования.

6) Отстранять дознавателей от дальнейшего проведения расследования, если были допущены нарушения требований УПК РФ, а в случае грубых нарушений, требовать привлечения виновных к ответственности.

7) Давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании для обвиняемого или подозреваемого меры пресечения в виде заключения под стражу, на отстранении обвиняемого от должности, а так же на совершение других процессуальных действий, осуществляющихся только на основании судебного решения.

8) Рассматривать жалобы на действия, бездействия или решения участников уголовного судопроизводства.

9) Изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его соответствующему следователю с указанием причин передачи.

10) Разрешать отводы, заявленные дознавателем, а так же его самоотводы.

11) Утверждать постановление дознавателя о прекращении уголовного дела, а так же проверять аналогичные постановления следователей и в случае признания их незаконными вносить постановление руководителю органа предварительного следствия о необходимости отмены таких постановлений.

12) Продлевать срок проведения дознания.

13) Утверждать постановление следователя о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера.

14) Возвращать расследованные уголовные дела следователю и дознавателю со своими письменными указаниями о проведении дополнительного расследования или об изменении объема обвинения, либо квалификации деяния, а так же для пересоставления обвинительного заключения или обвинительного акта и выявленных в ходе расследования недостатков.

15) Утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт по уголовному делу и направлять дело в суд.

Надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу

Статья 32. Предмет надзора

Предметом надзора являются:

законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Комментарий ГАРАНТа

Статья 33. Полномочия прокурора

1. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

2. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Комментарий ГАРАНТа

Статья 34. Обязательность исполнения постановлений и требований прокурора

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

46. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В РАССМОТРЕНИИ ДЕЛ СУДАМИ: (в судах общей юрисдикции)

Ст. 35-39 ФЗ «О Прокуратуре», нормы процессуального законодательства и приказы генерального прокурора.

Участие в уголовных делах.

Ст 37, 246, а так же раздел 13, и 15 УПК РФ Приказ Генерального прокурора от 20 ноября 2007 года об участии прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства.

В настоящее время участие прокурора обязательно практически во всех уголовных делах. В ходе судебного производства по уголовному делу прокурор от имени государства осуществляет уголовное преследование выполняя функцию государственного обвинителя.

Поддержание государственного обвинения это процессуальная деятельность прокурора по доказыванию в форме судебного разбирательства виновности лица привлеченного к уголовной ответственности. В зависимости от сложности уголовного дела государственное обвинение может поддерживать один прокурор или группа государственных обвинителей.

Руководители прокуратур обязаны регулярно поддерживать государственное обвинение, причем прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры специализированных прокуратур обязаны лично не реже одного раза в квартал поддерживать государственное обвинение по уголовным делам, вызвавшим широкий общественный резонанс.

Государственный обвинитель обязан обеспечить факты подтверждающих предъявленному подозреваемому обвинения а так же участвовать в исследовании доказательств представленных стороной защиты, заявлять необходимые ходатайства, высказывать свои мнения по поводу ходатайств заявленных другими участниками процесса, выявлять обстоятельства способствовавшие совершению преступлений и при необходимости предлагать суду вынести определения в адрес частных лиц об устранении обстоятельств способствовавших совершению преступлений. = приказ Генерального прокурора.

Таким образом, государственный обвинитель должен способствовать установлению фактических обстоятельств дела с целью вынесения судом законного обоснованного и справедливого решения по делу.

А в судебных прениях прокурор выступает первым с обвинительной речью, в которой высказывается окончательная позиция государственного обвинителя по поводу квалификации действий подсудимого на основе исследованных в судебном процессе доказательств а так же, высказывается предложение о виде и размере возможного наказания для подсудимого.

Если в ходе судебного разбирательства государственный обвинитель придет к выводу что представленными и исследованными в суде доказательствами не подтверждается вина подсудимого в совершении преступления то он должен отказаться от обвинения изложив суду мотивы своего отказа.

В этом случае уголовное преследование в отношении подсудимого прекращается.

Необоснованный отказ от обвинения либо требование о вынесении обвинительного приговора при отсутствии доказательств о виновности подсудимого расценивается как ненадлежащее исполнение судебного долга и может повлечь за собой привлечение прокурора к дисциплинарной ответственности.

Государственный обвинитель или вышестоящий прокурор обязаны своевременно обжаловать любой незаконный, несправедливый, необоснованный приговор до его вступления в законную силу путем подачи апелляционных или кассационных представлений. (пропуск срока на обжалование без уважительных причин является дисциплинарным проступком.)

В тех случаях когда приговор был обжалован стороной защиты и нет оснований для подачи прокурором представления, государственный обвинитель или вышестоящий прокурор обязаны подать письменные возражения на жалобу указав почему они не согласны с доводами жалобы и просить суд оставить приговор без изменения.

Генеральный прокурор РФ обязывает подчиненных прокуроров принимать участие в кассационным пересмотре дел, а участие в апелляционным пересмотре обязательно по закону.

Таким образом, участие прокурора при пересмотре судебных постановлений не вступивших в силу является обязательным, причем как в случае подачи прокурором кассационного или апелляционного представления, так и в случае пересмотра судебных актов по жалобе защиты.

На вступившие в законную силу судебные акты прокуроры в пределах своей компетенции вправе подавать надзорные представления в соответствующий суд. (такое право предоставлено Генеральному прокурору РФ, его заместителям, прокурорам субъектов РФ, их заместителям, а так же военным прокурорам округа (флота) и приравненным к ним прокурорам а так же их заместителям).

Участие прокурора в надзорном пересмотре уголовных дел обязательно по закону (407 ст. УПК), как в случае подачи надзорных представлений, так и при пересмотре уголовных дел по надзорным жалобам других участников процесса.

Наши рекомендации