Административно-правовое регулирование управление иностранными делами

Важными внешними функциями государства, которые реализуются в административно-политической сфере управления, является дипломатическая деятельность, осуществление экономических и культурных связей с зарубежными странами. По своему содержанию управление иностранными делами представляет собой широкую и разностороннюю деятельность государства и его органов. Законодательство Российской Федерации закрепляет полномочия органов управления и их должностных лиц в данной сфере деятельности:

1) Президент Российской Федерации – определяет основные направления внешней политики государства и осуществляет руководство ею.

2) Совет Федерации – решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил за пределами государства; рассматривает принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам ратификации и денонсации международных договоров, статуса и защиты государственной границы Российской Федерации, войны и мира.

3) Правительство Российской Федерации – осуществляет меры по реализации внешней политики государства.

Непосредственное управление иностранными делами осуществляется системой специальных органов государства:

1) Министерство иностранных дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти в сфере иностранных дел. К его основным задачам в соответствии с Положением о МИД России, утвержденным Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации»[254] относятся:

1. разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту РФ;

2. реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ;

3. обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;

4. обеспечение дипломатическими и международно-правовы­ми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориаль­ной целостности Российской Федерации, других ее интересов на международной арене;

5. защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;

6. содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, со­блюдения принципа единства внешней политики Российской Фе­дераций и реализации ее международных прав и обязательств;

7. координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов РФ в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организация­ми и реализации международных прав и обязательств Российской Федерации;

8. содействие развитию связей и контактов с соотечественниками, проживающими за рубежом.

К числу основных функций Министерства иностранных дел Российской Федерации относятся:

- разработка для Президента РФ предложений по вопросам внешней политики;

- обеспечение главы государства необходимой внешнеполитической информацией;

- руководство и координация деятельности дипломатических и консульских представительств;

- осуществление постоянного контакта с консульскими и дипломатическими представительствами зарубежных стран на территории России;

- оформление паспортно-визовой документации;

- регистрация международных договоров РФ в секретариате ООН, а также в иных органах международных организаций.

Министерство иностранных дел России осуществляет следующие полномочия:

- вносит Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, проекта других документов, по которым требуется решение Президента РФ или Прави­тельства РФ, по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России, а также проект плана работы МИДа России и прогнозные показатели его деятельности;

-самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере его деятельности;

- реализует дипломатическими и международно-правовыми средствами усилия Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобальной и региональной безопасности, в том числе с учетом ее ответственности как постоянного члена Совета Безопасности ООН, участника общеевропейского процесса и других региональных механизмов;

- обеспечивает участие Российской Федерации в деятельности
ООН, СНГ, органов Союзного государства, международных организаций, в работе международных конференций, форумов, содействует повышению роли Российской Федерации как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных проблем;

- участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации, обороны и безопасности государства, расширения торгово-экономических и финансовых связей, научно-технического, культурного и иного обмена Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;

- содействует развитию международных связей субъектов РФ и
осуществляет их координацию;

- осуществляет координацию международной деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ;

- заключает международные договоры межведомственного характера по вопросам, входящим в компетенцию МИДа России;

- оформляет в установленном порядке и в пределах своей компетенции паспортно-визовую документацию;

- ведает в пределах своей компетенции вопросами гражданства
и др.

2) Дипломатические представительства (как правило, на уровне посольств) образуются в странах, с которыми РФ установлены дипломатические отношения. Они представляют Россию в стране пребывания, реализуют в ней внешнюю политику российского государства. Посольство возглавляет Чрезвычайный или Полномочный Посол РФ (миссию – Чрезвычайный или Полномочный Посланник РФ, либо Поверенный в Делах РФ). Работники дипломатических представительств (послы, посланники, советники, секретари, атташе и др.), члены их семей пользуются дипломатическим иммунитетом, а посольство (миссия) – экстерриториальностью.

3) Консульские учреждения (генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства) образуются в крупных городах, портах страны пребывания на основе двухсторонней консульской конвенции, которая заключается РФ с данной страной. Основными функциями консульских учреждений являются:

- информирование соответствующего дипломатического представительства и МИДа России о социальной, культурной, политической жизни в стране пребывания;

- учет граждан и регистрация актов гражданского состояния граждан РФ, находящихся за границей;

- выполнение нотариальных функций;

- выдача и продление паспортов граждан РФ;

- оформление виз на въезд, выезд и транзит на территорию России.

Российское государство, являясь членом мирового сообщества, реализует торгово-экономические связи с зарубежными странами, основываясь на принципах мирного сосуществования и взаимной выгоды. Основными направлениями этой деятельности являются: внешняя торговля, внешние кредиты и займы, инвестиции и концессии, совместные экономические проекты. Внешнеэкономические отношения российского государства находятся в ведении РФ и реализуются Правительством России. Правительство РФ обеспечивает реализацию внешне-экономической политики страны, управляет внешними делами России. В соответствии с Конституцией РФ внешнеэкономическая деятельность может осуществляться и субъектами РФ. Важную роль в осуществлении внешнеэкономических связей РФ играет Министерство экономического развития и торговли. В его ведении находятся торгово-экономические представительства России за рубежом, а также Федеральная таможенная служба.

Управление культурными связями с зарубежными странами является также важной функцией российского государства. Российская Федерация развивает и укрепляет культурные связи с зарубежными странами, осуществляет взаимный обмен достижениями культуры, науки и техники в интересах взаимоотношения и дружбы народов. В управлении культурными связями участвуют различные органы исполнительной власти, научные учреждения, учреждения культуры: Министерство культуры и массовых коммуникаций, Министерство образования и науки, Российская академия наук и т.д. В данном виде деятельности активное участие принимают и соответствующие органы управления субъектов Федерации.

Наши рекомендации