Виды печати. Основные полиграфические процессы

В исторически первой высокой, или так называемой типо­графской, печати печатающие элементы формы возвышаются над непечатаю­щими. На печатной форме, плоской или цилиндрической, обратный (зеркаль­ный) вид изображения. Печатающие элементы по высоте строго одинаковы, толщина слоя краски — равномерная. Краска в момент, когда к форме прижи­мается бумага, переносится на последнюю.К преимуществам здесь относят высокую скорость печатания на любых ру­лонных материалах (в том числе и на материалах, не впитывающих печатную краску),поэтому высокий способ печати остается перспективным — к нему обращаются не только при пе­чатании газет, но и при изготовлении этикеток, рекламных проспектов и др.

Разновидностью высокой печати является флексографская, или анилиноваяпечать. Она осуществляется с эластичных (резиновых, высокоэластичных пласт­массовых) форм текучими (водными) быстрозакрепляющимися красками.

Если печатающие элементы углублены в поверхности печатной формы, а сама поверхность образует непечатающие элементы, то мы имеем дело с глу­бокой печатью. Печатная форма изготавливается непосредственно на медной поверхности формного цилиндра. Поскольку печатающие элементы здесь име­ют разную глубину и в них попадает разное количество краски, толщина слоя краски на бумаге получается разной.Особенно хорошо пропечатываются цветные иллюстрации, приобретающие как бы рельефное изображение. Вот почему этот способ осо­бенно хорош для тиражирования журналов.

В наиболее популярной сегодня плоской печати печатающие и непечата­ющие элементы лежат практически в одной плоскости, на одном уровне. По­сле особой химической обработки печатающие элементы хорошо воспринима­ют жирную краску, а пробельные, увлажняясь, напротив, не воспринимают краску. Увлажняющий раствор наносится на печатную форму перед нанесением печатной краски.Достоинства плоской печати: возможность двусторонней многокрасочной печати в один прогон; сравнительная легкость изготовления крупноформат­ной продукции на листовых и рулонных машинах при использовании бумаг различной массы; наличие высокопроизводительного и технологически эффек­тивного оборудования и т.д.

Современные типографии переходят на цифровую печать. Суть новой технологии заключается в получении оттисков в машине с использованием переменной печатной формы, изменениями в которой при каждом цикле управляет компьютер издательской системы. При цифровой печати экономически выгодна печать малых тиражей, есть возможность пере­хода от печатания одного издания к другому без остановки машины и практи­чески почти без отходов; цифровые печатные машины не нуждаются в допол­нительном устройстве для получения цветопробы.

Кроме основных видов печати — высокой, плоской, глубокой, трафарет­ной, — существуют способы, основанные на использовании электрофизичес­ких и других явлений (многотиражные периодические издания производятся в основном первыми тремя способами):1)электростатические (изображение с печатной формы переносится на бумагу без соприкосновения ее с формой или при незначительном кон­такте посредством электрических сил);2)электрофизические (электростатический перенос изображения);3)лазерно-голографический (система отражающих голограмм заменяет пе­чатную форму; изображение формируется при помощи луча лазера из порошкообразной краски);4) ферромагнитные (в ферромагнитографии красочный слой переносит­ся с печатной формы на запечатываемый материал с помощью магнит­ных сил);5)струйные (изображение формируется путем набрызгивания краски из системы мельчайших сопел; процесс регулируется ЭВМ);6)термопечать (изображение формируется на термочувствительной бу­маге путем ее взаимодействия с излучающими тепловую энергию печа­тающими элементами.

Формные процессы. Фотоформы являются основой для получения печатных форм, но если издание многостраничное (журнал, брошюра, книга), необходимо произвести спуск полос, то есть разместить готовые фотоформы на монтажном листе, а далее на печатной форме с целью правильного расположения страниц в тетрадях после фальцовки.

Современные компьютерные программы позволяют делать электронный спуск полос. Устаревшая уже технология (применяемая и сегодня в России) предполагает: обрезку фотоформ с четырех сторон; разметку на миллиметровой бумаге согласно спусковому макету; перфорацию прозрачной монтажной основы – астралоновых листов – с последующей ее наложением на миллиметровку (чтобы поставить вертикальные и горизонтальные метки); установку астралона на штифты монтажного стола и склеивание вручную фотоформ. Современные настольно-издательские системы позволяют использовать для верстки изобразительный материал низкого разрешения ,что позволяет существенно экономить время, а при достижении желаемого результата произвести подмену на файлы высокого разрешения.

Печатные процессы. Чтобы максимально «сгладить» неровности на поверхности печатной формы, используется упругоэластичный декель, закрепленный на печатном цилиндре. Роль декеля при офсетной печати выполняет непосредственно сам офсетный цилиндр с резино-тканевой поверхностью. При печати учитывается характер полиграфических материалов. Например, при снижении характеристики поверхностной прочности бумаги необходимо уменьшение вязкости красителей. Ошибка при определении степени белизны бумаги еще на допечатной стадии при производстве полноцветных изданий приводит к искаженной цветопередаче всего тиража и т.д.

Послепечатные /отделочные процессы. В основном газеты печатаются на рулонных ротационных машинах. После окончания процесса печати газетная продукция фальцуется (нем. falzen – сгибать), т.е. складывается, и разрезается.

Самым надежным способом брошюровки является шитье нитками – швейное скрепление (на проволокошвейных или ниткошвейных машинах), но в современных периодических изданиях в основном используется бесшвейное скрепление. С тетрадей срезается корешок, и край блока обрабатывается специальной фрезой для лучшего проникновения в него клея. Накидка обложки происходит следующим образом. На вставочной машине в клеемазательной секции происходит обработка корешка, биговка обложки и приглаживание ее к блоку из тетрадей. Биговкой (нем. biegen – гнуть, сгибать) называют продавливание бороздки (бига) на воспринимающей поверхности (как правило, на плотной бумаге или картоне) для более точного сгиба. Блок тетрадей обрезается по корешку, торшонируется, промазывается клеем, после чего и происходит накидка обложки. Подрезка – завершающая стадия брошюровочных процессов (издание обретает обрезной формат). Поэтому еще на стадии допечатной подготовки надо знать параметры дообрезного и обрезного форматов издания.

К отделочным процессам относят лакировку оттисков, ламинирование (каширование), тиснение фольгой, штанцевание. Лакировка производится различными видами лаков, придающими материалу как лаковую, так и матовую поверхности. Припрессовка пленки к воспринимающей поверхности оттиска называется ламинированием (англ. laminate – покрытие защитным слоем пленки).

Компьютерная верстка.

Особо следует остановиться на безлинеечной верстке, которая сегодня в большой моде. Ею надо умело и осторожно пользоваться: особенно тщательно просчитывать межколонные пробелы, продумывать подбор шрифтов и компо­новку заголовков, заголовочных комплексов. В противном случае нарушается ритм полосы, она «разваливается», заголовки, стыкуясь, порой представляют несуразицу... Прежде чем отказаться от линеек — этого сильного средства гра­фического оформления, направляющего зрение читателя, имеющего не толь­ко разделительную, но и указательную, выделительную функции, — следует подумать, чем компенсировать их отсутствие. Безлинеечная верстка требует дополнительных акцентов, иначе как удержать внимание читателя, сначала окидывающего газетную полосу взглядом, а затем выделяющего то, что так или иначе «раздражило» глаз. Но вряд ли и в этом случае стоит обращаться к плот­ным подложкам, увлекаться светлым текстовым шрифтом на темном фоне, снижая удобочитаемость...

Компьютерная верстка способствует усилению тенденции визуализации периодических изданий — газетные тексты становятся короче; словесная информация либо дополняется, либо заменяется графической (ин-фографика); повышается роль абстрактных визуальных элементов, кото­рым умелые дизайнеры стремятся придать качество конкретности.

Компьютерный набор и электронная верстка обеспечивают соблюдение ритма на газетной полосе: равномерные межбуквенные и межколонные про­белы, интерлиньяж и др. Но и здесь важным условием остается мастерство оператора, а также газетного дизайнера, освоивших компьютерные программы, отдающих правильные команды. Электроника вовсе не освобождает от знания законов ритма, пропорции, контраста. Роль квалифицированных ответствен­ных секретарей, дизайнеров, обладающих знаниями в области компьютерной техники, оформления, полиграфического исполнения газет, наделенных под­линным эстетическим вкусом, не только не понижается, а постоянно растет.

Наши рекомендации