Статья 3. Обеспечение верховенства Конституции Россий­ской Федерации и федерального законодательства

1. Федеральными законами, договорами о разграничении пол­
номочий, соглашениями о передаче осуществления части полно­
мочий между федеральными органами исполнительной власти и
исполнительными органами государственной власти субъектов
Российской Федерации (далее — соглашения), конституциями (ус­
тавами), законами и иными нормативными правовыми актами
субъектов Российской Федерации не могут передаваться, исклю­
чаться или иным образом перераспределяться установленные Кон­
ституцией Российской Федерации предметы ведения Российской
Федерации, предметы совместного ведения Российской Федера­
ции и субъектов Российской Федерации (далее — предметы со­
вместного ведения), а также предметы ведения субъектов Россий­
ской Федерации. В случае противоречия Конституции Россий­
ской Федерации положений указанных актов действуют положе­
ния Конституции Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Рос­сийской Федерации не могут противоречить федеральным зако­нам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

2. Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять"соб-
ственное правовое регулирование по предметам совместного веде­
ния до принятия федеральных законов. После принятия соответ­
ствующего федерального закона законы и иные нормативные пра­
вовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведе­
нию в соответствие с данным федеральным законом в течение
трех месяцев.

3. Если орган государственной власти субъекта Российской Фе­дерации полагает, что федеральный закон не соответствует Кон­ституции Российской Федерации, нормативный правовой акт фе­дерального органа государственной власти не соответствует поло­жениям Конституции Российской Федерации, федеральных зако­нов или договоров о разграничении полномочий, устанавливаю­щим разграничение предметов ведения и полномочий между феде­ральными органами государственной власти и органами государ­ственной власти субъектов Российской Федерации, спор о компе­тенции либо вопрос о соответствии федерального закона Конститу­ции Российской Федерации, соответствии нормативного правового акта федерального органа государственной власти Конституции Российской Федерации, федеральным законам или договорам о раз­граничении полномочий разрешается соответствующим судом. До вступления в силу решения суда о признании федерального закона или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, нормативного правового акта федерально­го органа государственной власти или отдельных его положений не соответствующими Конституции Российской Федерации, феде­ральным законам или договорам о разграничении полномочий при­нятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Рос­сийской Федерации, противоречащих соответствующим положе­ниям федерального закона, нормативного правового акта федераль­ного органа государственной власти, не допускается.

(Статья в редакции Федерального Закона от 4 июля 2003 года № 95-ФЗ)

Наши рекомендации