Архитектурные особенности дворцов крымских ханов в Солхате, Салачике и Бахчисарае;
Архитектура Солхата
С юго-запада на северо-восток тянется извилистая Внутренняя гряда Крымских гор. В преддверии степей на востоке горы словно раздвинулись, отторгли к северу гору Агармыш, принимая в объятья широкую долину и выпуская на степную волю упругую ленту дороги к развилке на Черноморское и Азовское побережья. Тут издревле пролегал торговый путь из Западной Европы в Азию. На вековечном сем пути возникло у подножия Агармыша ещё в античную эпоху поселение и развилось в город Солхат, сохранившийся до нашего времени под разными сменявшимися именами: Солхат-Крым, Эски-Крым, Старый Крым.[10]
Исследовательница Л. Литвинова в труде «Дорогой тысячелетий» отмечает, что Солхат был довольно богатым городом средневековья и это привлекало внимание татар. После захвата степей, части предгорья татары заняли сначала земли вокруг Солхата, а позже захватили и разрушили его. «Однако в след за тем новые хозяева заново сложили его стены и башни, построили крепкие ворота. Перед стенами был построен новый и широкий ров»[11].
Если Л. Литвинова говорит, что Солхат сначала был разрушен, а потом отстроен татарами, то Е.В. Крикун о разрушении города ничего не упоминает, говоря об отсталости татар в плане архитектуры. «Присмотревшись к жизни древних жителей Солхата, ордынцы, восприимчивые к чужой, более высокой, чем у них, культуре, потянулись к оседлости и связанной с ней строительной деятельности. Не имея собственного строительного опыта, вчерашние кочевники привлекли к строительству солхатских мастеров.
Богатея, город ширился, укреплялся. Строились городские дома для знати и ремесленников, склады и лавки для купцов, постоялые дворы, фонтаны, обновлялись крепостные стены и башни. В 1253г. по приказу хана Батыя был построен для него в Солхате дворец. Окружённый стенами и башнями и рвом, Солхат уже под другим – татарским наименованием Крым – был так велик, что, по словам арабских писателей, всадник на хорошем коне мог его объехать и за полдня, что, конечно же, следует считать художественным преувеличением. Активная исламизация крымцев началась при ордынском хане Узбеке, ещё язычником вступившим на престол в 1312г. Распознав выгоду новой религии и вскоре став её приверженцем, хан велел построить в Солхате в ознаменование своего прихода к власти красивую мечеть, а затем и высшее мусульманское духовное училище – медресе. Так называемая мечеть Узбека была сооружена в 1314г. (См. Приложение 12), а спустя 18 лет, в 1332 – 1333гг. к ней пристроено большое, красивое, величественное здание медресе, ставшего проводником Магометанства среди крымцев.
По своим формам мечеть – базиликального типа здание, прямоугольное в плане, с входом с северной стороны и встроенным в северо-восточный угол минаретом. Продольной осью здание ориентировано на север-юг с тем, чтобы находящиеся в зале правоверные, молясь лики свои обращали к югу, в сторону Мекки. Вход украшен резным порталом с датирующей надписью и следами ремонта в верхней части, над стрельчатой нишей и с таким же архивольтом. Кладка торцевых стен бутовая, на известковом растворе. Боковые стены сложены тоже из бута, на глине, с использованием в кладке деревянного каркаса. Западный фасад оживлён тремя двухъярусными окнами (два света), восточный – двумя, в один ряд, низ которого расположен на высоте около 3м от поверхности грунта. Похоже, строители храма решили защитить таким образом находящихся в зале от свирепых восточных ветров, как и ныне по три дня непрерывно дующих со стороны Керчи[13].
Внутреннее пространство храма разделено тремя парами восьмигранных колонн со сталактитовыми капителями на три нефа, продольно соединённых стрельчатыми арками. В южной стороне устроен резной стройный махраб (молитвенная ниша, как бы дверь в сторону Мекки) с полихромной окраской. Пол вымощен каменными плитами, которые до наших дней не сохранились, устилался циновками и ковриками, подшивной деревянный потолок, возможно, был узорчатым, лакированным. Крыша двускатная, крытая черепицей. К мечети примыкает медресе, имеющее форму почти квадрата, большим двором, куда вёл с восточной стороны торжественный портал.
Небольшая долина Ашлама-Дюре, избранная в 1428 году ханом Хаджи-Гиреем для своего жилья, со временем становится тесной, для ханского двора и войска. Необходимо было обосноваться в более удобном месте, и резиденция правителя переносится из ущелья на открытый берег речки Чурук-Су, в более просторную долину, где было много родниковой воды.
По словам Е.В. Нагаевской: «До 1474 года название «Бахчисарай» не встречается. Московские дипломатические акты упоминают о пребывании хана в крепости Кырк-Ор, или Кырк-Ер (ныне Чуфут-Кале). Донесение московского посла от 1492 года указывает на крепость как на более или менее постоянную ханскую резиденцию. В 1493 году Менгли-Гирей принимает здесь послов, а литовского посла Леза сажает в тюрьму в городе нашем «Кырк-Оре». Сын Менгли-Гирея Адиль-Сахиб-Гирей - первый хан, при котором упоминается Бахчисарай как местоприбывание правителя. Кстати, этого хана называли строителем, при нём – в 1519 году заложен дворец, стороительство которого продолжалось примерно до 1551 года»[18]. Однако, при изучении других источников, мы обнаружили и другие даты начала построения дворца. Так, к примеру, Е.В. Крикун говорит, что начало первого периода строительства приходится на 1503 г. Эту же дату приводит И.И. Чурилов, говоря, что она она написана на «Железных дверях», которые ведут в Посольский зал. Портал над ними сделан итальянским мастером Алевизом Новым»[19]. Г.М. Буров в статье «Топография и архитектура Бахчисарая и его ближайших окрестностей в 1665-1666 гг. по данным Эвлии Челеби» приводит данные, в которых упоминается о том, что «… В Эскисаланджике неплохо сохранилось медресе Менгли-Гирея 1 1550 г. и дюрбе Хаджи Гирея, построенное в 1501 г. его сыном…»[20]. По приведённым сведениям можно говорить о том, что точной даты возникновения Хан-Сарая нет, версии противоречивы и сомнительны.
Нынешний Ханский дворец занимает территорию более 4 гектаров, но после постройки он занимал скорее всего ещё большую территорию., т.к. к ограде и западным воротам примыкали как неотъемлемая часть дворца сады, от которых пошло название города (с крымскотатарского – «дворец-сад» или «дворец в саду»). «За садами находился большой дворцовый луг, на котором паслись ханские кони, а за ним у подножия глинистого холма было большое городское кладбище. Город же в основном громоздился на крутом берегу реки; на левом – отлогом – он почтительно отступал к югу и северу от излучины Чурук-Су с её просторными пойменными террасами, занятыми комплексом дворцовых строений[21].
В этой подглаве мы рассмотрим следующий перечень памятников Бахчисарайских памятников: Ханский дворец, ханские бани, мавзолей Аджи-Гирея и Эски-Дюрбе, ханское кладбище, частные дома, мавзолей Дилляра-Бикеч и Эшниль-Джами (См. Приложение 14).
Дворец в садах, Бахча-Сарай, давший название городу, создавался с восточной пышностью в течение трёх веков, начиная с XVI в. Дважды горел во время русско-турецких войн (1738-1771гг) много раз его обновляли и перестраивали, каждый раз искажая. Но и сохранившиеся части дворца говорят о его бывшем величии. Кроме того он подлежал реставрации практически на протяжении всего XIX и нач. ХХ в.в ( См. Приложение 15).
Основные постройки расположенных по сторонам обширного дворца, вытянутого в направлении север-юг и обращенного главным въездом к реке и к дороге на правом её берегу. Застройку двора со стороны набережной составили кухонный блок, расчленённый арочными воротами с башнями над ними, и Большая ханская мечеть Хан-Джами с двумя минаретами. Именно эта часть дворца производит эффект внезапного появления среди зелени.
С набережной Чуруксу при подъезде к мосту с западной стороны открывается одноэтажный корпус северного фасада, пластику которого образуют выступающие из плоскости стены каминные трубы. Прорезав карниз, квадратные трубы эти над крышей переходят в высокие шестигранники с ажурными отверстиями для выпуска дыма.
Возвышаясь над арочным проездом с тяжёлыми металлическими воротами, росписная башня вверху которой находится окно с тремя зевершениями (такое же окно – на дворовом фасаде) им надвратной доской с ханским гербом и надписью: «Владетель этого дворца и повелитель страны, султан всемилостивый, Менгли-Гирей-Хан, сын Хаджи-Гирея. Да помилует Бог его и родителей его в обоих мирах». Башня имеет шатровую черепичную крышу малого уклона и большого свеса, снизу подшитого деревянными досками, рейками и выкрашенного. Такие свесы с фигурным карнизом (подзором) из резного дерева – одна из характерных черт восточной архитектуры. Они применены при устройстве крыш почти всех строений дворцового комплекса.
Примыкающий к воротам восточный флигель представляет собой короткий двухэтажный объём под черепичной крышей, не имеющий с севера никаких украшений кроме нескольких простых окон в уровне второго этажа, но во дворе находится двухъярусная галерея, выполненная из дерева в лучших крымско-татарских традициях. Галерея проста, состоит из квадратных деревянных брусьев.
К помещениям дворцовой стражи примыкает Большая ханская мечеть (Хан-Джами).
Форма мечети прямоугольна и близка к квадрату, что хорошо прослеживается в четырёхскатной пирамидальной крыше, вершина которой увенчана шарами и полумесяцем. Продольная ось храма ориентирована традиционно в направлении север-юг. В южном торце – ориентированный на Мекку, михраб с окнами по бокам и над ним, в северном – главный вход и ряд окон верхнего яруса. Над входной дверью имеется надпись с упоминанием имени основателя мечети и года постойки (или перестройки) «Селямет Гирей построил эту великолепную мечеть в 1740г.». Обозначено также время её первого ремонта- 1763г. Слева у входа был устроен оградой квадратный, мощёный плитами дворик с небольшими (ок. 3 м диаметром) многогранным бассейном. Бассейн перекрыт куполом из медных листов. Внизу облицован беломраморными резными плитами с продетыми в них металлическими трубками, излевавшими чистую воду мраморный круговой лоток. Здесь происходил обязательный для мусульман ритуал омовения перед входом в храм.
Позже дворик накрыли, заложив арочный вход в него с набережной и надстроив над ним служебное помещение с пристройками, кладовыми и наружной деревянной лестнице.
Боковые фасады мечети внизу затенены открытыми галереями с дверью в храм. Галереи образованы широкими арками, покоящимися на граненых колоннах с упрощёнными капителями. Простенки между небольшими окнами верхнего яруса на западном фасаде заполнены майоликовыми вставками с орнаментами и каллиграфическими надписями. Говоря о мавзолеях, мы не можем не рассказать о кладбище (мезарлыке), которое примыкало к ним. Оно было основано в начале XVI в. У. Боданский сообщает нам, что в начале ХХ в. кладбище было заброшено и на нём не хоронят с к. XVIII в., а пасут скот[32]. Из архивных документов нам известно, что территория мезарлыка была частной собственностью, принадлежавшей некому купцу Борису Ефимовичу Энштейну, которым он пользуется. Была создана специальная комиссия, которая рассматривала данное дело со стороны, защищавшей как людей, чьи родственники находились на этом кладбище, так и Энштейна, который купил этот участок земли для своих нужд. Также в этом документе описываются остатки кладбища, находившиеся на территории купленного участка или около него: «На нём имеется два татарских памятника в виде маленьких домиков четырёхугольной формы, стены которых каменные, без крыши и потолка, один из памятников имеет в одной стене два отверстия в виде небольших окошек, одно из которых закрывается деревянной дверкой, второе – открывается со вставленной в нём решёткой, при чём на стене имеется татарская надпись, а в середине памятника лежит старый надгробный камень. Второй памятник такого же вида в середине и размера, имеется в середине надгробная плита. Других памятников на этом месте не обнаружено, за исключением найденных двух надгробных камней близ границы участка».[33] Е.В. Крикун даёт сведения, в которых говорится, что «на территории кладбища расположено более двухсот надгробий, среди которого множество шедевров камнерезного искусства…
Простейшей формой надгробия является плита, горизонтально уложенная на ребро. Иные составлены из нескольких плит… Плита имеет скульптурно обработанное завершение в виде чалмы на мужских могилах и плитой с надписью в изголовье. Плита имеет скульптурно обработанное завершение в виде чалмы на мужских могилах или каблука - на женских»[34].
Важным элементом в архитектурном ансамбле Бахчисарая являются ханские бани, находящиеся с ханским дворцом и получившие название из-за своего расположения при постройке на территории ханского дворца, но в начале ХХ в. оно принадлежало частному лицу. Ещё в начале ХХ в. это здание не было подвержено реставрации, а сохраняло первоочерёдный свой вид. Сооружение бани – значительное событие в жизни местного населения. В баню приходили не только мыться, но и здесь можно было развеяться, побеседовав, отдохнув, обменявшись новостями. У. Боданский считает, что вид бань «не казист», т.к. здание помещено «в узеньком, глухом переулке; фасад, выходящий частью на набережную речки Чурук-Су, окрашен в уродливый грязно-оранжевый цвет; над входом висит, по восточному обычаю вделанная в стену мраморная доска с выбитой рельефной надписью: «Построено по повелению Султана Адиль-Сахиб-Гирей-хана, сына Менгли-Гирей-хана, сына Аджи-Гирей-хана в 939 г.(1533 г. по Р.Х.)». Дворы ведут в раздевальню (предбанье) в виде четырёхугольной комнаты, перекрытой деревянной стропильчатой крышей; по середине комнаты – фонтан, корпус которого высечен из местного известняка. Дальше низенькая узкая дверь ведёт в следующее помещение с верхним помещением с верхним сводом, попадающим из небольшого окошка в виде звезды и нескольких застеклённых круглых отверстий, расположенных во круг него. За тем идёт помещение собственно бани; в плане представляется в виде четырёхугольника, перекрытого полукруглым куполом; переход от четырёхугольных стен к круглому куполу обработан рядом очень красивых стрельчатых арок. Помещение освещено верхним светом, падающим и множество круглых творений в куполе с позеленевшими от времени стёклами. по середине помещается сделанное каменное возвышение для сиденья; кругом стенок каменные раковины с кранами горячей и холодной воды »[35].
Е.В. Крикун по поводу бань рассказывает также об их отоплении: «Обогревались бани сложной системой отопительных каналов, расположенных в массивных стенах под куполом. Отопительно-охладительное устройство позволяло нагреть или «простудить» баню, по желанию. Воды на каждого хватало предостаточно. Ощущению повышенного комфорта способствовали интерьеры моечных»[36].
Самой плотной является западная сторона застройки дворцовой площади, где находится главный корпус. Его сложная живописная композиция состоит из групп построек, соединённых переходами, двориками и образующих парадную и жилую половины. К южной стороне ханских хоромов пристроена Малая дворцовая мечеть, за нею, западнее, на некотором расстоянии – гаремный корпус с отдельно стоящей около него Соколиной башней.
Парадная половина ханских палат начинается с Посольского дворика, куда ведут большие Посольские ворота. Сквозь деревянную колонаду дворика слева виднеется наиболее древняя часть дворца – портал Алевиза
36.Бахчисарайский дворец – жемчужина крымскотатарской архитектуры
Ханский дворец в Бахчисарае (крымскотат. Han Saray, укр. Ханський палац в Бахчисараї, Бахчисарайский дворец) — бывшая резиденция крымских ханов. Памятник истории и культуры общемирового значения, единственный в мире образец крымскотатарской дворцовой архитектуры[2]. Дворец входит в состав Бахчисарайского историко-культурного заповедника. В помещениях дворца располагаются музей истории и культуры крымских татар, художественный музей[3], выставка холодного и огнестрельного оружия. Территория дворцового комплекса занимает 4,3 гектара. Ранее площадь дворцового комплекса составляла 18 гектаров[4].
Дворец расположен на левом берегу реки Чурук-Су. В состав дворцового комплекса входят северные и южные ворота, Свитский корпус, дворцовая площадь, главный корпус, гарем, ханская кухня и конюшня, библиотечный корпус, соколиная башня, ханская мечеть, Персидский сад, ханское кладбище, гробница (тюрбе) Диляры Бикеч, гробницы Северное и Южное тюрбе, надгробная ротонда, баня «Сары-Гюзель», набережная с тремя мостами, сады и парковые сооружения, Екатерининская миля и другие объекты.
Архитектурный стиль дворца продолжает традиции османской архитектуры XVI—XVII веков. Главная архитектурная идея — воплощение мусульманского представления о райском саде на земле. «Бахчисарай» переводится скрымскотатарского языка как «дворец-сад» (bağça — сад, saray — дворец). Внутри дворца много двориков с деревьями, цветами и фонтанами. Сооружения лёгкие, украшены росписями, окна забраны ажурными решётками.
История дворца
До строительства дворца в Бахчисарае резиденция крымских ханов находилась в долине Ашлама-Дере. Когда долина стала тесной для ханского двора, было принято решение построить дворец в новом месте. Строительство дворца началось в начале XVI века во время правления хана Сахиба I Герая. Вместе со строительством дворца началось строительство самого Бахчисарая.
Старейшие постройки дворцового комплекса — большая Ханская мечеть и бани Сары-Гюзель, датируемые 1532 годом. Портал Демир-Капы датирован 1503 годом, но он был построен в другом месте, а затем перенесён во дворец. За время своего существования дворец постоянно достраивался правившими ханами. При Девлете I Герае было построено ханское дюрбе, при Исляме III Герае — зал собраний и ещё одно дюрбе, при Бахадыре I Герае — дополнительное помещение для официальных приемов, а при Каплане I Герае — Золотой фонтан. При Селямете II Герае была построена летняя беседка, при Арслане Герае — медресе, и, наконец, при Крыме Герае были построены дюрбе Диляры-бикеч, «Фонтан слёз», а также силами иранского зодчего Омера выполнена богатая отделка внутренних покоев.
В 1736 году во время войны Крымского ханства с Россией Бахчисарай был взят войсками фельдмаршала Кристофа Миниха. Миних приказал сжечь ханскую столицу и дворец. Перед этим, однако, он дал капитану Манштейну поручение сделать описание дворца (оно сохранилось до наших дней), и лишь после этого ханскую резиденцию подожгли. Пожар уничтожил большую часть строений, после чего дворец был почти полностью перестроен[5]. Восстановлением дворца занимались Селямет Герай, а затем Крым Герай[6].
После того, как Крым вошел в состав Российской империи, дворец находился в ведении Министерства внутренних дел. За это время он много раз перестраивался, в результате чего здания изменили свой первоначальный вид, и было утрачено единство стиля. Ремонты обычно проводились к приезду во дворец высоких гостей. После ремонтов XIX векабыли существенно изменены интерьеры ханских покоев.
В 1930-е годы под руководством архитектора П. И. Голландского был произведён ремонт дворца. При этом ремонте были забелены известью раскраски дворца снаружи[6].
В 1961—1964 годах проводилась научная реставрация росписей и архитектурных деталей дворца, которой занималось украинское научно-реставрационное управление Госстроя УССР. В ходе этой реставрации внешний вид дворца был приближен к первоначальному. Были сняты слои краски с портала Демир-капы, сняты поздние наслоения росписей
Большой Ханской мечети, расчищены росписи Омера в Летней беседке, проведена реставрация потолков Зала Дивана[6]. Работы по приведению дворцового комплекса в первоначальный вид продолжаются[8].